Наша группа ВКОНТАКТЕ - Наш твиттер Follow antikoved on Twitter
252

Глава XVI

ИСКУССТВО

Римское искусство прошло длинный путь, соответствующий развитию римского государства.

Древние писатели сообщают о мировоззрении римлян древнейшего периода. Римляне видели божество в каждом явлении природы и даже в отвлеченных понятиях. По словам Цицерона, «Разум, Благочестие, Добродетель, Верность служат предметом почитания людей; им всем посвящены в Риме храмы». Изображений этих божеств у римлян не было. Очень древним был культ богини домашнего очага Весты, почитавшейся в виде огня.

Древнейшим римским храмом был храм Весты; это была постройка типа круглой хижины, подобная древнеиталийскому жилищу.

Во времена господства этрусков в Риме под их воздействием появились статуи богов и храмы этрусского типа и тосканский ордер. В тосканском ордере колонна имеет базу, гладкий ствол и дорийскую капитель. В VI в. до н. э. в Риме на Капитолийском холме был сооружен храм верховного бога Юпитера. Храм стоял на высоком основании (подии), с лестницей на главном фасаде, глубоким портиком и трехчастной целлой, посвященной Юпитеру, Минерве и Юноне — главным богам Рима. Этрусский скульптор Булка украсил храм терракотовыми скульптурами.

После подчинения всей Италии в III в. до н. э. греческие города юга страны оказались под властью Рима и с этого времени достижения греческого искусства стали достоянием римлян. Уже в этот период римляне достигли большого мастерства в проведении дорог, возведении мостов, а также акведуков, снабжавших население городов питьевой водой. Для сооружения мостов и акведуков римские архитекторы применили свод, ими были созданы конструкции, обеспечивавшие сводам долговечную прочность.

В это время в Риме строили общественные здания, портики и перистили. Применяются четыре ордера: тосканский, дорийский, ионийский и коринфский.

Круглый храм Весты уже в III в. до н. э. был окружен колоннадой.

Во II—I вв. до н. э. верхи римского общества проявляли большой интерес к греческой культуре. Так, греческий театр в Митилене привел римского полководца Помпея в восторг, и он приказал снять его план с целью выстроить такой же в Риме. Он выстроил его в больших размерах и более великолепным.

Основными материалами построек в это время были туф, песчаник, известняк, дерево и глина; для колони применялся и мрамор. С поздне-

253

республиканского времени использовали «римский бетон» — щебень заливали известковым раствором с вулканическим песком (цуццоланом), «бетоном» заполняли стену, облицованную каменной или кирпичной кладкой.

Форум в Помпеях представляет собою четырехугольную вытянутую площадь, обрамленную с трех сторон портиками, в конце ее, с четвертой стороны,— храм Юпитера.

Базилика в Помпеях II в. до н. э.— большое здание с бетонными стенами — имеет обширное внутреннее помещение (55 X 24 м), разделенное на три нефа двухэтажной колоннадой. В нижнем ярусе ее стояли ионийские, в верхнем — коринфские колонны. Соответственно этой колоннаде стены были украшены полуколоннами.

В Риме в I в. до н. э. был сооружен небольшой храм ионического ордера (так называемый храм Фортуны Верилис). Храм стоял на высоком основании (подии). Лестница вела только к переднему фасаду. Со стороны глубокого переднего портика стояли колонны. По другим сторонам вместо колони были приставленные к стене полуколонны. Такой тип храма именуется псевдопериптером. Все эти особенности характерны для обычных римских храмов.

Ко времени завоеваний относится возникновение римской исторической живописи. Один из живописцев происходил из знаменитого рода Фабиев. Согласно Плинию Старшему, полководец Люций Гистилий Манцин, первый ворвавшийся в Карфаген, выставил на форуме план Кар-

Роспись из Помпей

Роспись из Помпей

254

фагена и изображение осады и сам стоял около картины и разъяснял народу подробности.

Богатые дома и виллы в Помпеях и Геркулануме сохранили красочный декор внутренних помещений. Фресковая роспись покрывала стены всех помещений дома как жилых, так и парадных, а также стены открытых дворов и атриумов и даже колонны. Росписи II в. до н. э. создают впечатление монументальной стены из разноцветных больших прямоугольных камней. В начале I в. до н. э. появляются изображения колонн, портиков и даже целых зданий с соблюдением правил перспективы.

Красочность стен дополнялась мозаичными полами. Многие великолепные мозаики были перевезены в Италию из эллинистических стран. Такова, например, уже упоминавшаяся знаменитая александрийская мозаика с изображением битвы Александра с Дарием.

Мозаики широко применялись для украшения фонтанов: цветные камешки, омываемые водой, были особенно красочны.

Среди римской знати существовал обычай хранить восковые маски умерших предков. По свидетельству Плиния Старшего, в атриумах по отдельным шкапам были размещены восковые маски, чтобы изображения ранее умерших присутствовали на погребении родичей. Позднее вместо масок появились портретные бюсты из терракоты или камня. В этих портретах с документальной точностью переданы черты лица; эта особенность сохранялась в течение всего республиканского периода.

В течение III — I вв. до н. э. мощным потоком вливались в Рим произведения эллинистического искусства из покоренных греческих городов. Эти памятники искусства выставлялись в Риме для общего обозрения. Один из полководцев вывез во II в. до н. э. из Македонии 230 повозок со статуями и картинами. В середине I в. н. э. были выстроены на Капитолийском холме специальные портики для выставки в них трофеев, захваченных на войне.

Цицерон писал своему другу Аттику из Рима в Афины: «Ожидаю с нетерпением статуи из мегарского мрамора и гермы, о которых ты мне писал. Все, что ты увидишь в том же роде и что покажется тебе достойным моей «Академии» (так Цицерон назвал одну из своих вилл.— М. К.), посылай мне без колебания и не дрожи за мой кошелек. Это теперь мое главное увлечение: я ищу то, что более всего служит для украшения моего гимнасия».

Большой спрос на греческую скульптуру привел к появлению мастерских, в которых исполнялись копии греческих статуй.

Римские копии, нередко изготовлявшиеся в другом материале, делались с большой точностью. Благодаря этому обстоятельству до нас дошли произведения знаменитых древних скульпторов: Поликлета, Праксителя, Лисиппа.

Занятие скульптурой римляне считали для себя унизительным, ибо оно было связано с физическим трудом — работой ремесленников и рабов. Скульпторами в Риме обычно были греки.

Освоение богатого наследия греческого и эллинистического искусства сказалось и на римской скульптуре, в частности на исполнении портре-

255

Статуя Августа

Статуя Августа

тов. Это привело к тому, что в I в. до н. э. наряду с портретами, сохраняющими традиции староримского портрета, появляются более обобщенные портреты, хотя и сохраняющие характерные черты данного лица.

В период империи римское искусство достигает расцвета. В течение I — III вв. были созданы великолепные монументальные памятники римской архитектуры, блестящее развитие получили исторический рельеф и индивидуальный портрет. Большое распространение имели изделия торевтики и глиптики.

В это время в римской империи воздвигали термы, амфитеатры, цирки, мосты и акведуки, а также форумы. Распространение этих сооружений в провинциях явилось образным утверждением власти Рима на его огромной территории, населенной различными народами.

С архитектурой тесно была связана скульптура, входившая в большие ансамбли. В распоряжении архитекторов были разнообразные материалы, свозившиеся в Рим со всей империи,— белый и цветной мрамор, порфир, гранит и др.

256

Арка Септимия Севера

Арка Септимия Севера

Применение бетона открывало широкий простор для грандиозных сооружений. Бетон использовался не только для стен, но и для сводов и куполов. Бетон, застывая, сливался с жестким каркасом из обожженного кирпича, образуя монолитную конструкцию. Такую постройку можно было осуществить, применяя довольно дешевые материалы с небольшим числом строителей, руководящих массой неквалифицированных работников.

Система строительных работ большого масштаба осуществлялась при помощи подрядчиков и коллегий ремесленников — строителей. Работали главным образом рабы, пленники и заключенные из низших слоев общества.

Римское искусство начала империи имеет парадный, официальный, довольно строгий стиль. Впервые в строительстве Рима был так широко применен мрамор — для колонн, карнизов, облицовок стен и мозаичных полов.

Крупным сооружением этого времени был форум императора Августа, построенный около старого римского форума. Это была большая замкнутая стенами площадь, расширенная с боковых сторон двумя

257

Пантеон

Пантеон

большими нишами, украшенная колоннадами и статуями, в глубине ее находился храм Марса-Мстителя. Подобно другим форумам, вновь построенный был предназначен для деловых встреч и сделок.

Другим произведением этого времени является алтарь Мира, поставленный в честь Августа. Алтарь был сооружен на высокой площадке, обнесенной стенами, на наружной стороне которых вверху в барельефе представлена процессия освящения этого алтаря. Среди множества торжественно шествующих людей изображены император и его близкие. Нижняя часть стен украшена орнаментом в виде вьющегося растения. Четкий линеарный контур фигур и орнамента не нарушает плоскости стены, но придает ей парадность.

Для стенных росписей конца I в. до н. э. — начала I в. н. э. свойственны уравновешенные композиции. В центре стены помещалась картина с одной или двумя фигурами, изображенными в фас или в профиль, без подчеркивания глубины пространства. Картины помещались в рамке фасада с тонкими колоннами, похожими на канделябры. По сторонам этой большой картины симметрично располагались миниатюрные картины, часто с изображением берегов Нила. Египетские мотивы про-

258

Капитель терм Каракаллы с фигурой Геракла

Капитель терм Каракаллы с фигурой Геракла

никли в Рим после 30 г,. до н. э. с превращением Египта в римскую провинцию. Излюбленный в это время тип декора в стенных росписях и в архитектуре — гирлянда из плодов и цветов — принесен из Александрии.

В Риме в это время прославился своими изящными росписями стен художник Студий (или Лудий). На темпом фоне в светлом рисунке он изображал легкие миниатюрные архитектурные пейзажи, цветущие сады.

В росписях уже упоминавшегося выше дома Веттиев в Помпеях представлены объемный орнамент и пространственные многофигурные картины, где персонажи изображены в движении, в разнообразных ракурсах. В декоре стены большое место занимают фантастические архитектурные детали. Они создают лишь иллюзии сложных портиков и зданий. Со второй половины I в. и по IV в. н. э. в декоре стен и потолков применялись рельефы из штукатурки и позолоты, а также цветной мрамор.

Стремясь к популярности, римские императоры воздвигали общественные здания. Но были и сооружения, вызывавшие недовольство. Та-

259

Марк Аврелий на коне

Марк Аврелий на коне

ким был «Золотой дом» — резиденция императора Нерона, известного своей расточительностью и распущенностью. По словам древнего автора, «ни в чем не был Нерон так расточителен, как в строительстве. Он выстроил дом протяжением от Палатина до Эсквилина (холмы в Риме). О его размерах и украшении достаточно сообщить следующее: дом имел вестибюль, в нем стояла колоссальная статуя, изображавшая Нерона. Дом был столь обширен, что в нем был портик длиною более 300 метров с тремя рядами колонн. Кроме того, при нем был пруд, наподобие моря, окруженный зданиями наподобие городов. Затем поля, на которых чередовались пашня, виноградники, луга и леса со множеством всяких видов скота и зверей. В прочих частях весь дом был внутри отделан золотом и украшен драгоценными камнями и перламутром. Столовые имели потолки с вращающейся обшивкой из слоновой кости, дабы можно было сверху сыпать цветы, а сквозь трубки брызгать благовониями. В банях текла морская и альбулийская (серная) вода».

В подвальных этажах «Золотого дома» стены и своды были расписаны. Они исполнены в пестром и красочном стиле, с изображением пыш

260

ных занавесей, портиков, с применением позолоты и раскрашенного штукового рельефа. На месте «Золотого дома», разрушенного после смерти Нерона, последующие императоры воздвигли общественные здания, а колосс Нерона был переделан в статую бога Солнца.

Сооруженная в 86 г. н. э. триумфальная арка императора Тита может служить образцом римской однопролетной арки. Она была поставлена римлянами в память победы над иудеями. Арка была увенчана бронзовой группой императора, стоящего на триумфальной колеснице. По обеим сторонам пролета арки находятся рельефные группы летящих богинь победы Викторий, в проходе также рельефные изображения — процессия императора-триумфатора на колеснице и воинов, несущих дощечки с именами покоренных городов и трофеев, захваченных в Иерусалиме. Скульптору удалось передать иллюзию толпы и дать выразительную характеристику

отдельных персонажей. В приставном ордере, украшающем арку, была примепена композитная капитель (сочетание коринфской с ионийскими волютами).

Образцом трехпролетной арки является арка императора Септимия Севера, воздвигнутая в 203 г. н. э. в память победы над парфянами; она отличается богатством скульптурного декора.

Самый большой из римских амфитеатров Колизей в Риме имеет снаружи три яруса столбов и арок, к которым приставлены полуколонны и антаблемент, внизу дорийского, во втором поясе ионийского, в третьем коринфского ордеров. Четвертый пояс, пристроенный позже, представляет собой стену, украшенную приставными пилястрами с окнами между ними (см. стр. 227).

Самый большой императорский форум — форум Траяна, построенный архитектором Аполлодором Дамасским (описание см. выше в XIV гл.).

Аполлодору Дамасскому приписывается сооружение Пантеона — храма всех богов в Риме, построенного в первой четверти II в. н. э. Огромный круглый в плане храм перекрыт гигантским куполом, опирающимся на толстые стены. Диаметр внутри храма 43,5 м, высота 42,7 м. Внутри здания внизу семь больших ниш, углубленных в толщу стен, с выступающими портиками, огромный свод, покрытый кассетами, завершен большим световым отверстием. Позднее был построен монумен

Портрет Каракаллы

Портрет Каракаллы

261

тальный портик по фасаду с восемью колоннами из египетского красного гранита с беломраморными коринфскими капителями и фронтоном.

Как уже отмечалось, термы были одним из самых распространенных сооружений в Риме. Термы Каракаллы занимали огромную площадь в 16 га, они были сооружены на искусственной террасе (высотой 4,3 м).

Главное помещение (длиной 250 м, шириной 150 м) было расположено среди парка, окаймленного портиками с площадками для гимнастических упражнений, стадионами, дорожками для прогулки. Облицовки из разноцветных пород камня, позолота, росписи и лепные украшения, мозаики и скульптура создавали впечатление очень большой роскоши.

В термах Каракаллы композитные канители колони усложнены включением в листья аканфа атлетических фигур. На стенах находились стеклянные мозаики с позолотой, а полы украшены мозаикой с изображениями гладиаторов. В залах стояли статуи.

Очень большое место в скульптуре Римской империи занимает портрет. До нас дошли в большом количестве портретные статуи и бюсты императоров и членов их семьи, общественных деятелей, полководцев и неизвестных людей. В период империи установилось несколько типов портретных статуй императора. Они воздвигались в столице и по всей империи.

Императора изображали в тоге или в доспехе полководца, или же в виде бога Юпитера, сидящего на троне. Такие статуи стояли в общественных зданиях, дворцах и на площадях (форумах). Обобщенные спокойные формы портрета конца I в. до н. э. первых десятилетий I в. н. э. в дальнейшем сменялись более подвижными и более реалистическими, особенно это заметно на портретах второй половины I в. п. э. Эти портреты отличаются мягкой моделировкой поверхности, с тонкой и контрастной светотенью.

Римские портреты второй половины II в. обладают яркой психологической характеристикой. При тонкой моделировке лица мастер широко применяет бурав для передачи пышных волос, бороды и зрачков глаз под полуопущенными веками. Портреты М. Аврелия, императора-философа,

Трофей в Адамклисси. Плененный дак

Трофей в Адамклисси. Плененный дак

262

изображают его погруженным в размышления, как бы оторвавшимся от окружающего мира.

Утонченность портретов времени Антонинов второй половины II в. н.э. сменилась грубоватостью, простотой не менее выразительных портретов III в. н. э. Ярким памятником нового стиля является портрет Каракаллы. Энергичная голова императора Каракаллы — убийцы своих родных и их сторонников — показана в резком повороте, подчеркнуты его физическая сила, грубые черты лица и свирепый взгляд.

Художественное ремесло периода Римской империи тесно связано с роскошью в жизни правящих верхов.

Искусство торевтики поднялось на еще большую высоту, чем в период эллинизма: золотая и серебряная посуда, вазы, чаши и кубки для пиров были украшены рельефными гирляндами, мифологическими фигурами, растительным орнаментом в сочетании с тонкой резьбой. Клады таких драгоценных сосудов были открыты в Помпеях, Гильдесгейме (Германия) и др. Об искусстве торевтов II в. н. э. свидетельствует портрет Люция Вера, найденный в Маренго (на севере Италпи), он выполнен из одного тонкого листа серебра без какой-либо спайки, в технике. торевтики, т. е. путем выколачивания. Так же в технике торевтики исполнялись и драгоценные украшения — перстни, браслеты, бусы, ожерелья. С украшениями тесно связана и глиптика — резные камни, часто служившие печатями, и камеи. Наиболее тонко исполненные камеи относятся к I в. н. э.

В I—II вв. происходит расцвет городского строительства по всей империи. Особенно характерна для новых городов в провинциях правильная планировка по типу римского лагеря.

Искусство провинций, объединенное единым стилем Римской империи, тем не менее обладает рядом часто сильно выраженных местных особенностей, тесно связанных с наличием различных традиций у тех или иных народов.

В Ниме (Южная Франция) хорошо сохранился парадный и стройный храм Августа — псевдопериптер коринфского ордера на высоком основании, с глубоким шестиколонным портиком и легким антаблементом. Близ Нпма находится знаменитый мост через реку Гард, поражающий зрителя грандиозными размерами; над мостом проходит акведук (см. стр. 225).

Своеобразна триумфальная трехпролетная арка в Оранже, поверхность ее стен покрыта изображениями оружия и побед над галлами, исполненными местным скульптором.

Театр в Оранже хорошо сохранился. Во всю высоту стоит стена скены. С наружной стороны — это ряд арок, над которыми расположена высокая сплошная каменная стена, с внутренней стороны украшенная мраморной колоннадой и статуей императора; места для зрителей были сооружены на склоне скалистого холма подобно греческому театру.

Чрезвычайно своеобразны произведения местной скульптуры, их огромное количество. Это главным образом надгробные памятники или посвящения божествам. В них ярко отражены жизнь и этнические типы

263

Колоннада в Пальмире

Колоннада в Пальмире

местного населения. Особенно интересны статуи галлов и галльские надгробные рельефы с бытовыми сценами из жизни ремесленников, виноделов, торговцев и пр. Эти изображения переданы плоскостно, с резким контуром и неправильными пропорциями головы, фигуры человека и отдельных предметов. Вместе с тем они отличаются выразительностью.

В святилищах на территории Югославии, Болгарии, Румынии и других стран найдены небольшие плиты с изображениями божеств, культы которых особенно были распространены среди римских солдат, а также божеств природы, растительности и плодородия. Надгробия, найденные в долине реки Струмы (в Болгарии), имеют форму большого диска, заполненного рядами портретных бюстов. В этих изваяниях есть необычные для античного искусства жесткость исполнения и грубость фактуры. Расположение фигур всегда очень тесное.

В произведениях искусства этого периода на территории Греции выступают традиции греческого искусства. Таковы сооружения императора Адриана в Афинах: им был достроен храм Зевса Олимпийского, колоссальный периптер коринфского ордера, начатый еще в эллинистический период, арка Адриана в Афинах является сочетанием римской арки и греческого портика.

264

Баальбек. Круглый храм

Баальбек. Круглый храм

Вилла Адриана в Тибуре (близ Рима) представляла сложный ансамбль различных построек, в которых император пытался воспроизвести особенно понравившиеся ему здания и памятники, которые он видел во время своих постоянных путешествий по провинциям, среди парков и прудов, украшенных подлинными греческими статуями или копиями с них.

На территориях, ранее входивших в состав эллинистических государств, сильно сказались традиции отчасти эллинистического искусства, а отчасти и древневосточного. Несмотря на это, в восточных провинциях получили широкое распространение новые типы римских зданий, строительные конструкции, римские ордеры и приемы отделки. Таковы постройки римского времени на главной улице Эфеса, обрамленной колоннадами, общественными зданиями и храмами.

На вершине акрополя в Пергаме был сооружен храм, посвященный императору Траяну (Траянеум), представлявший периптер коринфского

265

Баальбек. Колоннада храма Солнца

Баальбек. Колоннада храма Солнца

ордера. Храм стоял посередине площади, обрамленной колоннадами. Главная улица Пальмиры (города в Сирии) длиной 1100 м обрамлена с обеих сторон рядами колони (высотой 9,5 м), на одном конце улицы стоит трехпролетная арка, к другому примыкает под прямым углом широкая улица, обрамленная колоннадами 230 м длиной.

Ярким памятником архитектуры восточных провинций является комплекс храмов, сооруженных в I — III вв. н. э. в Гелиполе (Баальбека). Лестница с 42 ступенями вела в глубокий 12-колонный портик ворот (пропилей), за ними находились шестиугольный двор и, наконец, обширная площадь (88 X 100 м), обрамленная портиками, в глубине которой на высокой платформе стоял храм бога Солнца (Гелиоса). Это был псевдодиптер (т. е. диптер без внутренних рядов колонн). Храм окружали коринфские гладкоствольные колонны 19,6 м высотой.

О богатстве архитектурного декора большого храма можно судить по хорошо сохранившемуся меньшему храму, стоявшему вблизи, и круглому

266

храму, где широко применены приставные портики, арочки, опирающиеся на колонны, ниши и богатая орнаментация карнизов и потолков.

На постройки, возводимые в провинциях, император назначал специального представителя центральной власти. В строительстве общественных зданий иногда участвовали воинские части.

Портреты в восточных провинциях весьма разнообразны. Во многих портретах наблюдаются приемы, свойственные италийским мастерам (например, изображение глаз и волос). Наряду с римским типом статуарного портрета сохраняется эллинистический тип статуи в гиматии и приемы эллинистической скульптуры. В некоторых произведениях сильно выступают местные восточные черты.

Так, портреты из Пальмиры представляют местных жителей в местных костюмах, в высоких головных уборах, с множеством украшений, с характерными восточными чертами лица; одни из них выполнены в более живом движении, другие неподвижны, с несколько условной трактовкой деталей лица, волос и одежды.

В Египте в это время блестящее развитие получил живописный портрет. В Риме также была портретная живопись, но до нашего времени дошло очень мало памятников. Египетские живописные портреты по месту находки получили название фаюмских. Они были написаны на деревянных досках восковыми красками или темперой. Это портреты египтян, греков и римлян, живших в первые века нашей эры в Египте. Наряду с реалистическими портретами, исполненными в манере эллинистическо-римской живописи, есть более схематичные изображения в традициях египетского искусства с графически очерченными деталями.

Значительного расцвета римское искусство достигло в Северной Африке. Город Тимугади, ныне Тимгад, был построен по плану римского лагеря в 100 г. н. э. В городе Лептис Магна были воздвигнуты в III в. новый роскошный форум, театр, триумфальная арка, базилика. Здесь была найдена статуя императора Септимия Севера в виде бога Юпитера. Базилику III в. н. э. украшают коринфские пилястры глубоко врезанным орнаментом и горельефными изображениями богов среди завитков виноградной лозы, ярко выступающими на затененном фоне.

Женский портрет из Фаюма

Женский портрет из Фаюма

267

Традиции туземного населения видны в найденной в Тимугаде посвятительной плите Сатурну— популярному сельскому божеству.

Сатурн представлен вверху плиты в виде возлежащей мужской фигуры с серпом в руке. Ниже изображен жертвователь с бараном.

Огромные головы, короткие пропорции фигуры Сатурна, узорчатая трактовка волос и складок одежды, резко очерченные глаза и рот отличают эти изображения от античных норм.

В конце III — начале IV в. н. э. строительное дело получило дальнейшее развитие; архитекторы смело перекрывают грандиозные помещения. В сооруженных в Риме термах Диоклетиана, в базилике Максенция стены пронизаны пролетами, арки сводов опираются на столбы, стоящие за колоннами. Арка Константина повторяет тип трехпролетной арки, но она более тяжела, а ее декор свидетельствует об упадке скульптуры; при этом только фриз с плоскостными схематичными скульптурами относится к началу IV в. н. э.— времени сооружения арки, а рельефные медальоны относятся к более раннему времени.

Военная опасность вызвала необходимость в III в. н. э. построить стену вокруг Рима. В эту новую стену была включена сооруженная много раньше гробница Цестия в виде пирамиды.

Укрепления в большом числе строились и в провинциях. Таковы крепостные ворота в Трире (III в. н. э.), фланкированные огромными башнями, украшенные снаружи поясами приставных колонн.

Выдающимся произведением позднеримской архитектуры является дворец Диоклетиана в Сплите, построенный в 305 г. н. э. Дворец стоит на берегу моря. Он занимает площадь около 3,9 га.

Дворец распланирован по типу римского лагеря. Он окружен стенами с башнями. Хорошо сохранились до настоящего времени не только укрепления, но и обрамленная колоннадами главная площадь и средняя часть внутреннего фасада дворца, его вестибюль и расположенные в цоколе помещения с апсидами, перекрытые сводами или куполами. План этих помещений отвечал жилым и парадным покоям верхнего этажа.

Лептис Магна. Базилика Севера. Декор пилястры

Лептис Магна. Базилика Севера. Декор пилястры

268

Портрет императора Константина

Портрет императора Константина

Мозаика из города Пьяцца Армерина. Сицилия

Мозаика из города Пьяцца Армерина. Сицилия

В комплекс дворца входили: небольшой храм Юпитера и мавзолей Диоклетиана — восьмигранное здание, увенчанное куполом, а также обширные казармы для гарнизона и слуг.

В поздний период конца III—IV вв. римское искусство отходит от реального изображения человека и его индивидуальных черт.

В портретах начала IV в., например императора Константина, видно стремление выразить напряженную душевную жизнь путем изображения огромных глаз на застывшем неподвижном лице.

Интересны рельефы со сценами цирка на постаменте, находящемся на ипподроме в Константинополе (ныне Стамбул). Фигуры размещены в два яруса, без показа глубины пространства, в верхней полосе изображена ложа в цирке с императором и приближенными, сидящими неподвижно, со схематично переданными в фас очертаниями фигур и резко очерченными деталями одежды.

Одними из ярких произведений позднеримского искусства являются мозаики IV в. н. э. Большое число таких мозаик находится в роскошной вилле около нынешнего города Пьяцца Армерина (в Сицилии).

Мозаики исполнены из разноцветных смальт; изображены сцены ловли зверей, охоты, состязаний колесниц. Фигуры очень выразительны, что достигается смелостью передачи движений и ракурсов. Ярко представлены дикие звери, а также птицы и рыбы. Сохраняется свойственная римскому искусству точность передачи одежды, вооружения, конской сбруи.

Античный мир оставил последующим временам богатое наследие, которое во многом было воспринято ранним средневековьем. Это наследие касается различных сторон производства в сфере сельского хозяйства, ремесла, строительного дела, монетной чеканки. Многие античные мосты и акведуки продолжали служить не только в средние века, но дожили и до настоящего времени.

Немалым было культурное и художественное наследие. Греческий и особенно латинский алфавиты легли в основу алфавитов всех народов Европы. Техника фрески и мозаики была унаследована средневековьем. Однако во всем богатстве, во многом забытая, античная культура начала раскрываться лишь с века Возрождения (Ренессанса) и особенно в новое время.

Подготовлено по изданию:

Античная цивилизация / В. Д. Блаватский [и др.] ; отв. ред. В. Д. Блаватский ; АН СССР. Ин-т археологии. - М.: Наука, 1973. - 270 с.



Rambler's Top100