Наша группа ВКОНТАКТЕ - Наш твиттер Follow antikoved on Twitter
55

М. А. НАЛИВКИНА

КЕРКИНИТИДА И КАЛОС ЛИМЕН

(некоторые итоги изучения)

аскопки Керкинитиды показали, что первые каменные постройки Керкинитиды возникли непосредственно на остатках догреческого поселения. Открытие здесь слоя конца VI или рубежа VI и V вв. до н. э. меняет наши еще совсем недавние представления о времени основания города и заставляет предполагать включение города в систему греческой колонизации не с IV в. до н. э., как думали раньше, а с конца VI — начала V в. до н. э., по-видимому, даже несколько ранее Херсонеса. Среди керамических материалов, обнаруженных во время исследования раннего античного дома Керкинитиды, встречены фрагменты сосудов рубежа VI—V вв. до н. э. с островов Эгейского моря (Хиос, Фасос, Самос) и аттическая керамика главным образом V в. до н. э. Раннее греческое поселение в Керкинитиде занимало сравнительно небольшую площадь на месте б. Карантинного мыса в Евпатории. Местоположение Керкинитиды у берега моря и близость к ней плодородных степей создавали условия для развития земледелия, скотоводства и рыболовного промысла. Земледелие в последующие периоды занимало одно из главных, если не самое главное, мест в экономике Керкинитиды и Калос Лимен. С появлением греков часть земель, ближайшая к городу, стала, вероятно, собственностью городской общины.

Первое упоминание о Керкинитиде принадлежит Гекатею, затем о ней говорит Геродот. Вещественные материалы конца VI и особенно V в. до н. э. из Керкинитиды указывают на связи районов Северо-Западного Крыма и, в частности, Керкинитиды с Афинами. Среди керамики как городища Керкинитиды, так и раннего некрополя, встречаются немногочисленные обломки аттической чернофигурной, краснофигурной и чернолаковой керамики. В ранних погребениях некрополя Керкинитиды встречены вещи VI—V вв. до н. э. (сосуды, терракоты), что вполне соответствует слою конца VI—начала V в. до н. э., открытому на городище. Возникновение Керкинитиды как городского торгового центра содействовало сношениям областей Северо-Западного Крыма с Ольвией, западнопонтийскими городами и греческими островами Эгейского моря. В последующее время, в процессе дальнейшего роста городов края, ту же роль стал играть и Калос Лимен, и, вероятно, другие, пока еще не исследованные города Северо-Западного Крыма х. В дальнейшем это в значительной степени облегчило развитие торговых связей Херсонеса.

1 При раскопках в районе санатория «Чайка» (в 7 км к западу от Евпатории, проведенных в 1959 г., А. Н. Карасевым) были открыты стены поселения. По мнению исследователя это — остатки «Стен» τα τείχη, упоминаемых в херсонесской надписи в честь Диофанта (IPE, I2, № 352.) Предположение это не лишено вероятности.
56

Данные письменных источников о раннем периоде жизни Керкинитиды отрывочны и скудны. Ценнейшими источниками для конца IV—II вв. до н. э. являются надписи Херсонеса.

Ко времени составления знаменитой херсонесской присяги (JPE, I2, № 401) и Керкинитида, и Калос Лимен экономически и политически были тесно связаны с Херсонесом. Оба города были крупными земледельческими центрами Северо-Западного Крыма. Исследование земельных наделов в окрестностях Калос Лимен, основные строительные остатки которых относятся к IV—II вв. до н. э., показало не только расширение сельскохозяйственной территории Керкинитиды и Калос Лимен в то время, но и значительный подъем экономики города, базировавшейся в основном на земледелии.

Из текста херсонесской присяги видно, что Керкинитида и Калос Лимен, а также, по-видимому, и другие города и поселения Северо-Западного Крыма, вошли в состав владений Херсонеса. Археологический материал позволяет проследить тесные связи Херсонеса с Керкинитидой и другими городами в течение длительного периода, начиная с конца IV в. до н. э. вплоть до разрушения Керкинитиды и Калос Лимен во II в. до и. э.

К этому времени Херсонес достиг высокой степени экономического, политического и культурного расцвета.

Эксплуатируя подвластную ему территорию, он обладал всеми возможностями для получения высоких доходов с земельных наделов, переданных в пользование богатым гражданам города. К этому времени город был хорошо укреплен, чеканил свою монету, имел развитое ремесло и поддерживал торговые связи со многими греческими городами. Литературные, эпиграфические и археологические материалы, исследованные А. И. Тюменевым, Г. Д. Беловым и другими учеными, позволяют осветить ряд отдельных вопросов, связанных с взаимоотношениями обоих городов. Так, если мы не имеем возможности точно выяснить, когда и при каких обстоятельствах произошло присоединение Керкинитиды к Херсонесу, то сходство культуры обоих городов не вызывает никакого сомнения в тесной связи между ними.

Отношения между обоими городами в значительной степени зависели от отношения Херсонеса с варварскими племенами, населявшими степи Западного Крыма. Письменные и особенно эпиграфические источники свидетельствуют, что эти отношения не были мирными. Согласно тексту присяги запрещалось предавать «варвару» (т. е. скифу) города и земли Херсонеса. Здесь разумеются города Северо-Западного Крыма с их сельскохозяйственной территорией, в том числе Керкинитида и Калос Лимен.

Вся история взаимоотношений Херсонеса со скифами показывает, какую грозную опасность представляли они и для него самого и для городов, ему подвластных. В борьбе со скифами Керкинитида опиралась в первую очередь на поддержку и помощь Херсонеса.

Еще в конце IV в. до н. э. Керкинитида и Калос Лимен были обнесены оборонительными стенами с башнями. В III в. западные участки оборонительной стены Керкинитиды были перестроены и утолщены. В строительных приемах Херсонеса, Керкинитиды и Калос Лимен было много общего. Так, здания центральной части Керкинитиды времени ее зависимости от Херсонеса, как и в самом Херсонесе, были обращены в сторону моря. Основой экономической жизни Керкинитиды в IV—III вв. до н. э., в отличие от Херсонеса, являлось сельское хозяйство — земледелие и скотоводство, и рыбный промысел. Город сбывал свои продукты Херсонесу, получая взамен изделия херсонесского ремесла, и поддерживал торговые связи с Пантикапеем, Гераклеей, Синопой, Родосом и другими южнопонтийскими центрами, а также и с Пафлагонией (монета г. Кромны).

В некрополе Керкинитиды времени расцвета города (IV и особенно III в. до н. э.) находили ценные вещи (золотые и серебряные украшения); на могилы стави

57

лись надгробные стелы с надписями (такова стела Амбатии, дочери Геродота). Устройство могил некрополя Керкинитиды этого времени и обряд захоронения (трупоположение и трупосожжение в урнах), как и состав инвентаря, находят себе ближайшие аналогии в греческих погребениях некрополя Херсонеса.

Ближайшая, прилегающая к городам Керкинитиде и Калос Лимен, территория была занята укрепленными и неукрепленными поселениями и небольшими городами, тяготевшими к обоим названным городам, и являлась владениями Херсонеса. Основой экономического развития этих городов и поселений было земледелие и торговля хлебом, свозившимся в Херсонес.

Текст присяги запрещает херсонесцам хлеб, свозимый с равнины, продавать в какое-либо иное место, кроме Херсонеса; здесь, очевидно, надо предполагать Керкинитиду, куда иногда помимо Херсонеса могли свозить хлебные урожаи.

Заговор против демократии, нашедший свое отражение в тексте присяги Херсонеса, не мог не отразиться и на подвластных ему городах. По всей вероятности, борьбу со скифами, которую выдержал Херсонес в III в. до н. э., Калос Лимен и Керкинитида испытали раньше. В договоре, заключенном между Херсонесом и понтийским царем Фарнаком, последний обещал оказать херсонесцам поддержку в случае нападения на их город или подвластную им страну «соседних варваров».

Во второй половине II в. до н. э. Калос Лимон и Керкинитида, так же как и Ольвия, были захвачены скифами. В это время оба города переходили из рук в руки — от Херсонеса к скифам и обратно. Херсонесская надпись в честь граждан Херсонеса, освободивших во II в. до н. э. Калос Лимен от скифов, отражает взамоотношения этого города с Херсонесом во время его войны со скифами 2, когда были разрушены оба изучаемых нами города, так же как и другие города и поселения Северо-Западного Крыма.

Прекращение чеканки монет Керкинитиды во II в. до н. э. — убедительный показатель упадка города и его торговли в это время. Подтвержденное раскопками большое разрушение городов Северо-Западного Крыма во II в. до н. э. говорит скорее всего о захвате их скифами. Судя по надписи в честь Диофанта, во время второго своего похода на скифов он отвоевал захваченные ими Керкинитиду и Калос Лимен.

Из истории Боспора нам известно, что после подавления восстания боспорских скифов Херсонес был подчинен Митридату. Как отразилось это подчинение на городах северо-западных владений Херсонеса, только что отвоеванных у скифов, сказать трудно. Монет Керкинитиды митридатовского периода нет.

Дальнейшая история этих городов известна мало. По словам Страбона, территория Крымского полуострова находилась под властью боспорских царей, которых назначали римляне 3.

Римская блокада Крыма, имевшая место в 64 г. н. э., нарушила морскую торговлю прибрежных городов, в том числе Керкинитиды и Калос Лимен. Остатки построек первых веков нашей эры в Керкинитиде и Калос Лимен свидетельствуют, что восстановление городов после бурных событий предшествовавшего времени велось слабо. Данные раскопок показывают, что и в первые века нашей эры города Северо-Западного Крыма подвергались нападению скифов, не отказавшихся от своих стремлений завладеть морским побережьем. Часть сельских поселений на побережье, как показали разведки П. Н. Шульца, А. Н. Щеглова и О. Д. Дашевской в этих районах, не только продолжала существовать, но возникали и новые. Скифы, занимавшие в то время крымские степи, около середины I в. н. э. вновь стали тревожить Херсонес, как это делали в свое время'Скилур и Палак. Очень вероятно, что события, связанные с посылкой римских войск из Мезии в Херсонес, коснулись и изучаемых нами

2 IPE, I2. № 353.
3 Strabo, VII, 4, 3.
58

городов Северо-Западного Крыма. Но скифская осада Херсонеса была снята, как об этом свидетельствует херсонесская надпись в честь Плавтия Сильвана.

Разведки некоторых прибрежных поселений показали, что и в Керкинитиде и в Калос Лимен были, возможно, расквартированы римские войска, особенно при Нероне.

Раскрытые раскопками последних лет строительные остатки этого времени отличаются небрежностью; наблюдается вторичное использование камней разрушенных кладок более раннего времени. Судя по одному найденному в Керкинитиде погребению рубежа нашей эры, детские захоронения в амфорах производились в черте города. Находка одного надгробия первых веков нашей эры близ Калос Лимен (некрополь этого города пока не локализован) показывает, что на могилах того времени еще воздвигались надгробные памятники.

Следует думать, что в первые века нашей эры Херсонес по-прежнему эксплуатировал плодородные сельскохозяйственные районы Западного Крыма. Находимая, правда в ничтожном количестве, керамика первых веков нашей эры свидетельствует, что связи Калос Лимен и Керкинитиды с Херсонесом и городами южного Причерноморья были слабы, но поддерживались. Связи со скифами были более интенсивными. Города, по-видимому, еще сохраняли свою полисную организацию.

В периплах Арриана и Анонима Керкинитида и Калос Лимен называются скифскими. Возможно, однако, что их сведения восходят к более раннему источнику, например, Гекатею, где Керкинитида названа «скифской».

Вся дальнейшая история городов Северо-Западного Крыма, лея<авших в открытой и ничем не защищенной местности (в отличие от более выгодного в этом отношении положения Херсонеса), еще подлежит исследованию. В настоящее время можно лишь отметить, что в дальнейшем они еще не раз подвергались нападениям и разрушениям. В IV в. н. э. они были разрушены в результате вторжения в Крым новой волны варварских племен.

Что касается общественного и политического строя обоих рассматриваемых городов и характера их культуры, то и Керкинитида и Калос Лимен представляли собой типичные греческие полисы. Это были, хотя и небольшие, античные города с развитой экономикой и культурой. Однако при сравнении их друг с другом следует отметить, что лежавшая ближе к Херсонесу Керкинитида была в большей степени отмечена чертами греческой культуры. Калос Лимен, расположенный дальше от Херсонеса, находился в более тесном общении со скифами, поэтому и в экономике и в культуре этого города наблюдается гораздо больше скифских черт. В составе высшей социальной прослойки этого города, видимо, большую роль играла скифская родовая знать.

Изучение некоторых памятников искусства, найденных в Керкинитиде и прилегающих к ней местностях, показало, что в наиболее ранних из них отразились еще влияния греческих художественных традиций (например, «сакский Геракл»), а в рельефе с изображением Геракла, найденном у Мойнакского озера, отмечаются уже иные стиль и манера, свойственные стилю и характеру херсонесских надгробных рельефов с плоскостной трактовкой изображений. Отмеченные выше связи Херсонеса и Керкинитиды отразились и на памятниках искусства обоих городов. Связь с херсонесскими поздними рельефами прослежена и на надгробии первых веков нашей эры, найденном близ Калос Лимен. Остатки архитектурных деталей из обоих городов 4 говорят о том, что Херсонес, экономически и политически связанный со своими западными владениями, оказывал вместе с тем влияние и на их культуру; а через них и на эллинизованную верхушку скифского общества. Восприняв грече

4 Следует напомнить об обрамлении окон из находок в помещениях дома III—II вв. до н.э. Калос Лимен — единственном пока в Причерноморье.
59

скую религию с культом бога-героя, верхушка местного общества выделила из всех героев Геракла, поклонялась ему и, как видим, охотно изображала его в рельефах. В Херсонесе, как известно, культ Геракла также имел широкое распространение.

При изучении двух городов Северо-Западного Крыма надо иметь в виду, что Керкинитида и Калос Лимен росли и развивались отнюдь не одиноко, а в окружении и в соседстве с другими городами и поселениями Северо-Западного Крыма. Разведки и раскопки двух из этих поселений (Тарпанчи и Южно-Донузлавское) подтвердили их земледельческий характер и близость их культуры к культуре приднепровских поселений. Античное укрепленное городище в районе Оленевки (б. Караджа), разведанное П. Н. Шульцем и нами, по размерам значительно меньше городища Калос Лимен. Подъемный материал с этого городища представлен керамикой эллинистического времени с преобладанием херсонесского импорта. То же самое, по-видимому, следует сказать и о прибрежном городище возле б. Беляусского тракта.

Что же касается курганов Северо-Западного Крыма, то они датируются, начиная с времени переходного от бронзы к железу, вплоть до IV—III вв. до н. э.

Характер погребений в этих курганах свидетельствует о взаимопроникновении скифской и греческой культур. Некоторые находки в курганах, как, например, золотые скифские пластинки из кургана близ б. дер. Кара-Меркит, неоднократно описанные как в общих, так и в специальных трудах по Северному Причерноморью, указывают на наличие в V и в IV вв. до н. э. культурной связи северо-западных районов Крыма с северо-восточными районами Причерноморья. В курганах евпаторийского и черноморского районов преобладают земляные могилы с трупоположением, иногда в перекрытых плитами каменных ящиках в центре курганов, а иногда вырытые в материке и перекрытые деревом. Применение растительных подстилок, встреченное в курганных погребениях Северо-Западного Крыма, известно и в курганных погребениях близ станицы Елисаветовской, на Дону. Преобладает ориентация костяков на восток. Некоторые курганы в районе Керкинитиды и Калос Лимен содержат коллективные погребения, иногда разновременные, иногда одновременные. На курганах в степях Северо-Западного Крыма ставились погребальные статуи или рельефы. Два фрагментированные изваяния, найденные Л. А. Моисеевым в районе с. Черноморского, заслуживают особого внимания. Различные по художественной отделке, оба эти памятника воспроизводят скифских воинов с луком и ритоном.

Таковы некоторые характерные черты культуры изучаемых городов и их ближайшего окружения.

Таким образом, археологическое изучение городов и поселений Северо-Западного Крыма показало, что, начиная с самых ранних этапов своего существования, население этих районов было тесно связано с другими областями Северного, Западного и Восточного Причерноморья и Приднепровья. Состав керамических изделий в ранних слоях Керкинитиды не отличается от керамики, встречающейся сейчас все в большем и большем количестве при раскопках многих прибрежных городов Крыма доантичного и раннеантичного времени 5.

Все имеющиеся материалы, относящиеся к Керкинитиде и Калос Лимен и к прилегающим к ним районам, показывают их тесную связь с другими античными городами и коренным населением Крыма — скифами; тем самым вскрывается специфика этих городов, отличная от античных городов собственно Греции, окруженных не· местными племенами, а тем же эллинским населением.

Подводя итоги нашему краткому обзору материалов по иртории двух малых городов Северо-Западного Крыма и ближайших, окружающих их, местностей, можно сказать, что, несмотря на всю отрывочность имеющихся до настоящего времени све

6 На Южно-Донузлавском городище, по данным О. Д. Дашевской, подобная керамика встречена в слое IV в. до н. э.
60

дений, специфика экономического и культурного облика этих городов выявляется достаточно определенно. Это два небольших греческих полиса, с экономикой, базирующейся в основном на сельском хозяйстве (главное их богатство—хлеб). Города эти поддерживали экономические и культурные связи как с греческим миром, так и с местным варварским населением. Жизнь и история этих городов отражает глубокое взаимопроникновение и взаимодействие греческой и местной культур — черта, свойственная, впрочем, всем античным городам Северного Причерноморья; однако в зависимости от положения в том или ином пункте побережья, соседства тех или иных античных городов и характера варварского окружения, при общности исторических судеб всех античных полисов Северного Понта, каждый из них имел свою судьбу и индивидуальные черты своего экономического и культурного облика.

Подготовлено по изданию:

Античный город / АН СССР. Институт археологии. - М. : Издательство Академии наук СССР, 1963.



Rambler's Top100