Раздел I
Глава 1
История Земли насчитывает пять миллиардов лет. История человека в ней является кратковременным этапом. Ученые разделили историю Земли на ряд геологических эр, или групп. Последняя из них — кайнозойская эра, в которую мы живем. Она началась задолго до появления человека — 60—70 млн. лет назад. В целом это время господства млекопитающих. Кайнозой подразделяется на палеоген, неоген и антропоген. До недавнего времени в геологической литературе палеоген и неоген объединялись названием третичный период, которое ныне признано устаревшим и не употребляется. Антропоген (антропос по-гречески человек, генезис — рождение), или по-старому четвертичный период,— время появления и развития человека и его материальной культуры. Согласно взглядам великого ученого В. И. Вернадского, это веха огромного значения в истории Земли: биосфера дополняется ноосферой (по-гречески ноос — разум).
Вопрос о начале антропогена лежит в компетенции как геологов, так археологов и представителей других наук. Сейчас возникла тенденция к удлинению антропогена: к нему присоединяют часть более ранних периодов, в частности плиоцена, когда сформировалась современная растительность. Открытия последних трех десятилетий значительно удлинили историю человечества. Люди появились гораздо раньше официально признанной в СССР нижней границы антропогена. Но в отношении места этой границы достаточной ясности нет. Одни считают, что ее надо проводить на рубеже 3—3,5 млн. лет назад под так называемыми виллафранкскими отложениями Западной Европы, другие проводят ее выше вилла-франка на уровне 1,8—2 млн. лет назад. В нашей стране имеется много сторонников переноса нижней границы антропогена, но официально признается старая граница.
Антропоген делится на эоплейстоцен, плейстоцен и голоцен. В основу периодизации антропогена положены колебания климата, т. е. чередования оледенений и межледниковий. Единой стратиграфической схемы для всей территории СССР нет, и это осложняет
сопоставление и геологических отложений, и исторических событий. Нет таких построений и для зарубежных территорий. Приходится довольствоваться сопоставлениями колебаний климата для отдельных районов суши. Например, такая схема построена для Русской равнины. Периодизация антропогена разработана также для Западной Сибири, для Дальнего Востока, для Средней Азии. Все они сравниваются с периодизацией для Западной Европы, хотя по вопросам корреляции (сопоставления) существуют особенно острые разногласия. Отчасти поэтому разные археологические памятники различными методами датируются неодинаково. Для антропогена, в особенности для плейстоцена, характерна серия похолоданий, которые привели к возникновению ледника. Ледники возникали под влиянием многих факторов, главные из которых — тектонические движения. Они были главной причиной колебания уровней, а значит, и границ морей и океанов. Ледники образовывались из снега: тогда увеличились снежные осадки. Сползая с субарктических гор, ледник постепенно покрыл огромные территории.
Самое древнее оледенение Русской равнины — окское, которое синхронизуют с миндельским в Альпах. Потом было лихвинское (в Альпах — миндель-рисское) межледниковье. Днепровский ледник покрыл центральные районы Европейской равнины. Соответствующий ему ледниковый щит рисского оледенения Западной Европы достигал широты Лондона. Микулинское (рисс-вюрмское) межледниковье было особенно теплым и влажным. В этот период широко распространились леса, в частности грабовые. Последний ледник на территории СССР — валдайский, которому соответствует вюрмский. С ним закончился плейстоцен. Послеледниковая эпоха соответствует голоцену, т. е. геологической современности. Ледники и колебания уровня морей .оказали огромное влияние на судьбу человечества.
Зоологическая близость человека и обезьяны, замеченная еще в античное время, научно установлена естествоиспытателями в XVIII—XIX вв. Ч. Дарвин в своем труде «Происхождение человека» показал путь перехода от животного к человеку. Но Дарвин не смог указать главного отличия человека, которое не может быть сведено к биологическим факторам. Это отличие было установлено Энгельсом в его работе «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека». Энгельс пришел к заключению: «Ни одна обезьянья рука не изготовила когда-либо хотя бы самого грубого каменного ножа» 1. Он ставит важнейший вопрос антропогенеза и отвечает на него: «...в чем же опять мы находим характерный признак человеческого общества, отличающий его от стада обезьян? В труде» 2. Но что такое труд? Ведь и обезьяны берут в руки палки или камни, чтобы достать лакомый плод. Энгельс отвечает и на этот вопрос: «Труд начинается с изготовления орудий»3.
Процесс становления человека был длительным. В конце неогена и на рубеже неогена и эоплейстоцена в Африке, на юге Европы и на юге Азии жило много разнообразных видов обезьян, физическое строение и образ жизни которых обнаруживают предпосылки очеловечивания. Таковы дриопитеки, рамапитеки, удабнопитеки, разнообразные австралопитеки. Большинство из них представляло собой тупиковые ветви эволюции. Лишь небольшая часть ископаемых человекообразных обезьян неогена, близко напоминавшая австралопитековых, останки которых нам известны, уже охотившаяся и употреблявшая в пищу мясо, постепенно закрепила черты, характеризующие человека: двуногое хождение, трудовые навыки, перешедшие в способность систематически изготовлять орудия.
Вопрос о прародине человека не вполне решен. Процесс его становления охватывал обширные территории. Местом решающих событий в эволюции человека была, как можно судить по открытиям последних тридцати лет, Африка. В 1960 г. в Олдувайском ущелье в Танзании Луис Лики открыл останки человекообразного существа. Это существо теперь обычно называют Homo habilis. Калийаргоновый метод определяет его древность в 1,75—1,85 млн. лет. Найдены были фрагменты черепа, нижняя челюсть, ключица, кости стопы и кисти. Объем мозга — 657 куб. см. Кости ноги свидетельствуют о двуногой походке, а кости руки — о способности к «силовому зажиму». Значение видового наименования — Homo — связано прежде всего с находками вместе с его костями большого количества древнейших каменных орудий. Таким образом, Homo habilis перешагнул порог, отделявший высокоразвитых двуногих приматов от человека. При помощи каменных орудий он делал себе орудия из дерева. Его способность к труду соответствует уровню антропологического развития: развитой руке, сравнительно большому объему мозга. Останки людей этой ступени развития известны во многих местах Африки. Древнейшей является, по-видимому, находка в Эфиопии, абсолютный возраст которой около 2,8 млн. лет.
Люди начальных переходных видов ныне называются архантропами (по-гречески архайос — древний). В 1891 г. на Яве Евгением Дюбуа были открыты останки архантропа, названного тогда питекантропом (по-гречески питекос — обезьяна). Теперь для антропологических обобщений имеется достаточное число особей этого вида человека.
Трековым методом установлена древность находки яванских архантропов в диапазоне от 1,16±0,24 млн. лет назад до 0,71 + ±0,10 млн. лет назад. У этих архантропов был покатый лоб, что свидетельствует о слаборазвитых передних долях мозга. От современных людей их отличали и мощные надбровные дуги, и отсутствие подбородочного выступа. На некотором удалении от места первой находки яванского архантропа в геологически более древних слоях были найдены грубо оббитые, бесформенные отщепы и осколки камня, что вместе с особенностями строения скелета этого
архантропа позволяет предположить, что он тоже изготовлял орудия.
Близ Пекина, в местности Чжоукоутянь, находится глубокая расселина, в которой были найдены кости китайского архантропа, названного синантропом (Сина по-латыни Китай). Теперь их известно много. Большинство из них имело объем мозга от 915 до 1225 куб. см. Синантроп умел делать каменные орудия; их найдено много тысяч. Орудия, лежавшие в основании многометровых отложений и в их верхней части, т. е. разделенные промежутком в сотни тысяч лет, почти одинаковы — процесс их совершенствования был очень медленным. Ряд археологов видят в этих орудиях устойчивые формы, может быть, даже ашельского облика. Жил китайский архантроп около 300 тыс. лет назад, но некоторые исследователи удревняют эту дату до 500 тыс. лет назад.
Многометровая толща угля и золы в Чжоукоутяне свидетельствует, что синантроп использовал огонь. Когда и как люди начали добывать огонь — сказать трудно. В Олдувайском ущелье кострищ не найдено. Считают, что архантроп еще не - умел его добывать и поддерживал природный огонь, зажженный молнией или вулканом и перенесенный на стоянку. Следы огня на ранних поселениях человека очень редки. Синантроп, как и его предки, умел охотиться, о чем говорят найденные на поселении кости, в основном принадлежащие оленю. Плоды, ягоды, коренья, съедобные моллюски также употреблялись им в пищу.
Считают, что костры у синантропов горели не только для обогрева и отпугивания хищников, но и для того, чтобы жарить в горячей золе мясо.
Около Гейдельберга в ФРГ еще в 1907 г. открыты останки архантропа. В найденной челюсти нет подбородочного выступа, пропорции еще обезьяньи, но строение зубов человеческое. В Европе еще в трех местах (в Венгрии, ЧССР, Франции) обнаружены останки людей, близких по развитию к питекантропу. Homo habilis, возможно, являлся представителем наиболее ранней и примитивной стадии архантропов, яванский питекантроп стоит на несколько более высокой ступени развития, а венгерская находка и находка из Чжоукоутяня характеризуют наиболее позднюю стадию.
Таким образом, останки предков современного человека ныне известны на всех материках Старого Света. Их нет в Америке и в Австралии — там не было человекообразных обезьян.
* * *
Основой археологической периодизации первобытной истории служат различия в технике обработки камня. Археологи установили признаки отличия обработанного камня от необработанного. Как ни примитивны первобытные орудия, они несут следы преднамеренной обработки. Древнейший период истории называют палеолитом (палайос по-гречески — древний, литое — камень). Он
охватывает время от начала плейстоцена до голоцена, т. е. не менее двух миллионов лет. Его делят на ранний и поздний, или, по-другому, на нижний и верхний. На поздний палеолит падает лишь около 30 тыс. лет. Ранний палеолит делится на эпохи олдувайскую (этот термин введен вместо старого «дошелльская эпоха»), ашельскую и мустьерскую (мустье).
Палеолитические местонахождения делятся по условиям залегания на непереотложенные, т. е. дошедшие до нас в неизменном состоянии, как их оставили жившие на них люди, и переотложенные, которые в результате геологических процессов (передвижений земной коры, вулканических явлений, действий потоков воды и пр.) были смещены со своих мест и отложены в других, рядом или на значительных расстояниях. В таком случае это уже не стоянки, а местонахождения. В них нет ни жилищ, ни костров, ни самого культурного слоя.
Древнейшая из известных в настоящее время стоянок олдувайской эпохи, где найдены и древнейшие останки Homo habilis,— Вест-Гона в Эфиопии (2,8—2,4 млн. лет назад). Стоянка Кооби-Фора в Кении (2 млн. лет назад) тоже сохранила культурный слой. Почти все 139 предметов, найденных там, изготовлены из лавы, которую приносили на стоянку за 10 км. Только четыре предмета сделаны из кварца и кремнистого сланца. Господство кремня как сырья для изготовления орудий было еще впереди. Но в Африке месторождения кремня вообще очень редки.
В СССР много палеолитических памятников, в том числе раннего палеолита, но олдувайских и раннеашельских пока не встречено.
Палеолит — время становления человека: в раннем палеолите жили архантропы и палеоантропы (неандертальцы), в позднем— уже неоантропы (Homo sapiens). В эту эпоху происходит развитие общественного строя людей от первобытного стада до родового строя и складывается первая общественно-экономическая формация — первобытнообщинный строй. Люди изготовляли себе орудия из камня, которые нам теперь хорошо известны, а также почти неизвестные нам, но несомненно существовавшие деревянные и костяные орудия. При всей примитивности первых каменных орудий для их изготовления нужно было обладать элементами абстрактного мышления, чтобы представить себе желаемый конечный результат и совершить для его достижения ряд последовательных действий. Для обработки камня человек использовал второй камень, кость или дерево. Таким образом, даже примитивные каменные орудия указывают на сложность и разнообразие деятельности их создателя. Виды этой деятельности мы можем установить по следам на камне, по форме лезвий орудий, а также по тем остаткам, которые имеют следы обработки этими орудиями. Такие следы остались на кости, на растительных продуктах.
Олдувайская эпоха (2 млн. лет — 700 тыс. лет назад) получила название по ущелью, где были сделаны выдающиеся открытия, о
которых речь шла выше. Древнейшие памятники этой эпохи находятся в Африке. Примитивность древнейших орудий объясняется не только неразработанностью техники обработки камня. но и несовершенством физического строения людей. Им было трудно нанести меткий удар, точно обрабатывать камень и дерево. Для олдувайской эпохи характерны три вида орудий. Это прежде. всего многогранники (сфероиды) — грубо оббитые округлые камни с многими гранями, служившие главным образом в качестве ударного орудия для обработки растительной и животной пищи. Второй вид орудий делали из предварительно изготовленных каменных отщепов, рабочий край которых подправлялся мелкими ударами. Такая техника в археологии называется ретушью. Полученные на отщепах орудия еще не имели устойчивых форм. Среди них оказалось много мелких. Эти орудия служили для разделки туш животных. Третий вид древнейших каменных орудий —чопперы— характернейшие орудия режущих и рубящих функций. Это были тогда наиболее распространенные массивные орудия, изготовленные, как правило, из гальки, у которой несколькими последовательными ударами стесаны верхушка или край. Полученное массивное и неровное лезвие иногда оббито с двух сторон. Остальная поверхность не обработана и удобна для держания. Иногда выделяют еще чоппинги — такие же рубящие орудия, как и чопперы, но обработанные грубыми сколами не с одной поверхности, а с обеих.
Характерными каменными изделиями олдувайского времени являются нуклеусы (ядрища)—специально оббитые камни для производства орудий. В олдувае это желваки и куски камня неопределенных очертаний со следами сколов немногих отщепов. В это время нуклеусы еще трудно отличить от чопперов и других грубых орудий.
Примечательно, что уже на ранней ступени развития кремневой индустрии употреблялось не одно орудие, а целый набор, который был достаточен для обеспечения людей мясной и растительной пищей. Размеры орудий не превышают 8—10 см.
Формы орудий в это время случайны, но определенным видам орудий соответствуют определенные формы лезвий. Олдувайские орудия находят вместе с расколотыми костями животных — охотничьей добычи человеческих коллективов. На олдувайских памятниках встречается много костей убитых животных. На некоторых костях, правда, очень редко, можно увидеть оббитости и заточки на конце. Видимо, это зачатки обработки кости.
При раскопках одной из стоянок Олдувайского ущелья, условно называемой DK, был обнаружен круг из кусков базальта, имевший в поперечнике четыре метра. Ряд исследователей, принимавших участие в раскопках, высказали предположение, что это остатки древнейшего жилища в виде примитивного шалаша или ветрового заслона из ветвей и сучьев. Круг из камней мог быть основанием этого жилища. Если это так, то домостроительство началось уже в древнейшую эпоху существования человека.
Продукты собирательства, т. е. плоды, ягоды, коренья, грибы, моллюски, составляли значительную и, может быть, даже преобладающую часть пищи человека. Однако охотились не только ранние люди, но даже австралопитеки, вместе с костями которых находят проломанные черепа павианов, животных сильных и быстрых. Для такой охоты была нужна большая ловкость и сила. Первобытный человек еще не имел более или менее совершенного охотничьего оружия, и охота была облавной, коллективной.
В олдувайскую эпоху человеческое общество целиком зависело от природы. Человек еще не был знаком с употреблением огня, не имел эффективного оружия для борьбы с хищными животными. Поэтому люди не могли выйти за пределы зон с теплым климатом. Страны с холодным климатом были непригодны для обитания человека. Граница субтропиков тогда проходила севернее, чем сейчас. Так, в Европе водились теплолюбивые животные — слон, бегемот, носорог и др. Юг Европы тоже входил в зону расселения человека, и поэтому там крайне редко, но встречаются орудия олдувайского облика.
Первобытные люди жили стадами. Коллективу людей было легче добывать пищу, защищаться от диких зверей. Ранний человеческий коллектив в научной литературе называют первобытным человеческим стадом. В письме к Лаврову Энгельс писал: «Первые люди, вероятно, жили стадами, и, насколько наш взгляд может проникнуть в глубь веков, мы находим, что так это и было» 1. В письме к Горькому В. И. Ленин писал: «В действительности «зоологический индивидуализм» обуздала не идея бога, обуздало его и первобытное стадо и первобытная коммуна» 2.
От стада животных первобытное человеческое стадо отличалось умением изготавливать орудия труда. Кроме того, первобытное человеческое стадо накапливало и развивало общественный опыт и знания, передавало их потомкам. Человек учился у предшествующего поколения делать орудия, позднее — добывать огонь, ему передавали знания о повадках животных и т. д. Первобытное человеческое стадо — это уже примитивное общество.
Ашельская эпоха (700 тыс.— 150—120 тыс. лет назад). Наиболее распространено мнение, что на ранней ступени развития ашель связан с архантропами, на поздних — спалеоантропами.
Начало ашельской эпохи характеризуется появлением новых орудий — ручного рубила и колуна (кливера). Они крупнее олдувайских орудий. Ручное рубило длиной до 35 см имеет миндалевидную или овальную форму, повторяющуюся в большинстве памятников. Относительное единство формы ручных рубил объясняется определенной систематичностью обработки. В результате большого опыта, который человек накопил за многие сотни тысяч лет, он приобрел известные устойчивые навыки в обработке камня.
Рис. 1. Орудия олдувайской и ашельской эпох: 1—2 — чопперы, 3 — сфероид, 4—5 — кливеры, 6—7 — рубила
Вероятно, рубила держали в руке: об этом говорят необколотые участки поверхности, где это орудие можно было обхватить рукой. (Правда, в лаборатории первобытной техники профессора С. А. Семенова к рубилу иногда удавалось привязать рукоять, но в действительности вряд ли было так. Пока его считают ручным орудием.) Для охоты рубило было непригодно: вряд ли имело смысл специально обрабатывать камень, чтобы метать его в животных; оно не могло быть и орудием для защиты от хищников, так как не представляло для них опасности.
Считают, что ручное рубило имело универсальное назначение: человек мог рубить им ветви, чтобы изготовить деревянные орудия, им же он мог выкапывать корни растений или мелких животных из нор, хотя для этого чаще использовалась заостренная палка.
Колуном называют другой тип двусторонне обработанного орудия, сделанного обычно из массивного отщепа или куска камня. Колуны — удлиненные, трапециевидных или треугольных очерта
ний орудия с почти параллельными краями. У колуна необработанное ретушью поперечное лезвие и симметрично оббитые края.
Хотя рубила и кливеры были главными орудиями, их количество было ничтожно по сравнению с отщепами, значительная часть которых служила режущими, колющими, скоблящими орудиями. Как и раньше, употреблялись деревянные дубины, палки, копья.
Экспериментально доказано, что подобные орудия вырабатывались при помощи каменного отбойника. Он позволял снимать тонкие сколы, получать ровную поверхность. Сами орудия становились тоньше, симметричнее, продольные края — ровнее и острее. Материалом для орудий были кварц, обсидиан, сланец, кремень. Это был период поисков наилучшего материала для изготовления орудия. В кремне соединились четыре важных свойства: он тверд, способен давать режущие края, имеет свойство раскалываться на тонкие пластины и широко распространен.
В ашельских комплексах сохраняются и орудия олдувайских типов, например чопперы. Значительно возрастает количество орудий, изготовленных на отщепах.
В среднем ашеле появляется так называемая техника леваллуа, для которой характерна тщательная предварительная оббивка нуклеуса со всех сторон перед тем, как с него начинали скалывать отщепы, превращаемые потом в орудия. В отличие от нуклеусов предшествующих эпох, очертания которых были неправильными, контуры леваллуазских правильны, устойчивы и часто напоминают панцирь черепахи. Отщепы леваллуазских форм тоже правильны и имеют меньшую толщину.
Распространение леваллуазской техники сделало возможным получение серийных, весьма стереотипных заготовок орудий. Используя их, люди получили возможность изготовить большое число высококачественных орудий — отщепов и пластин.
До нас дошли уникальные деревянные изделия ашельского времени. На испанской стоянке Торральба обнаружены обломки охотничьих копий и копательных палок. Острие копья, сделанного из тиса, найдено на стоянке Клэктон в Англии. На стоянке Леринген (ФРГ) найдено тисовое копье длиной 215 см, застрявшее между ребрами убитого слона. Конец копья был заострен и для прочности обожжен. Предполагают, что копья были не метательными, а колющими.
В ашеле уже удается выделить памятники, различающиеся по хозяйственной деятельности оставивших их людей: кратковременные охотничьи лагеря, мастерские по добыче каменного сырья, долговременные охотничьи стойбища с мощным культурным слоем, с костями крупных животных. Известны искусственные жилища как в пещерах, так и на открытом воздухе. В глубине пещер люди, как правило, не селились: там было холодно, сыро, не было отверстий для выхода дыма костров. Поэтому чаще всего люди жили у входа или под скальным навесом, защищавшим их от дождя и ветра. Нередко под прикрытием скалы сооружалось жилище из ветвей и шкур. Заселение пещер часто было связано
с овладением огнем: огонь помогал выгнать оттуда хищных животных, обогревал людей в холодное время года, на огне готовили пищу. На нашей территории древнейшее искусственное жилище найдено в Азыхской пещере (Азербайджан).
Ашельских памятников на территории СССР немного, они относятся к середине эпохи и приурочены к южным районам — Кавказ, Молдавия, Приазовье, Средняя Азия, Казахстан.
Охота на крупных животных требовала тесного сплочения коллективов и достаточной вооруженности. Каменные орудия представлены уже набором разнообразного назначения для различных работ.
Заселение территории СССР происходило из нескольких центров и в разное время. Древнейшими археологическими памятниками СССР, принадлежность которых к среднему ашелю можно считать доказанной, являются четыре высокогорные пещеры Кавказа: Кударо 1, Кударо 3 (Южная Осетия), Цона и Азыхская. В Кударо 1 люди жили тысячи лет. Их основным занятием была охота, главным образом на медведя; костными останками представлены также носорог и макака. Цона находится на расстоянии нескольких километров от Кударо, еще выше в горах, на высоте более двух километров. Здесь два ашельских слоя и ряд более поздних. Оба древнейших слоя представляют собой остатки временных охотничьих стойбищ. Каменные орудия тщательно отобраны охотниками, бравшими их с собой в поход. Они носят следы продолжительного использования. Признаков изготовления орудий в пещере нет. В нижнем слое ашельских рубил нет, но их много в верхнем. Некоторые из них по конфигурации приближаются к колунам. Два ашельских слоя имеются и в Азыхской пещере. Люди жили в глубине пещеры, в нескольких десятках метров от входа, что встречается редко. Оба слоя относятся к среднему ашелю. Наиболее важная находка — обломок челюсти ископаемого человека. Она принадлежала, вероятно, человеку переходной формы от архантропов к палеоантропам. Это самые древние останки человека на территории СССР.
Остальные сравнительно многочисленные ашельские памятники Кавказа представляют собой не стоянки, а местонахождения: они переотложены. Один из самых известных среднеашельских памятников Армении — Сатани-Дар. Орудия здесь почти все обсидиановые, в то время как в позднем ашеле использовались и другие породы камня. Возможно, ашельский человек еще плохо знал места залегания наиболее пригодных пород камня и не умел находить их.
В СССР известно более 60 древнепалеолитических местонахождений, из которых некоторые имеют ашельский возраст. Есть ашельские памятники в Приазовье, в бассейнах Миуса и Северского Донца. Имеются ашельские памятники и в азиатской части СССР. Считают, что первые группы архантропов начали проникать на юг азиатской части СССР в начале среднего плейстоцена или даже в нижнем плейстоцене, двигаясь разными путями: из
Юго-Восточной Азии, из Южной Азии, с Ближнего Востока и из Восточной Европы.
Наступившее в позднем ашеле днепровское оледенение значительно замедлило заселение юга нашей страны. Сильные холода заставили людей покинуть уже освоенные территории, например высокогорные пещеры Кавказа, равнины Центрального Казахстана. Днепровский и Донской языки ледника достигли современных Днепропетровска и Калача. Льды покрывали Западно-Сибирскую равнину. Южнее ледника простиралась безлесная тундро-степь. Большую роль в эту эпоху играл очаг. Люди группировались вокруг него, сносили туда продукты охоты и собирательства. Здесь готовилась пища. Очаг отпугивал хищников. Люди следили за огнем, защищали его навесом или заслоном. Очаг оказывал организующее влияние на человеческий инстинкт, способствовал сплочению коллектива.
Большая толща культурного слоя на ашельских стоянках говорит о прочной оседлости человеческих коллективов. Оседлость влечет за собой ограничение участия женщин в охоте. Возникает первоначальное половозрастное разделение труда: женщины охраняют жилище, поддерживают огонь, заботятся о детях и стариках, выполняют хозяйственные обязанности по дому, в то время как мужчины охотятся, изготовляют орудия труда, оружие, доставляют добычу на стоянку. Эти явления имеют социально-выраженный характер, и поэтому ряд археологов считают, что в ашеле уже существовали социально сплоченные коллективы-общины, более высокоразвитые, чем прежние человеческие стада.
Следующую эпоху назвали мустье (150—120 тыс.— 35—30 тыс. лет назад). Ей соответствует конец микулинского (рисс-вюрмского) межледниковья с теплым и мягким климатом. В конце мустье начинается валдайский ледник (вюрм).
При переходе к мустье в физическом строении человека произошли важные изменения: архантропы сменились палеоантропами (раньше их называли неандертальцами). Ныне известно достаточное для антропологических заключений число костяков палеоантропов. Как и его предшественники, палеоантроп отличался покатым лбом, мощными надбровными валиками, имел массивные челюсти, крупные зубы, он был ловок и поворотлив. Его скелет свидетельствует о большой физической силе. У палеоантропа получила развитие та часть мозга, которая связана с пространственнокоординационными функциями, важными в производственных процессах и при устной речи. Подбородочный выступ был обозначен еще слабо.
Существовал ряд различающихся между собой типов палеоантропов. Различия между ними состоят в их большей или меньшей прогрессивности. Другие же различия трактуются антропологами как расовые признаки, появление которых относят иногда даже к более раннему времени. Некоторые группы палеоантропов исключаются из числа предков современного человека. Таковы, например, так называемые классические неандертальцы, ассими-
Рис. 2. Орудия мустьерской эпохи: 1 — рубило, 2 — скребло, 3 — остроконечник, 4 — дисковидный нуклеус
лированные переднеазиатскими. Процесс развития древних людей был сложным и многообразным.
В мустье доминирует техника леваллуа, но появляются и распространяются собственно мустьерские приемы обработки камня. Мустьерские нуклеусы совершенствуются, ударная площадка отличается тщательной подготовкой. Одним сильным ударом откалывали верхушку камня. Получалась ударная площадка, по краям которой и наносили удары для получения сколов. Такие нуклеусы позволяли изготовлять больше отщепов, которые представляли собой правильные подтреугольные сколы.
Помимо первичных приемов обработки, производившихся с целью получения отщепов, в мустье развились вторичные приемы, изменявшие форму отщепов. Орудиям придавалась заранее задуманная форма, во-первых, путем подтески, намеренно срезавшей ненужную, мешавшую часть отщепа, во-вторых, путем нанесения ретуши. Приемы вторичной обработки свидетельствуют о возросшей гибкости человеческой руки.
Происходит становление важнейших орудийных форм — остроконечника и скребла. Они предназначались для разных работ:
остроконечник — для резания, он был охотничьим оружием; скребло было бытовым орудием и употреблялось для скобления, в частности для обработки шкур. Но эти орудия были далеко не единственными формами в мустьерское время. По подсчетам археологов, набор каменных орудий этой эпохи состоит более чем из 60 типов. Из старых форм встречаются рубильца, но выполненные на отщепах. Чаще применяется и становится разнообразнее ретушь. В частности, появляется отжимная ретушь, наносившаяся на изделие с помощью костяного отжимника (палки), которым от орудия отделяли маленькую кремневую чешуйку. Ретушь наносили не только на края, иногда ею покрывали всю поверхность изделия. Неосторожный нажим (а нажимать надо было много раз) мог сломать предмет. Треснувшие при обработке орудия известны на мустьерских памятниках. Но зато орудия, обработанные такой ретушью, были совершенны по рабочим качествам и красивы. Применялась и контрударная ретушь, при ее нанесении орудие клали на костяную опору, сильно ударяли по нему, а чешуйка отскакивала снизу.
Опыты археологов показали, что остроконечник или скребло можно изготовить за 5—10 минут. Большинство мустьерских орудий невелики, но есть и крупные.
В эту эпоху появляются еще грубые и массивные наконечники копий, но они четко указывают на использование составных орудий. Сами же составные орудия появились, видимо, много раньше. Мустьерские орудия многофункциональны: они предназначены для резания, скобления, строгания, сверления, для обработки дерева и шкур. Хотя, как и в прежние эпохи, обработка кости была развита еще очень слабо, тем не менее уже встречаются не только следы обработки на этом материале, но и несомненные костяные орудия — острия, костяные шилья. По-прежнему использовали и деревянные орудия.
Мустьерские стоянки известны как в пещерах, так и открытые. Они представляют собой долговременные стойбища или охотничьи лагери. На некоторых стоянках открыты остатки жилищ разных типов — от скальных навесов, под которыми были сделаны заслоны из костей животных или даже из камня, до развитых искусственных жилищ. На стоянке Киик-Коба жилая площадь была прикрыта каменной стенкой. На стоянке Молодова 1 обнаружен жилой комплекс, который составляли зимнее жилище из двух помещений и двух пристроек к нему, а также летнее жилище и надворные очаги. В конструкции этого и других мустьерских жилищ большую роль играли крупные кости животных, служившие каркасом. Эти костные остатки образовывали круглую выкладку, вероятно, покрытую шкурами. Иногда на одной стоянке встречается не одно жилище.
Основой хозяйства мустьерцев по-прежнему была коллективная охота. Мустьерцы были настоящими истребителями мамонтов, этих родственников слона. Мамонт был покрыт длинной шерстью, защищавшей его от холодов, у него были огромные
бивни, но был он сравнительно неповоротлив и имел ограниченный обзор, обусловленный особенностями его зрения. Мамонты паслись небольшими стадами. Охота на них была облавной. Обитали мамонты в основном в травянистых степях, а также в европейских и сибирских тундрах. Поэтому там, где не было мамонтов, да и в значительной степени там, где они обитали, мустьерцы охотились на лошадь, сайгу, дикого осла и других животных. На крымской стоянке Староселье найдено большое количество костей дикого осла. Это осторожное животное, и выследить его было трудно. На равнины он выходил только весной, что говорит нам о сезонности охоты. Следовательно, людям приходилось заготавливать мясо впрок. Вероятно, в это время появились такие способы консервирования, как сушка мяса на солнце, копчение его, хранение на морозе.
В районе Сочинского побережья охотники специализировались на добыче нестадного зверя — пещерного медведя. В этом случае, как и при охоте на мамонта, нет оснований говорить о сезонности охоты, она могла продолжаться круглый год. Приемы охоты на этих зверей были резко различны — засады, возможно, волчьи ямы и т. п. Пищу давала охота, требовавшая высокой организации охотничьего коллектива, его определенной социальной зрелости. Хотя охота и становится более продуктивной, пищи не хватало; может быть, ели падаль. Некоторые историки ставят вопрос о том, что уже в эту эпоху началась индивидуализация охоты.
Наряду с охотой значительную роль в хозяйстве мустьерского человека играло собирательство, поставлявшее прежде всего растительную пищу, объем которой для первобытного человека был значителен. Ее остатки до нас не дошли, и долгое время утверждения о ее роли были умозрительны. Но постепенно накопились доказательства ее употребления в виде служивших для обработки продуктов собирательства каменных пестов, ступок, найденных на ряде стоянок. Эти орудия встречаются достаточно часто, видимо, они широко использовались.
От мустьерского времени дошли первые погребения человека. В появлении погребений видят начало религиозных представлений, которые до того не существовали. Появились первые зачатки культа умерших. На стоянке Киик-Коба погребение было совершено в специально выдолбленной яме. По немногим сохранившимся костям можно судить, что покойник был положен на бок с подогнутыми ногами, руки тоже были согнуты, а кисти рук помещены около головы. Такое положение покойника (в археологии его называют скорченным) обычно для последующих эпох. В пещере Тешик-Таш (Узбекистан) найдено погребение ребенка-палеоантро-па. По погребениям можно заметить начало какой-то обрядности: в Тешик-Таше погребение находилось в кругу из рогов козла. В Шанидаре (на соседней с СССР территории в Иране) на умершего были положены цветы, что удалось установить по анализу пыльцы. Иногда находят захоронения одних человеческих черепов, что трактуют как начало культа предков. Несомненно и зарожде
ние культа животных. Так, во Франции открыты каменные ящики, в одном из которых погребен человек, а в другом — медведь. Прослеживается и забота о членах коллектива: в Шанидаре открыто погребение однорукого палеоантропа, который в течение ряда лет жил с одной рукой, а без помощи коллектива этого не могло бы быть. В то же время среди остатков костров находят пережженные человеческие кости — может быть, свидетельство каннибализма.
В мустьерское время появились зачатки искусства: на предметах, правда крайне редко, находят ритмические ямки и крестики — намек на орнамент. На некоторых памятниках найдены остатки охры, иногда в виде красных пятен, в других случаях — куском, сточенным при употреблении (как карандаш).
На стоянке Староселье (Крым) найден костяк ребенка современного типа, но с некоторыми чертами палеоантропа. Эта находка, как и некоторые другие, позволяет сказать, что становление современного типа человека происходило в мустье.
Итак, в мустьерскую эпоху резко улучшилась техника производства орудий, достигли большого разнообразия приемы охоты, большой шаг вперед сделало домостроительство, причем, судя по размерам некоторых жилищ, в них обитал большой коллектив в 15—20 человек, трудившийся сообща. В результате регламентации брачных отношений (а это возможно лишь при экзогамии, немыслимой без родового строя) происходит постепенный переход от палеоантропа к человеку современного вида. Наличие пищевых запасов говорит о регулировании их потребления, особенно в зимнее время. Зарождается искусство, что свидетельствует не только об абстрактном мышлении палеоантропов, но и об их общественном сознании. Возникновение идеологических представлений подтверждается появлением религиозных понятий, существование которых отражено в погребениях и в зачатках погребальных обрядов. Еще раньше возникло половозрастное разделение труда. В частом размещении стоянок у определенных, выгодных для охоты мест видят проявление первобытной собственности на охотничьи угодья. Забота о членах коллектива свидетельствует о его высокой организованности, об осознании коллективом своей общности. Все это позволяет ряду советских исследователей говорить о сложении в мустьерскую эпоху родового строя.
Мустьерских стоянок у нас много. Особенно часты они на Кавказе и в Закавказье, где их несколько сотен. Давно известны и, может быть, чаще других упоминаются стоянки и мустьерские погребения Крыма (Киик-Коба, Заскальная, Староселье и др.). В Узбекистане, в пещере Тешик-Таш, известно погребение мальчика-палеоантропа. В Средней Азии, Казахстане десятки стоянок эпохи мустье. Из сибирских мустьерских памятников следует отметить алтайские стоянки Усть-Канская, Страшная и в Хакасии — грот Двуглазка. Много мустьерских памятников и на Восточноевропейской равнине. В теплое микулинское время человек прони
кает далеко на север. Самая северная стоянка Русской равнины — Хотылёво на Десне.
Эти многочисленные стоянки могут быть подразделены по набору инвентаря. Выделяются локальные группы сходных памятников, в которых усматривают этнографические различия и которые считают археологическими культурами. Возникновение культур нельзя объяснить лишь различиями в природной среде. Их возникновение вполне укладывается в условия, созданные существованием родового строя. Однако полного единогласия по вопросу о возможности культур в мустье среди археологов нет.
Поздний палеолит (30—35 тыс. лет назад— 10 тыс. лет назад). Для этой эпохи характерно такое важнейшее явление, как появление человека современного антропологического типа. Для этой же эпохи весьма важно бесспорное существование развитого искусства. Геологически поздний палеолит соответствует последним этапам валдайского оледенения, в начале которого климат был холодным и влажным, а в конце достиг крайней степени континентальности. Но бывали и потепления, при которых климат становился близким к современному. На европейской части СССР ледниковый щит достигал только Верхней Волги, не спускаясь на юг. Приледниковая полоса изобиловала животными, искавшими убежища от мошкары, там паслись большие стада северных оленей и мускусных быков, гнездились стаи водоплавающих птиц. Южнее было царство мамонта и шерстистого носорога, по соседству с которыми жил свирепый хищник — пещерный лев. Много было и иных животных: лошадей, быков, оленей, антилоп, волков, песцов, зайцев. Природная обстановка способствовала расцвету охотничьего хозяйства. Эти места, сулившие богатую добычу, привлекали человека.
Рост населения, низкий уровень развития производительных сил требовали расселения людей, освоения ранее необжитых мест. Стоянки, открытые на Печоре, в Приуралье, свидетельствуют, что человек пересек Полярный круг. Позднепалеолитические поселения известны в Якутии, в это же время было заселено Забайкалье. Считают, что в позднем палеолите через Берингов пролив была заселена Америка.
Большинство исследователей считают, что единого центра, где возник верхний палеолит, не было. Он произошел от местных мустьерских племен на разных территориях, приблизительно в одно время — 30—35 тыс. лет назад. Наиболее древние памятники верхнего палеолита разнообразны и имеют сходство с местным мустье. Генетическая связь между ними очевидна и типична для Европы и Передней Азии. Но в Африке, а также в Южной Азии сформировалась культура иного облика, а верхний палеолит там не выражен.
К настоящему времени различают много верхнепалеолитических культур Восточной Европы, Сибири. В одних местах наблюдается местное, самобытное развитие культуры от ее начала до
конца (например, на Кавказе — имеретинская, на Днестре — молддовская культуры), в других первоначальное развитие прервано вторжением генетически чуждых культур, в третьих рядом и в одно и то же время существовали различные по происхождению культуры (район Костёнок). Ряд археологов предполагают, что верхнепалеолитические культуры уже соответствуют племенам, но не все с этим согласны.
По мнению ряда исследователей, позднемустьерские стоянки Ильская (Северный Кавказ), Староселье (Крым), Молодова 1 (Днестр) содержат зачатки позднепалеолитических традиций, а стоянки ранней поры позднего палеолита, в частности на Днестре, генетически связаны с мустье. Таким образом, эти стоянки, имеющие напластования, сменяющие друг друга, дают возможность проследить переход от мустье к позднему палеолиту и непрерывности развития кремневой индустрии.
Важнейшее значение имело дальнейшее совершенствование обработки камня. Появляется призматический (похожий на многогранную призму) нуклеус, скол с которого стал удлиненным, ножевидным. Ножевидные пластинки гораздо тоньше толстых и широких пластинок мустье. Получает большое развитие отжимная ретушь. Набор орудий стал еще более разнообразным: в нем насчитывают 92 типа, среди которых резцы, вкладыши, ножевидные пластинки с ретушью, нанесенной на узком конце. Эту более тонкую модификацию скребел называют скребками. Они встречаются часто и употреблялись при различных трудовых процессах, главным образом при обработке шкур. Важным орудием был резец, существенным качеством которого является наличие специфического приема обработки — резцового скола, образующего твердый режущий край. Резцы употреблялись для обработки твердого материала, например кости.
В позднем палеолите люди расширили ассортимент составных орудий, закрепляя тонкие кремневые пластинки (вкладыши) в кости или в дереве. Но в эту эпоху вкладышевая техника еще не получила большого развития. Резко уменьшилась роль остроконечника и скребла, хотя они еще существовали.
В период позднего палеолита развитие орудий происходит медленно, но все же можно указать общее направление совершенствования приемов обработки — от более трудоемких к менее трудоемким. В результате появляются орудия, не требующие ретуши ни на плоскости, ни по рабочему краю.
Значительно возросла роль кости и рога. Почти все технологические приемы их обработки были известны еще в мустье. Теперь эти материалы рубят, режут каменными ножами, сверлят и шлифуют. Из кости делают отжимники, гарпуны, мотыги, рукоятки, иглы, шилья, а также новое орудие — копьеметалки—длинные палки с зазубриной на конце. Эти орудия как бы увеличивали длину человеческой руки и удлиняли полет копья. Ведь лук и стрелы еще не получили распространения. Костяные орудия часто орнаментированы.
От позднего палеолита до нас дошло много остатков поселений— основного источника наших знаний о жизни человека того времени, а также редких раньше жилищ—наземных и углубленных. Люди по-прежнему предпочитают селиться в местах, удобных для охоты, там, где стада животных выходили к водопою и где охота была успешнее. Таких мест не так уж много, а там, где они есть, плотность населения для тех времен большая. Можно отметить несколько мест концентрации верхнепалеолитических памятников. Это средние течения Дона, Днепра, Днестра, Енисея, а также берега Ангары. Поскольку пещер там мало или их нет совсем, жилища приходилось строить. Но и пещеры надо было приспосабливать для жилья: строить стенки, защищавшие огонь и людей от холодного ветра.
Сибирские стоянки Мальта и Буреть относятся к середине позднего палеолита. Это были поселения с прочными долговременными жилищами охотников. Найденные орудия сходны с западноевропейскими, но наряду с ними встречаются чоппинги, например в Мальте. Западноевропейские аналоги встречаются и в произведениях сибирского искусства. Отсюда иногда делают вывод о проникновении в позднем палеолите в Сибирь групп западноевропейских охотников, которые смешались со встретившимися им племенами другого происхождения.
В искусственных жилищах основаниями подпорных столбов обычно служили кости мамонта. Доказано, что для соединения костей в них выдалбливали пазы и отверстия. Каркас жилища сооружался из жердей и частично из костей. Для этого, в частности, использовали рога оленя. Крупными костями придавливали шкуры, которыми покрывались жилища. Наиболее распространенным типом жилища была круглая землянка поперечником 4—5 м. На стоянке Гагарино оно было углубленным в землю, на стоянке Мальта — наземным, а в его основании были каменные плиты. На стоянке Мезин основание жилища состояло из черепов мамонтов. Перекрытия были конические, как в чумах или ярангах. Известны и большие жилища. Так, наземное жилище в Костенках имело в длину до 35 м. В нем располагалось много очагов. Видимо, там жил большой коллектив. Полагают, что некоторые большие жилища составлялись малыми круглыми, имевшими очаг посередине, т. е. это был большой дом, составленный одиночными ячейками. Подобные большесемейные дома хорошо известны по этнографическим данным.
Малое жилище занимала малая семья. Зная, что в палеолите люди проживали короткую жизнь, можно предположить, что в семье обычно был один взрослый охотник. На стоянке находят не больше 12 очагов, обычно же их три — пять. Видимо, на поселении жило до 10 семей, а палеолитическая община насчитывала 50—60 человек. Стоянку, где жилищ было несколько, рассматривают как поселок («деревню»).
На стоянках позднего палеолита встречается много расколотых костей млекопитающих, не так много — костей птиц, еще меньше —
Рис. 3. Орудия позднего палеолита: камень: 1 — конический нуклеус, 2 — ножевидная пластинка, 3—5 — скребки, 6 — острие с затупленной спинкой; 7 — боковой резец, 8 — острие с боковой выемкой; кость и рог: 9 — острие, 10 — иголка, 11— «жезл начальника», 12—14 — гарпуны, 15—16 — составные орудия
рыб. Охота на крупных животных оставалась единственным способом добычи мяса. Она по-прежнему была загонной. Существовала пушная охота, о чем говорят находки скелетов песцов, кости которых лежали в анатомическом порядке. Следовательно, людям нужны были не мясо, а шкурки. Это, между прочим, говорит об определенной сытости первобытного человека (некоторые отсталые народы еще в недавнем прошлом не выбрасывали ничего сьедобного). Пушных зверей могли ловить, например, силками. Существование пушной охоты и иголок и некоторые другие признаки позволяют заключить, что человек не только умел шить кроеную одежду из шкур, но и хорошо разбирался в том, мех какого животного для этой цели лучше. Охота была, видимо, избирательной: кости молодых животных встречаются на поселениях чаще, чем старых. Охота давала человеку не только пищу и одежду, но и хороший материал для орудий — кость.
Новым видом охотничьего оружия стали наконечники с боковой выемкой и вкладышевые наконечники. Кое-где, может быть, появились лук и стрелы, но они не получили распространения.
Весьма существенной оставалась роль собирательства, особенно в южных областях. Формы собирательства были разные: сбор плодов, орехов, грибов, ягод, съедобных корней и трав, сбор меда,
птичьих яиц, сбор мелких животных — лягушек, ящериц, черепах, мелких млекопитающих, в приморских областях — моллюсков и пр.
Позднепалеолитические погребения дают материал для антропологических заключений. Современный тип человека для этого времени является единственным. Погребения верхнего палеолита почти так же редко встречаются, как мустьерские. В СССР известно одиннадцать местонахождений захоронений, где открыто 24 особи. Обряд погребения уже сложен и разнообразен. Погребения расположены, как правило, на поселении, групповых могильников нет.
Особенно замечательны погребения на стоянке Сунгирь под Владимиром. Ее дата — около 25 тыс. лет назад. На ней найдены очаги, видимо, были и жилища, но их следов найти не удалось. Обнаружены кремневые орудия обычных типов. Интересны вырезанные из бивня мамонта фигурки лошадей, украшенные двумя линиями орнамента, каждая из которых состоит из 20 точек, сгруппированных по пять. Это объясняют не случайностью, а тем, что, вероятно, тогда уже знали элементы счета.
На стоянке найдено погребение мужчины, сопровождаемое большим количеством украшений, представленных ожерельями бус из бивня мамонта (их 3500) и просверленных зубов песца, а также пластинками, сделанными тоже из бивня мамонта. В трех метрах от этой могилы располагалась другая, где было погребение двух детей: девочки 7 лет и мальчика 12 лет, положенных голова к голове, а ногами в противоположные стороны. Костяки густо посыпаны охрой. Украшений здесь еще больше, чем в первой могиле. Такие же, как и в первой могиле, бусы расположены рядами: они, видимо, были нашиты на головной убор и одежду. Возможно, одежда и шапка были меховыми. Под подбородками детей найдены костяные булавки, которыми застегивалась верхняя одежда. На пальцы надеты костяные перстни.
Особенно замечательно оружие: кинжалы и копья, короткие и длинные, всего 16 предметов. Копья сделаны из искусно расщепленного и выпрямленного бивня мамонта, причем одно из них достигало длины 242 см. Оружие было настоящим, а не игрушечным. Дети, видимо, уже принимали участие в охоте. На груди мальчика лежал амулет — одна из костяных лошадок.
В позднем палеолите в бассейнах Немана, Вислы, на территории Польши, Литвы и Западной Белоруссии сложился ряд сходных культур большой хронологической протяженности. Впоследствии это население продвинулось на восток. По заключению антропологов оно было европеоидным. Пришлые культурные традиции ощущаются в палеолитических памятниках Волго-Окского междуречья и оказали важное влияние на формирование населения последующей эпохи.
На некоторых позднепалеолитических поселениях найдены вещи, пришедшие туда издалека, вероятно, путем многократного обмена. Это, например, кусок обсидиана на одной из стоянок
района Костёнок, куда он мог проникнуть только из дальних стран.
Искусство, начавшееся в мустьерскую эпоху, внезапно и бурно расцветает в верхнем палеолите, где проявилось уже не только в орнаментальных мотивах, но и в живописи, скульптуре и графике.
Из бивней мамонтов, костей животных, сланца вырезали фигурки животных, реже —людей (в основном женщин), получил развитие орнамент, нанесенный на скульптурные изделия, украшения и бытовые предметы. Гравировку на кости нашли только в Сибири. Единственные в СССР наскальные гравировки находятся в гроте Мгвимеви у Чиатуры. Живопись открыта только в Каповой пещере в Башкирии.
И скульптуре, и рисункам присущ реализм — человек хорошо знал окружающую его фауну. Но все же это был первобытный реализм. Статуэтки женщин реалистичны в изображении черт зрелой женщины-матери. Лицо, руки, ноги интересовали первобытного художника меньше, и на статуэтках они изображены схематично. На головах зверей особенно тщательно изображались глаза и уши. Наиболее реалистичной была живопись, так как тонкая растушевка красками имела большие возможности, чем резьба по камню или кости.
Палеолитическое искусство проистекало из производственной деятельности людей. Изображалось то, что было полезно коллективу, чего люди желали более всего. Поэтому часты изображения мамонта—основного и наиболее желанного объекта охоты. Зверей почитали, над их фигурками совершали какие-то обряды, чтобы обеспечить успех охоты. О том, что первобытное искусство было тесно связано с магией, говорит, например, живопись Пиренейских пещер. Изредка на фигурках животных изображены вонзившиеся в них копья: нарисованный успех должен был обеспечить успех в реальной охоте.
Почитались не только звери, бывшие объектами охоты, но и хищники, может быть, за их охотничьи качества. В глазах первобытного человека они могли играть роль покровителей охоты. В изображениях птиц, рыб и змей видят зачаток мифологии, основу представлений о стихиях, окружающих человека.
Простые и обыденные занятия не нашли отражения в искусстве, они, видимо,заклинаний не требовали. Так, несмотря на то, что доля растительной пищи в питании первобытного человека была велика, в искусстве палеолита нет сцен собирательства. Нет и сцен рыбной ловли, вероятно, потому, что она хоть и требовала труда и уменья, но еще не составляла важной части хозяйства, как в последующее время.
Примитивный культ зверей, охотничья магия, может быть, явились основой, на которой впоследствии вырастут тотемизм и иные сложные формы почитания животных.
В палеолитической живописи Западной Европы и в Каповой пещере в СССР нет изображения людей или сцен охоты. Встреча-
Рис. 4. Искусство позднего палеолита:1 — костяная привеска из Сунгиря, 2 — изображение мамонта на костяной пластинке из Мальты, 3 — изображение мамонта в Каповой пещере, 4 — каменный браслет из стоянки Мезин, 5 — женская статуэтка, 6 — изображение стада оленей (Франция), 7 — изображение птицы из стоянки Мезин, 8 — сцена: олени переходят реку (Франция)
ются странные антропоморфные существа, может быть, люди в масках. Так же выглядят и древнейшие (хотя немного более поздние и относящиеся к другой эпохе) наскальные изображения Сибири. Считают, что подобная тематика изображений соответствует тем районам, где охотничий быт сохранялся долго.
Важное место среди палеолитических скульптур занимают фигурки людей с подчеркнутыми признаками женского пола. Иногда на этих фигурках обозначены украшения, в очень редких случаях — одежда. Лицо гладкое, как бы стертое. Женщина с пышными формами, обнаженная, стоит, опустив руки на выпуклый живот. Полагают, что изображали беременных женщин. То что центральным образом палеолитического искусства была продолжательница человеческого рода — женщина-мать,— естественно. Ведь в раннем родовом обществе счет родства шел по материнской линии, род был материнским. Женщина была хозяйкой дома и пользовалась полными правами.
Фигурки женщин находят иногда в тайничках, у родового очага. Места находок женских статуэток позволяют предположить, что каждая семья стремилась иметь изображение своей покровительницы. Нередко эти статуэтки делались не очень умело и получались схематичными. Некоторые фигурки из поселения Мальта имеют в ногах отверстия для шнурка: изображения домашней покровительницы носили с собой, например, на охоту, но почему-то вверх ногами.
На поселении Дольни Вестоницы в ЧССР были найдены фигурки женщин и зверей из глины. Не все археологи считают, что это был умышленный обжиг: до открытия обжига глины было еще далеко. Но все же они дошли до нас именно потому, что были обожжены. Они свидетельствуют о том, что человек хорошо знал пластические свойства глины, пытался приспособить ее для своих нужд. Качество обжига настолько хорошее, что его случайность воспринимается с трудом, но все же он случаен. Есть одна глиняная фигурка и у нас, в Саянах, на Майнинской стоянке.
Живопись появляется в конце позднего палеолита. Она встречается на скалах и выполнена минеральными красками. Изображались мамонты, зубры, кабаны, олени, лошади. Рисунки делались в глубине пещер, и, чтобы нанести их на стену, приходилось пользоваться лампами, известными археологически. Они представляли собой каменные плошки (была освоена техника пикетажа — точечного долбления камня), в которые наливался жир и клался фитиль. У нас подобные лампы найдены, например, в Костёнках, Мезине, Межиричах. Живопись реалистична, животные изображены в движении.
Впервые первобытную живопись открыли в Пиренеях в пещере Альтамира. Позднее подобные рисунки были найдены в некоторых других пещерах тех же гор. В 1959 г. древние рисунки были открыты в Каповой пещере в Башкирии, что свидетельствует о широком распространении пещерной живописи и о том, что она характерна для этого периода. В Каповой пещере нарисованы
семь мамонтов, две лошади, носорог. Палеолитический возраст живописи Каповой пещеры определяется самим объектом изображений: мамонты жили только в то время. Пещера с живописью, которую предположительно относят к палеолиту, известна еще в Монголии.
Процесс рисования был священнодействием и сопровождался магическими актами. Поэтому пещеры с росписями считают родовыми святилищами. Возможно, что заклинания произносили не только под сводами пещер, но следов святилищ палеолита, расположенных на открытом воздухе, пока нет.
Отмечено, что палеолитические поселения, содержащие произведения искусства, концентрируются в определенных районах. Статуэтки из камня и кости и предметы с орнаментом в европейской части СССР найдены только на 33 стоянках из известных многих сотен позднепалеолитических местонахождений, а серии таких предметов встречаются еще реже. Из стоянок, содержащих такие находки, наиболее важны Костёнки, Гагарино (на Дону), Авдеево (на Сейме). Они характеризуются сходной кремневой индустрией, имеющей параллели в Центральной Европе, где также встречается палеолитическая скульптура. Примерно тот же облик имеют сибирские стоянки Мальта и Буреть. На других памятниках Сибири инвентарь иного облика, и никаких произведений искусства они не содержат. Нет их ни в Крыму, ни на Кавказе. Изобразительное искусство получало развитие только в отдельных областях и культурах. Но это не значит, что в других местах не было никаких форм искусства, оно могло отразиться в формах вещей, до нас не дошедших.
Поздний палеолит завершает начальный этап человеческой истории. Закончилось становление человека как зоологического вида, появился Homo sapiens. Производительные силы прошли длинный путь развития, средства труда проделали путь от примитивно оббитых галек до резцов и совершенных составных орудий. Человек обрел оседлость и поселился в конструктивно сложных искусственных жилищах. Возникли идеологические представления, отразившиеся в религии и искусстве. Оформляется первая социально-экономическая формация, которая развивается в последующие эпохи. Растет население, увеличивается число родовых коллективов. Ускорение исторического развития становится все заметнее. Причина этого явления указана В. И. Лениным. Говоря о первой мировой войне, Ленин писал: «Основная причина этого громадного ускорения мирового развития есть вовлечение в него новых сотен и сотен миллионов людей» 1. Руководящее значение этого ленинского указания о роли роста народонаселения несомненно при изучении всех периодов истории человечества.
Еще в палеолите создаются предпосылки неравномерного экономического развития человечества. В самом конце палеолита в Европе хозяйственные и культурные достижения отдельных племен
быстро нарастают. Европу опережает Передняя Азия, стоявшая на грани появления зачатков производящего хозяйства. В то же время в Африке и Индии еще существовали мустьерские культуры. Все природные зоны от тропиков до Арктики стали обитаемы.