ни, и потому достоверность сведении, приводимых ими, весьма различна.
Наибольшую ценность представляют произведения
Диодора Сицилийского (I в. до н. э.) «Историческая библиотека»,
в сохранившихся
частях которой излагается греческая история с 481 (подготовка
похода Ксеркса на
Грецию) по 302 г. до н. э. (подготовка битвы
при Ипсе), многочисленные произведения
Плутарха (I в. н. э.), уроженца беотийского
города Херонеи, особенно биографии знаменитых политических деятелей
Греции
(Тезея, Ликурга, Солона, Фемистокла, Перикла, Алкивиада, Кимона,
Никия и др.),
труд Павсания (II в. н. э.) «Описание Эллады».
В комплексе исторических источников
по истории Древней Греции столь же важное место занимают эпиграфические
источники. Это надписи на камне (каменных
плитах, стенах зданий, стелах, статуях и
т. п.), керамике, металлических пластинках.
Надписи были разные — от нескольких
букв до сотни строк. Однако больших надписей (в несколько десятков
строк) немного, основная часть эпиграфического
материала содержит текст в несколько
строк.
Греки делали надписи довольно часто
и по разным поводам: договоры с другими
государствами, статьи законов, финансовые и другие отчеты, записи
о расходах,
продаже имущества, закладные, договоры
об аренде, посвящения богам, строительные надписи, перечисление
заслуг покойника и многое другое. Сам характер
греческих надписей, таким образом,
предполагает необычайно широкий объем самой разнообразной информации,
знакомство с которой позволяет узнать о таких
сторонах жизни, о которых молчат все другие источники. Надписи,
как правило, современны упомянутым в них событиям,
излагают достоверные факты, поскольку
выставлялись для публичного обозрения.
Сведения, содержащиеся в надписях, кроме того, позволяют проверить
данные, которые содержатся в трудах древнегреческих историков.
Например, дошедшие до нас списки фороса, получаемого с афинских
союзников, подтверждают широко известное положение Фукидида и
других греческих авторов о жестокой эксплуатации союзников Афинами.
Большая надпись о заключении II Афинского морского союза в 378
г. до н. э. подтверждает глубокое изменение характера отношений
Афин и их союзников в IV в. до н. э.
Значение надписей как исторического источника еще и в том, что
они найдены не только в Афинах, но и во многих других городах
Греции, о которых авторы не сообщают никаких сведений. В настоящее
время открыто свыше 200 тыс. надписей из всех уголков греческого
мира. Они собраны, обработаны и изданы в виде многотомных собраний—корпусов.
Наиболее полные собрания греческих надписей следующие: «Корпус
греческих надписей», изданный А. Бёком и его учениками в 1825—1877
гг. (т. I—IV); «Надписи Греции», с 1878 г. изданы 15 томов. Надписи
исторического содержания собраны английским эпиграфистом М. Тодом
(«Собрание греческих исторических надписей», 1946—1948. Т. 1—11).
Одними из древнейших греческих надписей являются дружественные
договоры
между пелопоннесскими городами Элидой
и Гереей и между жителями двух небольших
полисов в Элиде — анетян и метапийцев
(VI в. до н. э.).
Большой интерес для историка представляют надписи законодательного
характера. Так, надпись 409—408 гг. до н. э. из
Афин содержала текст древнейшего афинского законодательства Драконта,
восходящего к концу VII в. до н. э. На стенах одного
из общественных зданий в критском городе
Гортина обнаружен текст законов, который
сохранился почти целиком и является одной из самых длинных греческих
надписей
(так называемые «Гортинская правда»).
Примером пространных надписей, регулирующих отношения колонистов
во вновь