тысячелетия до н. э. сложилась племенная
группа афинян, говорившая на ионийском
диалекте греческого языка. В гомеровский
период на территории Аттики существовало
несколько самостоятельных родовых
общин, управляемых басилеями и советами
старейшин. Население делилось по кровнородственному признаку на
четыре филы
(племени), каждая из которых, в свою очередь, состояла из трех
фратрий, каждая
фратрия насчитывала несколько десятков
родов.
Как и в других греческих областях, в
IX—VIII вв. дон. э. в Аттике наблюдаются
признаки разложения родового строя,
социальная дифференциация населения и
появление первых признаков государственности. Рождение полисной
организации началось в Аттике с преобладания Афин среди
других родовых поселков. Расположенные
в центре плодородной долины, удобной для
земледелия, Афины располагали запасами
качественной глины и наладили керамическое производство. Их так
называемые
дипилонские вазы (украшенные геометрическим орнаментом сосуды),
найденные в районе Дипилон в Афинах, нашли
довольно широкое распространение в
Греции.
Афины, находящиеся в 5 км от моря,
укрытые от нападений пиратов, располагали довольно мощными укреплениями
на
скалистом Акрополе и могли обеспечить
безопасность жителей Аттики в большей
степени, чем какой-либо другой поселок.
Вокруг Афин начинается объединение
(синойкизм), частью добровольное, частью
насильственное, всех родовых общин
Аттики. Такое объединение, по преданию,
завершил афинский герой Тезей. Тезей
уничтожил органы управления (т. е. советы старейшин и должностных
лиц) во
всех родовых поселках, всеми делами в
Аттике стал распоряжаться совет старейшин из басилеев, находившийся
в
Афинах. Местный культ богини Афины —
покровительницы города — стал общеаттическим культом. В ее честь
был учрежден религиозный праздник Панафинеи,
торжественно справлявшийся всем населением. В Афины были переселены
многие
знатные роды из других поселков, что
привело к увеличению городского населения. Сюда же были переведены
святилища местных аттических божеств, в
частности бога морей Посейдона, почитавшегося в приморских районах
Аттики,
богини земледелия Деметры, почитаемой в
Элевсине, и др.
Процессы имущественной и профессиональной дифференциации афинского
общества привели к выделению трех
социальных групп: родовой знати, получившей название эвпатридов,
основной
массы населения — земледельцев-геоморов и ремесленников-демиургов.
В
политической сфере басилей — племенной
вождь — уступает место коллегии должностных лиц—архонтов, а совет
старейшин
преобразуется в совет Ареопага, или Ареопаг, который пополнялся
из отслуживших
свой срок архонтов. И хотя архонты и Ареопаг комплектовались из
среды родовой
знати, само по себе появление новых должностных лиц и нового совета
наносило удар
по традиционным органам родового строя.
В VIII—VII вв. до н. э. господству-
ющие позиции в рождающемся афинском
полисе захватила родовая знать — эвпатриды. Многие земли, ранее
принадлежавшие всем соплеменникам, были
присвоены знатью. Основная масса
сородичей, лишенная земли, беднела и
попадала в зависимость от эвпатридов.
Высшие должности архонтов и Ареопаг
пополнялись из их же среды. По давней
традиции, восходящей к родовым порядкам, знать занималась толкованием
обычного (т. е. незаписанного) права и,
естественно, использовала этот обычай в
своих интересах.
Укрепление экономического положения знати, ее консолидация в
господствующий слой общества, распоряжение