Наша группа ВКОНТАКТЕ - Наш твиттер Follow antikoved on Twitter
157

§ 7. Античные памятники Средней Азии

Эллинский мир тесно соприкоснулся с народами, населявшими южные территории Средней Азии, со времени походов Александра Македонского, разгромившего Персидскую державу, в состав которой в качестве сатрапий входили эти области. Путь Александра проходил через Парфиену и Маргиану — южные районы Туркмении, Бактрию и Согдиану — южные районы Узбекской и Таджикской ССР. Эти области ко времени Александра Македонского уже имели высокоразвитую городскую культуру, развитые ремесло и торговлю. Население отчаянно сопротивлялось македонцам. Римский писатель I в. Квинт Курций Руф в «Истории Александра Македонского» (VII, 10, 5) рассказывает о жестокой расправе Александра с непокорными, об опустошении и сожжении поселений в районе Мараканды (Самарканда), где он основал город Александрию. Еще один город — Александрию Маргианскую и 6 крепостей на небольшом расстоянии одна от другой он основал в Мервском оазисе.
Арриан, греческий писатель II в., в «Анабазисе» (IV, 4, 1) сообщает о строительстве на реке Танаис (древнее название Сырдарьи) еще одного города — Александрии Эсхата. Александр за 20 дней окружил город стеной и поселил там эллинских наемников

158

и македонских солдат, которые уже не годились для военной службы. Он принес жертву богам и установил празднество с гимнастическими и конными состязаниями. Квинт Курций Руф (VII, 6, 13 и 25) также упоминает об этом городе, место для которого выбирал сам Александр, а построили его очень быстро воины как крепость для удержания в покорности завоеванной территории. Большинство ученых помещают Александрию Эсхату в Ленинабаде. Позднее, при преемниках Александра Селевкидах, город стал называться Антиохией, и там, вероятно, помещался монетный двор селевкидских царей.
По свидетельству Страбона (XI, 10, 4), Александр основал в Бактрии и Согдиане 8 городов. Несколько уже имеющихся городов им было разрушено. Интересно в этой связи сообщение Квинта Курция Руфа (VII, 5, 28—32) и Страбона (XI, 10, 4) о городе бранхидов, свидетельствующее о том, что греки проникли в Среднюю Азию еще до походов Александра — в V в. до н. э. Бранхиды были жрецами в храме Аполлона в Дидимах вблизи Милета. Во время похода Ксеркса против Греции бранхиды выдали персидскому царю сокровища храма и, испугавшись мести сограждан при отступлении персов переселились из Милета в далекую среднеазиатскую сатрапию Ксеркса — Согдиану. Когда Александр с войском, переправившись через Окс, как называли в древности Амударью, подошел к городу бранхидов, их потомки, еще не забывшие греческих обычаев и говорившие на смешанном языке, сдали Александру свой город. Но Александр, вступив в него, приказал разрушить стены, разграбить его, перебить всех жителей, так что вскоре от города не осталось и следа. Можно предположить, что греки-милетяне, жившие так долго в окружении местного населения, оказали какое-то влияние на его культуру. Но пока на археологических памятниках оно не прослеживается.
Со времени походов Александра, когда создаются крупные города и поселения греческих воинов — катойкии, греческое влияние возрастает. Но это уже не чисто эллинская культура, а синкретическая греко-восточная, которая, в свою очередь, испытывает влияние местной культуры. Греки пришли в Среднюю Азию как завоеватели, но оставались в ней не только в составе военных отрядов. Туда переселялись ремесленники, торговцы, актеры, скульпторы, медальеры, музыканты и т.д. Греческая письменность сохранялась в Бактрии в течение нескольких столетий после Александра. Заметные следы оставило влияние эллинистической культуры на каменную архитектуру, скульптуру, ювелиров, керамическое и камнерезное ремесло, коропластику и т. д.
После смерти Александра Македонского его обширное государство распалось и среднеазиатские области попали под управление Селевкидов. Период, когда Бактрия, Согдиана и Маргиана входили в государство Селевкидов, был временем наиболее сильного проникновения эллинистических элементов в культуру среднеазиатских регионов. Но население этих областей стремится освободиться от власти Селевкидов. Положение обостряется нападением коче-

159

вых племен, которые грабят и разрушают города. Так были разрушены Александрия Маргианская и Александрия Эсхата.
В 293 г. до н. э. Селевк назначает своего сына, Антиоха I, своим соправителем на востоке, а в 280 г. до н. э. после смерти Селевка Антиох становится единоличным правителем. Селевкиды восстанавливают разрушенные и строят новые города. Вновь восстановленные Александрия Маргианская и Александрия Эсхата стали теперь называться Антиохиями. Чтобы оградить маргианский оазис от наступления песков пустыни и от кочевников, Антиох обвел оазис стеной протяженностью около 250 км.
В середине III в. до н. э. из государства Селевкидов выделяются Греко-Бактрийское и Парфянское царства.

Парфиена

Главным городом Парфиены, основного ядра древнепарфянско-го царства, была Ниса (вблизи совр. Ашхабада). Местоположение Нисы у селения Багир на двух возвышенностях, получивших у населения названия Старой и Новой Нисы, было установлено еще в 80-х годах XIX в. С 1930 по 1936 г. археологические раскопки там проводил А. А. Марущенко и др., но только в 1946 г. начались систематические исследования города Южно-Туркменской археологической комплексной экспедицией во главе с М. Е. Массоном. Было выяснено, что Старая Ниса, или Митридаткерт, была царской крепостью, там находились царские дворцы с их хозяйственными слубжами, винохранилища, храмы, места пребывания гвардии и вельмож, царский архив. Новая Ниса включала городские кварталы, общественные и культовые здания, некрополь парфянской знати.
Крепость Старая Ниса имела форму пятиугольника и была окружена стеной, толщина которой внизу достигала 9 м. Стена и башни были сложены из пахсы и сырцового кирпича. В центре крепости был квадратный зал площадью 400 кв. м. Вдоль стен возвышались полуколонны, а в верхнем ярусе между полуколоннами были ниши, в которых находились глиняные статуи мужчин и женщин — обожествленных предков царской династии Аршакидов.
Из монументальных построек Старой Нисы кроме квадратного дворцового зала или династийного храма следует назвать квадратную башню, связанную с культом огня, и круглый храм, посвященный, возможно, культу великих самофракийских богов — кабиров, распространившемуся из Средиземноморья и популярному у Селевкидов.
Особый интерес вызывает так называемый «квадратный дом», построенный в конце III — начале II в. до н. э. В центре его был большой перистильный двор. Со всех сторон находилось по три продолговатых помещения. В одном из них было обнаружено множество изделий из слоновой кости, среди которых большую часть составляли ритоны II в. до н. э. высотой от 30 до 60 см, предназначенные, вероятно, для ритуальных возлияний. Вверху ритоны украшены рельефным фризом с разнообразными изображениями: олим-

160

пийских богов, сцен дионисийского культа и др. Внизу ритоны заканчивались скульптурной фигуркой фантастического антропо- и зооморфного существа. Часто это грифоны, львоподобные, рогатые, крылатые чудовища, кентавр с крыльями. Сюжеты фризов, одежда, прически, атрибуты фигур носят явное влияние эллинистического искусства. По-видимому, это здание было сокровищницей, связанной с культом умерших царей. Каждая из комнат замуровывалась по мере совершения обряда погребения одного из царей Аршакидской династии. В этом здании интересно сочетаются элементы эллинской архитектуры — перистильный двор — с ахеменидскими традициями в назначении постройки.
Влияние эллинской культуры прослеживается и по отдельным находкам, отражающим вкусы их владельцев. Так, в Нисе неоднократно встречались вещи, привезенные из других областей эллинистического мира. Среди них особенно интересны небольшие мраморные статуи «нисийской богини» в виде стоящей девушки, одетой в хитон и плащ, и «Родогуны», напоминающей изображения Афродиты, вероятно, александрийской работы. Встречаются фрагменты других статуй: Афродиты, Сатира, Артемиды, — предназначенных для украшения жилищ нисийских аристократов. Кроме того, найдены серебряная позолоченная статуэтка Афины, серебряная фигурка Эрота с золотыми браслетами. Некоторые вещи местного производства являются переработкой греческих оригиналов, например бронзовая фигурка сфинкса, бронзовый светильник, грифон, резные печати с изображением эллинских божеств — Афины, Афродиты.

Бактрия

Большая часть Бактрии расположена к югу от реки Пяндж (часть Амударьи), но северная граница ее не была постоянной, и южные области Узбекской и Таджикской ССР в древности, по-видимому, входили в Греко-Бактрийское государство. Греческое влияние в этом государстве распространялось из греческих городов и поселений, где жили оставшиеся в Бактрии ветераны македонского войска, переселенцы из разных областей Греции — торговцы, ремесленники, люди свободных профессий и т. д. Влияние греческой культуры сказалось на распространении греческой письменности, греческих культов, греческого искусства.
Особенно ярко греческое влияние сказалось на монетах греко-бактрийских царей. Реалистические портреты этих царей на лицевой стороне монет поражают своим высокохудожественным исполнением. На оборотной стороне помещались искусно выполненные фигуры греческих божеств: Аполлона, Артемиды, Афины, Деметры, Диоскуров, Гекаты, Гелиоса, Геракла, Зевса, Ники, Посейдона. Очень сильно влияние греков на архитектуру Бактрии, на коропластику и на разные виды ремесел. Но влияние это не было прямым. Греческая культура проникала в Бактрию уже преобразованной из восточных эллинистических государств, где выработалась

161

синкретическая эллинистическая культура. В целом облик бактрийских городов и поселений очень далек от греческих.
Из античных памятников правобережной Бактрии, относящихся к концу греко-бактрийского времени, интересно городище Саксанохур на правом берегу реки Пяндж (Таджикская ССР). Здесь в 1966—1967 гг. был открыт дворцово-храмовый комплекс, возведенный в III—II вв. до н. э. и существовавший до II—III вв. н. э. Интересно архитектурное оформление здания. Каменные колонны, капители коринфского типа и базы пилястров свидетельствуют об эллинистическом влиянии. Композиционным центром здания был квадратный двор, что обычно для восточноэллинистической архитектуры. Наличие вымостки из обожженных кирпичей вдоль стен двора может быть связано с перистильной схемой двора.
Значительные исследования велись в Халчаяне, в правобережье реки Сурхандарьи (Узбекская ССР). Раскопки начала Г. А. Пугаченкова в 1959 г. Поселение там возникло в середине I тысячелетия до н. э. В греко-бактрийский период в Халчаяне уже существует город, возводится цитадель с крепостной стеной и рвом, большие дома с колоннадами на каменных базах; имелись, по-видимому, и керамические мастерские, в которых изготовляли гончарную посуду высокого качества и терракотовые статуэтки, подражающие эллинским.
Во второй половине II в. до н. э. Греко-Бактрийское государство гибнет под ударами варварских племен — саков и юеджей. При юеджах, создавших в I в. н. э. Кушанское государство, Халчаян превращается в крупный город. Возводятся монументальные здания, крыши которых по образцу эллинистических построек украшены фигурными черепицами-антефиксами, портики-айваны — колоннами с каменными базами и деревянными стволами.
К I в. до н. э. относится сооружение дворца — небольшой (35Х 26 м), но богато украшенной постройки из сырцового кирпича, включавшей айван с шестью колоннами, центральный зал, тронный зал с двумя колоннами, боковые узкие коридоры и камеры для стражи. Все стены айвана были покрыты живописью, а в верхнем ярусе стены имели скульптурный фриз. В зале лишь одна стена была покрыта росписью, а верхние половины трех остальных стен занимали скульптурные композиции.
Живопись сохранилась плохо, но для уцелевших фрагментов с растительным узором Г. А. Пугаченкова находит аналоги в росписях Помпей.
Верхний скульптурный фриз зала представляет детей-гирляндоносцев — мотив, сложившийся в эллинистическом искусстве и распространившийся затем в Риме и на Востоке. Между фигурками гирляндоносцев были мужские и женские полуфигуры — музыкантши, сатиры, нарядные девы, скоморохи. Все это позволяет связать сюжет изображений с дионисийским культом, который получил распространение на Востоке еще до походов Александра Македонского.

162

Основная часть скульптур размещалась в зофоре — полосе двухметровой ширины под фризом. Здесь находилась главная композиция, изображающая сидящих на тронах и стоящих членов одной из ветвей Кушанского рода. Во фризе над ними располагались божества-покровители: Афина, Геракл, парящая Ника и др. На других стенах изображались кушанские правители, всадники. В айване наряду со скульптурными портретами членов Гераева рода была скульптура Афины в шлеме.
Скульптуры Халчаяна, так же как и коропластика кушанского периода/показывают, что если в греко-бактрийский период ваятели в передаче божеств послушно следовали греческим моделям, то в сако-юеджийский период бактрийские скульпторы радикально перерабатывают греческие статуарные прототипы. Еще более усиливаются местные влияния в искусстве кушан, хотя и в нем сохраняются некоторые эллинистические традиции. Памятников кушанского времени, т. е. первых веков новой эры, исследовано значительно больше. Одним из наиболее крупных является городище Дальверзинтепе, расположенное к югу от Халчаяна также на берегу реки Сурхандарьи. С 1967 г. там ведутся стационарные раскопки под руководством Г. А. Пугаченковой.
Город возник в III—II вв. до н. э. Он состоит из цитадели, обведенной стеной и рвом, и прямоугольного городища, также имеющего оборонительную стену и ров. В городе раскопаны большие многокомнатные дома богатых горожан, дома рядовых горожан, квартал ремесленников, три храма. Найдены настенные росписи и скульптуры I—II вв.: группа богини с ребенком, «галерея царей»— портреты кушанского царя, членов его семьи и вельмож, — свидетельствующие о заметном угасании эллинистического влияния. Эллинистические традиции сохраняются в архитектуре: в коринфском типе капителей, в аттических базах; слабее они стали в коропластике и монетном деле.
Много античных вещей найдено И. Р. Пичикяном и Б. А. Литвинским в 1976—1982 гг. при раскопках бактрийского городища. Тахти-Сангин, расположенного на юге Таджикской ССР. В обнаруженном там храме, существовавшем с конца IV—III вв. до н. э. до II — III вв. н. э., имелись колонны с ионийскими капителями, каменные алтари эллинистического типа, на одном из которых была греческая надпись, бронзовые статуи. Из сокровищниц храма извлечены великолепные изделия из слоновой кости, золота, серебра, бронзы, алебастра и глины, свидетельствующие о тесных связях с эллинистическим миром.

Подготовлено по изданию:

Кругликова И. Т.
К84 Античная археология. Учеб. пособ. для студ. вузов. — М.: Высш. шк., 1984.— 216 c., ил.
© Издательство «Высшая школа, 1984



Rambler's Top100