Наша группа ВКОНТАКТЕ - Наш твиттер Follow antikoved on Twitter
55

Глава 3

НЕОЛИТ

Становление новых форм хозяйства, широкое использование новой среды произошло в эпоху неолита (по-гречески неос — новый). В географической среде еще происходили изменения, вызванные различными тектоническими процессами, колебались уровень и береговые линии морей и озер. Об этом свидетельствуют и неолитические поселения: некоторые из них перекрыты мощными озерными отложениями, а другие, некогда расположенные у самой воды, оказались на возвышенностях.

Неолит охватывает теплый и влажный атлантический климатический период (5500—3000 гг. до н. э.) и начало сухого и также теплого суббореального периода (до 500 г. до н. э.). Неолит, как и предшествующая эпоха, на разных территориях начался и кончился в разное время. В среднем это период от VI—IV тысячелетий до н. э. до III тысячелетия до н. э.

Расселение человеческих коллективов в неолите происходило еще интенсивнее, чем в мезолите. Люди попадали в различные природные условия, приспосабливались к ним, и это в значительной степени обусловило существование различных и многочисленных неолитических культур. Различия выражаются в формах орудий, жилищ, бытовых вещей и в формах хозяйства. На теплом плодородном юге некоторые племена уже в неолите осваивали производящие формы хозяйства, в то время как на севере оно еще долго оставалось потребляющим.

Неравномерность развития разных областей, многообразие неолитических культур требуют определения самого термина «неолит». По мнению некоторых археологов, это прежде всего эпоха производящего хозяйства. Однако далеко не все согласны с определением археологических эпох по хозяйственно-культурному, т. е. социологическому, признаку. Сторонники археологической периодизации считают, что неолиту присущи несколько признаков, отражающих особенности этой эпохи.

Неолитические поселения располагались прежде всего поблизости от мест, обеспечивающих существование людей, — вблизи рек, где ловили рыбу и охотились на птицу, вблизи полей, где выращивались злаки, если племена уже занимались земледелием. Но отмечено также, что густота неолитического населения зависела от достаточных запасов камня, необходимого для изготовления орудий. Главной породой такого камня оставался кремень. С ростом

56

населения, с развитием хозяйства росло и число орудий. Требовалось все больше и больше сырья для их изготовления. Кремень встречается в известняках или меловых отложениях, иногда выходящих на поверхность. Наиболее простым способом добычи кремня был его сбор на поверхности, чаще всего в речных долинах. В случаях, когда кремень залегал в пластах, перекрытых антропогенными отложениями (обычно песком или лессом), его добывали в открытых ямах. Если же соответствующие пласты были видны в обрывах берегов рек или оврагов, выработки кремня с течением времени превращались в штольни — горизонтальные подземные галереи.

Кремневые разработки изучены в Новгородской области, на Верхней Волге, в Приуралье и других местах. У мест добычи кремня возникало массовое производство орудий.

Но кремня хватало не везде. Там, где его было мало, использовали другие породы, причем в первую очередь для изготовления крупных орудий. Развивается обмен, главным образом кремнем, расширяются межплеменные связи, распространяются технические достижения в соседние, а иногда и удаленные области. Кремень разных месторождений отличается окраской и другими качествами, по которым можно судить о его происхождении. Орудия из волжского кремня встречаются на стоянках от озера Ильмень до Финского залива и далее в Эстонии, Карелии, Ленинградской области.

Но далеко не все регионы могли удовлетворить свои потребности привозным кремнем. В неолите ищут и осваивают новые породы камня, даже те, которые не могут давать тонких сколов, подобных кремневым. Яшма, нефрит в палеолите редко служили материалом для орудий. Использование таких порода-одно из отличий неолита от предшествующих эпох.

В неолите сохраняются и продолжают преобладать старые приемы обработки камня. Существовала техника двусторонней оббивки, техника леваллуа, ретушь. Но ни один из этих приемов не был пригоден для обработки таких пород камня, как нефрит или яшма, так как они не дают правильных сколов. Появляются шлифование, пиление и заточка камня, а также шлифование, которыми вязкие породы камня хорошо обрабатываются. Шлифовку стали использовать и при изготовлении кремневых орудий. Заготовки, полученные путем оббивки или скалывания, обрабатывали на плоском камне, подсыпая мокрый песок, который и был шлифующим материалом. Его подсыпали и под конец полой трубочки, когда камень сверлили. Сверление появилось еще в неолите, хотя и не везде. Новая техника обработки камня — также одно из отличий неолита. ,

В некоторых областях крайняя ограниченность запасов кремня привела к широкому использованию костяных орудий, формы которых разнообразны и устойчивы. Возникают общинные косторезные мастерские, примером которых может быть мастерская на поселении Нарва 1. Здесь найдено большое количество опиленных

57

кусков рога, распиленных костей, заготовок и готовых изделий из этого материала. Стандартность приемов обработки, однотипность изделий позволяет предположить, что перед нами мастерская по изготовлению костяных и роговых орудий. Но пластичность и прочность кости ценили и там, где кремень не был редок.

В неолите продолжается совершенствование оружия и орудий. В южных областях получает дальнейшее развитие микролитическая техника, в северных появляются крупные наконечники копий, костяные кинжалы, иногда снабженные кремневыми вкладышами. Такое оружие было способно поразить крупного зверя — лося или оленя. Но есть и маленькие кремневые наконечники стрел, предназначенные для охоты на разных животных, в том числе на пушных. В Сарнатском торфянике в Латвии найдено копье с деревянным древком и привязанным к нему при помощи жильной нити кремневым наконечником. В другом торфянике открыты остатки крупного лука. Встречаются всевозможные скребки, ножи из крупных ножевидных пластин, на которых «рукоять» — место для руки — обернуто берёстой. Обычны проколки, сверла и другие мелкие орудия.

В неолите появляются каменные долота, стамески, тесла, дифференциации которых способствовало распространение шлифовки и затачивания каменных орудий. Каменный топор стал высокопроизводительным орудием: археологи пробовали срубить им сосну поперечником 25 см, на что ушло 75 минут.

Значение топора было особенно велико в лесных районах, где| он был орудием борьбы с лесом. Основным типом жилищ на севере была полуземлянка с как бы вставленным в нее срубом. Крышу, крытую шкурами и корой, поддерживали столбы. Сооружались и наземные жилища, известные археологически. Летом жизнь поселения протекала вне стен жилищ — у костров.

Строили всевозможные загороди, нужные и для охоты (когда определенные участки обносились плетнями, изгородями) и при скотоводстве (когда строились загоны для скота). Сооружались заколы, перегораживавшие реку, чтобы ловить рыбу. (В заколе оставлялось узкое отверстие для прохода рыбы, и там ставились верши, из которых попавшая в них рыба не могла выбраться). Делали плоты, лодки, сани, лыжи. Распространение этих средств передвижения означало расширение освоенной людьми территории, распространение прогресса.

Косторезное производство еще не стало ремеслом.

Керамику считают основным признаком неолита. Возникла она во многих местах одновременно, но не исключены заимствования. Например, на Крайний Север керамическая посуда проникла с юга.

Основным способом изготовления глиняных сосудов был ленточный, или жгутовой. Из приготовленного глиняного теста раскатывали длинную ленту, клали ее спирально виток на виток по форме будущего горшка, затем заглаживали, просушивали на воздухе и обжигали. Несмотря на примитивность изготовления, сосу

58

ды иногда имели тонкие стенки и относительную симметричность. На некоторых горшках обнаружены отпечатки пальцев. По величине отпечатков можно предположить, что эту посуду делали женщины.

Пища готовилась на кострах, а горшок с плоским дном на костре неустойчив. Поэтому форма горшков была часто полуяйцевидной, иначе — остродонной. Остродонные сосуды было удобнее ставить между камнями или же в небольшой ямке, вокруг которой разводили костер. Часто, хотя и не всегда, такие сосуды свидетельствуют о некоторой подвижности населения.

Сосуды орнаментировали чаще всего штампом, наколами или узором, который прочерчивался палочкой- по сырой глине. Считается, что комбинации, казалось бы, самых произвольных узоров отражали символику, утвердившуюся в племени. Поэтому однотипность орнамента керамики служит путеводной нитью для определения неолитической культуры, вероятно, племени, и для установления генетического родства иногда удаленных друг от друга племен.

В ряде мест неолитические племена соседили с более развитыми, у которых уже был известен металл, откуда он иногда проникал к племенам, еще не имевшим своей металлургии. Металл в неолите — случайное явление. Для производства металла производительные силы были еще недостаточно развиты. Отсутствие металла или случайность находок, сделанных из него вещей, также характерны для неолита.

Высокий уровень развития рыболовецкого хозяйства северных стоянок подчеркивает крайне редкая находка — сети, которые, как можно предполагать, появились еще в мезолите. Они были найдены, например, на стоянке Сарнате (Латвия). Нити для сетей делались из лыка, крапивы, дикорастущей конопли. Найдены специальные иглы для вязания сетей.

Частой находкой становятся каменные грузила. Большие и маленькие, цельные и составные рыболовные крючки свидетельствуют, что рыбу ловили также удочками, а возможно, и переметами.

Появляются корзины, плетение которых, равно как и вязание сетей, послужило предпосылкой ткачества. Возможно, что первоначально ткани плели. Признаком ткачества служат прежде всего пряслица — маленькие грузики из камня или глины, насаживавшиеся на веретена для придания ему устойчивости и равномерности вращения. Они известны с неолита.

В неолите развивается обмен, в котором заметную роль играл кремень. Думают, что обмен способствовал проникновению культурных растений и животных в ряд областей. Но связи между различными территориями нашей страны были еще очень слабы, причиной тому была малая плотность населения, громадные пространства, таежный лес, болота, горы, слабое развитие средств передвижения.

* * *

59

Новые формы экономики развивались раньше всего на юге нашей страны — в Средней Азии. От нее лишь немного отставали области Украины и Молдавии. Все эти области ближе других стоят к центрам древневосточной цивилизации, и в эпоху неолита оттуда проник ряд важных хозяйственных достижений. Переходу к новым производящим формам хозяйства способствовала и щедрая южная природа.

Смену потребляющего хозяйства производящим в литературе иногда называют «неолитической революцией». Термин теперь общепринят, но следует заметить, что период перехода был растянутым, неодновременным иногда даже на соседних территориях.

На большинстве неолитических стоянок степной и лесостепной зон нет признаков ни земледелия, ни скотоводства. Переход к производящему хозяйству здесь произошел много позднее.

Мотыжное земледелие обычно считают наиболее примитивным видом обработки земли. Но и его возникновение требует определенных условий. Обрабатывать тяжелые почвы, а тем более дерновину, мотыгой нельзя, но на легких почвах земледелец с мотыгой работать может. Мотыжное земледелие развилось по течению тех рек, которые периодически разливались, оставляя на своих берегах значительные намывы плодородного ила.

На нашей территории подобные условия существовали на берегах среднеазиатских рек и речек. Для удержание воды участки обваловывались. Это была простейшая форма орошения, называемая лиманной. Возникновение производящего хозяйства было вызвано внутренним развитием производительных сил. Этому способствовали и дикорастущие злаки, распространенные в предгорьях Туркмении, и наличие там безоаровых козлов — предков домашних коз.

На юге Средней Азии, в узкой полосе у отрогов Копетдага возникла древнейшая на территории СССР земледельческая культура, названная джейтунской (VI тыс. до н. э.) по типичной стоянке Джейтун к северу от Ашхабада. Эта культура охватывала и районы Северного Ирана. Здесь сухой климат, не благоприятствующий земледелию, но благодаря равнинной местности возможно было лиманное орошение. Поселки располагались на небольших возвышенностях, не заливавшихся рекой. Поселок Джейтун состоял из 30 квадратных в плане однокомнатных домов для 5—6 человек каждый. Дома строили из глиняных «булок» овального сечения, длиной 60— 70 см. Это еще не кирпичи, это его предвестники? «Булки» были еще недостаточно ровные, не высушенные и тем более не обожженные. В глину для них примешивалась рубленая солома. В домах находились массивные очаги из таких же «булок». Пол и стены домов обмазывались штукатуркой и красились. Около жилищ находились хозяйственные постройки и небольшие дворики, некоторые из них были окружены глиняными заборами. Во дворах открыты ямы, вероятно, для хранения зерна.

О земледельческом хозяйстве свидетельствуют найденные в обмазке домов отпечатки зерен ячменя и пшеницы, обилие соломы,

60

Рис. 8. Инвентарь джейтунской культуры.1 — серп, 2 — топор, 3—4 — пластины, 5—6 — острия, 7 — сверло, 8 — скребок, 9 — сегмент, 10 — трапеция, И —нуклеус, 12 — стрела, 13—14 — бусы, 15 — пряслице, 16 — подвеска из раковины каури, 17—18 — украшения, 19 — шашка, 20—21 — фигурки животных, 22—25 — сосуды и орнамент на них

Рис. 8. Инвентарь джейтунской культуры.1 — серп, 2 — топор, 3—4 — пластины, 5—6 — острия, 7 — сверло, 8 — скребок, 9 — сегмент, 10 — трапеция, И —нуклеус, 12 — стрела, 13—14 — бусы, 15 — пряслице, 16 — подвеска из раковины каури, 17—18 — украшения, 19 — шашка, 20—21 — фигурки животных, 22—25 — сосуды и орнамент на них

примешивавшейся в тесто «булок», а также характер орудий труда.

В Джейтуне преобладают микролиты, более трети всех орудий составляют вкладыши. Найдена костяная основа жатвенного ножа. Обнаружены зернотерки, т. е. орудия из двух камней, между которыми растирали зерно на муку. Но нет ни лопаты, ни мотыги, ни

61

других почвообрабатывающих орудий. Вероятно, землю обрабатывали палкой-копалкой — самым примитивным из орудий такого назначения.

Индустрия Джейтуна разнообразна по ассортименту орудий и по технике изготовления. Там были ножи, серпы. Скребками, видимо, очищали кожи от мездры. Кремневыми скобелями обрабатывали древки стрел. Сверлами из камня просверливали раковины для ожерелий и стенки сосудов при их починке. В поздних слоях встречаются шарики для пращи. Многие орудия, связанные с обработкой шкур, сделаны из кости. Это вырезанные из лопаточных костей скребки, а также проколки и иглы, употреблявшиеся при шитье изделий из кож. Достоверных данных о ткачестве пока нет, но найдены пряслица — грузики для веретен.

Бесспорно одомашненным животным у джейтунцев была собака. Что же касается найденных там костей козы и овцы, то на этой стадии развития скотоводства дикие и одомашненные животные по костям различаются еще плоха. Вероятно, среди них были и одомашненные. В позднеджейтунских поселениях преобладают кости домашних животных.

Глиняная посуда, впервые появившись на Ближнем Востоке в конце VII тысячелетия, характерна для самых ранних слоев джейтунской культуры. Она плоскодонна и сделана ленточным способом из глины со значительной примесью рубленой соломы. Часть сосудов расписана красной краской, узор напоминает фигурные скобки. Среди нерасписных можно отметить четырехугольные сосуды, возникшие, может быть, в подражание деревянному корыту.

На территории поселков иногда находят погребения, что обычно для первобытнообщинных поселений и отражает культ предков. Здесь погребения единичны.

На Поселении Песседжик раскопано здание необычно больших для джейтунских памятников размеров, с капитальными внешними стенами и сложной планировкой. Находок внутри дома не было. Площадь здания настолько велика, что оно могло вместить население всего поселка. Уже это говорит о его общественном назначении. Открытые на стенах фрески изображают копытных и хищных животных, деревья, треугольники и ромбы. Живопись выполнена черной и красной красками на белом фоне. Это один из древнейших примеров росписи помещений. Живопись Песседжика относится к VI тысячелетию. Здание, по всей вероятности, представляло собой святилище, где совершались культовые церемонии.

Культовое значение имели и найденные на поселении глиняные фигурки людей и животных. Сравнительно часто встречается торс женской статуэтки. Много фигурок козлов. Некоторые фигурки являются подвесками, возможно, это амулеты. Находят бусы из кости, камня, раковин, в том числе из раковин каури, происходящих из Индийского океана.

Джейтунская культура, как полагают, была пришлой. Исчезли джейтунцы неожиданно. Но это не означает, что прекратилось раз

62

витие древней земледельческой культуры: она продолжала развиваться в следующую эпоху.

В Восточном Прикаспии племена культуры Джебел как будто стали заниматься скотоводством: о нем говорят кости овец и коз, которые с известной долей уверенности можно считать принадлежащими домашним животным. Для индустрии прикаспайских стоянок характерна высокая техника обработки камня: часты предельно правильные призматические нуклеусы и микролиты. Появилась остродонная керамика. Находят зернотерки, сначала плоские, потом ладьевидные. Джебельцы обитали в пещерах вплоть до эпохи бронзы. В неолите они жили одновременно с джейтунцами, но сходства между культурами мало, хотя исследователи считают возможным предполагать, что, судя по кремневому инвентарю, Джейтун и Джебел — две ветви одного культурного корня. Однако скотоводческий путь развития не позволил в короткий срок достигнуть таких заметных успехов, как это было в джейтунской культуре.

Вблизи пещеры Кайлю исследован могильник, представляющий собой родовое кладбище. Погребения одинаково ориентированы, костяки сохранили следы охры, которой были посыпаны тела погребенных. Несомненно, что у племен, живших здесь, существовала вера в загробную жизнь.

Огромный массив кельтеминарской культуры (V—IV тыс. Может быть, до II тыс.) расположен у Аральского моря. Основная территория культуры — древняя Акчадарьинская дельта Амударьи.

Облик кельтеминарской культуры несколько застойный, о чем свидетельствуют многие стороны быта этих племен. Их поселения в большинстве представляли собой временные, видимо, сезонные, стоянки. Остатки жилищ редки. Наиболее изучено поселение Джанбаскала 4 в Хорезме, на берегу Амударьи. Люди там жили в больших, с конической крышей, жилищах, сделанных из дерева и камыша, площадью около 300 кв. м. Это был общий дом для целого рода. В жилищах открыт ряд очагов, около которых имелись хозяйственные остатки: черепки посуды, кости животных. Каждый очаг соответствовал хозяйству отдельной семьи. Но очаг, расположенный в центре дома, подобных остатков не содержал, почва под ним прокалена на 50 см. Считают, что огонь в этом очаге был неугасимым, т. е. очаг был культовым. Если это так, то перед нами древнейшее свидетельство культа огня, впоследствии характерного для Средней Азии.

Геометрических орудий здесь нет. На поселении Джанбаскала 4 не найдено ни одного вкладыша серпа, ни одной кости собаки — помощника и спутника охотника. Много стрел на кремневых пластинках, с шипом с одной стороны; хозяйство было охотничье-рыболовецким. Найдены кости сома и щуки, охотились на кабана, оленя и водоплавающих птиц. Значительна роль собирательства, о котором свидетельствуют раковины моллюсков и скорлупа птичьих яиц. На ряде поздних памятников найдены кости домашних животных, что, может быть, говорит о зарождении ско-

63

Инвентарь кельтеминарской культуры: I —ранний этап, II —поздний этап: 1—2 — кремневые орудия, 3—4 — сосуды и орнамент на них

Рис. 9. Инвентарь кельтеминарской культуры: I —ранний этап, II —поздний этап: 1—2 — кремневые орудия, 3—4 — сосуды и орнамент на них

товодства. Считают, что инвентарь кельтеминарской культуры по своему происхождению связан с культурой прикаспийского мезолита. В некоторых своих чертах кельтеминар обнаруживает сходство с неолитическими памятниками Урала и Западной Сибири, в которых заметны южные связи вплоть до культур юга Средней Азии и даже Ирана.

В ранний период на кельтеминарских стоянках керамика была круглодонной или остродонной с нарезным орнаментом. Для позднего периода характерны горшки с плоским дном и без орнамента.

К началу V тысячелетия до н. э. на Южном Кавказе возникает производящее хозяйство. Но когда этот процесс начался — сказать трудно в силу недостаточной и неравномерной изученности

64

неолита Центрального Закавказья и средней части Северного Кавказа. Однако имеющиеся данные позволяют исследователям говорить о местных мезолитических и верхнепалеолитических корнях кавказского неолита. В раннем неолите хозяйство здесь основывалось на охоте и собирательстве. В позднем неолите осваивались как равнинные, так и горные районы, поселения располагались на берегах рек. Некоторые из стоянок расположены в пещерах. Распространена микролитическая техника. Многочисленны крупные ножевидные пластины, топоры, долота, а также мотыги, ступки, зернотерки, вкладыши серпов, возможно, свидетельствующие о земледельческом хозяйстве. Появляется и распространяется керамика. Считают возможным говорить об определенных контактах Кавказа с Ближним Востоком в неолитическую эпоху.

На Кавказском Причерноморье существовала неолитическая культура со своими специфическими чертами, отличающими ее от раннеземледельческой культуры Закавказья. Первая группа поселений представлена ранненеолитическими стоянками, из которых лучше всего исследована Нижнешиловская, относящаяся к V тысячелетию до н. э. Она расположена близ Адлера на берегу реки в 5 км от ее устья. Инвентарь характеризуется сочетанием геометрических орудий мезолитического облика с орудиями типично неолитических форм. Здесь найдены многочисленные орудия в виде трапеций и сегментов, служивших вкладышами, орудия на ножевидных пластинках — скребки, резцы и сверла. Была освоена полировка камня — на стоянке найден ряд полированных топоров. Наконечников стрел нет, но встречаются шарики для пращи, которая, как полагают, была основным видом оружия. Керамика не имела орнамента, что характерно для кавказского неолита. Отсутствие стрел, рыболовных принадлежностей, костей животных позволяет думать, что основным занятием населения было земледелие.

Вторая группа стоянок представлена поздненеолитическими поселениями IV тысячелетия до н. э. в районе Сочи — Адлер и в Абхазии. Геометрических орудий здесь нет. Много каменных мотыжек и зернотерок. Земледелие несомненно, что подтверждает гипотезу о его возникновении на Черноморском побережье Кавказа в раннем неолите типа Нижнешиловской стоянки. С дальнейшим развитием этого вида хозяйства поздненеолитические поселения стали размещаться выше над морским побережьем, возле участков, удобных для обработки. Сейчас уже можно проследить линию дальнейшего развития культур Кавказского Причерноморья до неолита, ранней бронзы и далее.

Неолитические стоянки Кавказа и Крыма возникли на основе сходных мезолитических культур. В раннем неолите такое сходство еще существует, но в дальнейшем пути развития этих областей расходятся. На Кавказе рано появляются зачатки земледелия, а в Крыму по-прежнему преобладает охота. Забегая вперед, можно отметить, что в последующую эпоху эти пути привели к расцвету земледельческой культуры на Кавказе, а в Крыму — к сложению скотоводческого хозяйства.

65

Для неолита Крыма типичны стоянки Таш-Аир 1 и Замиль-Коба, относящиеся kV — середине III тысячелетиям. В развитом неолите Крыма стоянки чаще всего расположены в горной и предгорной частях, иногда в пещерах, но чаще вне их. Начиная с мезолита, люди все реже селятся в пещерах. Резко возросшая мощность культурных слоев говорит о прочной оседлости. Кости домашней свиньи, овцы и коровы хотя и редки, но, видимо, свидетельствуют о зачатках примитивного скотоводства. Появляется керамика, еще грубая, с толстыми стенками. Кремневый инвентарь похож на мезолитический, но его отделка более тонкая. Встречаются топоры, увеличивается число орудий из кости.

В конце неолита улучшается качество керамики, растет число домашних животных.

На Южном Буге и на Среднем Днестре в VI — начале IV тысячелетия до н. э. неолитические стоянки расположены обычно в поймах рек, на островках. Лессово-илистая почва благоприятствовала зарождающемуся земледелию, которое возникает в период буго-днестровской культуры, хотя основным видом хозяйства оставалась—охота. На стоянках размещались небольшие наземные дома, были и полуземлянки; и те, и другие — с очагами. Кроме микролитических орудий, среди которых есть трапециевидные вкладыши, встречаются роговые мотыги и каменные зернотерки. Наконечники стрел костяные. Видимо, происходило и приручение животных.

Сосуды обычно остродонные, хотя известна керамика, сходная с посудой дунайских стран.

Климатические условия южной и северной частей лесной и лесостепной зон европейской части СССР и в настоящее время резко различны, и такими же примерно они были в неолите. По северу Латвии, Ярославскому и Костромскому Поволжью проходила южная граница тайги, а граница леса и степи приблизительно совпадала с современной.

Днепро-донецкая культура (конец V — середина III тысячелетия) в период наибольшего ее распространения занимала лесостепную Украину, Южную Белоруссию и даже проникала в Верхнее Поднепровье. Господствовало охотничье-рыболовецкое хозяйство, но заметны признаки начала приручения животных на стоянках в южной части лесостепной зоны на среднем этапе неолита: иногда находят кости коровы, собаки, свиньи. Впрочем, скотоводство было мало развито: преобладают кости диких животных.

Дома были столбовыми, слегка углубленными в землю, в центре их размещались открытые очаги, а рядом с домами были расположены хозяйственные ямы. Широко распространены костяные стрелы, гарпуны, рыболовные крючки. Встречаются каменные топоры.

Керамика орнаментирована отпечатками гребенчатого штампа и наколами острой палочкой. Сосуды остродонные; лишь в поздний период и только в черкасской группе встречаются плоскодонные.

66

В Приазовье раскопан Мариупольский могильник (середина IV тысячелетия до н. э.), основную часть погребений которого относят к днепро-донецкой культуре. В траншее длиной до 28 м и шириной до 2 м находилось более 120 погребений, в основном вытянутых, хотя имелись и скорченные, и трупосожжения. Мужские костяки лежали головой на восток, женские — на запад. Женских погребений значительно больше, что объясняют матрилинёйностью рода,

Инвентарь днепро-донецкой культуры: 1 — каменный топор, 2 — каменное рубящее орудие, 3—4 — нуклеусы, 5—6 — каменные но-кевидные пластинки, 7—8 — каменные стрелы, 9—10 — каменные острия, 11 — каменная трапеция, 12 — каменный скребок, 13 — каменный «утюжок», 14 — каменный резец, 15 — костяное острие, 16 — костяное острие со вкладышем, 17—18 — сосуды

Рис. 10. Инвентарь днепро-донецкой культуры: 1 — каменный топор, 2 — каменное рубящее орудие, 3—4 — нуклеусы, 5—6 — каменные но-кевидные пластинки, 7—8 — каменные стрелы, 9—10 — каменные острия, 11 — каменная трапеция, 12 — каменный скребок, 13 — каменный «утюжок», 14 — каменный резец, 15 — костяное острие, 16 — костяное острие со вкладышем, 17—18 — сосуды

67

когда жены, взятые из другого рода, должны были быть погребены на кладбище своего рода. Часть погребений была посыпана охрой. Инвентарь представлен вещами из камня, кости, зубов животных, раковин. Особенно интересны пластины из клыков кабана, а также украшения из створок раковин, бусы из кости и камня. Особую группу составляют погребения в ямах, выкопанных в уже законченной насыпи могильника (так называемые впускные). В этих погребениях встречается медь, которая представлена находками браслетов и бус. Найдена каменная булава переднеазиатской формы. Это уже энеолитические захоронения.

В могильнике много костей кабана, что указывает на процесс одомашнивания свиньи. Вероятно, главным занятием населения было скотоводство, приобретавшее все большее значение. Найдены два изображения быков из кости.

Неолитические стоянки лесной полосы расположены у самой кромки воды, что указывает на преобладание в хозяйстве рыболовства. Важное значение имела охота, которая на некоторых территориях была ведущим видом хозяйства. И рыболовство, и охота требовали коллективного труда. Например, на морского зверя охотились на большой лодке с большим количеством людей. Усилия многих людей были нужны при строительстве охотничьих загонов, заколов для рыбной ловли. Коллективному труду соответствовало и коллективное распределение.

Для лесной полосы отмечена концентрация одновременных поселений в строгих пределах небольших территорий, что отражает родовую структуру общества. Совокупность таких ограниченных комплексов, как предполагают, соответствует племенной организации общества.

В некоторых местах, где вынуждали обстоятельства, племена селились в заболоченных низинах. Жилища в этом случае иногда устраивали на сваях, как, например, в поселении на реке Модлона в Вологодской области. По берегу узкого и длинного мыса стояло пять четырехугольных домов. Их стены были сделаны из жердей, переплетенных прутьями, полы — из нетолстых бревен и покрыты слоем глины. Бревна пола выступали за пределы дома, образуя перед ним небольшую площадку. Дом стоял на сваях, возвышаясь над землей на 30—35 см. Между домами были большие верши. Такие поселения в археологии называют свайными.

От калининского до ивановского течения Волги распространены стоянки верхневолжской неолитической культуры (V тысячелетие до н. э.). Поселения небольшие, расположенные в озеровидных расширениях рек, жилища — полуземляночные. Кремневые орудия имеют мезолитический облик и говорят о местных корнях культуры. Основная масса орудий выполнена на пластинах — скребки, стрелы, ножи. Изредка встречаются рубящие орудия. Стрелы разных форм, что свидетельствует о разнообразии зверя и птицы. Керамика остродонная, орнаментированная наколами, сделанными палочкой и отпечатками гребенчатого штампа. Иногда сосуды выкрашены красной краской. В инвентаре стоянок встречаются ко

68

стяные или сланцевые штампы. Костяная индустрия близка кундской.

Бассейн Клязьмы и прилегающие к нему течения Оки и Волги занимали племена льяловской культуры (V—III тыс. до н. э.), названные по стоянке у деревни Льялово, находящейся недалеко от Москвы, у города Зеленограда. Она относится к типу торфяниковых и расположена на берегу Клязьмы, где эта река когда-то рас-

Инвентарь Мариупольского могильника: 1—8 — привески из кости, перламутра и зубов животных, 9 — костяная фигурка быка, 10—15 — части ожерелий из костяных пластинок, 16 — кабаний клык, 17 — каменная булава, 18—25 — кремневые орудия

Рис. 11. Инвентарь Мариупольского могильника: 1—8 — привески из кости, перламутра и зубов животных, 9 — костяная фигурка быка, 10—15 — части ожерелий из костяных пластинок, 16 — кабаний клык, 17 — каменная булава, 18—25 — кремневые орудия

68

Инвентарь льяловской культуры: 1 — гарпун, 2—3 — резцы, 4 — стрела, 5 — рубящее орудие, 6—8 — скребки, 9 — сосуд (1 — кость, 2—8 — кремень, 9 — глина)

Рис. 12. Инвентарь льяловской культуры: 1 — гарпун, 2—3 — резцы, 4 — стрела, 5 — рубящее орудие, 6—8 — скребки, 9 — сосуд (1 — кость, 2—8 — кремень, 9 — глина)

ширялась в небольшое озеро. Здесь открыто выстроенное на специальном жердевом настиле сезонное шалашное жилище. Найдены полировальная плита и заготовки орудий, которые должны были подвергнуться полированию, а также большие каменные рубящие орудия, тщательно обработанные наконечники копий и стрел, изделия из кости и рога. Льяловцы охотились на водоплавающую птицу и ловили рыбу. Стоянка относится к IV тысячелетию до н. э.

Характерна полуяйцевидная глиняная посуда, украшенная правильными рядами углублений. Такой орнамент, как доказано, наносился белемнитами или палочками разного сечения. Часто встречается гребенчатый орнамент.

Очень скоро отдельные группы окско-волжских неолитических племен стали проникать на север, а потом и на северо-запад, в результате чего там возникли родственные культуры со сходной ямочно-гребенчатой керамикой, по которой вся область ее распространения иногда называется областью культур ямочно-гребенчатой керамики.

Считают, что на коренном своем месте льяловская культура распалась на ряд родственных культур.

70

Инвентарь волосовской культуры: 1 — каменная стрела, 2 — костяная стрела, 3 — копье, 4 — скребок, 5 — скребло, 6 — нож, 7 — долото, 8 — сверленый топор, 9 — составной костяной крючок, 10 — фигурный кремень (скульптура), 11 —костяное изображение головы лебедя, 12 — костяной гарпун, 13 — шиферная подвеска, 14 — шиферное кольцо, 15 — сосуд

Рис. 13. Инвентарь волосовской культуры: 1 — каменная стрела, 2 — костяная стрела, 3 — копье, 4 — скребок, 5 — скребло, 6 — нож, 7 — долото, 8 — сверленый топор, 9 — составной костяной крючок, 10 — фигурный кремень (скульптура), 11 —костяное изображение головы лебедя, 12 — костяной гарпун, 13 — шиферная подвеска, 14 — шиферное кольцо, 15 — сосуд

Волосовская культура (III — начало II тысячелетия до н. э.) получила свое название по стоянке около Мурома. Она относится к типу ямочно-гребенчатых. О ее происхождении единого мнения нет. Хозяйство волосовцев рыболовецко-охотничье. На позднем этапе развития волосовские племена расширили свою территорию, ассимилировав или вытеснив племена льяловской культуры. В течении Клязьмы известно много волосовских поселений, из которых следует упомянуть стоянку Николо-Перевоз на реке Дубне. Поселения обширны, на них расположены большие землянки. Интерес представляет волосовский клад — множество предметов из камня, покрытых тонкой отжимной ретушью. Среди них копья, ножи, стрелы, а также изображения животных — своеобразная каменная скульптура «лесного неолита».

Нарвская культура (III—II тысячелетия до н. э.) охватывает Эстонию, Литву, Южную Прибалтику, а стоянки позднего этапа —

71

еще Латвию и Северную Белоруссию. Для нарвских племен характерны орудия из кости и рога кундского типа. Предметов из кремня мало. Сосуды остродонные, часто без орнамента, изредка встречается гребенчатый и ямочный. Наряду с крупными сосудами известны плоскодонные мисочки.

Из северных неолитических культур только в нарвской можно осторожно предположить зачатки скотоводства: на ее стоянках находят кости коров, которые часто служили сырьем для изготовления орудий. В других же культурах найдены кости лишь одомашненной собаки. Охота у нарвских племен была важным видом хозяйства.

К нарвской культуре относят сарнатскую торфяниковую стоянку в Латвии. Почвенные условия способствовали хорошей сохранности деревянных и костяных изделий. На стоянке найдено почти 400 замечательных янтарных изделий — амулетов и украшений — и, кроме того, более 100 кусков необработанного янтаря. На стоянке имеются жилища двух типов: местного, сарнатского, и другого, который принадлежал пришельцам, принесшим ямочно-гребенчатую керамику. Под влиянием пришлых племен видоизменились и другие северо-западные культуры.

Нижняя Кама и Зауралье вплоть до Оби заняты памятниками уральского неолита (IV—начало II тысячелетия до н. э.), уходящего корнями в местный мезолит. На охотничье-рыболовецких стоянках, раскинутых у краев водоемов, находят прямоугольные землянки, иногда значительных размеров (до 80 кв. м), с нишами в стенах. Керамика круглодонная, на ней гребенчатый орнамент, расположенный зонами. Древнейшая стоянка — Боровое Озеро на реке Чусовой. Встречаются листовидные каменные стрелы, слегка изогнутые ножи, много скребков. В дальнейшем кремневый инвентарь усложняется. Известны лишь одиночные погребения. Они находятся в мелких ямах, костяки скорчены и посыпаны охрой.

Широко известна торфяниковая стоянка Стрелка близ Горбунова. В ней и в Горбуновском торфянике сохраняется дерево и найдены прекрасные деревянные изделия: идолы, весла, лыжи, полозья нарт, ковши с головами птиц на ручках, ритуальные сосуды в виде лося и пр. Керамика здесь яйцевидная, орнамент гребенчатый, но ямочного здесь нет. Топоры и тесло подшлифованы, есть шлифованые кинжалы, стрелы, костяные и роговые гарпуны. Находка лыж свидетельствует о том, что охота производилась и зимой по глубокому снегу.

В горной части Западного Урала на берегах реки Вишере имеются наскальные рисунки, изображающие зверей, рыб, иногда людей. Рисунки силуэтные, целиком закрашенные. Полагают, что это было жертвенное место.

По течению зауральских рек также встречаются изображения, нанесенные на скалы красной краской. В большинстве это схематические рисунки и только в небольшой части они отличаются более реалистическим характером. Изображались главным образом животные. Поскольку рисунки обычно обращены на юг и многие из

72

них содержат красные круги, вероятно, изображающие солнце, то наскальные изображения можно рассматривать как часть ритуального обряда, связанного со сменой времен года и хозяйственных циклов.

Неолит Прибайкалья (IV — нач. II тысячелетия до н. э.) известен главным образом по могильникам, в которых обычен охотни-

Неолит Прибайкалья: 1—2 — сосуды, 3 — тесло, 4—5 — стрелы, 6 — составное орудие, 7 — изображение рыбы, 8 — тесло, 9 — гарпун, 10 — вкладыш, 11 — гарпун

Рис. 14. Неолит Прибайкалья: 1—2 — сосуды, 3 — тесло, 4—5 — стрелы, 6 — составное орудие, 7 — изображение рыбы, 8 — тесло, 9 — гарпун, 10 — вкладыш, 11 — гарпун

73

чий инвентарь — копья, луки, колчаны, стрелы, ножи. Обращают на себя внимание луки, снабженные костяными накладками, увеличивавшими его упругость. Впоследствии этот прием получил широкое употребление не только в Сибири. В хозяйстве заметную роль играло и рыболовство. Рыбу ловили сетями и с помощью искусственной приманки — натуралистично сделанных каменных рыб. Использовались также гарпуны и рыболовные крючки.

В женских погребениях находят оружие, видимо, женщины пользовались равными правами с мужчинами.

Сосуды Прибайкалья этой эпохи яйцевидные или круглодонные.

Одежда шилась из шкур. Здесь найдены шилья и иглы в костяных футлярах.

Распространяется полирование и сверление камня. Широко использовался зеленый нефрит, месторождения которого имеются в Прибайкалье. Нефрит составлял богатство местных племен: куски этого камня и изделия из него в результате обмена проникали в отдаленные страны.

* * *

В то время когда в Прибайкалье господствовала неолитическая техника, некоторые племена уже открыли металлургию. Все заметнее становится неравномерность развития хозяйства и культуры разных областей и стран, начавшаяся с возникновением человеческого общества. Некоторые районы в силу ряда причин уходят в своем развитии вперед, быстрее приходят к обработке металла, к крупным социальным изменениям. В других же местах в то же самое время еще господствует неолитическое хозяйство. Неолитические культуры Восточной Европы сохраняли свой отсталый облик очень долго, а в Сибири — еще дольше.

Следствием неравномерности развития хозяйства явилось возникновение резких различий в идеологии, искусстве. Когда в земледельческих странах появилась легенда об умирающем и воскресающем божестве, верования и обряды в лесной полосе Евразии все еще определялись охотничье-рыболовецким хозяйством. Они реально воплотились в произведениях неолитического искусства, дошедших до нас. К ним относятся многочисленные рисунки и скульптуры, изображающие животных и людей. Некоторые из них лишь незначительно отличаются от произведений палеолитического и мезолитического искусства.

В лесной полосе Евразии отмечают несколько очагов неолитического искусства. Первый из них охватывает север Восточно-Европейской равнины. На береговых гранитных скалах Онежского озера, на берегах реки Выг близ Беломорска точечной техникой выбиты силуэтные изображения людей, лосей, лодок. Одни лодки короткие и широкие, другие — узкие и длинные. Часто встречаются сцены охоты, из которых выделяется охота на белух с лодок с гарпуном. Имеются картины сражений. В наскальных рисунках Бело

74

го моря есть древнейшие в мире изображения лыжников. Несколько раз выбита лыжня, причем в трех случаях она сплошная, обозначающая скользящий след. Наиболее ранние из наскальных рисунков находятся в урочище Бесовы Следки — они датируются III тысячелетием до н. э.

Наряду с монументальным искусством в этом же районе следует отметить мелкую пластику, к которой относятся некоторые находки из Оленеостровского могильника. Таковы резная, в виде головы лося, рукоять кинжала, фигурки людей. На стоянках Сарнате и Модлона сохранились скульптуры из дерева.

Второй очаг искусства расположен на Урале. Здесь тоже есть наскальные изображения, но они нанесены краской. Изображены лоси, птицы, люди, солярные знаки. Рисунки чаще контурные, чем силуэтные, а рядом с ними немало орнаментальных композиций. Кремневые фигурки здесь редки, а деревянная скульптура хорошо известна благодаря находкам в торфяниках, откуда происходят огромные грубые идолы и изящные деревянные сосуды в виде птиц и животных (Горбуновский и Шигирский торфяники).

Третий очаг неолитического искусства находится в Сибири — на Среднем Енисее, Ангаре, Верхней Лене. Там в поздненеолитическое время делали каменные фигурки рыб, а также наскальные рисунки. Одни выполнены краской, другие — гравировкой. Композиции и фигуры людей здесь меньше, чем на Белом море.

Как в палеолите, так и в неолитическое время имелись области, где росписи и скульптура отсутствовали. Вероятно, искусство здесь приняло иные формы, например отразилось в росписи сосудов, которая нам хорошо известна, или в вышивках, прослеживаемых крайне редко.

Считают, что возникновение росписей или статуэток отражает представление о полезности данного действия для общества, т. е. искусство по-прежнему теснейшим образом связано с магией, с производственной деятельностью людей. «Картинные галереи» под открытым небом, видимо, играли роль святилищ.

Все эти изображения не одновременны. Наиболее позднему этапу развития неолитического искусства принадлежат, видимо, сюжеты с солярными и лунарными знаками, а также с фантастическими животными, пожирающими солнце, которые встречаются в Сибири. Подобные изображения появляются в других местах уже в эпоху бронзы как отражение земледельческих и скотоводческих культов. Одни исследователи предполагают заимствование южных идеологических представлений северными племенами, но такой процесс вряд ли был возможен при различии экономической основы охотничье-рыболовецкого севера и скотоводческо-земледельческого юга. Считают, что возникновение в районе Онежского озера культа солнца и луны тоже вытекало из экономической базы общества. Ведь северяне должны были рано научиться ориентироваться в таком большом озере во время рыбной ловли и охоты. Отсюда может проистекать космический культ.

75

Неолит завершил каменный век и подвел человечество к порогу новой эпохи. Неолит был временем становления и начала распространения производящего хозяйства. Создались предпосылки для возникновения металлургии, тесно связанной с производящими отраслями хозяйства.

Техника обработки камня достигла чрезвычайно высокого развития и в дальнейшем дополнялась лишь некоторыми, хотя и важными, но уже не меняющими ее общего характера приемами. Появляется глиняная посуда, значительно расширившая хозяйственные возможности людей. Глиняные горшки были необходимы не только как кухонный инвентарь, но и как хранилища продуктов, а в некоторых случаях и как тара при их транспортировке. Люди изобрели ткачество, стали носить удобную тканую одежду и употреблять ткани в хозяйстве.

Развиваются представления об окружающей среде, в том числе о небесных светилах.

Достигает зенита родовой строй, который в дальнейшем будет клониться к закату, накапливать предпосылки разложения.

Подготовлено по изданию:

Авдусин Д. A.
Основы археологии: Учеб. для вузов, по спец. «История». — М.: Высш. шк., 1989. — 335 с.: ил.
ISBN 5—06—000015—X
© Издательство «Высшая школа», 1989


Смотри самые лучшие советы по здоровью здесь.
Rambler's Top100