Наша группа ВКОНТАКТЕ - Наш твиттер Follow antikoved on Twitter
3

ПРЕДИСЛОВИЕ

Задачи курса «Основы археологии», преподаваемого в университетах и педвузах СССР, отличаются от задач преподавания других исторических дисциплин, и это отличие отражено в его названии. Курс только вводит студентов в науку, в ее методы и проблематику, сообщает им основные теоретические установки дисциплины и ограниченное число фактов. Предмет «Основы археологии» сопровождается не просеминарами, как другие исторические дисциплины, а практическими занятиями, на которых значительно труднее дать характеристику археологических источников и методы их анализа.

Эта специфика предмета обусловливает характер как программы, так и учебника, который должен ей соответствовать.

Главной целью преподавания основ археологии является показ роли археологических источников в реконструкции (т. е. возможно более полном восстановлении) исторического процесса, мировоззренческого значения археологии, ее места в марксистско-ленинской исторической науке. При этом в курсе должен быть отражен современный уровень археологии, обращено внимание на ее успехи, задачи и перспективы.

Из сказанного следует, что в учебнике не нужно давать все многообразие археологических культур на территории страны. Достаточно отразить лишь некоторые линии исторического развития, на которых необходимо продемонстрировать приемы и методы археологии, не отрываясь от фактов. Автор стремился дать хронологически полную историю только некоторых территорий, показать работу исследователей по генезису лишь некоторых народностей, главным образом там, где археология располагает ярким материалом, позволяющим проследить непрерывность развития.

Закономерность ограничения курса материалами отечественной археологии, ранее дискутировавшаяся, утверждена и закреплена изданием многотомной «Археологии СССР». В учебнике изложение выходит за границы территории лишь изредка, когда надо показать единство законов мирового исторического развития, связь мировыми цивилизациями и когда проблема не может быть решена лишь па материалах СССР.

В учебнике принято обычное деление первобытной истории на каменный, бронзовый и железный века, т. е. такая периодизация, которая отражает изменения в хозяйстве, в социальной организации и других сторонах жизни общества, а следовательно, является периодизацией исторической. С появлением классов эта периодизация отходит на второй план, и далее изложение ведется по социально-экономическим формациям: рабовладельческой и феодальной.

Студенты-историки, не специализирующиеся по археологии, изучают ее только в объеме предлагаемого курса, поэтому в учебнике даны таблицы рисунков вещей, типичных для каждой из

4

большинства рассматриваемых культур что в известной степени должно заменить знакомство с источниками в музеях, поскольку местные музейные экспозиции не всегда достаточно полны.

Теоретические понятия археологии (памятник, категория, тип, культура, эволюционный ряд и пр.) описываются во введении «Предмет, источники, задачи и методы». Оно же знакомит с исследовательскими приемами археологов, значительно отличающимися от приемов изучения и анализа письменных источников. Вместе с тем мы считаем ненужным вводить читателя в тонкости дискуссии об археологическом понятийном аппарате, например об археологической культуре. Студенты-археологи могут ознакомиться с ними в специальных курсах и семинарах. Но в вопросах реконструкции исторических явлений в ряде случаев дается несколько вариантов решений проблем, излагаются существующие в науке разночтения и гипотезы с показом позиций спорящих сторон.

В учебнике нет историографического очерка, поскольку имеются статьи и книги по истории археологии. Считаю возможным отослать студентов также к высококвалифицированным статьям «Археология» в третьем издании Большой Советской Энциклопедии и Советской исторической энциклопедии.

Рукопись учебника обсуждена на кафедре археологии исторического факультета Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова. Считаю своим долгом выразить благодарность Л. Р. Кызласову, Н. Б. Леоновой, Н. В. Рындиной, Г. А. Федорову-Давыдову, Е. А. Шинакову, Ю. Л. Щаповой, В. Л. Янину и А. А. Формозову за советы, позволившие улучшить эту книгу.

Д. Авдусин

1 См.: Телегін Д. Я. Таблиці ілюстрацій по курсу «Основи археології». Київ, 1982; Лазуков Г. И. и др. Природа и древний человек. М., 1981; Борисковский П. И. Древнейшее прошлое человечества. М., 1980; Грязное М. П. Аржан. Л., 1980; Авдусин Д. А. Археология СССР. М., 1977; и др.

Подготовлено по изданию:

Авдусин Д. A.
Основы археологии: Учеб. для вузов, по спец. «История». — М.: Высш. шк., 1989. — 335 с.: ил.
ISBN 5—06—000015—X
© Издательство «Высшая школа», 1989



Rambler's Top100