Наша группа ВКОНТАКТЕ - Наш твиттер Follow antikoved on Twitter
78

Глава VI

ГОРОД И ОБЩЕСТВЕННАЯ ЖИЗНЬ

В греческих городах обычно были две основные части: акрополь — верхний город, расположенный на укрепленном крутом холме, и прилегающий к нему нижний город, занятый жилыми кварталами и ремесленными мастерскими. Некрополь — «город мертвых», т. е. кладбище, находился обычно вне города. Часто погребения тянулись вдоль дорог, выходящих из города.

Акрополь представлял собой общественно-политический и культовый центр, где были сосредоточены главные святилища и храмы; там же хранилась и общественная казна.

Нижний город не всегда располагался у подножья холма, занятого акрополем, иногда он находился на расстоянии от него. В древнейшее время нижний город возникал и разрастался стихийно, планировка его была беспорядочной. Аристотель рассказывает о такой планировке: «при ней с трудом могли найти выход чужеземные войска, и нападающим на город трудно было в нем ориентироваться».

Наиболее древние из греческих городов обычно основывались не на берегу, а на некотором отдалении от моря (например, Коринф, Афины). Экономика их была более связана с сельским хозяйством, и такие города медленнее втягивались в междуобщинный торговый обмен. Позднее города стали возникать на берегу моря, что было удобнее для морской торговли и для морских промыслов. Размеры городов были вначале очень невелики; однако некоторые из них уже в VI в. до н. э. достигли значительных размеров (Милет, Самос, Коринф).

Городская площадь — агора — была расположена в нижнем городе. Агора была местом, на котором происходило народное собрание, а также рынком, где продавали съестные припасы и ремесленные изделия. В городах, расположенных на некотором расстоянии от моря, агора обычно располагалась посредине жилых кварталов, как, например, это было в Афинах.

В приморских торговых городах, например в Милете, агора находилась близ гавани. Постепенно, в связи с дальнейшим развитием эллинских городов и усилением политического значения агоры, вокруг нее начинают концентрироваться различные общественные здания и храмы, агора начинает обстраиваться портиками, где посетители находили зимой защиту от дождей и холодного ветра, а летом — от зноя.

Иногда в нижнем городе выделялись другие общественные центры. Так, в Афинах, на холме Пникса, было устроено место для народного собрания. Другой холм, холм Ареса, был местом заседаний аристократического совета — ареопага. После этого агора утратила свое прежнее по-

79

литическое значение и стала только местом торговли, деловых встреч и прогулок.

Постановления совета и народных собраний, законы, почетные декреты, в том числе декреты о даровании проксении, т. е. особых привилегий отдельным иноземцам, публиковались обычно на агоре. Текст документа писали краской на специально сделанных для этого кирбах — выбеленных деревянных досках примерно в рост человека, составленных в виде призмы, вращавшейся на оси. На таких кирбах были опубликованы в Афинах и законы Солона; для начертания их понадобилось не менее 16 кирб. Иногда постановления писались краской на стенах общественных зданий.

Постановления начинались словами: «В добрый час! Совет и народ решил...» Наиболее важные постановления, начертанные на белых деревянных табличках — пинаках, сдавались на постоянное хранение в государственный архив, а некоторые, по специально в каждом случае оговариваемому решению, вырезывались для увековечения на мраморных или известняковых плитах, значительно реже — на бронзовых. Плиты изготовлялись на средства государства. Мраморные плиты делались обычно в виде довольно высоких, расширяющихся книзу досок, часто увенчанных фронтоном, а иногда украшенных рельефными изображениями, ниже которых вырезался текст. Такие плиты назывались стелами; обычно они выставлялись на видном месте на агоре, иногда в другом общественном месте. Текст высекался на камне строчными буквами, сплошной строкой, без выделения заглавных букв, без разделения на слова и без знаков препинания. До наших дней, естественно, могли сохраниться только надписи, начертанные на камне. Их найдено в разных местах эллинского мира очень много, и они служат важнейшим историческим источником, так как являются подлинными документальными свидетельствами.

Военная опасность привела к тому, что довольно рано большинство греческих городов уже было окружено стенами. При этом древние стены акрополей эллинских городов потеряли свое прежнее значение.

Эллинам, как и всем народам в древности, было свойственно представление о богах как о помощниках во всех трудностях, защитниках от несчастий и опасностей. Каждый полис имеет своих богов-покровителей, вокруг культа которых объединялись граждане города. С государственным культом были связаны обряды, совершавшиеся от имени государства во время общественных празднеств, при заседаниях совета и народного собрания, заседаниях суда, а равно при заключении мира и скреплении различных договоров. Основным типом общественных построек в период расцвета полисов были храмы и алтари.

Очень распространенным культовым обрядом было принесение божеству жертв, что совершалось на алтарях. Древнейшие алтари складывались из дров, которые сжигались вместе с жертвой. Позже появились алтари, предназначенные для постоянных жертвоприношений, тесно связанные с местом культа, которые стали сооружаться из камня, на возвышении из нескольких ступенек; обычно они имели прямоугольную форму. Нередко их украшали гирляндами, венками и различными скульп

80

турами. Каждый храм имел жертвенник, но жертвенники часто сооружались без храма. Их устанавливали На вершинах гор, в рощах, на площадях и улицах, на дорогах, особенно на перекрестках, и в общественных зданиях. Некоторые из алтарей, обычно те, которые ставились под открытым небом и не были связаны с тем или иным храмом, были очень велики.

Эллинский храм считался обиталищем божества и не был предназначен служить местом собраний молящихся. Культовые обряды, на которых присутствовало все гражданское население города, выполнялись вне храма, около алтаря для жертвоприношений, стоявшего под открытым небом, перед восточным фасадом храма. Культовое место, где находился храм, считалось заповедным участком, который греки называли «теменос»; он был обнесен оградой и нередко засажен деревьями.

Храмы важнейших государственных божеств, часто грандиозные и пышные, строились на акрополе. Там они господствовали над городом и окружающей местностью и украшали пейзаж. Характерной особенностью греческого зодчества и градостроительства был учет рельефа, умелый подход к выбору места застройки, способность беречь красоту пейзажа. Храмы иногда обносились оградой, внутри которой стояли статуи, всевозможные посвятительные дары, помещались также плиты с надписями, относящимися к культу, и другими, например с текстами договоров с различными государствами, сопровождаемыми взаимными клятвами договаривающихся сторон, документы об отпуске на волю рабов также хранились при храмах. Там же помещались иногда жилища жрецов и иные здания. При больших храмах размеры теменоса были часто значительны, а внутри теменоса, кроме основного храма, посвященного главному божеству, были еще храмы других богов. Так, по нескольку храмов было в периболе Зевса в Олимпии и Аполлона в Дельфах.

С развитием общественной и политической жизни было связано появление различных общественных зданий, сооружавшихся в нижнем городе. Прежде всего надо назвать пританей, служивший местопребыванием должностных лиц города — пританов. В пританее был очаг городской общины, на котором горел неугасимый огонь; в этом здании происходил прием послов других государств и устраивались ежедневные обеды для наиболее заслуженных граждан и почетных гостей. Затем — булевтерий, где заседали члены городского совета, который назывался буле. Строились также дома для различных собраний, подворья для приезжающих, палестры и гимнасии, где упражнялись атлеты, и другие общественные сооружения. В основе плана этих зданий лежал квадрат или прямоугольник. В спортивных зданиях имелся окруженный колоннадами двор для упражнений атлетов; вокруг него группировались другие помещения.

К числу общественных зданий принадлежали также и театры. Театральные представления ведут свое начало от дифирамбов — песнопений в честь бога виноградарства и виноделия, исполнявшихся во время сельских празднеств. Дифирамб исполнял хоровод, который двигался по кругу, приплясывая. Выступления запевалы чередовались с выступлением хора. Еще во второй половине VI в. до н. э. в таких представлениях

81

Надпись. Афинский декрет

Надпись. Афинский декрет

82

в честь Диониса начинал выступать актер. Он одевался в пышную одежду, надевал специальную обувь на очень высоких подошвах, значительно увеличивавших его рост, маску и один исполнял роли всех действующих лиц как мужские, так и женские. Для этого перед каждым своим выходом актер должен был уходить в палатку, находившуюся возле площадки, где пел и плясал хор. Там он переодевался и менял маску в соответствии с исполняемой ролью. Хор являлся обязательной и неотъемлемой частью греческих театральных представлений и занимал в них значительное место. Зрители располагались на склоне холма, над площадкой, где выступал хор. Эти сельские празднества были тем зерном, из которого выросли греческие театральные представления, а к концу VI в. до н. э. появились греческая трагедия и комедия. Сюжеты греческих трагедий заимствовались из героического эпоса, но в разработке их ставились самые актуальные и острые проблемы, волновавшие общество того времени. Это бессмертные произведения Эсхила, Софокла и Еврипида. Комедии V в. до н. э. отражали острую политическую борьбу (Ари-

83

стофан), а в IV в.— нравы и частную жизнь средних слоев общества (Менандр).

В V в. для театральных представлений начали воздвигать специальные театральные здания. Греческие театры не имели перекрытий, и представления происходили под открытым небом. Театральное здание состояло из трех частей: театрона — полукруглого зрительного зала, орхестры — круглой площадки, где выступал хор, скены — для переодевания актера, небольшой постройки возле орхестры; узкая площадка перед скеной, где обычно находились актеры во время представления, называлась проскений. Скене — по-гречески палатка; от слова скене и произошло наше слово сцена. Сначала скена была временной постройкой, служившей лишь во время представления, затем она стала постоянным небольшим, очень простым зданием. Позже, особенно в эллинистическое время, эти постройки становятся более сложными и высокими, а орхестру устраивают полукруглой. С противоположной от скены стороны к орхестре примыкали места для зрителей. Обычно их устраивали на склоне холма,

План Афинского Акрополя

План Афинского Акрополя

1. Пропилеи
2. Храм Афины Ники
3. Эрехфейои
4. Древний храм Афины
5. Парфенон

84

Руины булевтерия в Приене

Руины булевтерия в Приене

в котором делали искусственное полукруглое углубление так, чтобы места для зрителей, расположенные уступами, охватывали орхестру полукольцом. Край каждого уступа служил сидением, позади которого был несколько углубленный проход между рядами. Сидения были невысокие, и зрители, приходя в театр, клали на них принесенные с собой подушки. Размеры греческих театров были очень велики и в соответствии с огромной их ролью в общественной жизни были рассчитаны на очень большое число посетителей. Они иногда вмещали по нескольку десятков тысяч зрителей. Так, в театре Диониса в Афинах размещались 17 000 человек, а театр в Мегапополе (в южной Греции) вмещал 44 000. Первые ряды были предназначены для наиболее почетных лиц, часто это были мраморные кресла, иногда украшенные рельефными изваяниями.

Одним из наиболее совершенных по красоте, гармонии своих архитектурных форм и акустическим свойствам был театр в Эпидавре, на территории знаменитого святилища Асклепия, построенный в середине IV в. до н. э.

Техника театральных постановок была довольно примитивной и без особых изменений сохранялась в течение всего существования греческого театра. Занавеса у греков не было. Все представления происходили днем, без применения световых эффектов. Очень просты были декорации, которые впервые стали применяться в V в. Они были нарисованы на съемных щитах или на плотно прилегающих углами одна к другой треугольных призмах, поворачивающихся на штырях; стороны их, обращенные к зрителям, создавали ровную поверхность с соответствующей

85

Театр в Сегесте

Театр в Сегесте

действию представления декорацией. Поворот призмы позволял давать три разные декорации. Очень просты были и театральные машины. Главной из них была подъемная машина, с помощью которой боги могли появляться в воздухе, и другие несложные приспособления, как бронтейон, передававший гром, и выдвигающаяся из раскрытой средней части скены площадка, показывавшая, что происходило за сценой.

Греческому театру был чужд показ таких грубых, неэстетичных действий, как убийство, самоубийство. Все это «совершалось за сценой», и зрителю показывали уже мертвые тела, которые выдвигали из скены на упомянутой площадке.

С основанием греческими переселенцами многочисленных городов на берегах Средиземного и Черного морей связаны большие изменения в городской планировке; на смену более древней беспорядочной застройке нижнего города приходит регулярная планировка.

Основной ее чертой является правильная прямоугольная сеть прямых улиц равной ширины, которые образовывали одинаковые по форме и размерам кварталы. Такая планировка встречается в городах Сицилии и Южной Италии, которые достигли такого расцвета, что значительно превзошли размерами, богатством и благоустройством свои метрополии. В Северном Причерноморье применение регулярной планировки засвидетельствовано с VI в. до н. э.

Очень ярким примером применения регулярной планировки эллинского города является система застройки Олинфа, который был в 348 г. до н. э. разрушен войсками Филиппа Македонского, и жизнь в нем не

86

возобновлялась. В северной части города раскопками раскрыта делая сеть правильных кварталов, разделенных четырьмя продольными и тридцатью поперечными улицами. Каждый жилой квартал представлял собою продолговатый прямоугольный блок и состоял из десяти домов, расположенных в два ряда. Стены наружных фасадов домов были глухими. Окна большей частью имелись только во втором этаже, который, однако, был не во всех домах, а там, где он был, сооружался не над всеми помещениями. Южная часть города была застроена небольшими домами, занимавшими площадь в три-четыре раза меньшую, чем дом на северном участке.

Площади, особенно в эллинистическое время, обстраивались портиками, храмами и другими общественными зданиями, украшались алтарями, статуями с почетными надписями. В портиках ставились стелы с надписями, содержащими распоряжения городских властей. На площади были размещены общественные бассейны, весы, камни, служившие трибунами для ораторов. Местоположение театров и стадионов определялось в зависимости от рельефа местности, где были удобные склоны для устройства мест для зрителей. Оборонительные стены, полностью окружавшие город, строились в соответствии с рельефом местности, над оврагами и обрывами, по гребням холмов, с учетом эффективности их оборонительных функций, не считаясь с контурами городской застройки и включая иногда поэтому незастроенное пространство. Внешняя обкладка стен сооружалась из больших правильных блоков; стены снабжались башнями, особенно у ворот. В приморских городах в кольцо оборонительных стен включались и гавани, которые также застраивались портиками, складами, арсеналами и были защищены от волн молами.

Примером города, строившегося во второй половине IV в. до н. э., г. эллинистическое время, является Приена, размещенная на склоне высокой горы. Акрополь лежал на труднодоступной скале, высоко над городом и был связан с ним крутой лестницей, вырубленной в скале. И акрополь, и нижний город были включены в общее кольцо крепостных стен, которые спускались по скале, следуя рельефу склона, и имели поэтому неправильный ломаный контур. Нижний город лежал у подножья крутого ската и был разбит согласно правилам регулярной планировки. Поперечные улицы вдоль склона ввиду крутизны ската были устроены в виде лестниц, обрамленных подпорными стенами. Агора и главные общественные здания располагались в центре города на больших искусственных террасах. Главная улица проходила вдоль агоры, не пересекая ее. Внизу у стены были размещены стадион и гимнасий.

Завоевания Александра Македонского и последовавшее за ними возникновение больших эллинистических государств сильно изменили историческую обстановку в Восточном Средиземноморье и в Передней Азии и послужили стимулом к развитию урбанизма. Появилось множество новых греческих и грековосточных городов, созданных на территории персидской державы. Эллинистические города, особенно столицы монархий Птолемеев (Александрия) и Селевкидов (Антиохия в Сирии, на реке Оронте), были очень велики. Население Александрии и Антиохии составляло от 500 000 до 1 000 000 жителей. Такие города отличались небывалым

87

для греческих городов высоким экономическим потенциалом, которому соответствовали грандиозность масштабов, великолепие и грандиозность общественных зданий, высокий уровень благоустройства. В общем облике городов эпохи эллинизма заметно выступает обилие портиков; при крутом рельефе местности колоннады строились иногда в два этажа. Колоннадами окружали не только площади, но и священные участки храмов, изолируя их этим от города и от соседних святилищ, в отличие от храмовых ансамблей предшествующего времени. Большую роль в украшении городов играли статуи. На острове Родосе было до ста огромных статуй, в том числе статуя Гелиоса высотой 31 м, считавшаяся одним из чудес света. В архитектурный ансамбль эллинистических столиц входили царские

План Приены

План Приены

88

дворцы, отличавшиеся в иных случаях необычайной пышностью и грандиозностью и занимавшие значительную территорию, как это было в Александрии, где цари династии Птолемеев выступали в качестве наследников фараонов. В других случаях, как в Пергаме, дворец правителя напоминал скорее дом богатого горожанина.

Согласно свидетельствам древних писателей, Александрия был одной из самых блестящих эллинистических столиц. Город был весь изрезан улицами, удобными для проезда верхом и на повозках. Две главные широкие улицы, обрамленные колоннадами, пересекали его под прямым углом. О размерах города можно судить уже по тому, что длина главной улицы была равна 40 стадиям (7,2 км). Отдельные части города правильной формы обозначались буквами греческого алфавита. Самый богатый и красивый район — Бета, или Брухейон,— квартал царских дворцов — занимал не менее четвертой части города. Там, кроме дворцов и садов, находились и царские усыпальницы, в том числе Александра Македонского, различные общественные здания, храмы, театр, торговая площадь, мусей, где жили и работали ученые и писатели, получавшие жалование от царя, и знаменитая александрийская библиотека. Число древних книг-свитков доходило в ней до 500 000. Этот квартал имел особую гавань, замкнутую островами. Длинный мол соединял город с островом Фаросом, где был построен знаменитый маяк — одно из грандиознейших сооружений древности, о котором уже говорилось выше (гл. IV).

Среди городов Малой Азии, построенных в период эллинизма, следует назвать Пергам — столицу одноименного Пергамского царства. Расцвет Пергама относится к III—II вв. до н. э. Он лежит в 5 км от берега моря. Этот город в эпоху эллинизма сыграл большую роль в истории греческого искусства, науки и культуры. Акрополь лежал на высоком холме, господствовавшем над долиной, где был расположен нижний город. Расположенные на террасах здания, составлявшие ансамбль акрополя, возвышались над западным склоном, где был устроен театр. На самой верхней террасе были построены военные казармы и арсенал. Ниже располагались дворцы пергамских царей, святилище Афины, библиотека; еще ниже — терраса знаменитого большого пергамского алтаря Зевса и далее — терраса верхнего рынка. Дорога от нижнего города поднималась к верхнему рынку с лежащим возле него маленьким храмом и шла затем мимо алтаря Зевса и общественных зданий к святилищу Афины и царскому дворцу. Большая часть южного склона холма между акрополем и нижним городом была занята общественными зданиями, сооруженными также на искусственных террасах, в том числе гимнасий, занимавших три террасы, и лежащий ниже рынок нижнего города. Жилые кварталы нижнего города исследованы меньше. Святилище Асклепия с его культовыми, жилыми и лечебными зданиями было расположено вне города.

Большие богатые и благоустроенные города были созданы и в западной части эллинского мира, в Южной Италии и Сицилии. По словам римского оратора Цицерона, Сиракузы были самым большим и самым красивым из всех греческих городов. Да и другие города, как сицилийский город Акрагант и находившийся в Южной Италии Тарент, слави

89

лись размерами, красотой и роскошью своих зданий, утонченным комфортом и благоустройством.

Большое развитие в эпоху эллинизма получили пышные сады и парки, разбитые и на территории городов и особенно в загородных местностях. Сады и парки с их тенистыми аллеями и роскошными цветами служили местом отдыха и развлечений богатых, пресыщенных городской жизнью горожан. В них устраивали фонтаны, бассейны и купальни, портики и павильоны, ставили декоративные группы и статуи. Излюбленными сюжетами этих скульптур были мифы, связанные с божествами любви и вина — Афродитой и Дионисом, пасторальные и жанровые сцены. Одним из особенно прославленных парков этого времени был Дафна в окрестностях столицы Селевкидов — Антиохии — с его многочисленными источниками и купальнями.

Чрезвычайно высокий уровень благоустройства и комфорта вообще характерен для греческих городов эпохи эллинизма. Улицы новых городов стали значительно шире. Как улицы, так и площади были тщательно выложены плитовыми мостовыми. Большое внимание уделялось борьбе с сыростью, свободному доступу воздуха и солнца, озеленению, хорошему водоснабжению. Водопроводы, иногда с искусственным напором, питали общественные водоразборные водоемы, куда вода поступала по керамическим или свинцовым трубам. Санитарное состояние площадей, улиц и дворов обеспечивалось хорошо организованной системой водостоков, обложенных камнем и перекрытых плитами; существовала и канализация. Сильно изменился облик жилых кварталов нижнего города, где появились большие роскошные и комфортабельные дома-дворцы очень богатых людей. Но наряду с ними продолжала существовать масса маленьких скромных домиков трудового и малоимущего люда.

Благоустройство эллинских городов и их санитарное состояние являлись предметом больших забот городских властей с очень древних времен. Забота об этой стороне жизни возлагалась на коллегию должностных лиц, называвшихся астиномами. При тесных, узких улицах следили за тем, чтобы на улицу не выходили выступающие в верхних этажах над фасадом дома балконы, лестницы, баллюстрады; запрещалось делать окна и двери, открывающиеся наружу. Аристотель рассказывает, что в Афинах еще Гиппий, сын Писистрата (в конце VI в. до н. э.), нарушителей этих запретов облагал штрафом. И в IV в. до н. э. в Афинах астиномы наблюдали, чтобы уборщики нечистот не сваливали их ближе 10 стадий от городской стены. Запрещалось также делать висячие желоба со стоками на улицу, повторялся запрет относительно нависающих балконов, отворяющихся наружу окон и дверей и какого бы то ни было загромождения улиц.

В эллинистический период в связи с появлением очень больших городов возросли требования комфорта и благоустройства, усложнилось городское хозяйство, расширился и вырос его административный аппарат. Выработано было и специальное законодательство по вопросам норм городской жизни. До наших дней сохранился интересный документ — надпись на мраморной плите, найденная в Пергаме, содержащая подробное предписание городских властей, касающееся благоустройства и санитарии.

90

Документ относится к первой четверти II в. и. э., но отражает, несомненно, порядки, существовавшие и в эллинистическое время.

Очень большое внимание уделялось содержанию в чистоте водоразборных бассейнов, вводных и выводных протоков; запрещалось выше них поить скот, мыть одежду и посуду. Водопроводы, колодцы и водостоки должны были быть только закрытыми, канализация исправной и обеспеченной свободным протоком чистой воды. Запрещалось засыпать существующие колодцы. За все нарушения были установлены наказания: для свободных людей — конфискация скота, одежды и утвари при нарушении правил пользования водоемами и штрафы, а для рабов — и тяжелые физические наказания.

Устанавливалась ширина больших и малых улиц в городе и проезжих дорог в стране, не подлежащая нарушению. Они должны были содержаться в порядке усилиями собственников домов и земельных участков, где пролегали эти улицы и дороги. На улицах и дорогах запрещалось копать или выбрасывать землю, месить глину, делать кирпичи, керамические трубы, черепицу. Для устранения поводов к спорам между соседями большое внимание уделялось правилам ремонта общих стен, возведению пристроек к строениям, использованию дворов для зеленых насаждений и т. п. Наблюдение за соблюдением правопорядка входило в обязанности астиномов, которым подчинялись районные городские надзиратели — амфодархи.

Пергамский документ отражает, с одной стороны, высокий уровень коммунального благоустройства, внимание и заботу о поддержании порядка и санитарного состояния со стороны властей, а с другой стороны, он является яркой живой иллюстрацией быта мелкого и среднего городского люда, жившего скученно на узких улицах, с перенаселенными, лепившимися друг к другу домиками, тесными жилищами, крохотными двориками и с конфликтами между соседями.

В различных частях эллинского мира было много святилищ, где существовали оракулы, дававшие советы и предсказания, составленные жрецами от имени того бога, которому было посвящено святилище. Наиболее прославленным был Пифийский оракул при святилище Аполлона в Дельфах, расположенном в горной местности в Средней Греции. Туда вели три дороги, соединявшие его со всеми основными областями материковой Эллады.

Дельфийское святилище пользовалось огромным авторитетом и популярностью во всей Элладе. В строительстве его храмов, различных культовых сооружений, памятников и в украшении его принимали участие важнейшие эллинскне и даже некоторые иноземные государства. В священном округе, опоясанном мощной стеной, находился главный храм Аполлона, храм Афины, другие святилища, сокровищницы различных греческих государств (в том числе афинян, беотян, коринфян, сиракузян и др.), а также театр, стадион и спортивные здания. Было также множество статуй и различных посвящений. Фронтоны храмов были украшены скульптурами главных божеств, почитавшихся в Дельфах. В преддверии храма помещались плиты с изречениями мудрецов и стояла статуя Гомера.

91

Стадион в Дельфах

Стадион в Дельфах

При большой популярности дельфийского оракула обращавшиеся к нему должны были ждать своей очереди на прорицания. И лишь особенно значительным государствам и влиятельным лицам давалось в качестве специальной привилегии право обращаться к оракулу вне очереди.

Дельфийское прорицалище играло очень большую роль в политической жизни Эллады. Его советами пользовались и руководствовались многие государства во время важнейших событий в их истории. Так. переселенцы, прежде чем выбрать место для основания нового города, спрашивали об этом совета у Дельфийского оракула. Естественно, что жрецы пользовались случаем оказывать влияние на события в желательном для себя направлении и обычно старались давать прорицания в угоду сильнейшим. Ответы давались преднамеренно в неясной форме.

В жизни эллинов огромную роль играли общественные праздники, которые в той или иной степени были связаны с культами. Празднества справлялись в честь наиболее чтимых божеств ежегодно или раз в несколько лет. Учреждение празднеств восходит к глубочайшей древности и связано с представлениями о богах как олицетворении могучих сил природы.

В каждом городе были учреждены свои праздники в честь наиболее чтимых божеств, считавшихся покровителями данного города. Но некоторые празднества приобрели несравненно более широкое значение. Это праздники, справлявшиеся в Олимпии, Дельфах, Немейской долине (в Южной Греции) и на Истме — Коринфском перешейке. Первоначально все эти праздники имели местное значение, но довольно скоро приобрели значение общеэллинское. Учреждение их восходит к древнейшим

92

временам, и с ними связаны различные легенды. В древнейшее время главным содержанием этих праздников были обряды, связанные с почитанием того божества, которое считалось покровителем данной местности, но со временем состязания в честь богов, которыми сопровождались культовые обряды, приобрели такую известность, что стали одним из самых существенных мероприятий праздника; участниками их стали молодые представители почти всех государств Эллады. На эти праздники стекалось множество народа, и они как бы служили выражением сознания общеэллинского единства.

Главными состязаниями были бег, прыжки, метание диска и копья, борьба и кулачный бой, управление конями — состязание на колесницах и военные упражнения. Самым простым и древним состязанием был «простой бег», называвшийся стадион, т. е. состязание в скорости бега на расстояние одного стадия. В местах состязаний для бега устраивалось специальное ристалище, получившее название стадион. Состязались так-

Сцена в палестре

93

же на расстояние двух стадиев, а также и значительно большее, которое называлось долгим бегом. Устраивали также бег в вооружении, бег с факелами и бег с колесницами, при котором атлет соскакивал с колесницы, когда кони неслись вскачь, и в беге состязался в быстроте с конями. При состязаниях в прыжках участники становились на возвышение и прыгали вдаль без разбега, лишь размахивая перед прыжками свинцовыми гирями. Популярностью пользовалось также метание диска и копья.

Большой тренировки и ловкости требовала борьба, тем более что обнаженные тела борцов перед состязанием смазывались маслом. При кулачном бое руки бойцов обвивались ремнями, иногда с металлическими гирьками. Удары наносились в верхнюю часть тела противника, поэтому страдали главным образом лицо, зубы и уши, борьба велась до полного изнеможения противника.

Практиковались и сложные комбинации состязаний — борьба и кулачный бой. Этот комплекс состязаний назывался панкратион; соединение

План палестры в Эпидавре

План палестры в Эпидавре

94

пяти видов состязаний: бега, прыжков, борьбы, метания копья и диска — пентафлон.

Древнейшим видом конных состязаний был бег легких двухколесных колесниц, запряженных парой коней; состязания происходили на специальном ристалище, которое надо было обогнуть определенное число раз.

Тренировка атлетов и устройство состязаний требовали создания для этого специальных постоянных сооружений. Это были прежде всего палестры — здания, где тренировались кулачные бойцы и гимнасты. Первоначально такие здания были очень скромны, но в дальнейшем, особенно в эллинистический период, они получили значительное развитие и создался специальный тип архитектурных сооружений для разнообразных физических упражнений — гимнасий — с большим двором и разными подсобными помещениями. Стадионы и ипподромы сооружались возле наиболее почитаемых святилищ, где происходили соревнования, имевшие общеэллинское значение, как Олимпия, Дельфы. Вначале устройство стадиона заключалось в выравнивании площадки вдоль какого-либо естественного возвышения, и для зрителей устраивались уступы на его склоне, которые обкладывались камнем. Места старта и финиша отмечались положенными там камнями. Позже стадионы и ипподромы стали устраивать во многих больших городах, где организовывались состязания в дни общественных празднеств. Так, во второй половине IV в. до н. э. был сооружен большой стадион в Афинах для состязаний на празднике Панафиней. Устройство стадионов и ипподромов было особенно распространено в эллинистическое время.

Главным общеэллинским праздником был Олимпийский праздник. Праздник справлялся один раз в четыре года, и по этим четырехлетиям— олимпиадам — эллины вели свое летосчисление. На время праздника объявлялось всеобщее перемирие, прекращались всякие враждебные действия против участвовавших в нем, и вся область, в которой находилось святилище, делалась неприкосновенной. Отправлявшиеся на праздник из других мест имели право свободного прохода даже через неприятельскую страну.

В Олимпии были храм Зевса и других богов, алтарь Зевса и другие культовые постройки, сокровищницы различных государств; к святилищу примыкали подсобные здания и спортивные сооружения. Программа празднества состояла из двух частей: священнодействия и состязаний, Сначала совершались жертвоприношения Зевсу и другим божествам, что и составляло главную часть празднества. Затем начинались различные виды состязаний: бег, борьба и конные ристания. Большое значение придавалось бегу на колесницах, запряженных четверкой лошадей, и верховой езде. В конных состязаниях победителями считались не гонщики, а собственники лошадей. К соревнованиям в Олимпии допускались все свободные греки, не запятнанные преступлениями или неблаговидными поступками. Рабы же не допускались. Допущенные к состязаниям атлеты проходили предварительно длительные упражнения. Перед началом состязаний устраивались торжественный выход и представление атлетов. Соревнования производились по группам. Потом, во втором туре,

95

состязались победители групп. Все состязания сопровождались игрой на флейте.

Наградой победителю служил венок из дикой маслины. Победа на олимпийских состязаниях была большой честью. Торжественно провозглашались имена победителей и их родина, затем совершались жертвоприношения, а по возвращении победителя на родину ему там оказывались большие почести: он въезжал в родной город на колеснице, его встречала ликующая толпа сограждан, он возлагал свой венок на алтарь перед храмом главного божества своего города. В честь победителя устраивался пир, пелись гимны, сочинявшиеся поэтами, ему вручались награды, предоставлялось почетное место на всех празднествах, пожизненный обед в пританее, ставились его статуи.

Другим праздником, игравшим также большую роль в жизни эллинского государства, был пифийский праздник, справлявшийся в 3-й год каждой олимпиады у подошвы горы Парнаса, близ Дельф, в честь бога Аполлона. Согласно древнему преданию, праздник был учрежден самим Аполлоном и вначале сопровождался только состязаниями певцов, исполнявших гимн в честь Аполлона под аккомпанемент струнных инструментов — кифар. Но уже в начале VI в. до н. э. к состязаниям кифаредов были добавлены состязания флейтистов и певцов под аккомпанемент флейт, а затем еще гимнастические и конные соревнования. Наградой победителю служил венок из ветвей священного лавра. Гимнастические и конные состязания занимали в пифийском празднике второстепенное место после музыкальных.

В хозяйственной жизни эллинов с древнейших времен основное значение имело земледелие, поэтому большую роль играли праздники, связанные со сменой времен года, к которым приурочивались культовые обряды в честь тех или иных божеств.

Существовали также и экстраординарные празднества в память каких-либо больших событий, например военной победы или избавления от бедствия. Главным актом в каждом празднестве было жертвоприношение, для чего и служили алтари и храмы, и сопутствующие этому акту песнопения, торжественные процессии и игры, соревнования и завершающие празднество всеобщее веселье, пляски, пиршества. Праздники в честь богов, культ которых входил в число государственных культов, справлялись особенно пышно и роскошно. В числе. таких празднеств следует назвать афинский праздник Панафинеи. Великие панафинеи устраивались сначала ежегодно, а с середины VI в. до н. э. — раз в четыре года, а малые панафинеи — каждый год. Первые дни посвящались раз-личным видам состязаний — физкультурных, военных и музыкальных, а заключением праздника и самой важной его частью являлась торжественная процессия, в которой Афине — главной богине — покровительнице города — приносили пеплос — роскошную одежду для статуи, вытканную в течение девяти месяцев знатнейшими гражданками города. На ткани пурпурного или шафранового цвета были вытканы различные изображения. Пеплос, повешенный в виде паруса на модели корабля, в сопровождении пышной процессии везли по улицам города на акрополь, в святилище богини. Там совершались обильные жертвоприношения, и торжества заканчивались.

96

Существовали еще религиозные праздники, связанные с тайными культами, которые были широко распространены по всей Элладе. Такие празднества назывались мистериями. Многие мистерии принадлежали к государственным культам, а другие совершались частными лицами или религиозными обществами. Самыми знаменитыми были Элевсинские мистерии. Они совершались ежегодно недалеко от Афин, в городке Элевсине, в честь двух богинь — Деметры и ее дочери Коры. Эти мистерии были посвящены мифу о похищении Коры богом подземного царства Плутоном, о поисках Коры Деметрой и установлении временных ее возвращений из подземного царства к матери и остальным богам. Деметра — богиня животворящих сил природы, покровительница земледелия. Похищение Коры Плутоном и пребывание ее в преисподней олицетворяло представление об умирающей и воскресающей природе.

К участию в культовых обрядах допускались только посвященные — мисты, которые не имели права разглашать культовых действ. Обряды совершались ночью и заключались в драматическом или символическом представлении сюжетов священных сказаний. Празднество длилось две недели. Для участия в нем народ собирался в Афины и шел в городской храм Деметры и Коры у северной подошвы акрополя. После жертвоприношения Афине толпа, в которой были и непосвященные, совершала очищение в море и направлялась затем в Элевсин по священной дороге, сопровождая ранее принесенные святыни. По пути делались остановки для молебствий и жертвоприношений. В Элевсине несколько дней по ночам совершались мистические обряды, в которых участвовали только посвященные; обряды совершались в храме и в его периболе. Там же, в периболе, происходило и посвящение в новые члены. Посвящение в мистерии считалось важным для достижения блаженства в загробной жизни.

Подготовлено по изданию:

Античная цивилизация / В. Д. Блаватский [и др.] ; отв. ред. В. Д. Блаватский ; АН СССР. Ин-т археологии. - М.: Наука, 1973. - 270 с.



Rambler's Top100