Наша группа ВКОНТАКТЕ - Наш твиттер Follow antikoved on Twitter
110

§ 9. Искусство

Скульптура. В период Римской республики формируются основные виды римской пластики — скульптурный портрет, исторический рельеф и декоративные произведения. Сильное воздействие на раннее римское искусство оказали этруски. Для них характерны скульптуры из бронзы и обожженной глины — терракоты. Иногда терракотовые статуи превышали рост человека. Этрусский скульптор Вулка создал из терракоты скульптурную композицию фронтона храма VI в. до н. э. Знаменитые глиняные статуи из Вей VI в. до н. э. — Аполлона, Гермеса и других — свидетельствуют о близости этрусской скульптуры произведениям греческих мастеров эпохи архаики. На терракотовых этрусских саркофагах часто изображался умерший с портретными чертами лица. Этрусским мастером изваяна знаменитая Капитолийская волчица.
После изгнания последнего этрусского царя Тарквиния Гордого и провозглашения Римской республики начинается самостоятельное развитие римского искусства. Особого мастерства достигли скульпторы, изготовлявшие очень реалистические скульптурные портреты. Возможно, на портретное искусство оказал влияние обычай снимать восковые маски с лица умерших, что было связано с культом предков. Бюсты, статуи, групповые портреты родственников свидетельствуют об умении римских скульпторов с большой точностью воспроизводить индивидуальные черты того или иного человека. После завоевания Греции во II в. до н. э. на искусство Рима заметно распространяется греческое влияние. По словам Горация, «Греция плененная пленила своих победителей». Из Греции сотнями вывозятся произведения искусства. Намечается стремление скульпторов творчески осмыслить греческую эллинистическую скульптуру, что проявляется в попытках не только точно воспроизводить черты лица, но и стремиться к воспроизведению внутренних черт характера.
Для пластики времен империи характерна частая смена различных художественных стилей и манер. В период принципата Августа сохраняются традиции скульптурного портрета. Интересна статуя Августа, хранящаяся в Государственном Эрмитаже, созданная после смерти принцепса. Август изображен в образе Юпитера, сидящего на троне. Статуя носит явные следы эллинистиче-

111

ского влияния. В основе ее композиции лежит статуя Зевса Олимпийского, созданная Фидием.
Скульпторы часто обращаются к портретам женщин, но эти портреты лишены каких-либо эмоций, что хорошо иллюстрируется портретом жены Августа Ливии из собрания Эрмитажа. На ее лице мы видим выражение глубокого покоя. Новым в скульптуре являются и портретные бюсты детей, главным образом будущих императоров.
Характерной для нового периода постройкой является Алтарь мира. Его стены покрыты рельефами исторического и аллегорического содержания, а также растительными декоративными орнаментами. Они отражают развивающееся в римской скульптуре направление покрывать художественными рельефами большие площади. Особенное распространение получают рельефы военного, исторического и мифологического содержания.
Если в рельефах времени Августа преобладала графическая чистота линий и спокойствие форм, а в скульптурных портретах — воспринятая от республиканского времени строгость и простота форм, то при Клавдиях и Флавиях развивается помпезный стиль. Излюбленными становятся статуи с эффектными позами, воздвигаются колоссы.
Новые черты в искусстве нашли отражение в рельефах арки Тита, где изображения даются как бы в нескольких плоскостях. В композициях рельефных сцен чувствуется стремление передать напряженность действия.
Портретные бюсты и статуи тоже теряют свойственные августовским образам замкнутость и сдержанность. В них подчеркивается сила, власть, богатство изображаемого, при этом скульптор не стремится смягчить неприглядные черты, имеющиеся иногда во внешнем облике. Особенно отчетливо это выступает в портрете пом-пейского ростовщика Цецилия Юкунда. Скульптор не только точно передает все дефекты его лица, но и показывает сущность характера этого расчетливого дельца и стяжателя. Даже портреты императоров лишены идеализации, как, например, портрет Нерона. Жестокость и самодурство этого властелина подчеркивают глубоко сидящие глаза, насупленные брови, складки в углах рта. Скульпторы начинают широко применять бурав для передачи пышной прически из отдельных завитков.
Для эпохи Траяна характерны новые веяния в искусстве. Портреты Траяна и его современников подчеркивают холодную сдержанность и величавую бесстрастность образа, преобладает простота форм, скупость и сдержанность композиции. Наблюдается возврат к стилю скульптурных портретов эпохи Республики. Так, в образе императора, особенно на его портрете из Государственного музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, скульптор стремится подчеркнуть силу воли, решительность, храбрость, но с помощью скупых средств, иногда с заметной сухостью и холодностью, что резко отличает портреты времени Траяна от скульптуры эпохи Флавиев с ее театральной аффектацией.

112

Ярким образцом исторического рельефа являются рельефные панно, покрывающие поверхность колонны Траяна. Они с документальной точностью воспроизводят сцены двух войн Траяна с даками, хотя в некоторых картинах реальность переплетается с вымыслом.
В скульптуре времени императора Адриана отчетливо сказывается подражание древним греческим памятникам. Это заметно на портрете Адриана, изображенном с прической греческого философа, на скульптуре любимца императора юноши Антиноя, воспроизведенном скульптором в виде Диониса. Появляется архаизирующее направление в скульптуре, свидетельствующее об увлечении греческим искусством VI в. до н. э.
В правление Антонина Пия, Марка Аврелия и Коммода скульптура носит печать изменений, происшедших в римском обществе,— начавшегося глубокого кризиса Римского государства. В скульптуре нашли отражение пессимистические настроения, пассивно-созерцательная философия, проповедующая покорность воле судьбы, глубокий индивидуализм, полное отрешение от общественных интересов, повышенный интерес к душевным переживаниям. На первый план выдвигаются переживания и настроения человека. В портретах ярко выражена меланхолическая задумчивость, легкая грусть. Входит в моду изображение полузакрытых верхними веками глаз, что придает томность выражению лица. Поверхность лица тщательно полируется, что резко контрастирует с богатыми переливами светотеней на прическах и бороде. Волосы передавали в виде пышной массы, что достигалось частым применением бурава. Это хорошо видно и на конной статуе Марка Аврелия и на портретном бюсте Коммода, изображенного в образе Геркулеса.
Высокого художественного мастерства достигает психологический портрет. Так, например, портрет римского мальчика конца II в. из Государственного Эрмитажа носит печать томной грусти, а в портрете Каракаллы прекрасно выражены недоверчивость, подозрительность и злобность императора, убившего своего брата Гету, чтобы достичь единовластия.
В III в. н. э. с углублением кризиса античного мира изживаются формы высокого античного искусства. Постепенно теряется чувство пластичности. Развивается новый своеобразный стиль позднеримского искусства. Скульптурные портреты утрачивают следы философских раздумий, скульпторы не обращают внимания на мелочи и детали. Мастер, сделавший портрет Филиппа Аравитянина (хранящийся в Эрмитаже), правдиво, с помощью скупых средств воспроизводит образ одного из «солдатских» императоров. В нем отражены суровость и жестокость, характерные для этого смутного времени.
Новые течения нашли отражение и в рельефах, украшавших триумфальные арки, колонны и саркофаги римской знати. Сюжеты официального рельефа большей частью посвящены битвам римлян с варварами, а на саркофагах наряду с батальными композициями распространены мифологические сцены. При этом за-

113

метно развивается многофигурность изображений, сложность и перегруженность композиций, что свидетельствует об упадке вкуса.
К IV в. римский скульптурный портрет теряет свою реалистичность. Утрачивается и искусство исторического рельефа. Появляется плоскостность форм, скованность изображений.
Живопись. Наиболее ранние образцы античной живописи, найденные на территории Италии, связаны с искусством этрусков и греков. В Этрурии был широко распространен обычай расписывать стены гробниц. Большая часть росписей относится к VI — V вв. до н. э. В это время в росписях склепов чаще всего представлены сцены погребального обряда, ритуальные пляски, игры и состязания в честь похорон, эпизоды борьбы юношей-атлетов. Но иногда встречаются и чисто бытовые сюжеты, как, например, рыбаки в лодках, охотники, стреляющие из рогаток в птиц. В некоторых гробницах живопись лежит на штукатурке, и обычно она выполнена в технике фрески, но иногда краски лежат прямо на камне, в котором вырублен склеп. В использовании сюжетов, в изображениях персонажей часто заметно влияние эллинского искусства.
Образцы этрусской живописи сохранились только в гробницах, но древние авторы сообщают, что росписью были украшены также стены храмов и жилищ этрусков. Некоторые из росписей воспроизводят картину внутренних помещений дома. Так, например, в гробнице Львиц на потолке изображены кровельные черепицы, в углах — колонны. В центре композиции большой кратер—сосуд для вина, по сторонам которого расположены музыканты и танцующие.
В росписях V в. до н. э. больше внимания уделяется человеческому лицу, а живопись конца IV — III вв. до н. э. характеризуется усложнением композиции, большей подвижностью фигур, более пестрой красочной гаммой. В росписях IV — III вв. до н. э. появляются изображения кровавых битв, страшные образы гениев смерти, но продолжают встречаться и сцены заупокойной трапезы. Кроме живописи на стенах гробниц известны и расписные саркофаги, например саркофаг из Тарквиниев, где представлены напавшие на грека амазонки.
Следующий этап истории римской живописи хорошо прослеживается по настенным росписям и мозаикам, найденным при раскопках Помпей, Геркуланума и Стабии. По характеру композиции римские настенные росписи могут быть разделены на четыре последовательных стиля.
Росписи первого инкрустационного стиля подражали облицовке стен мраморными плитами. Их относят к периоду от 150 до 80 г. до н. э. Образцы такой росписи мы видим в доме Саллюстия и в доме Фавна. Этот прием декорировки стен совпадает с эллинистической настенной росписью, обнаруженной на острове Делос.
Второй архитектурный стиль характеризуется, расчленением стены изображениями различных архитектурных деталей. Живописец старается создать иллюзию архитектурных композиций, распо-

114

ложенных в нескольких планах. Живописно воспроизводятся пилястры, колонны, капители, карнизы, кариатиды. Иногда в роспись включены картины разного размера, помещенные в виде панно среди элементов архитектуры. Иногда, как в вилле Мистерий, изображены персонажи, составляющие сюжетную композицию. Примером росписи этого стиля могут быть также фрески домов Лабиринта, Криптопортика, Серебряной свадьбы и др. Этот стиль развивается в период с 80 г. до н. э. по 14 г. н. э.
Следующий период знаменуется появлением третьего стиля, который называют орнаментальным или египтизирующим. Он появился под влиянием искусства Египта греко-римского периода и охватывает период от начала императорской эпохи до 63 г. Вместо живописных декораций, имеющих целью раздвинуть стену, появляются росписи, которые, украшая стену, не нарушают ее плоскости. Воспроизводятся ажурные сооружения, расчлененные тонкими, обвитыми гирляндами и лентами, колоннами и пилястрами, миниатюрные сценки, медальоны. В роспись включаются живописные панно, часто копии греческих картин, пейзажи. Живописцы как бы превращают стену комнаты в большой красочный ковер, в центре которого помещается сюжетная композиция. Ювелирно написанные цветы, орнаменты, миниатюрные сценки и натюрморты требуют рассмотрения их на близком расстоянии. Это подчеркивает уютность и интимность комнаты. Примеры таких росписей находим в домах Цецилия Юкунды, виллы Цицерона, дома Наказанного амура и во многих других.
Четвертый декоративный, или пышный, стиль как бы соединяет перспективные архитектурные построения второго стиля с богатством орнаментальных украшений третьего стиля. Роспись усложняет архитектурный стиль, внося фантастические элементы. Сохраняется включение сюжетных изображений в виде небольших картин, как бы повешенных в центре стены. Этот стиль развивается с середины I в. В Помпеях он представлен в доме Веттиев и в доме Трагического поэта, а в Риме —в Золотом доме Нерона. На стенах дома Веттиев целая картинная галерея, исполненная первоклассными мастерами. Здесь разнообразные архитектурные композиции, фризы с миниатюрными фигурками, переработки греческих картин. Особенно известны росписи триклиния. В его цокольной части на черном фоне изображены амуры и психеи за разнообразными занятиями: амуры-ювелиры, виноделы, в мастерской пряжи, на скачках и т. д. В средней части стен — красные панно с парящими фигурками богов и героев и черные панно с канделябрами. В верхней части — широкий фриз из балконов, портиков, открытых дверей. В них стоят, танцуют или возлежат сатиры и вакханки. В другой комнате чередуются большие картины и гладкие панно с фигурками в центре, а сверху — фриз с архитектурными мотивами. Среди картин интересны «Младенец Геракл со змеями», «Казнь Дирки», которую в наказание за ее жестокость дети Зевса и ее рабыни Антиопы привязали к рогам быка, а также картина «Наказание Пенфея» — фиванского царя, растерзанного

115

вакханками за то, что он пытался запретить чествование Диониса.
Обычай расписывать стены сохранялся и после гибели Помпей и Геркуланума, но образцов настенных росписей II и III вв. сохранилось очень мало. Отдельные фрагменты найдены на вилле Адриана близ Рима, в Остии, в гробницах. Во II в. заметно подражание искусству классицизма, прослеживаются традиции пасторально-идиллического пейзажа. В III в. оживляется реалистическая традиция римского искусства, наблюдается упадок интереса к сюжетам и образам греческой мифологии. Зарождается христианское искусство, сохранившееся в росписях римских катакомб. Там богатая растительная орнаментация, встречаются сюжеты библейских легенд. Постепенно складывается условный позднеантичный абстрагирующий стиль. В живописи IV —V вв., как и в других видах искусства этого времени, прослеживается борьба отмирающей античной традиции и новых художественных принципов.
Портрет. В римском искусстве широко развивается станковый живописный портрет, но образцы его почти не сохранились. Наиболее известны портреты, включенные в роспись помпейских домов. К ним относится портрет молодой женщины с дощечками для письма из дома Либания (некоторые считают это изображением Сафо), а также портрет Теренция Неона с женой. Особенно много портретных изображений было найдено в Египте в песках Фаюма. По обычаям эти портреты, написанные на деревянных досках восковыми красками, темперой или клеевыми красками, накладывались на лицо мумии вместо маски. Первоначально в I в. стиль фаюмских портретов был реалистичным, особое внимание обращалось на выражение глаз. Они всегда большие, выразительные, с оттенком грусти. Некоторые из ранних фаюмских портретов являются прекрасными образцами эллинистических традиций в портретном искусстве римлян.
Мозаика. Обычай украшать пол здания мозаикой пришел в Италию из Греции, где мозаика применялась еще в V в. до н. э. В римский период техника мозаики достигает высокого совершенства и широко распространяется по всему античному миру. Мозаичные панно складывали из очень мелких кусочков цветных камней с добавлением стеклянной пасты — смальты. Среди мозаик Помпей наиболее известна мозаика из дома Фавна с изображением битвы Александра Македонского с персами. Весьма возможно, что она была копией картины художника Филоксена из Эретреи, жившего в конце IV — III в. до н. э. Особенно искусными считались мозаичисты из Александрии, откуда и могло быть привезено это мозаичное панно. Размеры кусочков цветного мрамора, из которых оно состоит, не превышают 2—3 мм, а всего на него пошло около полутора миллионов таких кусочков. Великолепны мозаичные панно из Северной Африки, украшавшие богатые виллы рабовладельцев во II—V вв. н. э. Разнообразны сюжеты этих мозаик: различные наземные и морские животные, мифологические сцены и персонажи, пейзажи, изображения сельских вилл, сцены охоты и рыбной ловли, сцены сельских работ — пахоты, выдавли-

116

вания виноградного сока и многие другие изображения. В Риме в термах императора Каракаллы сохранились декоративные мозаики с фигурами и бюстами атлетов-победителей. Бросаются в глаза полное отсутствие интеллекта в лицах, подчеркнуто увеличенные мышцы груди и шеи, что свидетельствует о сохранении мозаичистами начала III в. традиций римского портретного искусства. Несколько более схематично переданы черты лица на известных мозаиках виллы Геркулия конца III—IV в., открытой в Сицилии около города Пьяцца Армерина. Общая площадь ее мозаичных полов около 3500 кв. м. Среди разнообразных мозаик, выполненных из смальты, особенно интересны сиены большой и малой охоты, в которых реалистично переданы различные животные, люди и пейзажи. Имеются также живописные сцены рыбной ловли, цирковых и гимнастических состязаний, интересна сцена, изображающая раздачу наград девушкам гимнасткам. Некоторые мозаики посвящены мифологическим, другие — жанровым сюжетам. Часть мозаик исполнена с большим реализмом. Однако по сравнению с прекрасными мозаиками Помпей заметно падение художественного вкуса и наличие разных художественных школ, одна из которых сохраняла эллинистические традиции, другая стремилась отразить современную тому периоду римскую жизнь.

Подготовлено по изданию:

Кругликова И. Т.
К84 Античная археология. Учеб. пособ. для студ. вузов. — М.: Высш. шк., 1984.— 216 c., ил.
© Издательство «Высшая школа, 1984



Rambler's Top100