Наша группа ВКОНТАКТЕ - Наш твиттер Follow antikoved on Twitter
35

Глава III.

РЕМЕСЛО

В хозяйстве наиболее развитых экономически полисов Греции большую роль играло ремесло, в значительной степени связанное с использованием труда рабов. Первоначально ремеслом занимались как граждане полиса, так и метэки. В специальных кварталах ремесленников были небольшие мастерские, изделия которых там же и продавались. Хозяева мастерских сами работали в них вместе с одним или несколькими рабами.

Рабы принадлежали хозяину наравне со всем оборудованием, сырьем и орудиями труда. Поэтому хозяин мог купить, продать или получить мастерскую на ходу, вместе с рабами, в том числе и с рабом-управляющим. Эргастерии были очень доходны. Если владелец эргастерия пользовался и гражданскими правами, то он часто владел еще и землей. По мере развития крупных мастерских хозяева их отстранялись от участия в производственной работе, ибо ремесленный труд стал считаться делом далеко не почетным. Хозяин либо передавал руководство мастерской рабу-управляющему, либо сдавал свой эргастерий в аренду.

-Количество рабов в мастерских было различным. Так, в IV в. до н. э. в Афинах у одного афинского гражданина была башмачная мастерская, где работали 9 и 10 рабов под руководством раба-управляющего. Были эргастерии и более крупные, где работали по 20—30 рабов. Так, например, в оружейной мастерской отца знаменитого афинского оратора Демосфена было 33 раба, а в кроватной мастерской — 20. В мастерской, принадлежавшей отцу другого оратора — Лисия, работали 120 рабов. Однако в то время такие большие мастерские были сравнительно редки.

Обычным явлением крупные мастерские стали в эллинистическое время. Ими владели наиболее богатые рабовладельцы. В эллинистических монархиях были и царские эргастерии. При несложной технике и простых орудиях труда в античном производстве в ранний период не было широкого разделения труда: каждый ремесленник работал один над тем или иным изделием. Но некоторые работы выполнялись высококвалифицированными специалистами, особенно в области художественного ремесла. Подсобную работу, например заготовку дров, топку печей, раздувание мехов, делали рядовые рабы. Иногда раба отпускали, и он мог работать и жить независимо от хозяина, платя ему установленный оброк.

Широко распространено было и домашнее производство, рассчитанное на рынок. Обычно таким производством были прядение и ткачество: рабыни-ткачихи работали под присмотром хозяйки или рабыни-надзирательницы. Среди рабынь-ткачих были и высококвалифицированные мастерицы. Так, одна из них могла ткать тонкие шерстяные ткани, окраши-

36

вать их в пурпур и сама относить их для продажи на рынок. Были и рабы-вышивальщики, золотошвеи. Работа квалифицированных рабов приносила их хозяину хороший доход.

Рабский труд способствовал замедлению технического прогресса в ремесле, но, несмотря на это, появились новые технические приемы, орудия труда, ранее не применявшиеся материалы.

Недра Греции богаты рудными залежами. Железную руду добывали повсеместно; встречались медь и свинец. В Аттике находились знаменитые Лаврионские серебряные рудники, которые были одним из важных источников благосостояния этой области. У северного берега Эгейского моря были значительные месторождения золота. Потребность в золоте греческих городов удовлетворялась доставкой его из стран Востока.

Добыча железной руды велась обычно открытым способом. Серебряную руду добывали глубоко под землей. Работа в рудниках была очень тяжелым трудом рабов и отчасти осужденных преступников. Иногда рабовладельцы сдавали своих рабов в аренду для работы в рудниках.

Для добывания руды копали узкую шахту, углубляя ее до рудоносного пласта. В серебряных рудниках Лавриона первоначально шахты доводили только до первого пласта руды. В последующие века и в эллинистическое время их углубляли до пересечения со вторым и третьим пластами, доводя до глубины 120 м. От шахты по направлению пласта шли узкие штреки. Ширина и высота штрека зависела от мощности пласта. Местами штрек сужался настолько, что рудокоп был вынужден работать лежа. Вентиляции в шахтах не было. Место работы освещалось тусклым светом глиняного светильника, поставленного в маленькую нишку, вырубленную в стенке штрека. Вся работа выполнялась вручную. Работали тяжелым железным кайлом и заступом, применяли также клин и молот. Добытую руду в мешках и корзинах выносили малолетние рабы. Затем руду поднимали на поверхность земли. На стенках некоторых шахт сохранились чередующиеся уступы; они служили ступеньками для спуска и подъема рабов. В очень глубоких шахтах пользовались, возможно, подъемными приспособлениями. Условия работы в рудниках в различных районах Средиземноморья в течение всей античной эпохи были примерно одинаковы.

Обрабатывали руду вблизи от шахты. Ее дробили, выделяя части, наиболее богатые содержанием металла, все остальное отбрасывалось. Затем руду толкли в каменных ступах и мололи на мельницах, измельчая до размера зерен проса. Нижний жернов мельницы имел форму конуса; в верхней части его была вделана железная ось. На этой оси посредством деревянной рамы вращался верхний жернов с воронкообразными углублениями снизу и сверху. Верхний жернов вращали ходившие по кругу 4—5 рабов, а иногда лошадь или осел. Далее руду промывали с помощью приспособлений, задерживавших богатые металлом тяжелые частицы. Промывание повторялось несколько раз; осевшие частицы металла собирали, просушивали, предварительно обжигали и, наконец, плавили в плавильных печах до получения чистого металла. Плавильные печи при Лаврионских рудниках были низкие, круглые в плане, диаметром примерно 1 м. Печь заполнялась слоями руды и древесного угля.

37

При таком способе плавки в отходах оставалось много неиспользованного металла. На Лаврионе выплавляли серебро и окись свинца, которая при дальнейшем обжиге превращалась в свинец. Слитки выплавленного металла шли в эргастерии, где изготовляли различные предметы.

Железо добывалось из руды примитивным сыродутным способом. Горн загружался слоями древесного угля и руды. Огонь раздувался мехами, расплавленное железо просачивалось вниз и застывало, образуя чечевицеобразную пористую крицу. Железную крицу проковывали молотом для уплотнения. Литья расплавленного железа греки не знали.

В кузнечном деле греки достигли большого мастерства: им были известны различные сорта железа и стали. Из одних сортов делали простые плотничьи орудия, из других — особо твердые инструменты: пилы, резцы, каменотесные орудия. Некоторые ценные сорта железа привозили в Грецию из Южного Причерноморья.

В деревенских кузницах изготовляли и чинили необходимые земледельцам орудия труда: лемехи плугов, мотыги, серпы, ножи для виноградарей, топоры и предметы домашнего обихода. Изделия городских кузнечных мастерских были разнообразнее; производство их удовлетворяло спрос не только земледельцев, но и ремесленников, а также бытовые потребности горожан. Важное место в кузнечном деле занимало изготовление оружия.

О мастерской кузнеца и его инструментах дают представление рисунки на вазах; на одном из них возле горна изображен кузнец, который придерживает щипцами раскаленный брусок железа, лежащий на наковальне. Другой мастер размахнулся топором, чтобы отрубить часть бруска; около наковальни лежит молот.

Литье из бронзы в Греции служило для изготовления статуй, посуды и других бытовых предметов, а также воинских доспехов, панцирей. Металл плавили в плавильных печах, топливом служил древесный уголь, огонь непрерывно раздувался мехами. Расплавленную массу металла выпускали через специальное отверстие, заполняя ею подготовленные литейные формы, сделанные из глины или камня.

Первоначально все литые изделия делались сплошными. Но уже в VI в. до н. э. был изобретен способ полого литья скульптуры. Глиняную модель покрывали слоем воска или делали восковую модель на сердечнике. Затем воск покрывали слоем глины, в котором проделывали отверстия для литников и для выхода воздуха. Этот слой глины служил формой, ее сильно нагревали, и воск вытапливался, а на его место вливался расплавленный металл. После затвердения и остывания металла глиняную форму разбивали и удаляли. Таким способом делали и большие бронзовые статуи, состоящие из отдельно изготовленных частей, которые затем скреплялись вместе.

Литейное дело в Греции было тесно связано с другими способами обработки металла, поэтому при изготовлении предмета из бронзы, меди, серебра или золота в одной и той же мастерской производили и литье, и ковку, и чеканку.

В Греции была широко распространена рельефная обработка металлических изделий художественного ремесла — торевтика. Мастера-торев-

38

Греческая бронзолитейная мастерская. Изображение на красно фигур ной вазе.

ты изготовляли художественную утварь: бронзовые зеркала, парадную посуду, украшения парадного вооружения и различные мелкие бытовые предметы. При выполнении рельефных украшений из листового металла часто прибегали к способу чеканки. Чеканка производилась легкими ударами молотка по чекану — специальному инструменту с различным по форме рабочим концом. Рельефное изображение на поверхности предмета мастер выбивал от руки и дополнял его гравировкой и резьбой с помощью инструмента с заостренным рабочим концом. Более простой была техника тиснения путем выдавливания тонкой пластинки металлической или каменной матрицей, имеющей рельефное изображение. Торевты использовали технику художественного литья в формах, обрабатывая затем поверхность предмета, извлеченного из формы, удаляя дефекты отливки резцом, рашпилем и другими инструментами. К ремеслу торевтов относится и чеканка монеты (о чем будет сказано в следующей главе).

Каменотесное дело в Древней Греции теснейшим образом связано с зодчеством, особенно с архитектурой храмов. В период возникновения и расцвета полисов ремесло каменотесов стало одной из главных отраслей

39

труда. В отличие от горнорудного дела, где рабский труд применялся особенно интенсивно, в каменотесном деле рабский труд использовался меньше и значительную долю труда выполняли наемные рабочие, но на тяжелую работу в каменоломнях посылали рабов и военнопленных. Так, после неудачного сицилийского похода афинян в 413 г. до н. э. афинские пленные воины были отправлены в сиракузские каменоломни. На самом же строительстве каменотесные работы выполняли свободные наемные рабочие. Большинство из них не были гражданами данного города-государства; это были метэки, которых усиленно привлекали в города в тех случаях, когда там велись большие строительные работы на средства государства.

Строительный камень добывали по возможности в непосредственной близости от места стройки, поблизости от города, а иногда и на территории самого города, например в Афинах и в Пергаме. Выемка камня обычно производилась в открытых карьерах. Открытым способом камень добывался в вертикальных срезах, достигавших иногда большой высоты. Мрамор добывали как открытым способом, так и в штольнях, которые шли от выхода породы на поверхность в глубь горы по направлению слоев мрамора. Орудиями труда служили железное кайло, зубило, лом, деревянные клинья и кувалды. Для выемки известняка и песчаника иногда употреблялись пила и топор. Для более твердых пород пользовались пилой без зубьев, подсыпая во время пилки породы песок. Первичная обработка камня производилась на месте, рядом с каменоломней. Здесь грубо отесывали каждую деталь, учитывая ее будущее место в здании. При отеске каменных блоков, больших плит, барабанов колонн и других крупных деталей оставляли временные выступы для удобства их подъема и транспортировки. Доставка таких заготовок к месту стройки была трудным делом. По сохранившимся сведениям, для перевозки большого мраморного барабана колонны от каменоломни до Элевсина требовалась запряжка: в 30—40 волов. Учитывая, что расстояние, о котором шла речь, не превышало 40 км, подобная перевозка могла длиться

Греческая кузница. Изображение на чернофигурной вазе.

Греческая кузница. Изображение на чернофигурной вазе.

40

два-три дня. Окончательная отеска деталей производилась на месте стройки в ходе пригонки строительных деталей.

Выполнение разнообразных сложных строительных работ требовало дифференциации труда. Специализация становится особенно дробной в эллинистическое время. Так, при постройке храма Аполлона в Дидимах, в окрестностях Милета, нанимали одних рабочих, специалистов по отеске мрамора, в других — производивших отеску известняка. Особые рабочие, специалисты по заточке металлических инструментов, подготовляли рабочий инвентарь.

Примером высокого мастерства греческих каменотесов является способ возведения высоких колони насухо, т. е. без применения строительного раствора. Ствол колонны монтировали из не полностью обработанных барабанов, имеющих по четырем сторонам выступы для подъема на канатах. Перед укладкой барабанов один на другой выравнивали верхнюю и нижнюю поверхности. Кромки этих поверхностей пригоняли и сглаживали особенно тщательно. В центре каждой горизонтальной поверхности барабана делали углубление, в которое вставляли деревянный стержень, соединявший два смежных барабана. Вращая верхний барабан вокруг оси, добивались очень плотной пригонки одного барабана к другому, так что между ними не оставалось ни малейших щелей.

Стены строили из каменных блоков также насухо. Такой способ кладки требовал особенно тщательной отески тех поверхностей блоков, которые соприкасались друг с другом. Для лучшей пригонки плоскостей средняя их часть слегка углублялась, затем с большой тщательностью выравнивалась остальная поверхность. Горизонтальные ряды уложенных насухо блоков скреплялись железными скобами, залитыми свинцом.

В ходе развития греческого зодчества изменялись способы обработки камня. При постройке храмов VI—V вв. до н. э. применялись обычно массивные гладкоотесанные блоки одинаковой высоты, уложенные во всю ширину стены. Начиная с IV в. до н. э. и особенно в эллинистическое время каменные тесаные блоки, уложенные рядами разной высоты, служили облицовкой обеих сторон стены, а промежуток между ними заполняли грубо обработанные камни и щебень. Конструкция кладки с забутовкой требовала гораздо меньшей затраты труда и материала, чем сооружение сплошной квадровой кладки. Кладка с забутовкой экономичней, так как в ней требуется гораздо меньше обработанного камня, замененного отчасти бутом, к тому же в регулярной кладке панциря поверхность камня обработана особенно тщательно только с наружной стороны.

Эллинистическая кладка теряет прежнюю строгость формы. Она рассчитана на иной эффект, в связи с которым изменяются и приемы обработки поверхности камня. В это время в практику входит обработка блоков рустами, при которой поверхность блока не сглаживали, оставляя ее шероховатой, с заметными следами сколов. По краям блока (чаще с трех сторон) вытесывали гладкие узкие полосы, заглубленные по сравнению с необработанной поверхностью блока. Рустованная кладка создавала живописный эффект игры светотени и вместе с тем подчеркивала массивность кладки стены.

41

Каменоломня в Сиракузах

Каменоломня в Сиракузах

Как и во всех других ремеслах, в каменотесном деле орудия труда были несложны; главную роль среди них играли тесло, долото, зубатка и молоток. Для окончательной отделки поверхностей пользовались шлифовальным камнем и песком из твердых пород. Для обработки ровной поверхности употребляли способ выравнивания «по-красному». Для этого гладкую ровную плиту покрывали красной краской, затем эту плиту прикладывали к выравниваемой поверхности. Краска отпечатывалась на оставшихся неровностях и выступах, которые становились заметными и сглаживались мастером. При каменотесных работах употребляли также циркуль и уровень. Уровень был в виде отвеса, но известен также и водяной уровень в виде открытого желобка, наполненного доверху водой.

— Плотницкое и столярное дело занимало очень значительное место в древнем ремесле. Древесина была наиболее доступным и удобным строительным материалом, достаточно прочным и легким для балочных

42

конструкций. В монументальном строительстве Древней Греции в перекрытиях каменных зданий всегда применяли деревянные балки. Из дерева делали обрешетку крыши, несущую мраморную или черепичную кровлю, а также двери монументальных зданий и жилищ. Много древесины шло и на столярные работы. При строительстве больших храмов употреблялись длинные массивные балки толщиною до трех четвертей метра.

Особенно широко применялось дерево в кораблестроении. В Греции, где война на море и широкая морская торговля играли большую роль, наличие большого количества кораблей имело решающее значение для экономической и политической мощи государства. Постройка кораблей считалась делом большой государственной важности, и решение об этом нередко выносило народное собрание. Оно же назначало архитектора-кораблестроителя и выбирало особую комиссию для наблюдения за ходом работ и расходованием средств.

Очень широко применялась древесина и в производстве орудий труда, особенно громоздких тяжелых приспособлений для подъема тяжестей, для дробления и промывки руды, для изготовления некоторых громоздких частей мельниц, для военно-технических сооружений, а также телег и повозок. Из дерева делались и ремесленные станки. Особенно много было ткацких станков. Большое количество древесины шло на изготовление сельскохозяйственных и ремесленных орудий труда. Это относится также и к предметам вооружения, как, например, древко копья, дротика, стрелы, рукоять меча и рама щита. Городские столярные мастерские в большом количестве изготовляли различную мебель: кровати, кресла, табуреты, столы, лари, сундуки, а также деревянные саркофаги, которые делались или в виде ларей с плоской крышкой, откидывающейся на шарнирах, или в виде дома с двускатной крышей.

В гористой, покрытой лесами Греции древнейшего времени древесина была в изобилии. Однако площадь лесных массивов начала быстро сокращаться. Главной причиной этого явилась интенсивная вырубка для удовлетворения потребностей строительства и ремесленного производства. Большой вред лесам причиняло также уничтожение молодых побегов козами, которых во множестве разводили в греческих деревнях.

В эллинистическое время древесины в Греции не хватало, и недостаток ее покрывался привозом из Македонии, из северной части Малой Азии и ряда других местностей.

В столярных работах и при изготовлении изделий художественного ремесла употреблялись самые разнообразные древесные породы, в том числе дорогие привозные сорта — самшит, черное дерево, железное дерево, пальма и др.

Главнейшими орудиями, применявшимися в деревообделочном производстве, были топор, пила, долото, рубанок, сверло, плотницкий циркуль, отвес. Помимо топоров употребляли также и тесла на длинной ручке с горизонтально расположенным лезвием, немного загнутым книзу. Доски распиливали лучковой пилой, напоминавшей современную. Употреблялась также лучковая пила, полотнище которой проходило не по краю, а посередине рамы и было поставлено, как обычно, наискось. Применя-

43

лась также двуручная пила. Рубанок по устройству не отличался от нынешнего. Употреблялись еще ручные сверла и дрели, которые приводили в движение лучком.

Известно было грекам и токарное дело, а также гнутье дерева, что подтверждается археологическими находками и изображениями на произведениях греческого искусства.

Для скрепления отдельных частей в плотницком и кораблестроительном деле применялись большие кованые железные гвозди. В столярных работах для соединения досок делались специальные выступы, которые вставлялись в пазы соседней доски. Применялись также деревянные шипы, для которых предварительно высверливали отверстия. Для фанеровки тонких изделий употребляли столярный клей.

Развитию гончарного дела в Греции способствовало обилие хорошей глины. Гончарное ремесло Греции было тесно связано с искусством. Это относится не только к художественной керамике, но и к простым изделиям практического назначения, которые отличались красотой пропорций. Греческая посуда обычно изготовлялась посредством гончарного круга. Ручной гончарный круг, на котором производилась формовка сосудов, представлял собою деревянный диск, вращающийся горизонтально на металлической оси, укрепленной на низкой подставке. При изготовлении мелких сосудов мастер сам подкручивал диск. Формовка крупных сосудов требовала участия подмастерья, вращавшего гончарный круг. Формовка сосуда отчетливо изображена на росписи одной вазы.

Простая глиняная посуда широко применялась для приготовления пищи, служила тарой, а иногда и столовой посудой. Художественная посуда, расписная или покрытая особой глазурью — так называемым черным лаком, употреблялась не только в быту, но также и при совершении культовых обрядов, общественных празднествах, использовалась в качестве посвящений и наград.

Работа на гончарном круге

Работа на гончарном круге

44

В эллинистическое время широко стала применяться украшенная рельефами посуда, которая изготовлялась посредством оттискивания в формах. Для изготовления чашек с украшенной рельефом поверхностью делали на гончарном кругу глиняную форму; на внутренней ее, поверхности по сырой глине проводили несколько концентрических бороздок, между которыми мастер, пользуясь набором готовых штампов, наносил пояски орнамента. Затем форму просушивали и обжигали в печи. В таких формах оттискивались рельефные чаши; внутренняя поверхность их обрабатывалась на гончарном круге. Готовое изделие просушивали, покрывали лаком и обжигали. Такая керамика могла изготовляться в эргастериях, выпускавших массовую продукцию.

Одной из широко развитых отраслей художественного ремесла керамистов Греции была коропластика. Многие мастерские изготовляли статуэтки из обожженной глины — терракоты. Модель, по которой оттискивали формы для изготовления статуэток, исполнялась искусными мастерами. Способ изготовления терракотовых фигурок обычно был довольно прост, и искусство коропластики начало интенсивно развиваться в ранний период истории полисов. Наивысшего развития эта отрасль художественного ремесла достигла в период эллинизма.

Терракотовые статуэтки изготовлялись из тщательно отмученной гончарной глины; несложные по форме фигурки оттискивали в односторонней, иногда в двусторонней форме. Такие статуэтки изготовлялись в VI— V вв. до н. э. В IV в. до н. э. и в эллинистический период при приготовлении терракотовых статуэток употребляли и более сложные формы для оттисков отдельных частей фигуры, которые при соединении могли давать различные варианты композиций. Благодаря этому мастер мог придавать различный поворот голове, разное положение рукам, изменять предмет в руке фигуры. После просушки и обжига статуэтки поверхность ее раскрашивалась. Терракотовые статуэтки изготовлялись почти во всех греческих городах, но особенно славились терракоты из беотийского города Танагры и малоазийских городов Мирины и Смирны.

Сырая и обожженная глина широко применялась в строительном деле. Стены жилых домов, а в раннее время и общественных зданий строились из сырцового кирпича. Кровли обычно покрывали черепицей. Особенно широкое развитие получило производство черепицы в эллинистическое время, что было связано с ростом городов и расширением жилищного строительства. Черепица производилась в эргастериях многих греческих городов. В IV в. до н. э. и особенно в эллинистический период на черепицах ставили клейма мастерских, в которых их изготовили. Черепица была двух типов. Кровлю в основном выстилали большие плоские черепицы прямоугольной формы с приподнятыми продольными краями. Длина каждой такой черепицы обычно была 60—90 см и более, а вес — до 15—20 кг. При изготовлении черепиц употребляли большие деревянные формы, отпечатки которых часто сохраняются на нижней плоской поверхности черепицы. Узкие черепицы формировались на глиняных болванках полуцилиндрической удлиненной формы. При укладке на крышу верхняя черепица накрывала край нижней, что обеспечивало сток дождевой воды. Продольные щели между черепицами накрывались узкой

45

длинной черепицей полукруглой или двускатной формы. По краю крыши укладывали черепицы с желобком, украшенные снаружи рельефным орнаментом. Нижний конец узкой черепицы, выходящий за край крыши, закрывали керамическим щитком с рельефным изображением.

Обширную отрасль гончарного ремесла составляло изготовление остродонных амфор, служивших тарой для вина и оливкового масла. Форма остродонных амфор практична и целесообразна; при морских перевозках она позволяла укладывать сосуды в трюме корабля неподвижными рядами. Поэтому тип остродонной амфоры как обычной тары для жидкостей не выходил из употребления на протяжении всей истории античного мира.

Каждый центр, где производились вино или оливковое масло для продажи, делал и свою керамическую тару. С IV в. до н. э. на амфорах оттискивали клейма еще до обжига. Самой большой тарой, изготовлявшейся в керамических мастерских, были пифосы — большие глиняные бочки с округлым корпусом и массивным венцом. После просушки сформованных изделий производился обжиг в специальных гончарных печах. Размеры печей были различны, но конструкция и оборудование их в общем одинаковы. Гончарная печь имеет два отделения: нижнее — топочное — и верхнее, служившее обжигательной камерой: горячий воздух попадал в обжигательную камеру через небольшие узкие отверстия (продухи) в полу верхней камеры.

В Древней Греции ткачество занимало особое место и обычно не отделялось от домашнего производства. Значительная часть ткацких изделий, попадавших на рынок, изготовлялась в домашних условиях женщинами семьи и их рабынями. Окраску тканей в домашних условиях выполняли раб-красильщик или рабыня. Наряду с домашними существовали и крупные ткацкие эргастерии; некоторые из них славились в греческом мире. Узорчатые многоцветные ковры и дорогие ткани для одежды изготовлялись в мастерских в городе Милете и на островах Кипре и Хиосе, а лучшие мужские плащи делались в Афинах.

Сырьем для производства тканей служили в основном овечья шерсть и отчасти лен. В эллинистическое время в некоторых городах Греции (на островах Косе и Аморгосе) производились и шелковые ткани, однако по качеству они были хуже, чем привозной китайский шелк.

В Греции был известен вертикальный ткацкий станок. Греческий ткацкий станок состоял из двух стояков и горизонтального валика, укрепленного в верхней части станка.

Ткацкий станок [по рисунку на вазе]

Ткацкий станок [по рисунку на вазе]

46

На валике укреплялись нити основы, концы которых оттягивались вниз подвешенными к ним грузилами. В средней части станка имелись два горизонтальных бруска для попеременного отвода нитей основы и прохождения утка с поперечной нитью.

В эллинистическое время произошел значительный сдвиг в области ткацкого ремесла: выросло производство дорогих многоцветных, златотканых и ковровых изделий.

В Греции с VI в. до н. э. существовало производство небольших сосудов из полупрозрачного, разноцветного стекла. Такие мастерские известны на острове Родосе. Из того же материала делали бусы и другие мелкие поделки.

Подготовлено по изданию:

Античная цивилизация / В. Д. Блаватский [и др.] ; отв. ред. В. Д. Блаватский ; АН СССР. Ин-т археологии. - М.: Наука, 1973. - 270 с.



Rambler's Top100