Наша группа ВКОНТАКТЕ - Наш твиттер Follow antikoved on Twitter
206

Глава 13

АНТИЧНЫЕ И ФЕОДАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВА КАВКАЗА

Древности Армении с VI в. до н. э. по I в. н. э. в настоящее время интенсивно изучаются.

Армения после падения Урарту попала под-власть ахеменидского Ирана, который тогда был величайшей мировой державой. В конце II в. до н. э. «Великая Армения», включавшая бассейн озера Ван, под властью Селевкидов собрала все армянские обла

207

сти, кроме «Малой Армении» (так греки называли предгорья Кавказа). После разгрома Антиоха III, когда царство Селевкидов стало второстепенной державой, правители Армении объявили себя независимыми.

В I в. до н. э. все армянские области были объединены в единое государство. До нас дошли монеты армянских царей II—I в. до н. э., имена которых написаны по-армянски и по-гречески. В начале I в. н. э. эти монеты были вытеснены римскими. В то время Армения была вынуждена признать римское владычество, однако вскоре римляне должны были оставить Армению.

Летней резиденцией местных царей стала крепость Гарни в 28 км от Еревана, упоминаемая в I в. н. э. Тацитом, который называет ее Горнеи. Гарни, видимо, возникла задолго до этого упоминания — около II в. до н. э. Ее территория была заселена еще в энеолите, а самые верхние слои относятся к позднему периоду существования — средневековью. На высоком мысу расположены остатки крепостной стены с воротами. Вход защищался двумя мощными башнями, построенными, как и стена, из базальта. Было всего 14 башен, а стена прослеживается на протяжении более 300 м. Крепость, укрепленная самой природой и такой мощной стеной, была неприступна.

Раскопками в Гарни открыто подножие колонн и лестница античного храма, окруженного пышной колоннадой. Храм был разрушен землетрясением, все его детали остались на месте, и недавно его восстановили. Время постройки храма и крепости определяется по строительной греческой надписи Тиридата I—76 г. н. э. Рядом с храмом раскопана часть дворца с залом, перекрытым сводом. Большая часть дворца находится под остатками христианского храма VII в. Видимо, в дворцовый комплекс входила баня. Ее стены сложены из камня на известковом растворе. Баня состояла из четырех комнат, на полу одной из которых, вероятно, предбанника, имеется мозаика с изображением греческих мифологических существ.

В расположенном рядом могильнике некоторая часть погребений принадлежит римлянам — археологическое подтверждение слов Тацита о том, что одно время Гарни занимал римский гарнизон. Однако в большинстве могил погребены представители местного армянского населения.

В Гарни было развито металлообрабатывающее и гончарное ремесла, существовало производство стеклянных изделий, ткачество.

Средневековые древности Армении, как и античные, продолжают изучаться. Интенсивно раскапывается город Двин. Место, на котором он стоит, заселено с энеолита, там было поселение и в урартийское, и в античное время. В IV в. Двин стал столицей Армении и из небольшого поселения превратился в ремесленно-торговый центр.

Раскопками вскрыт ряд важных сооружений. Самым интересным из них является кафедральный собор, построенный еще в

208

III в. как языческий храм. В начале IV в. он превращается в христианскую церковь, просуществовавшую до конца IX в., когда она была разрушена землетрясением. Рядом с собором стоял дворец католикоса. Центральный зал дворца был украшен четырьмя парами колонн.

Раскопаны также жилые дома, некоторые из них были двухэтажными, о чем свидетельствуют остатки лестниц, ведущих наверх. Открыты остатки кузницы, ювелирная и ткаческая мастерские, бани, винные склады, погреба. Найдено много железных вещей: топоры, тесла, ключи, ножницы и др. Город существовал с IV по XIII в. Расцвет его ремесел и торговли относится к V—VI вв. Уже тогда в городе был водопровод. В это же время была построена крепостная стена. Керамика, часто с изображением фантастических животных, покрыта поливой — цветным стекловидным составом. Она обжигалась в гончарных горнах совершенной конструкции.

В течение всего средневековья Армения была зажата между большими и могущественными государствами, от военных вторжений которых она много раз страдала. В VII в. Армению завоевали арабы, и Двин стал резиденцией арабских правителей. В это и последующее время хозяйство Кавказа имело типично феодальный характер. После распада Арабского халифата Двин вновь переживает экономический подъем, продолжавшийся до середины XI в., когда столицей Армении становится Ани. В 1236 г. Двин разрушен монголами.

Колхида (Западная Грузия) была страной традиционного земледелия, для которого осваивались все новые земли путем вырубки лесов и дренажирования болот. Одной из важнейших зерновых культур было просо, разводили виноградники, сажали сады. В стадах преобладали коровы.

О времени возникновения в Колхиде классового общества единого мнения пока нет. Еще в VII в. до н. э. началась греческая колонизация Восточного побережья Черного моря, а в VI в. до н. э. там возникают города Фасис (в устье реки Риони) и Диоскуриада (на месте современного Сухуми), основание которых приписывают Милету. Античные города на Кавказском побережье изучены меньше, чем на Северном. Часть Диоскуриады размыта морем, и местные купальщики легко достают с его дна черепки амфор. В последнее время раскопки этих греческих городов расширены.

На Черноморском побережье Кавказа классовое общество сложилось, видимо, еще в VI—V вв. до н. э., в то время как в горных областях еще сохранялся первобытнообщинный строй.

Полагают, что город Фасис, ведший интенсивный обмен с местными племенами, в VI в. до н. э. начал выпуск серебряных монет — колхидок. Монетная чеканка служит признаком развития классового, в данном случае рабовладельческого, общества и государства. Однако по IV в. до н. э. денежное обращение в Колхиде было развито слабо. На колхидках лишь иногда встречаются отдельные греческие буквы; обычны изображения головы женщины, быка,

209

львиной головы, близкие по манере выполнения к изображениям на античных монетах Северного Причерноморья. Отсутствие надписей затрудняет определение времени и места чеканки колхидок, но большинство исследователей местом их производства считают Фасис. Чеканка колхидок продолжалась до III—II вв. до н. э.

В конце II в. до н. э. Колхида вошла в царство Митридата Евпатора.

Быт и культура древнего местного населения — колхов — изучаются по раскопкам поселений и могильников. В могильниках, относящихся к древнему поселению у Даблагоми близ Кутаиси, захоронения совершались в пифосах, что обычно для Колхиды VI—III вв. до н. э. С покойником клали сосуд и украшения, но не оружие и не орудия. В погребениях встречаются бронзовые перстни-печати, свидетельствующие о существовании частной собственности. Обособилось не только гончарное, но, видимо, и другие ремесла, что подтверждают образцы местной художественной серебряной посуды. Найдены остатки льняной ткани, соответствующие рассказу Геродота о колхидском льне. Часто встречаются привозные вещи: чернолаковая керамика, сирийские бусы. Погребения расположены группами по нескольку могил, их считают семейными захоронениями на усадебной земле. Происходил процесс разложения родовой общины и ее замены общиной сельской.

Могильникам Даблагоми соответствует поселение, в котором богатые дома стояли на фундаменте из известняка и были крыты черепицей, а бедные были типа мазанок. В отличие от могильников на поселениях найдены железные орудия и оружие. В серебряном сосуде греческой формы обнаружен клад, состоящий из украшений и колхидок, датируемый IV веком до н. э. Сооружения и вещи позволяют сделать вывод о заметном имущественном расслоении.

У села Клдеети раскопан могильник II—III вв. н. э. Погребения здесь скорченные и находятся в ямах. При мужских костяках находят железные мечи, удила, а иногда и кости лошадей. Интересен бронзовый ковш с каменной головкой барана на ручке. При женских костяках часты золотые браслеты, серьги, застежки, серебряные и бронзовые украшения с эмалью. Среди вещей встречаются местные и римские изделия. В Ахалгори (Восточная Грузия) при земляных работах найдено погребение, неправильно названное кладом. В нем обнаружены замечательные золотые привески, каждая в виде двух коней. Лошадиная сбруя изображена в деталях, совпадающих с железными частями сбруи, найденными в том же погребении. Ахалгорийские привески выполнены в манере, присущей ахеменидскому искусству. Серебряные чаши с рельефными узорами находят ближайшие аналогии в греческих образцах. Ожерелье из золотых бус имеет привески в виде золотых фигурок лягушек. Культ этого животного прослежен на Кавказе этнографически. Ахалгорийское погребение подобно скифским по обилию золота и по накоплению богатств у правящей верхушки.

Предполагают, что к этому времени в Восточной Грузии возникло рабовладельческое общество.

210

В начале III в. до н. э. в Восточной Грузии сложилось царство Картли, которое греки называли Иберией. Его столицей был Арма-зи, впоследствии ставший акрополем Мцхеты. Крепость Армази занимала важное место в обороне Иберии. Город окружала толстая стена из сырцового кирпича на каменном фундаменте; в крепости были и мощные башни. У подножия крепости открыты городские кварталы и дворец, перекрытия которого опирались на ряд монументальных колонн. Город возник около IV в. до н. э. и дожил до начала средневековья. Эта местность с давних времен имела важное значение и была плотно заселена. Рядом с Армази расположен могильник Самтавро, где захоронения производились с конца II тыс. до н. э. по VIII в. н. э. В ранних погребениях там находят еще бронзовое оружие. Большинство могил относится ко времени расцвета Армази. В них много римских монет, часты золотые украшения и железное оружие. Это погребения рабовладельцев.

В четырех километрах от Армази открыты остатки загородной резиденции высших сановников Иберийского царства — питиахшей, или эриставов. Раскопаны развалины языческого храма, остатки дворцовых построек и бани римского типа с подпольным отоплением. Горячая вода подавалась в бани трубами. Рядом находилось кладбище, существовавшее до VII—VIII вв. Наиболее интересна здесь древнейшая группа гробниц, относящихся ко II— III вв. Это была фамильная усыпальница эриставов, устроенная по соседству с дворцовыми сооружениями. Питиахши и члены их семей погребены в могилах, дно стены и перекрытия которых выложены из камня, костяки иногда лежат в каменных саркофагах. Покойников часто клали на погребальные ложа из орехового дерева, в некоторых случаях эти ложа имели серебряные ножки. На умерших наброшены золототканые покрывала с нашитыми золотыми бляшками. Здесь же множество предметов погребального инвентаря: богатое оружие, золотые и серебряные монеты, драгоценные сосуды, часто с дарственными надписями. Наиболее интересны из них чаша со скульптурным бюстом мужчины, сосуд с горельефным изображением богини с рогом изобилия, две серебряные чаши с изображением священного коня, стоящего перед алтарем. Встречаются ювелирные изделия с портретами питиахшей и их именами, написанными греческими буквами. Такова, например, гемма (резной камень с изображением) с портретом бородатого горбоносого мужчины и надписью «питиахш Аспарух».

На одной из каменных могильных плит открыта надпись середины II в. н. э., сделанная на двух языках — на местном и греческом. Она гласит: «Я — Серафита, дочь Зеваха, младшего питиахша царя Фарсмана, жена Иодмангана-победоносца, много побед одержавшего двороуправителя царя Хсефарнуга — сына Агриппы, двороуправителя царя Фарсмана. Горе, горе тебе, которая была молодая. И столь хорошая и красивая была, что никто не был ей подобен по красоте. И умерла на двадцать первом году». Эта билингва (двуязычная надпись) помогла расшифровать остальные надписи,

211

сделанные на местном языке и до этого не читаемые. Они помогли восстановить некоторые подробности политической истории Грузии, в частности установить существование при иберийских царях высших сановников, называемых питиахшами.

Связь могильников с городом Армази установлена находкой на территории города погребения того же типа. Ложе было украшено серебряными изображениями слонов.

Мцхета была столицей Иберии до VI в., когда уступила ведущую роль в истории Грузии ее теперешней столице. После принятия Восточной Грузией в VI в. христианства в ней строится ряд храмов. В этом столетии на невысокой горе напротив Мцхеты выстроен замечательный храм Джвари, сохранившийся до наших дней.

Археологические находки в Колхиде сходны с древностями Мцхеты. Это говорит о том, что, несмотря на отсутствие единой государственности, Западная и Восточная Грузия были связаны общностью культуры.

Одним из хорошо исследованных средневековых грузинских городов является Дманиси в 100 км от Тбилиси. Впервые Дманиси упоминается в IX в. в грузинских письменных источниках. В XIV в. город был разрушен Тимуром, затем захвачен турками, а позднее персами. В XV в. Дманиси перестал существовать. Культурные напластования города делятся на два слоя, датируемых монетами. Нижний относится к XI—XIII вв. — времени расцвета грузинской культуры, верхний — к XIII—XIV вв. — времени монгольского владычества.

Дорога, ведшая к городским воротам Дманиси, продолжалась внутри города, став уже городской улицей. Городские стены и почти все дома сложены из базальта. В центре города была цитадель, у подножия которой располагались главные культовые здания. Самую высокую точку в цитадели неожиданно занимала крепостная баня XIII в., интересная своими конструктивными особенностями. Она состояла из трех комнат, самая большая из которых была жилой. В центре перекрытий двух комнат были оставлены круглые световые отверстия. Одна из этих комнат служила для раздевания и отдыха, во второй помещалась ванна. В стенах проложены трубы для горячей и холодной воды. Использованную воду отводила глиняная канализационная труба.

В городе найдено много монет, среди них есть чеканенные на местном монетном дворе от имени Давида Строителя. Среди различной местной глиняной посуды есть поливная с разноцветными узорами и изображениями животных.

Археологическое изучение Тбилиси начато сравнительно недавно. Столица Грузии выгодно расположена, и ее окрестности были заселены в древности: древнейшие предметы, найденные на территории Тбилиси, относятся к рубежу IV—III тыс. до н. э. Находки большого числа монет с III в. до н. э. и привозных вещей говорят о важной роли этого района во внешней торговле Грузии. Видимо, с I—II вв. н. э. здесь уже существовало постоянное поселение, хотя

212

впервые Тбилиси упоминается в письменных источниках в конце IV в. н. э., когда там была резиденция питиахшей.

В VII в. Грузинское царство чеканит собственную монету с грузинскими надписями, но при арабах этот чекан прекратился. В X и XI вв. в связи с успехами борьбы против арабов и турок-сельджуков вновь чеканятся монеты, на которых сочетаются грузинские христианские и арабские мусульманские тексты. В XI в. Грузия завоевала независимость и на монетах чеканятся только грузинские надписи. В XII—XIII в. обращались монеты с грузинскими и арабскими текстами, но смысл их был христианский.

До нас дошли прекрасные произведения грузинского ювелирного искусства. Особенно следует отметить Хахульский триптих с изображениями святых на золоте, исполненный техникой перегородчатой эмали. Этой техникой грузинские мастера овладели, видимо, в IX в. Она состоит в том, что тонкой золотой ленточкой, припаянной к золотому основанию, обводилась каждая деталь будущего рисунка. Если, например, нужно было изобразить лицо человека, то отдельные ячейки делались не только для носа, щек, бровей и т. д., но и для их деталей, например для зрачка, для радужной оболочки, контура глаза и т. д. Каждая ячейка заполнялась стекловидным составом особого, отличного от соседней ячейки цвета. В результате получалось многоцветное изображение с тончайшим сочетанием красок. Производство перегородчатых эмалей началось, видимо, в Византии, откуда оно распространилось в соседние страны, в том числе на Русь. Грузинские эмали отличаются от византийских большей яркостью красок, красноватым, винным цветом лиц, особой прозрачностью эмали. Их происхождение легко доказывается имеющимися на некоторых из них грузинскими надписями. Встречаются и византийские надписи. Производство перегородчатой эмали в Грузии прекратилось после ее разгрома Тимуром. Это поражение для Грузии было таким же тяжелым, как монголо-татарское нашествие для Руси.

С XIII по XV в. в Грузии чеканились монеты монгольских ханов, которым подчинялась страна. Изредка появлялись грузинские монеты, но каждый раз их чекан быстро прекращался.

Классовое общество в разных частях Азербайджана возникло неодновременно. В то время как на севере Азербайджана еще существовал первобытнообщинный строй, его южные области вошли в состав рабовладельческого государства Мидия. Основная территория Мидии лежала уже за пределами нашей страны. Северная часть Азербайджана в IV в. до н. э. называлась Албанией. Албаны совместно с армянами и грузинами боролись против римлян, а затем сасанидов. В VII в., после захвата Азербайджана арабами, в нем распространилось мусульманство.

Для археологии важны древности, последовательно сменяющие друг друга на протяжении веков. В Азербайджане одной из групп таких памятников являются древние поселения и относящиеся к ним могильники близ Мингечаура. Здесь производились захоронения с конца II тысячелетия до н. э. по XVII в. н. э. По этим мате

213

риалам можно изучить культуру и быт населения Азербайджана с бронзового века по средневековье. Хорошо прослежена хронология сменявших друг друга погребальных обрядов, женских украшений, керамики и т. п. Погребения довольно точно датируются различными монетами. Раскопки Мингечаура позволили создать хронологическую шкалу древностей Азербайджана. По основным погребениям можно сделать заключение о развитии металлургического, гончарного и ювелирного ремесел, а также о значительном социальном расслоении.

В I тысячелетии до н. э. племена Прикаспийской низменности испытывали сильное влияние скифов, которые двигались к югу вдоль Каспийского моря. В результате в развитии племен Азербайджана VII—VI вв. до н. э. играли роль две основные этнические группы: местная иберо-кавказская и ираноязыческая скифская. В погребениях Мингечаура скифская группа представлена погребениями в ямах с захоронениями коней по скифскому обряду. Здесь же встречаются акинаки с бронзовыми рукоятями, скифские стрелы, браслеты с головками хищников. В одном из поселений найдена глиняная модель жилища в виде высокой круглой кибитки на колесах.

Погребения II в. до н. э. — II в. н. э. в Мингечауре производились в больших кувшинах. При погребенных много ювелирных изделий, перстни-печати, мечи, кинжалы, копья и другие вещи. Обычны кости домашнего скота, косточки плодов, серпы, косы, ручные жернова — свидетельства развитого земледелия и скотоводства. Оседлая земледельческая культура представлена и рядом других археологических памятников Азербайджана.

Римляне не смогли расширить область завоеваний в глубь Кавказа, где встретили сильное сопротивление местного населения. Лишь отдельные отряды римских войск проникли в области, лежащие вдалеке от Черного моря. На скале у подножия Беюк-Даша имеется латинская надпись: «При императоре Домициане Цезаре Августе Германике, Люций Юлий Максим, центурион XII Молниеносного легиона». Она свидетельствует об удачном походе римлян до берегов Каспия.

Только в начале I в. до н. э. племена, возглавляемые албанами, образовали союз племен. Раннерабовладельческое государство албанов сложилось около середины I в. до н. э., объединив территории, соседние с Иберией.

На Карабахской равнине раскапывается городище Оренкала, которое отождествляют с древним городом Байкаланом, игравшим важную роль в истории Закавказья. Город замыкали крепостные стены, сооруженные в IV—VII вв. Позднее была выстроена и внутренняя крепость. Оренкал погиб в начале XIII в. в результате монгольского нашествия. Среди находок много орудий труда, украшений и керамики, в том числе поливной и фаянсовой.

Из средневековых городов Азербайджана лучше изучена Старая Ганджа. Уже в XI в. Ганджа была большой крепостью и достигла расцвета. Рекой Ганджа-чай город делился на две части,

214

соединенные тремя мостами, сооруженными из камня и кирпича. Ганджу окружали две крепостные стены со многими башнями, стоявшими по углам и в пролетах. В городе раскопаны ремесленные мастерские и жилища. Дома, как и мосты, сложены из кирпича и камня. Открыта разветвленная сеть водопроводных труб из глины. В Гандже изготовлялась многоцветная художественная поливная керамика, пользовавшаяся известностью. Слава ганджийских тканей дошла до нас по письменным документам.

Город разрушен землетрясением 1138 г. и перенесен на новое место, где сейчас находится Кировабад. В XIII в. Старая Ганджа была потом разрушена монголами и, хотя она была восстановлена, большой роли она уже не играла.

Подготовлено по изданию:

Авдусин Д. A.
Основы археологии: Учеб. для вузов, по спец. «История». — М.: Высш. шк., 1989. — 335 с.: ил.
ISBN 5—06—000015—X
© Издательство «Высшая школа», 1989



Rambler's Top100