Наша группа ВКОНТАКТЕ - Наш твиттер Follow antikoved on Twitter
290

Л.Л. Кофанов

ВОСПРИЯТИЕ СУЩНОСТНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ РИМСКОГО ПРАВА В ИСПАНИИ I в. н.э. НА МАТЕРИАЛЕ LEX COLONIAE GENETIVAE JULIAE, LXV И LEX MUNICIPII MALACITANI, LXIIII: к проблеме эволюции legis actio sacramento in rem*

Справедливо считается, что римляне оставили глубокий след во всей европейской цивилизации. Многие народы, населявшие Европу в древности, в той или иной мере восприняли римскую культуру. Особенно четко эта преемственность прослеживается в области права, и сегодня часто говорится о том, что вся европейская правовая система основана на принципах римского права. В какой мере и каким образом уже в древности римское право вслед за римским оружием проникало в варварский мир, сливаясь с местным обычным правом или в значительной мере вытесняя его, — это предмет исследования не одной статьи и даже не одной монографии. Однако мы можем рассмотреть это проникновение на отдельном народе, в отдельный период и на каком-либо одном правовом институте. В этом смысле богатейший эпиграфический материал предоставляют римские провинции в Испании в I в. н.э. В XIX—XX вв. на юге Испании был найден целый ряд бронзовых таблиц и их отдельных фрагментов, содержащих городские уставы колонии Урсо, муниципиев Сальпенсы, Малаки и др., которые часто объединяются под общим названием lex Flavia municipalis и датируются 81 —84 гг. н.э.1 Содержание этих уставов во многом идентично друг другу и на 90% написано как будто под копирку. Данная особенность и позволила утверждать, что для них всякий раз принимался за образец римский lex data императора

* Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ, проект № 03-01-00684а.
1 Подробнее см.: Faustino Gutierrez, Alvizу Armario. Diccionario de derecho romano. Madrid, 1982. P. 407, 422.
291

Домициана. Важно отметить, что именно принятие римского основного закона, написанного на латыни, давало местному населению в Испании серьезные привилегии, особенно в вопросе налогообложения, что, в частности, и обеспечивало распространенность права2.
Сразу хотелось бы обозначить конкретный аспект данной статьи в такой широкой теме, как римский мир и варвары. Речь пойдет о налогах за аренду государственной земли и о характере наказаний за их неуплату, как они отражены в уставах некоторых испанских муниципиев. Как известно, итальянцы в шутку говорят, что налоги — это наши жертвоприношения государству. Древние римляне же всерьез полагали, что государственным богам необходимы жертвоприношения за пользование государственной землей. Неслучайно даже в III в. н.э. Ульпиан, а вслед за ним и еще более поздний автор, Авсоний, чуть ли не все публичное право связывали с жрецами и ритуалами жертвоприношений3. Неисполнение обязательств по государственным контрактам требовало дополнительных — искупительных — жертвоприношений в качестве наказания за неисполнение клятвы iusiurandum, обязательно сопровождавшей все публичные контракты. Именно на этих жертвоприношениях, связанных с древнейшим иском legis actio sacramento in rem, мы и остановимся.
Введение этой формы иска традиция связывает с царем Нумой Помпилием. Так, Дионисий Галикарнасский сообщает, что для исполнения публичных контрактов с государством царь установил контроль за их исполнением заботой богов и ввел культ публичной Клятвы и общественные жертвоприношения в ее честь4. Благодаря этим мерам судебное расследование с

2 О муниципиях см.: Abbott F.F., Johnson A. Ch. Municipal Administration in the Roman Empire. Princeton, 1926. passim; Kornemann E. Municipium // RE. 1933. XVI/1. S. 570 ss; De Martino F. Storia délia costituzione romana. 2 ed. Napoli, 1958. Vol. IV. P. 626 e segg.; Tondo S. Aspetti del Principato e dell'ordinamento in Roma. Milano, 1991. P. 113- 124.
3 Ulpian. D. 1. 1. 1.2: "Публичное право состоит в священнодействиях, жрецах и магистратах"; Auson. Idyll. 11. 61—62: "Из трех частей состоит все то право, которое трижды по четыре таблицы санкционировали как сакральное, как частное и как общее для народа".
4 Dionys. II. 75: "2. ...увидев, что хотя в контрактах, заключаемых публично и со свидетелями, совестливость заключавших сделки соблюдается и лишь немногие поступают несправедливо, но что обязательства, заключаемые без свидетелей (а их было гораздо больше остальных), охраняются только клятвой сторон, Нума решил, что следует... сделать их заботой почитаемых (римлянами) богов. 3. В результате этих размышлений он первый среди людей соорудил храм публичной Клятвы (Πίστεως) и учредил жертвоприношения в ее честь, совершаемые, как и другим богам, на общественный счет".
292

применением клятвы стало, по словам Дионисия, самым эффективным средством разрешения судебного спора. Очевидно, что Дионисий говорит здесь об иске legis actio sacramento, историю которого мы знаем прежде всего из Институций Гая5. Сакральный характер этого иска блестяще продемонстрировал в своем исследовании еще П. Санторо6. Действительно, сама этимология слова sacramentum ("обещание жертвоприношения") указывает на то, что данный иск связан с принесением клятвенного обещания совершить жертвоприношение богу в случае проигрыша иска7.
Гай и Варрон8 упоминают о сумме сакраментального залога от 50 до 500 ассов, если речь шла о вещном иске, и не более 50 ассов, если иск велся о свободе человека. Причем Варрон говорит о регламентации суммы sacramentum не только законами, но и непосредственно понтификами, а сам штраф называет также sacrum, т.е. жертвоприношением. Фест также указывает

5 Gai. Inst. IV. 13 — 4: "Сакраментальная форма была общей формой (для разрешения разнообразнейших споров); те дела, относительно которых закон не определял специальной исковой формулы, производились в сакраментальной форме. Прежде этот иск вследствие клятвенного обещания представлял опасность высказывающему неправду; теперь же опасным представляется иск по требованиям определенной суммы денег по поводу спонсии, которой подвергается ответчик, отрицающий без основания свою вину и вследствие рестипуляции, которой подвергается истец, если он требует недолжное. Проигравший процесс уплачивал сакраментальную сумму как наказание. Эта сумма передавалась в государственную кассу, и в обеспечение исправной уплаты представлялись претору поручители; не так, как теперь, когда штраф спонсии и рестипуляции поступает в пользу стороны, выигравшей процесс. Сакраментальный штраф состоял или из 500 ассов, или из 50. По искам в тысячу и более ассов взыскивалось 500 ассов, по искам до тысячи ассов — 50 ассов; такой размер сакраментальной суммы был определен в законах XII таблиц. Но если возникал спор по делам свободы раба, то тот же закон определял в пользу, конечно, свободы и в интересах тех, которые защищали права данного лица (adsertores), чтобы закладная сумма не превышала 50 ассов, хотя бы цена раба была самая большая". (Пер. Ф. Дыдынского).
6 Santoro R. Legis actio sacramento in rem // Annali del seminario giuridico dell'Universita di Palermo. 1967. Vol. 30. Обзор различных мнений о характере legis actio см: Nicosia G. Agere lege // Silloge, scritti 1956-1996. Catania, 1998. P. 433-463.
7 О семантике слова sacramentum см.: Tondo S. La semantica di sacramentum nella sfera giudiziale // Studia et Documenta Historiae et Iuris. 1969. Vol. 35. P. 249-339.
8 Varro. LL. V. 180: «Если это те деньги, которые приносят в суд для тяжбы, то они называются sacramentum от слова "жертвоприношение". Истец и ответчик отдают понтифику каждый в одних делах по 500 медных (ассов), в других делах они совершали то же самое с другой суммой, определенной законом. Тот, кто одерживал в суде верх, уносил из храма свой sacramentum, a sacramentum побежденного поступал в эрарий».
293

на использование этих штрафов в качестве общественных жертвоприношений9. Из Цицерона и Геллия известно, что первоначально исковый штраф взимался не деньгами, а в виде овец и быков10.
Известно, что откупщики общественных пастбищ при заключении договора mancipium11 с римским народом давали клятву именем Геркулеса, в качестве залога (praedia) внося свое имущество (т.е. скот)12. Нарушение этой клятвы требовало

9 Fest. P. 468L: "Sacramentum называется медь, которая выплачивается соответственно наказанию либо ответчиком, либо истцом. Среди тех, кто между собой судится, в одних делах (уплачивается) 50 ассов, в других - 500... Однако словом sacramentum эта медь стала называться потому, что из-за недостатка казны и из-за многочисленности общественных жертвоприношений использовалась в богослужениях".
10 Ос. Resp. 2. 60: "Далее, консулы Спурий Тарпей и Авл Атерний приблизительно на 54 году после первого консульства провели в центуриатных комициях угодный народу закон о денежной пене и сакраментальном иске. 20 лет спустя ввиду того, что цензоры Луций Папирий и Публий Пинарий назначением пени отняли у частных лиц много крупного скота и передали его в собственность государства, законом консулов Гая Юлия и Публия Папирия была установлена дешевая оценка скота при наложении пени" (Пер. В.О. Горенштейна). Gell. XI. 1. 2: "По закону Атерния назначено было за каждую овцу по 10 ассов, за быков - по 100 ассов". Ср.: Dionys. X. 50. 2.
11 Varro. LL. V. 40: "Praedia, так же как и прэзы, зовутся так оттого, что предлагаются в качестве обеспечения, так как они, публично данные в залог, гарантируют честность манцепса"; Hygin. Р. 116 (Blume): "Вектигальными же являются те обремененные обязательствами земли, которые являются либо государственной собственностью римского народа, либо колоний или муниципиев... разумеется, те земли, которые были захвачены у врага, розданы и разделены по центуриям... Оставшиеся земли подвергаются обложению вектигальным налогом, одни на несколько лет, другие же покупаются манцепсами, т.е. арендаторами, на сотни лет. Многие же по окончании этого срока снова продаются или сдаются в аренду таким образом, чтобы имел место обычай уплаты вектигальных налогов. Манцепсы же, которые по установленному закону покупают право (сбора) вектигального налога, сами сдают ее в аренду по центуриям или продают каким-либо ближайшим владельцам". Подробнее о характере mancipium см.: Кофанов A.A. Обязательственное право в архаическом Риме. М., 1994. С. 85-97.
12 Plaut. Bach. 666: decimam partem ei (Herculi) dedit; Stich. 233: decimam partem Herculi polluceam; Cic. Verr. IV. 103: agros populo Romano ex parte décima... vectigalis fuisse; Ps-Ascon. Verr. P. 130: aratores frumenti decimam dare populi Romani soient; Cic. De nat. deorum, III. 88: Neque Herculi quisquam decumam vovit umquam si sapiens factus esset... — "Но никто не дает обета пожертвовать Геркулесу десятину, если сделается мудрым"; Macrob. Sat. 6.11 : Masurius Sabinus... Marcus inquit Octavius Herrenus, prima adulescentia tibicen postquam arti suae diffisus est, instituit mercaturam, et bene re gesta decimam Herculi profanavit; Varro. LL. VI. 54: Hinc fana nominata, quod pontifices in sacrando fati sint finem; hinc profanum, quod est ante
294

искупительного жертвоприношения или штрафа, который использовался понтификами или эдилами на жертвенные пиры, на строительство храмов и другие сакральные нужды13.
Судебный процесс над откупщиками, проходивший в форме legis actio sacramento, в эпоху республики также имел подчеркнуто сакральный характер. Фест указывает, что освобождение такого ответчика (reus) происходило на народном собрании по решению магистрата и назывался этот юридический ритуал resacratio14. Гай в Институциях, описывая ритуал legis actio sacramento in rem, демонстрирует случай судебного спора между двумя частными лицами. В нашем же случае этот иск ведется между откупщиком и всем римским народом в лице народного собрания или сената. Как известно, дела такого рода после предварительного рассмотрения магистратом передавались судебной коллегии сенаторов — центумвирам.
Обычно считается, что, согласно рассказу Гая15, по принятии закона Эбуция 130 г. до н.э. и двух законов Юлия 17 г. до н.э.

fanum coniunctum fano; hinc profanatum quid in sacrificio atque Herculi decuma apellata ab eo est quod sacrificio quodam fanatur, id est ut fani lege fit. Id dicitur pollu(c)tum est, ut cum profan(at)um dicitur, id est proinde ut sit fani factum: itaque ibi olim (in) fano consumebatur omne quod profan(at)um erat, ut etiam (nunc) fit quod praetor urb(an)us quottannis facit, cum Herculi immolât publice iuveneam. См. также: Plut. Rom. Qua est. 18; Fest. s.v. Décima. P. 63L.
13 Liv. VII. 28.9 (343 г. до н.э.): "Как сообщают, в этом году народ вынес суровые приговоры ростовщикам, привлеченным эдилами к суду"; XXXI-II. 42. 10-11 (196 г. до н.э.): "Плебейские эдилы... привлекли к суду народа многих откупщиков общественных пастбищ, трое из них были осуждены. На сумму уплаченных ими пеней построили святилище на острове Фавна. Два дня справлялись Плебейские игры и по этому случаю был устроен пир"; XXXVIII. 35. 5-6 (189 г. до н.э.): "На деньги, взысканные с хлеботорговцев, осужденных за утайку запасов зерна, курульные эдилы... поставили 12 позолоченных щитов. Также и плебейский эдил Кв. Фульвий Флакк поставил две позолоченные статуи по осуждении лишь одного обвиняемого"; Plut. Sull. 35: "Пожертвовав Геркулесу десятую часть своего имущества, Сулла с большой расточительностью стал задавать пиры для народа; Plut. Cras. 12: "...Красе, совершив грандиозное жертвоприношение Гераклу, угостил народ на десяти тысячах столов и дал каждому хлеба на три месяца". См. также: Liv. X. 11. 9 (298 г. до н.э.); X. 13. 14 (298 г. до н.э.); X. 23. 11 - 13 (295 г. до н.э.); X. 47. 4; Ovid. Fast. V. 279-294.
14 Fest. P. 353L.: Resecrare - resolvere religione, utique cum reus populus comitiis oraverit per deos, ut eo periculo liberaretur, iubebat magistratus eum resecrare - "Resecrare означает освобождать от религиозной клятвы, особенно когда должник просил на комициях народ именем богов, чтобы он от этого судебного иска был освобожден и магистрат приказывал его освободить от сакрального посвящения".
15 Cai. Inst. IV". 30: Sed istae omnes legis actiones paulatim in odium uenerunt. namqrue ex nimia subtilitate ueterum qui tunc iura condiderunt, eo res perducta est, ut uel qui minimum errasset, litem perderet; itaque per legem Aebutiam et duas Iulias sublatae sunt istae legis actiones effectumque est, ut
295

эта форма исков практически вышла из употребления16. Однако это верно лишь отчасти. Безусловно, в частных исках эта форма была вытеснена менее громоздким и более быстрым формулярным процессом. Однако тот же Гай указывает, что в судах центумвиральной коллегии сакраментальная форма иска продолжала существовать еще и в его время, т.е. во второй половине II в. н.э.17 Цицерон перечисляет, какого рода дела рассматривались в центумвиральном суде во второй половине I в. до н.э.18 Среди прочих он упоминает и mancipia, т.е. государственные контракты по откупам. К сожалению, отрывок из Гая, где, возможно, описывалось применение сакраментального иска в делах центумвиральной коллегии в эпоху Ранней империи, почти не сохранился. Однако его конечная фраза прямо указывает на судебные дела с откупщиками19. Следует обра-

per concepta uerba, id est per formulas litigaremus - "Но все эти судопроиз водственные формы мало-помалу вышли из употребления, так как вследствие излишней мелочности тогдашних юристов, которые считались творцами права, дело было доведено до того, что малейшее уклонение от предписанных форм и обрядов влекло за собою проигрыш тяжбы; поэтому законом Эбуция и двумя законами Юлия отменены эти торжественные иски и введено судопроизводство посредством формул".
16 Комментарии к фрагменту Гая (Inst. IV. 30) см.: Tomulescu C.St. Les origines de la procedure formulaire // Revue internationale des Droits de l'Antiquité. 1973. Vol. 20. P. 355-367; Falchi G.L. L'onere délia prova nella "legis actio sacramento in rem" // Studia et Documenta Historiae et Iuris. 1972. Vol. 38. P. 247-276; Gioffredi C. Su Gai 4.30 // Studia et Documenta Historiae et Iuris. 1978. Vol. 44. P. 429-438; Kaser M. Zur "legis actio sacramento in rem" // ZSS. 1987. Vol. 117. S. 53 - 84; MagdelainA. Gaius 4.10 et 33: Naissance de la procedure formulaire // Tijdschrift voor Rechtsgeschiedenis. 1991. Vol. 59. S. 239-257.
17 Gai. Inst. IV. 31: Tantum ex duabus causis permissum est lege agere: damni infecti et si centumuirale iudicium futurum est; saneque cum ad centumuiros itur, ante lege agitur sacramento apud praetorem urbanum uel peregrinum - "Только в двух случаях дозволено было применять законные иски, именно в случае вреда, который грозит соседнему строению, т.е. угрожающей опасности и в том случае, когда центумвиральная коллегия решает дело. В самом деле, когда стороны обращаются к суду центумвиров, то предварительно совершается сакраментальная формула перед городским или иностранным претором".
18 Cic. De orat. I. 38. 173: ...in causis centumviralibus, in quibus usucapionem, tutelarum, gentilitatum, agnationum, alluvionum, circumluvionum, nexorum, mancipiorum... iura versentur - "...B них (центумвиральных тяжбах. -Л.К.) разбираются узаконения о давности, об опеках, о родстве родовом и кровном, о намывных берегах и островах, об обязательствах, о сделках".
19 Gai. Inst. rv. 32: Нет in еа forma quae publicano proponitur, talis fictio est, ut quanta pecunia olim, si pignus captum esset, id pignus is a quo captum erat, luere deberet, tantam pecuniam condemnetur - "Кроме того, в форме, установленной для откупщика, содержится такого рода фикция, чтобы присудить ответчика к уплате такой же суммы денег, какую должен был бы прежде в случае взятия залога уплатить тот, от кого взят залог".
296

тить внимание на то, что в следующем § 33 Гай переходит к кондикции, т.е. следует здесь тому же порядку изложения, что и в предыдущем рассказе об истории легисакционных исков, иначе говоря, здесь так же, как в §§ 17— 18, за сакраментальным идет кондикционный иск. Как известно из Сентенций Павла, коллегия центумвиров продолжала функционировать еще и в III в. н.э.20, поэтому вполне допустимо, что сакраментальная форма иска в отношении откупщиков действовала вплоть до III в. н.э.
Это предположение находит неожиданное подтверждение в муниципальных законах I в. до н.э. — 1в.н.э. Понятно, что, хотя эти законы писались не для римских граждан, а для муниципалов, недавних варваров, вся система органов управления и судопроизводства в целом строилась по сугубо римской модели. Поэтому, даже если мы и не найдем самого названия legis actio sacramento in rem в муниципальных законах, юридические механизмы действия этого римского института все равно воспроизводятся почти полностью.
Итак, обратимся к Lex coloniae Genetivae Juliae. В блоке законов с LXIV по LXXIV, регламентирующих священнодействия и деятельность жрецов (понтификов и авгуров), т.е. ius sacrum и ius sacerdotium, мы находим одну очень любопытную норму. Так, в норме LXV говорится о деньгах, внесенных в качестве пени за неуплату податей в общественную казну21. Прежде всего отметим, что речь идет именно о деньгах, поступивших в казну (in publicum) в качестве судебного штрафа — pecunia poena nomine. Термин pecunia poena nomine встречается почти во всех определениях сакраментального штрафа, приведенных выше. Далее, термин ob vectigalia не оставляет никаких сомнений в том, что речь идет о штрафе с откупщиков ager publicus, в данном случае муниципальной земли. Важно также и то, что закон прямо запрещает дуумвирам использовать этот штраф на какие бы то ни было общественные нужды, кроме sacra. При-

20 Paul. Sent. V. 16. 2: "Судья, ведающий делами по опеке, а также и центумвиры, если не могут иным путем решить дело о наследственном имуществе или об обязательствах какого-нибудь рода, могут допрашивать в состав наследства рабов" (Пер. Е.М. Штаерман).
21 Lex coloniae Genetivae Iuliae. LXV: Quae pecunia poenae nomine ob vectigalia, quae coloniae Genetivae Iuliae erunt, in publicum redacta erit, earn pecuniam ne quis erogare neve cui dare neve attribuere potestatem habeto nisi at ea sacra, quae in colonia aliove quo loco colonorum nomine fiant, neve quis aliter earn pecuniam sine fraude sua capito, neve quis de ea pecunia ad decuriones referundi neve quis de ea pecunia sententiam dicendi ius potestatemque habeto. Eamque pecuniam ad ea sacra, quae in ea colonia aliove quo loco colonorum nomine fient, Ilviri sine fraude sua dato attribuito itque ei facere ius potestasque esto. Eique cui ea pecunia dabitur sine fraude sua capere liceto.
297

чем закон обязует дуумвиров выдавать эти деньги только тем лицам, которые непосредственно занимаются общественными священнодействиями. Судя по содержанию следующих статей LXVI —LXIX, речь идет о понтификах, авгурах и подрядчиках по исполнению священнодействий. Таким образом, эти штрафы вполне могут быть названы pecunia sacramenta. Это приводит нас к выводу, что даже в I в. до н.э. судопроизводство в публично-правовой области было отнюдь не свободно от влияния религии. Более того, следует говорить об удивительной консервативности этой сферы публичного права, сохранившей не только название, но и саму суть архаических сакральных институтов.
Подтверждение этому выводу мы можем найти и в еще более позднем муниципальном законе — в lex Flavia Malacitani. Обращают на себя внимание рубрики LXIII и LXIIII22. В первой рубрике речь идет о характере сдачи в аренду общественной

22 Lex municipii Malacitani: Rubrica: de locationibus legibusque locationum proponendis et in tabulas municipi referendis.
LXIII. Qui Ilvir iure dicundo praeerit, vectigalia ultroque tributa, sive quid aliut communi nomine municipum eius municipi locari oportebit, locato. Quasque locationes fecerit quasque leges dixerit, quanti quit locatum sit et qui praedes accepti sint quaeque praedia subdita subsignata obligatave sint quique praediorum cognitores accepti sint, in tabulas communes municipum eius municipi referantur facito et proposita habeto per omne reliquom tempus honoris sui, ita ut de piano recte legi possint, quo loco decuriones conscriptive proponenda esse censuerint.
Rubrica: de obligatione praedum praediorum cognitorumque.
LXIIII. Quicumque in municipio Flavio Malacitano in commune municipum eius municipi praedes facti sunt erunt, quaeque praedia accepta sunt erunt, quique eorum praediorum cognitores facti sunt erunt: ii omnes et quae cuiiusque eorum tum fuerunt erunt, cum praes cognitorve factus est erit, quaeque postea esse, cum ii obligati esse coeperant coeperint, qui eorum soluti liberatique non sunt non erunt aut non sine dolo malo sunt erunt, eaque omnia, quaeque eorum soluta liberataque non sunt non erunt aut non sine dolo malo sunt erunt, in commune municipum eius municipii item obligati obligataque sunto, uti ii eave populo Romano obligati obligatave essent, si aput eos, qui Romae aerario praessent, ii praedes iique cognitores facti eaque praedia subdita subsignata obligatave essent. Eosque praedes eaque praedia eosque cognitores, si quit eorum, in quae cognitores facti erunt, ita non erit, qui quaeve soluti liberati soluta liberataque non sunt non erunt aut non sine dolo malo sunt erunt, Hviris, qui ibi iure dicundo praerunt, ambobus alterive eorum ex decurionum conscriptorumque decreto, quod decretum cum eorum partes tertiae non minus quam duae adessent factum erit, vendere legemque his vendundis dicere ius potestasque esto; dum earn legem is rebus vendundis dicant, quam legem eos, qui Romae aerario praeerunt, e lege praediatoria praedibus praedisque vendundis dicere oporteret, aut si lege praediatoria emptorem non inveniet, quam legem in vacuom vendendis dicere oporteret; et dum ita legem dicant, uti pecuniam in fore municipi Flavi Malacitani referatur luatur solvatur. Quaeque lex ita dicta erit, iusta rataque esto.
298

земли (vectigalia) и иного имущества (ultro tributa). Следует отметить общее сходство с публичным контрактом mancipium республиканского Рима. Во-первых, договор заключается дуумвирами от имени всех граждан муниципия (nomine municipum), текст его вносится в таблички ценза. Далее, так же, как и в mancipium, залог и поручители носят название praedia и praedes. В отличие от описанного Гаем сакраментального иска между частными лицами, где залог praedia обеспечивался в пользу частного лица, в этом публичном контракте залог, естественно, обеспечивается в пользу граждан муниципия, а точнее — муниципальной казне.
Еще более интересный материал дает рубрика LXIIII. Во-первых, здесь в самом законе проводятся прямые аналогии ответственности откупщика перед гражданином муниципия с ответственностью перед римским народом (populo Romano obligati), а обеспечение залога дуумвирам предоставляется, по словам закона, точно так же, как в Риме, лицу, возглавляющему эрарий. Причем судебное решение об отчуждении залога praedia выносится двумя третями голосов декурионов и конскриптов муниципия, что аналогично судебному решению коллегии центумвиров в Риме. Дуумвиры же на основании декрета декурионов и lex praediatoria выносят решение о продаже залога.
Особый интерес вызывает предпоследняя фраза рубрики: et dum ita legem dicant, uti pecuniam in fore municipi Flavi Malacitani referatur luatur solvatur. Здесь обращает на себя внимание словосочетание legem dicere, которое отличается от привычного в отношении судебных магистратов выражения ius dicere. В связи с этим на память приходит известное определение legis actiones в Институциях Гая23, согласно которому в древности еще не было в употреблении преторских формулярных исков, основанных на преторской юрисдикции, и иски действовали напрямую из законов. Вообще определения выражения legem dicere мы у римских юристов не найдем, пожалуй, единственное значение термина legum dictio можно обнаружить в комментариях Сервия к "Энеиде" Вергилия, где оно касается авгурских ауспиций и обряда религиозной нункупа-

23 Gai. Inst. IV. 11 : Actiones quas in usu ueteres habuerunt, legis actiones appellabantur uel ideo quod legibus proditae erant, (quippe tunc edicta praetoris, quibus conplures actiones introductae sunt, nondum in usu habebantur), uel ideo quia ipsarum legum uerbis accommodatae erant et ideo immutabiles proinde atque leges obseruafazntur — "Иски, которые были в употреблении у древних, назывались legis actiones, потому ли, что были установлены законами, так как в то время не были еще в употреблении преторские эдикты, которые ввели новые иски, или потому что в исковых формулах воспроизводились слова и выражения закона и поэтому считались неизменными, подобно тому как и самые законы".
299

ции24 и не дает прямого объяснения применению термина в отношении судебного процесса дуумвиров. Ясно, что произнесение "определенных слов" (certi verbi), т.е. nuncupation, играло особенно важную роль в архаическом иске. Но ясно также и то, что особая значимость "торжественных слов" связана со стремлением римлян заручиться поддержкой богов. Именно эта поддержка или одобрение богов делали из простых слов закон25.
Из текста рубрики LXIIII ясно, что lex дуумвиров должен произноситься на основании римского lex praediatoria, а уже из этого lex dictae дуумвиров проистекает их последующее судебное решение (iudicium), как это становится ясным из следующей рубрики LXV26. Таким образом, очевидно, что в суде дуумвиров и коллегии декурионов по делам об аренде ager vectigalis речь идет о прямом действии закона, т.е. о legis actio.
Теперь обратимся ко второй части разбираемой нами фразы: uti pecuniam in fore municipi Flavi Malacitani referatur luatur solvatur. В ней говорится о том, что дуумвиры выносят закон таким образом, чтобы ответчик выплатил денежный штраф in fore. Термин in fore можно переводить двояко. Возможно, здесь обычная описка резчика в последней букве и следует читать in foro. Такое выражение достаточно часто встречается именно в муниципальных законах и означает "на площади публичных судебных разбирательств". Но если не предполагать здесь описки, то данный ablativus loci от существительного foris следует переводить как "в воротах".

24 Serv. ad Aen. III. 89: et est species ista augurii quae legum dictio appellatur: legum dictio autem est, cum condicio ipsius augurii certa nuncupatione verborum dicitur, [quali condicione augurium peracturus sit:] quod hic facit exsequendo formas petitionis versibus supra dictis; tune enim quasi légitima iure legem adscribit 'da pater augurium' et reliqua — «И есть такой особый вид авгурий, который называется "произнесение законов", ведь "произнесение законов" происходит, когда обстоятельства самого авгурия оговариваются посредством определенного торжественного произнесения слов (нункупацией), о том, [какими обстоятельствами авгурий будет совершен], это он делает посредством расследования в форме петиции, как сказано в выше приведенных стихах; ведь после этого он как бы на законном основании добавляет норму "дай отец мне счастливых знамений" и прочее».
25 Santoro R. Actio in diritto antico // Poteri negotia actiones nella esperienza romana arcaica. Napoli, 1984. P. 203 — 205.
26 Lex munieipii Malacitani: Rubrica: ut ius dicatur e lege dicta praedibus et praedis vendundis.
LXV. Quos praedes quaeque praedia quosque cognitores Ilviri munieipii Flavi Malacitani hac lege vendiderint, de iis quicumque iure dicundo praeerit, ad quem de ea re in ius aditum erit, ita ius dicito iudiciaque dato, ut ei, qui eos praedes cognitores ea praedia mercati erunt, praedes socii heredesque eorum iique, ad quos ea res pertinebit, de is rebus agere easque res petere persequi recte possit.
300

Особый интерес в данной фразе вызывает сочетание сразу трех глаголов со значением "платить": referatur luatur solvatur. Очевидно, что эта связка здесь не случайна и не является простой тавтологией, но обозначает разные по содержанию действия ответчика. Что касается первого глагола — referre, то следует учитывать, что при разборе судебных дел по публичным сделкам с применением клятвы iusiurandum (а у нас, несомненно, именно такой случай), т.е. в исках legis actio sacramento27, акт уплаты штрафа рассматривался как религиозный ритуал освобождения от клятвы28, и именно в этом значении употребляется глагол referre.
Необходимо обратить внимание на тот факт, что в lex Irnitana в точно такой же фразе, как и в рубрике LXIIII, используется глагол sufferatur вместо referatur. Изучая текст lex Malacitana на бронзовой таблице в Национальном археологическом музее Мадрида, автор этой статьи обнаружил (возможно, после реставрации таблицы), что в рассматриваемом нами тексте читается именно sufferatur, а не referatur. Следовательно, в известном издании lex Malacitana в "Fontes iuris Romani antejustiniani" С. Риккобоно29 вероятно, имеет место ошибка, связанная с плохой сохранностью этого места в тексте таблицы. Однако в любом случае значение фразы кардинально не меняется. Известно, что глагол sufferre прежде всего используется в сочетании со словами litis aestimationem30, mulctam31, poenam32 в значении "налагать штраф", "переносить, терпеть", "выдерживать". Фраза litis aestimationem sufferre имеет очень древнее происхождение и, возможно, использовалась уже в законах XII таблиц (XII. 2Ь). Как известно, словосочетание litis aestimatio всегда было тесно связано с судебной присягой iusiurandum33 и со словосочетанием iusiurandum déferre (D. 12. 3. 3). Таким образом, смысл фразы pecuniam... referatur... почти не меняется после замены referatur на sufferatur.

27 Gai. Inst. IV. 13: eaque actio perinde periculosa erat falsiloguo propter iusiurandum — "Прежде этот иск вследствие клятвенного обещания представлял опасность высказывающему неправду".
28 Paul. lib 3 Quaest. D. 22. 3. 25. 3: "Во всех же представленных нами случаях следует дать разрешение тому, на ком лежит бремя доказывания, принести клятву относительно истинности дела, ранее самому присягнув в юридической обоснованности иска, чтобы таким образом судья, следуя верности присяги, мог вынести свое решение, сохранив за ним права освобождения от клятвы".
29 Fontes iuris Romani antejustiniani / Ed. S. Riccobono. Florentiae, 1968.
30 Lex XII T. XII. 2b; Gai. Inst. IV. 75, 89; D. 9. 4. 20.
31 D. 9. 4. 20; D. 21. 1. 23. 8; D. 47. 21. 3. 1.
32 D. 17. 2. 71 pr.; D. 27. 3. 15; D. 47. 2. 68. 1.
33 D. 12. 2: De iureiurando... iudiciali; D. 12. 3: De in litem iurando.
301

Что касается глагола luere, то весьма интересный разбор источников, трактующих значение этого глагола, провел в своей книге профессор Ф. Милаццо34. Однако, опираясь на известное определение Варроном35 понятия lustrum в отношении к vectigalia и ultro tributa, итальянский ученый делает вывод, что глаголы luere и solvere выступают в качестве синонимов и означают "платить", с чем никак нельзя согласиться, по крайней мере, в отношении нашего фрагмента, также связанного с vectigalia и ultro tributa. Во-первых, в нашем случае речь идет о poena. В разделе Дигест "De poenis" термин luere в отношении наказаний используется в совершенно ином значении36. В данном тексте выражение luendum supplicio, конечно, можно перевести как "расплачиваться посредством наказания", но более точным будет "очищаться от преступления посредством искупительного жертвоприношения"37.
Далее, в нашем случае, так как речь идет о наказании за неисполнение договора аренды муниципального имущества, связь с римским цензорским lustrum, на которое указывает Варрон в приведенном нами отрывке, очевидна. Поэтому весьма интересен-отрывок из комментариев Сервия к "Энеиде", где говорится, что по завершении 5-летнего цикла аренды общественного имущества цензоры предлагали богам "тучные жертвоприношения" (pingues victimas), тем самым производя сакральное очищение города38. Можно предположить, что между

34 Milazzo F. Realizzazione délie opère pubbliche in Roma arcaica e repubblicana. Munera e ultro tributa. Napoli. 1993. P. 72 — 76.
35 Varro. LL. VI. 11: Lustrum nominatum tempus quinquennale a luendo, id est solvendo, quod quinto quoque anno vectigalia et ultro tributa per censores persolvebantur — "Пятилетний срок называется lustrum от luendo, т.е. от уплаты, так как каждые пять лет через цензоров выплачиваются вектигальные подати и чрезвычайные налоги".
36 Saturn L.S. De poen. paganorum,. D. 48. 19. 16. 4: locus facit, ut idem vel furtum vel sacrilegium sit et capite luendum vel minore supplicio — "Место определяет, что одно и то же (преступное деяние) является либо кражей, либо святотатством, и в наказание необходимо назначать либо смертную казнь, либо меньшую кару".
37 Ср.: Fest (Pauli excerpta). P. 405L.: Supplicia veteres quaedam sacrificia a supplicando vocabant. — "Словом supplicia древние называли некоторые жертвоприношения от необходимости коленопреклоненно умолять; Fest (Pauli excerpta). P. 107L.: «Слово "платишь" означает полностью расплатиться, оно происходит от греческого λύειν. Отсюда земля, освободившаяся от сырости, зовется lutum, отсюда и lustratio (очищение жертвоприношением), которым что-либо исполняется и освобождается».
38 Serv. ad Aen. VIII. 183: Lustralibus aut pinguibus: moris enim fuerat compléta lustro pingues victimas offerre censores... Aut quia per quinquennium ipsis victimis urbs lustrari solebat... — "Пятилетними или тучными: ведь был обычай, чтобы цензоры по завершении lustrum приносили тучные жертвоприношения... Или потому что город (Рим) обычно совершал религиозное очищение посредством жертв 5-летнего возраста".
302

терминами pinguis и pignus есть тесная этимологическая связь и распространенное юридическое выражение luere pignorem исторически происходит от luere pingues victimas. Все это позволяет допустить перевод пассивной формы глагола luere в значении "очиститься от преступления". Наконец, глагол solvere в пассивной форме означает не столько расплатиться, сколько "освободиться от обязательства". Что касается слова pecuniam, то в данной фразе очевидно применение accusativus respectivus, часто употребляемого при страдательных формах глагола. Соответственно в качестве логического подлежащего тут подразумевается сам ответчик — reus.
Учитывая все сказанное выше, рассматриваемую нами фразу можно перевести следующим образом: "И тогда пусть таким образом (дуумвиры) провозглашают закон, чтобы (ответчик) на судебной площади муниципия Флавия Малацитаны этими деньгами отвел от себя присягу, очистился от преступления и освободился от обязательства". Конечно, наш перевод — это всего лишь одна из возможных версий, однако необходимо подчеркнуть, что в рубрике LXXIX lex Flavia Malacitana, которая сохранилась благодаря найденному тексту lex Irnitana, имеется информация, также связанная с нашей версией перевода. В этой рубрике речь идет о pecunia communis municipum и дается список общественных расходов. Здесь есть сходство с нормой LXL lex coloniae Genetivae Juliae, поскольку первые, наиболее важные траты — это те, которые делаются на общественные священнодействия, игры и пиршества (in sacra, ludos, cenas)39. Конечно, в lex Irnitana нет прямой связи между денежным штрафом ob vectigalia и публичными sacra, однако есть все основания полагать, что таковая все же существовала. Следует учитывать и возможность эволюции lex Irnitana. Действительно, если в lex coloniae Genetivae Juliae было просто запрещено использовать pecunia poena nomine на иные расходы, кроме sacra, то в рубрике LXXVII lex Irnitana написано, что дуумвиры и декурионы решают, какая часть общественных денег должна быть использована на sacra, а какая нет40.
Подведем некоторые итоги. Несомненно, тексты найденных в Испании муниципальных законов являются уникальным источником для изучения не только муниципального права, но и отдельных римских правовых институтов. Эти тексты, написанные на хорошей юридической латыни, свидетельствуют о глубоком проникновении собственно римского права в насе-

39 Lex Irnit. LXXIX: Quo minus quantae pecuniae in sacra, ludos, cenas quibus decuriones conscripti municipesve vocantur, aera apparitoria...
40 Lex Irnit. LXXVII: Duumviri... ad decuriones conscriptosve referunto quantum in inpensas sacrorum, et quantum in cenas... eroganto...
303

денную преимущественно варварами провинцию. Ведь очевидно, что используемая в этих законах юридическая фразеология, а соответственно и сами юридические понятия достаточно адекватны именно той эпохе, в которую они были созданы. Хотелось бы надеяться, что приведенный нами материал в той или иной мере свидетельствует не только об устойчивости, консервативности некоторых древнейших римских правовых институтов, но и об их распространении через муниципальные законы по всему Средиземноморью, по крайней мере в римской Испании, следовательно, и среди неримского, варварского населения, активно пополнявшего ряды римских граждан41.
Таким образом, можно констатировать, что римская практика создания в провинциях муниципиев, предоставлявшая местному населению права римского гражданства при условии добровольного копирования римских правовых норм в основном муниципальном законодательстве, дала блестящие результаты с точки зрения распространения римского права, а вместе с ним и римского владычества, так как граждане муниципиев становились не только носителями латинского языка, но и наиболее последовательными проводниками римского империя.

Подготовлено по изданию:

Античная цивилизация и варвары / отв. ред. Л.П. Маринович; Ин-т всеобщ, истории РАН. — М. : Наука, 2006. - 355 с.
ISBN 5-02-010362-4 (в пер.).
© Институт всеобщей истории РАН, 2006
© Коллектив авторов, 2006
© Редакционно-издательское оформление. Издательство "Наука", 2006



Rambler's Top100