Наша группа ВКОНТАКТЕ - Наш твиттер Follow antikoved on Twitter
217

Заключение

Античные историки и географы донесли до нас лаконичные, но исключительно интересные и ценные описания Северного Причерноморья и прилегающих к нему регионов. Эти сведения привлекают внимание исследователей на протяжении уже нескольких столетий. Тем не менее здесь уже существует немало загадок и тайн, нерешенных проблем и неизученных вопросов.

В письменных источниках выявлено достаточно много противоречий, расхождений, несоответствий, неясностей. Они объясняются большей частью не ошибками древних авторов, как обычно было принято считать ранее, а двумя основными причинами: 1) соединениями текстов разных редакций (контаминацией) и разновременных сведений, 2) палеогеографическими изменениями в рассматриваемом регионе.

Поэтому в последние десятилетия все очевиднее проявляется необходимость комплексного подхода к проблеме: всестороннего изучения письменных, археологических, палеогеографических, картографических и других источников. Комплексный подход на стыке гуманитарных и естественных наук дает все более ощутимые, порой — исключительно важные результаты.

Все большее значение приобретают результаты комплексных подводных историко-археологических и палеогеографических и следований, так как в результате повышения уровня Черного моря и других палеогеографических изменений многие античные города и поселения, гавани и острова, маяки и святилища частично или полностью оказались под водой. Кроме того, десятки затонувших античных кораблей лежат на дне моря, лиманов, озер. Назрела острая необходимость их всестороннего изучения. Подводная археология в нашей стране находится, к сожалению, в плачевном положении и нуждается в мощной поддержке. Будем надеяться, что в скором времени она должна получить новый импульс для своего развития.

Автором разрабатывается программа комплексных историко-археологических и палеогеографических исследова

218

ний. Особое место в ней занимает судостроительное направление. Здесь, как уже говорилось, имеется определенный опыт.

В 1989 г. под научным руководством автора был построен первый в нашей стране и один из нескольких в мире парусно-весельных кораблей типа античной диеры под названием «Ивлия». На этой диере было совершено плавание по маршрутам античных мореходов из Черного моря в Средиземное. Особенно впечатляющим был переход по овеянному античными мифами и легендами Боспору Фракийскому, современному Босфору.

Первые результаты вдохновили на дальнейшую работу в этом направлении. Весной 1991 г. по инициативе группы моряков, ученых, писателей, журналистов и других энтузиастов была создана новая общественная организация — Российская ассоциация истории мореплавания и кораблестроения (АССМОР). Ассоциация приступила к разработке и реализации многолетней комплексной программы «300 лет Российскому флоту», посвященной славному юбилею этого великого события в отечественной и мировой истории.

Познакомим читателя с основными направлениями этой программы.

1. Строительство старинных кораблей с максимальным приближением к изучаемому периоду (технология, общий вид, интерьер, парусное и весельное вооружение, таран, пушки, оружие, одежда, предметы быта и т. д. и т. п.). Уже начата работа по подготовке к строительству старинного фрегата.

2. Плавание на построенных кораблях по маршрутам великих мореплавателей с выполнением обширных программ комплексных исследований по древней истории, археологии, истории мореплавания и кораблестроения, экологии, океанологии, палеогеографии, морской медицине, по испытанию новой техники, оборудования, снаряжения, приборов, материалов, с проведением рекламно-пропагандистских мероприятий, выставок, выставок-продаж, деловых встреч и т. д.

3. Создание «Музея истории русского мореплавания и кораблестроения». Проведение тематических музейных выставок в нашей стране и за рубежом.

4. Поиски и изучение затонувших кораблей с древнейших времен до наших дней. Подъем и музеефикация наиболее интересных объектов. Составление историко-археологической карты находок.

219

5. Составление «Атласа морских захоронений». Увековечение памяти погибших моряков, установление фамилий, поиски документов, родственников погибших и т. д.

6. Создание «Музея подводного мира».

7. Создание Балтийского, Дальневосточного, Черноморского и других научно-исследовательских центров (офисы, лаборатории, научные и учебные корпуса, гостиницы, научно-исследовательские суда и другие плавсредства).

8. Издание серии художественных книг «Библиотека морских приключений», серии научно-популярных книг «300 лет Российскому флоту», красочного юбилейного альбома «Славная летопись Российского флота. 1696— 1996 гг.», отдельных книг, альбомов, буклетов, проспектов, открыток, календарей и т. д.

9. Издание иллюстированного журнала «Морские приключения».

10. Создание полнометражного научно-популярного фильма «300 лет Российскому флоту», серий короткометражных фильмов: «Героические корабли», «Выдающиеся флотоводцы», «Хроника затонувших кораблей», «Тайны морских глубин» и др.

11. Проведение благотворительных теле-, радиомарафонов, концертов, встреч, лотерей и других мероприятий.

Ассоциация приглашает заинтересованные советские и зарубежные организации, предприятия, фирмы, моряков, кораблестроителей, ученых, писателей, художников, кинорежиссеров, кинооператоров, различных специалистов, смелых, предприимчивых бизнесменов, всех, кому дорога история России, принять участие в разработке, финансировании и реализации этой программы. Ассоциация ждет ваших предложений, поддержки, помощи, участия в работе. Мы должны изучать, знать и помнить нашу историю, беречь и умножать славные традиции Российского флота, хранить овеянные славой и легендами старинные реликвии. Ведь это — наше прошлое! Без него нет настоящего и будущего!

В связи со всем этим очевидна и острая необходимость создания историко-археологической карты затопленных и затонувших памятников. Такая карта чрезвычайно важна для решения многих сложных и интересных проблем.

Лежащие под водой древние города и поселения, гавани и острова, маяки и святилища, корабли и другие объекты являются археологическими памятниками и охраняются законом. По существующему законодательству исследовать

220

их могут только квалифицированные специалисты, имеющие специальное разрешение — Открытый лист, выдаваемый Институтом археологии той республики, в пределах которой находится памятник. Это положение, разумеется, известно. И все же не будет лишним еще раз подчеркнуть, что всякие любительские исследования должны быть строго запрещены. Такие дилетантские изыскания только губят археологический памятник, наносят непоправимый ущерб науке.

Также важны для науки затопленные и затонувшие объекты более поздних времен, включая и период Великой Отечественной войны. Их исследованиями должны заниматься квалифицированные специалисты научно-исследовательских учреждений.

Создание историко-археологической карты затопленных и затонувших памятников — одна из основных задач деятельности недавно созданной Российской ассоциации истории мореплавания и кораблестроения. Ассоциация совместно с Институтом археологии и другими научно-исследовательскими учреждениями разрабатывает многолетнюю комплексную программу историко-археологических исследований.

Поэтому автор пользуется случаем обратиться с настоятельной просьбой к морякам, рыбакам, водолазам, аквалангистам, ко всем специалистам, работающим под водой,— немедленно сообщать о всех случайных подводных находках в местные музеи, общества охраны памятников истории и культуры, отделы культуры, а также в Институт археологии (117036. Москва, ул. Дм. Ульянова, 19). Этим вы спасете для науки историко-археологический памятник и окажете большую помощь ученым.

Что же может встретиться во время подводных работ? Чаще всего — древняя керамика. Обнаружив под водой обломки амфор, другой посуды или целые экземпляры, достаточно взять лишь несколько образцов. Полностью собирать все находки нельзя. Этим можно уничтожить обнаруженный комплекс, и тогда объект потеряет свою ценность. Необходимо определить границы распространения находок, условия залегания, рельеф дна, глубину, как можно точнее определить координаты или дать точную привязку к берегу и т. д.

Не секрет, что памятники старины давно являются предметом коллекционирования, бизнеса и т. п. На их поиске, подъеме, дальнейшей продаже или коллекционировании специализируются сотни созданных для этой цели

221

групп и одиночек. Зачастую они не всегда осознают, что этим наносят непоправимый ущерб науке. Мало того, что затонувшие памятники изо дня в день безжалостно разрушаются водной стихией. Их также безжалостно уничтожает человек, когда случайно, а чаще — сознательно и целенаправленно. Поэтому хочется еще раз настойчиво обратиться к читателю с призывом бережно относиться к памятникам истории и культуры как на суше, так и под водой и активно содействовать их охране от разрушения и разрушителей.

Но одними призывами проблему не решить. Положение дел здесь весьма плачевное. Существующие структуры охраны памятников истории и культуры, к великому сожалению, не способны успешно решать свои задачи, особенно — на море. Здесь много объективных и субъективных факторов. Главная же причина — отсутствие средств. А между тем в стране ежегодно гибнут и расхищаются сотни ценнейших историко-археологических памятников. Где же выход?

На мой взгляд, эту важнейшую проблему можно решить следующим образом. Необходимо срочно создать специализированную государственную или общественную организацию по охране памятников истории и культуры под водой. Она должна быть наделена соответствующими правами и полномочиями, обеспечена первоначальным финансированием или кредитованием и мощной материально-технической базой. Ее дальнейшая деятельность будет строиться на принципах хозрасчета и самоокупаемости. Собственная финансово-хозяйственная деятельность даст возможность этой организации развиваться и успешно решать задачи охраны, изучения и спасения памятников истории и культуры, находящиеся под водой.

Несколько слов о старинных кораблях. На небольших глубинах могут попасться следы кораблекрушения. Наиболее верный признак — груз корабля, чаще всего амфоры. Большое скопление целых амфор свидетельствует, бесспорно, о том, что здесь в древности затонул корабль. Сам корабль большей частью может быть замыт песком или илом и на поверхности от него могут быть только отдельные части и предметы. Поэтому при подводных работах важно обращать внимание на каменные и свинцовые якоря, штоки, свинцовые листы обшивки, различные деревянные предметы и детали.

Гораздо лучше сохраняются корабли на больших глубинах. Здесь хорошо виден корпус корабля, его очертания,

222

особенности конструкции и т. д. Такие объекты представляют исключительно важный интерес для ученых.

Но совсем недавно неожиданно выяснилось, что лежащие на больших глубинах и защищенные от разрушительного влияния волн и хищнического разграбления аквалангистами старинные корабли безжалостно уничтожаются рыболовецкими сейнерами. Во время лова рыбы мощные тралы сейнеров захватывают лежащие деревянные парусники. Нередко вместе с рыбой рыбаки извлекают из тралов доски от обшивки кораблей, амфоры и т. д.

Поэтому пользуюсь возможностью обратиться к рыбакам с просьбой как можно точнее и детальнее фиксировать координаты и обстоятельства таких случаев и передавать ученым эту информацию вместе с находками.

Изучение объектов на больших глубинах — очень трудная задача. Здесь много упирается в отсутствие новейшей техники, оборудования, снаряжения. Эти проблемы могут быть решены путем создания совместных экспедиций с нашими зарубежными коллегами. В этом направлении уже есть первый опыт.

В мае 1991 г. автор участвовал в первой советско-американской подводной экспедиции на Черном море под руководством известного американского океанографа и археолога В. Баскома. Основная задача экспедиции заключалась в поиске интересных объектов и изучении возможностей перспективных совместных исследований. Поиски велись с помощью локатора бокового обзора и подводного телевидения. Эти работы показали широкие возможности и перспективы совместных исследований.

Здесь нам довелось воочию столкнуться с печальной картиной уничтожения тралом рыболовецкого сейнера старинного парусного корабля неизвестного времени. В нейтральных водах примерно в 40 км от крымских берегов на глубине 100 м локатором было выявлено небольшое всхолмление. Спустили аппарат подводного телевидения «Фантом». После недолгих поисков на экране телевизора появилась проутюженная тяжелым тралом едва возвышающаяся песчаная площадка. То там, то здесь из нее торчали доски обшивки, части шпангоутов и другие детали корпуса. Здесь нашел вторую гибель старинный деревянный парусник. Площадка действительно напоминала могильный холмик. Можно только представить себе, сколько уже таких могильных холмиков на дне Черного моря!

Но здесь же еще немало затонувших кораблей, которые пока избежали столь трагической участи. И наша зада-

223

ча — спасти от уничтожения эти уникальные памятники! Медлить нельзя!

Это со всей очевидностью показывает, что программа комплексных подводных историко-археологических исследований требует серьезной государственной и общественной поддержки. Только в этом случае возможна ее широкомасштабная реализация. Хочется надеяться, что в самое ближайшее время произойдет коренной перелом и начнется серьезная работа.

Несомненно, что много интересных затонувших и затопленных историко-археологических памятников еще ждут своих исследователей. Впереди новые исследования, новые загадки и разгадки, поиски и находки, открытия и разочарования. А в основе всего лежит многолетний скрупулезный труд ученых и огромная помощь любителей отечественной истории!

Подготовлено по изданию:

Агбунов М. В.
Античная география Северного Причерноморья.— М.: Наука, 1992.— 240 с. 19 ил.— (серия «Страницы истории нашей Родины).
ISBN 5-02-005860-2
© Издательство «Наука», 1992



Rambler's Top100