Наша группа ВКОНТАКТЕ - Наш твиттер Follow antikoved on Twitter
101

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. ИТОГИ РАЗВИТИЯ РИМСКОЙ АРХИТЕКТУРЫ ВРЕМЕНИ РЕСПУБЛИКИ

Пути развития Римской республики от миниатюрного города-государства к мировой рабовладельческой державе и от ограниченной узким кругом римских граждан демократии—к режиму военных диктатур— это одновременно и путь развития римской республиканской архитектуры. Становление римской рабовладельческой Республики обусловливает последовательные этапы развития, внутреннее содержание и художественный облик архитектуры сменяющих друг друга периодов.
Территориальный рост Римской республики теснейшим образом связан с развитием ее- хозяйственной и общественной жизни. Захват новых и новых масс рабов стимулировал укрупнение рабовладельческих хозяйств, начинавших все больше производить на рыночный сбыт. Товарообмен охватил все Средиземноморье и принял мировые масштабы, причем в него продолжали вовлекаться все новые и новые районы, ранее жившие почти исключительно натуральным хозяйством. Ограбление завоеванных областей, торговля, спекуляция и всевозможные другие способы обогащения способствовали созданию огромных состояний и делали еще более разительными социальные различия и противоречия между отдельными классами римского общества. Для управления огромной державой, для охраны ее безопасности и, в первую очередь, для поддержания существовавшего рабовладельческого строя потребовалось создание огромного военного и административного аппарата. В качестве центров разрастающейся хозяйственной, государственной и общественной жизни возникло множество новых городов. Столица Рим стала миллионным мировым городом, в котором сходились нити всей экономической и политической жизни и всего управления принадлежавших Римской империи различных стран Средиземноморского бассейна. Общественная жизнь, особенно в столице, чрезвычайно усложнилась и приобрела новые черты.
Социальная диференциация, усложнение жизни римского общества, рост государственного аппарата нашли себе отчетливое выражение в многообразном составе и сложном развитии римской архитектуры. Укрупнение римского рабовладельческого хозяйства и соответственно изменение облика его владельца вызвало к жизни богатую римскую виллу, нередко представлявшую собой сложный организм, с жилищем для его обладателя, удовлетворявшим новому спросу верхушки римского общества по части комфорта и роскоши обстановки. Концентрация богатств в руках политических дельцов, торговцев и спекулянтов всякого рода дала толчок развитию богатых особняков и дорогих наемных квартир, составлявших разительный контраст с неприглядностью, антисанитарией и теснотой массового жилища, в особенности беднейших римских кварталов. Появились всевозможные здания для нужд центрального правительственного аппарата и местной администрации: канцелярии, архивы, судебные помещения, казармы, тюрьмы и т. п. Умножились здания государственного культа. Приобрела систематический характер постройка всякого рода военных сооружений, крепостей, военных дорог и мостов. Потребовались новые типы зданий для об-

102

служивания различных нужд, потребностей и вкусов городского населения: общественные центры — форумы, термы, театры, амфитеатры, цирки и т. д. Разросшаяся торговля породила склады, рынки, здания для торговых сделок, гавани, магазины. Сосредоточение больших масс населения в городах вызвало потребность в различных сооружениях городского благоустройства, в первую очередь — в акведуках и в канализации. Немалую роль стали играть и такие сооружения монументального характера, как триумфальные арки. Надгробные сооружения также отразили на себе социальную и имущественную диференциацию римского общества.

Типы архитектурных сооружений

Таким образом в период Республики созданы все ведущие типы архитектурных сооружений, которые неотделимы от нашего представления в римской культуре в Италии и об ее экспансии по всему античному миру.
Новые архитектурные формы и типы отвечали новым заданиям, вытекающим из все усложняющейся общественной жизни и все усиливающегося классового расслоения римского общества, с разительным контрастом — неисчислимых богатств старой, родовой и новой, денежной знати, с одной стороны, и безысходной нужды не только среди рабов, но и в низших слоях свободного населения, с другой.
Жилище. В жилищном строительстве италийских городов с незапамятных времен тип массового жилища сосуществовал с типом индивидуального дома богачей. Массовое жилище уже в ранний период Республики достигало высоты двух и более этажей и соединялось с табернами или лавками, в которых жители дома занимались торговлей и ремеслом. В конце эпохи Республики дома с табернами уже могли строиться из кирпича и достигали большой высоты — более 20 м. От домов с табернами ведут свое происхождение многоэтажные инсулы императорского периода.
Основным типом индивидуального дома времен ранней Республики был атриумный дом, повидимому, аналогичный домам этрусских богачей. Со второго века эллинизированная знать предпочитает жить в атриумно-перистильных домах, более отвечающих ее требованиям в отношении комфорта, наличия света и воздуха.
Террасные дома впервые нарушают замкнутый характер городского дома античности, связывая его с природой.
Виллы. Загородные, пригородные и городские виллы дают громадное число вариантов в зависимости от характера их связи с сельскохозяйственным производством, от богатства владельцев, от строительной программы, от характера участка и т. д. Сады античных вилл распадались на партер перед домом и на тенистый парк за ним; сложный план партера, подстриженные деревья и искусственные трельяжи, фонтаны с бьющей струей и искусственные ключи, громадное число павильонов, корпусов и разных затей сочетались в неописуемом разнообразии в этих древних, характерных для быта и вкусов римской знати, загородных комплексах.
Форумы. Из рыночной площади, на которой возвышались храмы богов-покровителей, родился форум италийского города. Постепенно обстраиваясь портиками и общественными зданиями, италийский форум приобрел характер громадного парадного двора перед главным храмом, но не терял своей первоначальной связи с торговлей, Двойственное значение форума, как торжественного двора перед храмом и как места торговых сделок, ясно выражено в форуме Цезаря, последнем из форумов Республики и вместе с тем — первом форуме императорского Рима.
Базилики. Местом торговых сделок и вместе с тем местом суда служила также базилика. Главный зал базилики обычно разделялся рядами колонн (а иногда арок) на нефы и перекрывался деревом. Базилики были, повидимому, самыми освещенными и самыми просторными из общественных сооружений раннего Рима. В период поздней Империи базилики стали также перекрываться сводами, как и храмы.
Храмы. Храм периода Республики тесно связан с храмом царского Рима времен этрусской гегемонии. Италийская основа республиканского храма всегда сквозит через эллинистическую декорацию и проявляется в постановке храма на подии с доступом только с передней стороны, в значительной глубине переднего портика и в отсутствии заднего, в постановке культовой статуи в глубине целлы или даже в

103

особой абсиде, наконец,— в отодвинутости храма в самую глубину лежащей перед ним площади, будь то форум или священная ограда. Созданный при Республике псевдопериптер внешне обнаруживает некоторое сходство с греческим периптером, но по существу является италийским простильным храмом, у которого стены разбиты пилястрами или полуколоннами, продолжающими метрический ряд колонн портика главного фасада.
Театры. Театр, как таковой, был создан не в Риме, а в Греции, но в Риме он вышел из земли и обратился в единое театральное здание, в котором разъединенные в греческом театре сцена и места для зрителей слились в единый, целостный объем, причем кулуары часто включались в субструкции «зрительного зала» и могли служить для эвакуации массы зрителей. Во многих римских театрах сохранялось, однако, расположение мест на склоне холма, когда это было оправдано местными условиями.
Амфитеатры. Чисто римским типом архитектурных сооружений является амфитеатр, родившийся из соединения двух театров и служивший для проведения боев гладиаторов и «игр» с животными.
Термы. Значительного распространения и развития достигли уже при Республике термы, представлявшие собой соединение бань и греческой палестры. Уже в республиканский период в состав терм входили не только различные помещения для омовения, но также портики и экседры для бесед и чтений. Термы республиканского периода были, однако, еще далеки от соответствующих грандиозных сооружений императорского времени. Они не имели уравновешенной симметричной композиции, и понадобилось еще более ста лет, чтобы приблизиться к классическому архитектурному решению плана терм в эпоху Флавиев и Траяна.
Инженерные сооружения. К числу важнейших архитектурных произведений Республики принадлежат ее инженерные сооружения: оборонительные стены, мосты и надземные акведуки. Все эти инженерные сооружения первоначально выполнялись из тесаного камня, а впоследствии также и из бетона.
Арки римских мостов уже к середине I века до н. э. достигали пролета 24 м. В мостах и акведуках в наиболее чистом и
ничем не замаскированном виде выступает принцип арки и свода, который лежит в основе всего грандиозного строительства Древнего Рима.
В так называемых триумфальных арках полуциркульная арка и полуциркульный свод даются в наиболее богатом декоративном наряде. По смыслу «триумфальные арки» вернее было бы называть мемориальными, так как они воздвигались не только для того, чтобы увековечить триумф полководца: сооружением арки отмечалось, например, возвышение города в ранг колонии, установление границы области, постройка нового моста или, наконец, просто военные или гражданские заслуги той или иной знатной семьи. Мемориальные арки Республики до нас не дошли, но известны по описаниям.
Дороги и гробницы. Ко времени Республики относится строительство и ряда римских монументальных дорог, предназначавшихся для движения легионов и должностных лиц. От этрусков римляне восприняли обычай ставить по обеим сторонам дорог, у входа в город, надгробные памятники. К концу Республики вошло в обычай строить под землей громадные коллективные колумбарии с тысячами ниш для урн рабов и вольноотпущенников богатых родов (табл. 36, фигуры 4, 5) по принципу этрусских камер позднего времени. Место погребения богатых и знатных людей отмечалось надгробными памятниками самой разнообразной формы и размеров. Это могли быть увенчанные конусом цилиндры на круглом и квадратном основании; кубические монументы, чаще всего с высоким завершением в виде пирамиды, или полукруглые экседры со скамьей для посетителя и вознесенной на колонну погребальной урной. Они тянулись иногда вдоль дороги на многие километры, напоминая путнику о знатности и богатстве похороненных в них граждан.

Материалы и конструкции

Нарастающий — в связи с неуклонной экспансией Рима — от столетия к столетию размах строительных начинаний и укрупнение масштабов отдельных сооружений потребовали создания новой строительной техники, предоставляющей архитектору более широкие возможности по сравнению со стоечно-балочными конструкциями греков.

104

Это расширение архитектурных возможностей было достигнуто благодаря внедрению и разработке сводчатых конструкций и использованию нового материала-бетона. Сводчатая конструкция из тесаного камня и из бетона уже в период Римской республики создает совершенно новое общее лицо архитектуры, способствует появлению новых типов архитектурных сооружений и преображает традиционные типы, унаследованные от старины или заимствованные у эллинизма.
В результате упорных исканий к концу периода римской Республики сложились основные конструктивные принципы и приемы, которые составляют техническую базу строительства Римской империи.
Тесаный камень. Заимствовав у этрусков искусство обработки камня и технику квадровой кладки насухо, римляне изобрели «нормальную» кладку из универсальных блоков квадратного сечения и кратной длины, которые могут служить и ложками, и тычками. Эта разрезка камней одинаково характеризует римское строительство как при Республике, так и при императорах; стандартность квадров допускала широкую заготовку материалов и быстрое проведение работ огромного размаха. «Нормальная» кладка рациональна и красива, и, благодаря стандартности, ее легко приспособить для всевозможных архитектурных сооружений начиная с городских стен и кончая наиболее парадными зданиями. Чаще всего встречаются форматы камней около 60 X 60 х 120 см.
Тесаный камень меньшего формата был незаменимым спутником римского бетона и применялся, главным образом, для усиления углов, притолок и арок. Тесаный камень, близкий по формату к плоскому квадратному кирпичу, встречается в постройках поздней Республики, но сочетается только с бетоном, а не с кирпичом, как это стало обычным в эпоху Августа. Наконец, из камня вытесывались части ордера и другие архитектурные детали.
Наиболее примечательно диференцированное и глубоко продуманное уже в архитектуре Республики применение разнообразных каменных пород с учетом не только их природных свойств, но и стоимости их обработки и доставки. Отсюда соединение различных пород в одном и том же сооружении, на одном и том же фасаде, в зависимости от нагрузки, декоративной роли и условий выветривания буквально каждого блока. Ни один блок дорогого камня не затрачивался там, где мог быть применен материал более дешевый. И, наоборот, дешевому, но недостаточно прочному материалу не поручалась роль, не отвечающая его качествам. Последнее могло иметь место лишь в случаях ошибки, обусловленной отсутствием соответствующего опыта. На последующих постройках такая ошибка исправлялась, и приобретенный опыт делался законом для строителей.
Раннее италийское строительство характеризуется применением всевозможных туфов («туфовый период» в Помпеях) и известняков. Чем дальше, тем чаще в строительстве республиканского Рима и его окрестностей применяется травертин, который представляет собою особый вид прекрасного твердого известняка теплого тона, добывавшийся около Тиволи. Заморский мрамор применялся в виде исключения, например, для колонн, в интерьерах самых богатых доимое и базилик. Архитектура Республики в целом построена не на применении драгоценных материалов, а на безупречной обработке местных пород, и на рациональности композиции и конструкции.
Бетон. Широкое применение при Республике нашел себе римский бетон, который, как указано выше, уже тогда приобрел свои замечательные технические качества. При бетонной кладке как стен, так и сводов сначала укладывали слой балласта и лишь потом заливали его раствором и трамбовали так, что вся бетонная масса получала сплошное строение, а своды не отличались от массы стен. Облицовкой бетона изредка служили крупные квадры тесаного камня, но обычно его поверхность покрывалась лишь легкой одеждой, которая за время Республики прошла стадии: грубого инцерта во II веке до н. э., точно подогнанного мелкого инцерта или псевдоретикулата (начало I века до н. э.) и раннего мелкого ретикулата в постройках середины I века до н. э. В основе инцерта и ретикулата (табл. 13, фиг. 7, 8) лежит принцип усеченных пирамид, уходящих в бетон своим узким концом; тот же принцип нашел себе широкое применение в бетоне с облицовкой из треугольных кирпичей, которым характеризуется строительст-

105

во Империи. К концу Республики значение бетона в монументальном строительстве уже превышает значение тесаного камня.
Широкое распространение в Риме бетона объясняется, с одной стороны, дешевизной материала и быстротой выполнения крупных работ из него, с другой стороны — возможностью применения в бетонном строительстве малоквалифицированного дешевого рабского труда. Эти особенности бетона приобрели важное значение отчасти благодаря тому обстоятельству, что частное и государственное строительство более значительного масштаба велось в Риме преимущественно при помощи крупных подрядчиков, увеличивавших свои прибыли путем предельного сокращения затрат на рабочую силу, ускорения работ и сроков их оплаты заказчиками.
Кирпич. Для массового жилищного строительства применялся воздушно-сухой кирпич. Прекрасно обожженный плоский кирпич квадратной формы и различного размера появляется с начала I или даже с конца II века до н. з. и вскоре вытесняет сырец из городского строительства; известен также пятиугольный и круглый кирпич для кладки колонн, относящийся к этому времени. Но обожженный кирпич не получил при Республике сколько-нибудь широкого распространения и еще не встречается ни в сочетании с бетоном, ни в комбинации с тесаным камнем мелкого формата, что стало обычным позднее, при Империи.
Арки и своды. Арка и свод полуциркульного очертания так же характерны для римско-италийской архитектуры, как колонна с антаблементом — для греческой. Клинчатая арка и свод были известны в архитектуре Древнего Востока и Греции; тем не менее арка и свод должны считаться вкладом Рима в сокровищницу мирового зодчества, так как только в римско-италийской архитектуре арка и свод приобрели ведущее значение и стали играть роль главного архитектурного средства, а не второстепенного конструктивного элемента. Арки и своды применялись в самых разнообразных сооружениях и доводились до грандиозности уже при Республике.
Для сооружения сводов, почти одновременно с камнем римляне начали применять бетон — этот универсальный материал, из которого с одинаковой простотой и быстротой выкладывались и простая стена, и сложнейший свод. Свод позволяет создать устойчивые сложные системы, в которых более низкие помещения, крытые сводами меньшего пролета, подпирают главные помещения более значительных, нередко грандиозных размеров. Этот основной принцип всего римского сводостроения и сочетания объемов был известен уже строителям Республики.
Купол. Принципы сводостроения были применены при Республике также и для создания полусферического купола. В Стабианских термах Помпей круглый фригидарий еще покрыт усеченным конусом. В термах конца Республики (или времени Августа), около Бай, развалины которых (рис. 64, табл. 39) недавно (1930) подробно изучены и реставрированы, круглый зал диаметром 21,55 м покрыт уже настоящим полусферическим куполом, конструкция которого, при вдвое меньшем диаметре, предваряет схему и конструкцию купола Пантеона.
Применение стука. Сочетание бетона с тесаным камнем типично для республиканской конструкции и для фасадной или внутренней стены того времени, будь то в Риме или в Помпеях. Тончайший слой известкового стука не скрывал, а только подчеркивал тщательно вытесанные из камня или выложенные из бетона формы. Конструкция республиканских зданий может быть с полным основанием названа реалистической: она выступает часто в почти неприкрытом виде и играет

План купольного зала в термах около Бай (I век до н. э.). По Паоли

64. План купольного зала в термах около Бай (I век до н. э.). По Паоли

106

роль главного средства в архитектурном решении. Поэтому развалины римских республиканских зданий, несмотря на исчезновение стука, прекрасны даже в своей обнаженной конструкции.

Композиция

Основные черты римской рабовладельческой державы и римского рабовладельческого общества определяют и основные композиционные черты архитектуры Республики.
Композиционные приемы. Композиция планов отдельных зданий и вновь создаваемых ансамблей времени Республики подчинена, как правило, строгой симметрии относительно одной, сильно выраженной оси; эта ось имеет обычно одностороннюю направленность, так что все решение приобретает четко выраженную фронтальность, с подчеркнутым главным входом и фасадом. В римско-италийской архитектуре этот основной принцип, восходящий к этрускам, находит свое органическое развитие во всех вполне сложившихся архитектурных типах и планировках.
Римский храм, сохраняя фронтальность этрусского, иногда обогащается внутри абсидой; фронтальность усиливается постановкой храма в глубине двора и особенно в глубине вытянутого форума. Привлеченное с эллинистического Востока перистильное обрамление форума перерабатывается, таким образом, на италийский лад. В жилом доме с атрием принцип этрусско-италийской осевой симметрии и фронтальности проведен от вестибула до завершающего ось таблинума; самый атрий имеет одну только ось, благодаря наличию крыльев, расположенных симметрично по сторонам, но в глубине атрия.
Введение эллинистического перистиля помогало римлянам еще больше подчеркнуть тот же принцип обращенной в одну сторону главной оси и обогатить лежащий в основе композиции принцип фронтальности, создав из перистиля новое звено в композиционной цепи, развертывающейся ь глубину дома. Введение второго атрия рядом с первым и легкое смещение перистиля обычно не снижают значения главной оси, выявленной рядом дополнительных приемов. Даже при постановке основного помещения поперек главной оси, последняя бывает так сильно выражена, что не теряется и при такой композиции.
Планировкам Республики, как и наилучшим планировочным решениям Империи, чужд, однако, схематизм, который мог бы привести к геометрической симметрии за счет недоучета местных условий.
Ранняя римско-италийская архитектура всегда сохраняет органическую связь с профилем участка и рельефом местности. Особенно четко это выражено в террасных домах, максимально использующих возможность ступенчатого решения, с раскрытием вида на пейзаж, к солнцу и к морю. В храмовых комплексах (Габии, Тиволи) тот же принцип осуществлен путем присоединения к храму театра с местами для зрителей, врытыми в понижающуюся часть участка. Таким образом, пересеченный характер участка используется здесь для создания монументального подхода к храму, поставленному в верхней точке всего ансамбля. Создается композиция с постепенным нарастанием значительности снизу вверх: от театра — к культовой статуе в храме. Используя естественный рельеф и художественно оформляя его соответствующими архитектурными сооружениями — террасами, портиками, парапетами и т. п., римляне обнаруживали трезвость и практицизм, свойственные вообще их искусству и другим областям их духовной культуры: они не создавали мертвых архитектурных массивов и глухих террас; объем террасы вводился ими, как правило, в основной объем здания или ансамбля, ее фасад входил органической составной частью в фасадное решение жилого дома, виллы, административного здания, храмового комплекса. Подъем здания на глухой искусственный массив, т. е. принцип подия, применялся лишь в традиционном решении храма, да изредка в виллах, где высокая терраса заменяла стену, требуемую по соображениям безопасности.
В отмеченных двух существенных композиционных чертах этой архитектуры находят своеобразное отражение и как бы кристаллизуются четкая регулярность римского военного и административного строя и тяга к природе, к нестесненному комфорту и роскоши у представителей римской рабовладельческой верхушки. Осевое построение архитектурного комплекса и композиционное использование террасообраз-

107

ного рельефа почвы не представляют собой новых явлений в мировой архитектуре: достаточно вспомнить о строго симметричных и подымающихся террасами ансамблях древнего Египта. Новым словом является, однако, многообразная разработка и синтетическое применение обоих этих композиционных принципов не только в культовых, но и в гражданских сооружениях самого различного назначения.
Сильный практический уклон отражается и в некоторых других сторонах римской архитектуры как республиканского, так и последующего императорского периода: таберны, т. е. лавки и мастерские, включались в состав патрицианского дома, храмового комплекса и главной площади города; простые по своей архитектуре сводчатые субструкции входили в композицию самых торжественных и нарядных ансамблей. При этом римляне умели избегать противоречия в сочетании деловой и технической стороны с парадной стороной своей архитектуры. Так, например, храм, вырастая из сводчатых субструкций, приобретал от них лишь еще большую монументальность.
Ордера. Захлестнувшая римский мир волна эллинизма была наиболее мощной в ряду волн различных культур, которые проникали с Востока, и, начиная с VIII века до н. э., помогали формированию культуры и, в частности, архитектуры древней Италии. Эллинизм помог развитию того архитектурного языка, на котором италийскому искусству суждено было сказать новое веское слово. Архитектура восприняла от Греции в первую очередь ордер, разработав на основе греческих образцов свои варианты дорического, ионического и коринфского ордеров (табл. 40).
В римских ордерах трудно проследить последовательное развитие. Противоположные тенденции часто уживаются здесь рядом друг с другом, и преобладание того или иного ордера не всегда является результатом эволюции предшествующих форм.
Тосканский ордер является первоначально этрусским вариантом дорического и отличается от него отсутствием триглифного фриза и каннелюр; часто он характеризуется наличием развитой базы и высокой капителью, в которой гладкая шейка отделяется от фуста астрагалом. Витрувий описывает тосканский ордер, как обладающий деревянным антаблементом. Фактически же уже при республике появились варианты с каменным антаблементом.
Дорический ордер (табл. 40, фиг. 1—4) выступал в период Республики в вариантах, близких то к эллинистическому, то к классическому ордеру Греции. В свободно стоящих колоннах дорический ордер чаще имел при Республике очень легкие пропорции; иногда, наоборот, когда он выступал в роли полуколонны на ордерной аркаде, — пропорции его бывают довольно тяжелы. База отсутствует или слабо выражена.
Часто встречаются варианты, промежуточные между тосканским и дорическим ордером. Дорический ордер императорского времени чаще всего является гибридом дорического и тосканского.
Ионический ордер (табл. 40, фиг. 5, 6) применялся в двух основных вариантах. В одном — капитель имеет две стороны с волютами, при двух сторонах с балюстрами; в другой — все четыре стороны одинаковы, а волюты вытянуты по диагонали (табл. 20, фиг. 6). Первый тип, в схеме более близкий к нормальной греческой капители, получил перевес лишь к концу Республики; он классически выражен в так называемом храме Фортуны Вирилис в Риме. Второй преобладал при Республике и является родоначальником композитного ордера.
Коринфский ордер стал излюбленным ордером римской архитекторы уже во II веке до н. э.; на Востоке он имел в это время еще весьма ограниченное применение.
Коринфский ордер применялся во времена Республики, главным образом, в своеобразном итало-коринфском варианте, лучшим образцом которого могут служить туфовые колонны Круглого храма в Тиволи (табл. 40, фиг. 7; табл. 31, фиг. 1—3). Крупные волюты и цветок, сближенные ряды и реалистическая трактовка сочного аканта, подчеркнутое разделение геометрически решенных и независимых от аканта завитков и волют — вот характерные черты капители этого ордера. К концу республиканского времени встречался и другой тип, из которого позднее образовался классический римско-коринфский ордер (храм Кастора и Поллукса в Кори, круглый храм на Тибре в Риме; табл. 37, фиг. 2; табл. 40, фиг. 8—10).
Как в ионической колонне с четырех-

108

сторонней капителью, гак и в итало-коринфском ордере капитель подчеркнута гладкой шейкой, под которой каннелюры завершаются горизонтально. Такое решение особенно характерно для колонны «туфового» периода, т. е. для периода с начала II века до середины I века до н. э. Наоборот, в более близких к классической Греции образцах, получивших преобладание во второй половине I века, каннелюры завершаются полукругом под самым астрагалом (храм на Тибре), как в ордерах императорского времени.
Общей чертой эволюции ордеров в период Республики является постепенная утрата первоначального конструктивного смысла отдельными частями, как элементами стоечно-балочной системы. Так, венчающая карниз сима перестала играть роль жолоба. Фриз часто вытесывался из одних блоков с архитравом.
Полуколонна и пилястра, которые в восточном эллинизме встречались лишь изредка, при Республике сделались обычным средством расчленения стены; чаще всего они или отвечают колоннам (например, в перистилях), или продолжают колоннады портика (например, в псевдопериптере). Иногда полуколонны и пилястры, а потом, при Империи, и пристенные колонны применяются и независимо от портика и становятся самостоятельным декоративным средством.
Ордерная аркада и аркада по колоннам. Создавая свои замечательные сводчатые конструкции, римляне оставались все же учениками греков в оформлении декоративной стороны своих архитектурных сооружений. От греков ими было воспринято твердое убеждение в неотъемлемости ордера от подлинной, в особенности от монументальной, архитектуры. Отсюда — поиски нового синтеза своих национальных арочно-сводчатых конструкций с формами заимствованных у греков ордеров. Римская архитектура нашла два основных вида этого синтеза: так называемые ордерную аркаду и аркаду по колоннам. В ордерной аркаде ордер применяется как средство декоративного и масштабного оформления стены с рядом арочных проемов, причем он целиком или частично теряет свое конструктивное значение; колонна, превращаясь в полуколонну, перестает быть несущей опорой; антаблемент, входя в состав стены, перестает быть балочным перекрытием пролета. В республиканский период части ордера еще выступали в роли хотя и не полноценных, но все же реально-конструктивных элементов: полуколонна — в роли контрфорса, антаблемент — в роли разгрузочной перемычки; позднее части ордера утратили и эту второстепенную функцию. Несмотря на несовпадение реальной и изображенной конструкции, ордерная аркада является важнейшей композиционной формой римской архитектуры, примененной в таких первостепенных ее памятниках, как, например, Табуларий, театр Марцелла и Колизей.
Римские триумфальные арки чаще всего тоже построены на сочетании арки и ордера, но без метрического повторения основного элемента
Другим видом синтеза арки и ордера оказывается аркада по колоннам, представляющая собою не что иное, как художественно оформленную стоечно-арочную конструкцию. В аркаде по колоннам арки опираются на колонны, причем применяются два варианта: арка ложится или непосредственно на капители, или на соответствующие отрезки антаблемента над ними. Являясь, в отличие от ордерной аркады, реальным конструктивным приемом, аркада по колоннам далеко не играла в архитектуре времени Республики той роли, которую в ней играла ордерная аркада. Лишь при Империи она получила более значительное распространение.
Родственный мотив арочного антаблемента над одним лишь центральным пролетом портика нашел себе довольно широкое применение в монументальной архитектуре Империи.
Таким образом, исходя из греческого ордера, римско-италийская архитектура создала такие совершенно новые формы, как ордерная аркада и аркада по колоннам.
Освоив художественное наследие классической Греции и эллинизма и вступив на самостоятельный путь, римская архитектура времени Республики составила важную стадию в развитии античного зодчества.

Подготовлено по изданию:

Кауфман С.А., Николаев И.С., Цирес А.Г.,Блаватский В.Д.
Всеобщая история архитектуры, том. II, книга 2. М.: Издательство академии архитектуры СССР, 1948.



Rambler's Top100