Наша группа ВКОНТАКТЕ - Наш твиттер Follow antikoved on Twitter
96

Глава 5

БРОНЗОВЫЙ ВЕК СРЕДНЕЙ АЗИИ И КАВКАЗА

Бронзовому веку соответствует сухой и сравнительно теплый суббореальный климат, при котором преобладали степи, а степи с обильными кормами стимулировали дальнейшее развитие скотоводства. По мере расширения ареала скотоводческого хозяйства происходит и совершенствование его форм, что сказывается, в частности, в заготовке животным кормов на зиму, стойловом содержании скота, в появлении отгонного (яйлажного) скотоводства. При яйлажной форме хозяйства животных отгоняют на высокогорные летние пастбища, на плоскогорьях осваиваются луга, которые у нас имеются во многих местах, в том числе на Кавказе и в Крыму.

Бронзовый век соответствует четвертому этапу развития металлургии— появлению сплавов на медной основе. Выплавка меди затруднялась высокой температурой ее плавления (свыше 1000 градусов). Для этого нужны были печи, где такая температура достигалась нагнетанием воздуха мехами сквозь отверстия в нижней части печи, в которые вставлялись глиняные трубки — сопла. Такие сопла часто встречаются при раскопках. Без этого изобретения в дальнейшем не могла бы возникнуть металлургия бронзы, а в дальнейшем — и железа.

При изготовлении сплавов полученную медь сплавляли с оловом или другими компонентами. Этот сплав был сравнительно легкоплавким и мог быть переплавлен в любом районе, куда он попадал в результате обмена и где был употреблен для изготовления необходимых предметов. Но для изготовления высококачественных орудий были нужны специальные металлургические приспособления, которыми владели специалисты. Отливать бронзовые вещи в жилищах, как считали археологи раньше, было нельзя. Орудия и оружие, отлитые мастерами, были твердыми и острыми.

97

Бронзовые вещи изготовляли с помощью литейных форм. Для этого в глине делали оттиск, например, деревянной модели или готового изделия, глину высушивали, а потом в полученную одностороннюю форму наливали металл. У изготовленной таким способом вещи одна сторона была плоской. Такое литье — один из ранних приемов металлургии меди. Сложную, двояковыпуклую вещь, например копье или даже так называемый плоский топор, в такой форме отлить нельзя. Для изготовления объемных предметов делали каменные формы, состоявшие из двух половинок, точно соответствовавших друг другу. Половинки связывали, в одно специально оставленное отверстие наливали металл, а в другое выходил вытесняемый металлом воздух. Когда металл остывал, половинки разнимали, извлекали готовую отливку и обрабатывали ее: обрезали заусенцы, шлифовали, затачивали. Наконец, вещи стали изготавливать по восковой модели. Точную модель задуманной вещи заливали полужидкой глиной; когда глина подсыхала, операцию повторяли, пока слой глины не приобретал нужную толщину. Потом форму обжигали, при этом воск выплавлялся через специально оставленное отверстие и в готовую форму наливали металл. При выемке готового изделия форму ломали, поэтому отливку нельзя было повторить. Находки литейных форм — верный признак местного изготовления изделия. Для отливок в формах, особенно в закрытых, предпочтительна бронза, так как она более текуча, более жидкая, чем медь.

Первоначально бронза использовалась для производства орудий старых, привычных форм, и на этом этапе металлические орудия часто делали в подражание каменным. Позднее люди освоили особенности нового материала и стали делать более совершенные орудия, которые могли быть выполнены только в бронзе. Появление бронзы способствовало увеличению ассортимента изделий. Но бронза все же была дорога, а поэтому из нее предпочитали делать только самые необходимые виды орудий и оружия. Делали также украшения. На стрелы же, хотя они и были важным видом оружия, шло слишком много металла. Так как их количество должно было быть большим, их стали делать из бронзы тогда, когда этот металл уступил первенство железу.

Усиление межродовых столкновений способствовало развитию оружия. Еще в энеолите появляется такой важный вид оружия, как меч. Бронзовые мечи были сильным средством нападения и защиты. Совершенствуются формы копий, кинжалов, боевых топоров и другого бронзового оружия.

В бронзовом веке между племенами различных территорий возникло экономическое неравенство, обусловленное неодинаковыми запасами рудных месторождений цветных металлов: у одних племен была медь, у других — олово, у третьих не было ни того, ни другого. Это, с одной стороны, усиливало неравномерность развития общества, с другой — способствовало развитию обмена между различными племенами. Археологически выявлено, что кавказская мышьяковистая бронза заполнила наши степи. Гораздо меньшее

98

значение имел уральский металл, проникавший в лесную полосу, где нет ни меди, ни других компонентов бронзы.

Подобные связи зависели от совершенствования средств сообщения в бронзовом веке. Наиболее легким для первобытного человека был водный путь. Путешествия по рекам облегчил парус, изобретенный в эпоху бронзы. Еще в энеолите появились колесо и повозки. Общение между странами способствовало ускорению прогресса в хозяйстве и культуре.

* * *

Почти во всех странах бронзовый век — время развития скотоводческого хозяйства. Но земледелие, хотя и оттесненное скотоводством на второй план, не исчезло и продолжало быть важной, часто ведущей отраслью хозяйства.

Изучение бронзового века Средней Азии представляет значительные трудности из-за обилия разнородных памятников, разнообразия культур. Север занимали варварские кочевые скотоводческие племена, культура которых нивелируется общим термином — андроновская культурно-историческая общность. На юге жили высокоразвитые земледельческие племена с развитой металлургией. Эти земледельцы испытывают постоянное давление андроновских племен, волна которых доходит до юга и пересекает горные области.

Наиболее высокоразвитая культура бронзы находилась в Южной Туркмении, где продолжается развитие типичного для этих мест мелкооазисного земледелия. Растет число новых поселений.

Период Намазга IV (2750—2300 гг. до н. э.) продолжает традиции местного энеолита, т. е. Намазга III. Наиболее яркое поселение этого времени — Алтындепе. Поселок составляли многокомнатные дома из сырцового кирпича, в которых жилые комнаты перемежались с хозяйственными помещениями. Эти постройки окружали двор, в который вели выходы из комнат. На территории поселка найдены остатки металлургического и гончарного производств. Посуда расписана геометрическим орнаментом; позже роспись пропадает. Самое важное в характеристике керамики то, что она сделана на гончарном круге.

Гончарный круг представляет собой прибор в виде деревянного или глиняного диска, вращаемого на вертикальной оси рукой гончара. Второй рукой мастер вытягивал вверх положенную на диск глину и формовал из нее сосуд, правя его форму и стенки. В результате сосуды, изготовленные на гончарном круге, были симметричнее сделанных без его помощи, имели более тонкие стенки, а время, требовавшееся на производство единицы продукции, сокращалось. Возникала возможность изготовить больше горшков, чем требовалось семье гончара; он делал ее и для других, получая вознаграждение. Так возникало гончарное ремесло, появлялась возможность его отделения от земледелия, что становится признаком начинавшегося процесса классообразования.

99

В период Намазга IV еще не было одного из ярких признаков классовой структуры поселка — цитадели, но раскопками изучено храмовое сооружение, что тоже говорит о близости конца родового строя.

Встает вопрос о характере поселения Алтындепе и ему аналогичных. Характеристика и определение основных черт городов разных эпох различны. Древневосточные города археологи определяют как постоянные поселения с населением свыше 5 тыс. человек. Для такого города обязательно наличие кварталов, в которых сосредоточено ремесленное производство; в таких поселениях возводятся монументальные культовые сооружения. Алтындепе удовлетворяет всем этим требованиям, а потому обычно его считают городом древневосточного типа. Уровень развития его культуры ближе всего городской культуре Месопотамии урукского периода.

На периферии поселка располагались одиночные и коллективные погребальные камеры. В конце периода появляются мужские фигурки, имеющие аналогии в Мохенджодаро. Хотя здесь по-прежнему преобладают каменные орудия, оружие уже часто металлическое. Глиняные модели повозок свидетельствуют о наличии упряжного скота. Земледелие было пашенным. Земледельческо-скотоводческое хозяйство дополнялось рыболовством. В руках отдельных семей сосредоточивались крупные запасы продовольствия. Имущественное равенство нарушалось. Часто находят каменные и глиняные печати — символы частной собственности. Встречаются зернотерки, ступки с пестиками, шилья, булавы, медные топоры.

Еще в слоях Намазга IV найден зиккурат — храмовое сооружение в виде ступенчатой башни. В период Намазга V (2300—1850 гг. до н. э.) зиккурат был перестроен, его высота увеличилась на 12 м, а основание достигло 55 м. Такого рода храмы характерны для Шумера и Аккада. За парадным фасадом башни находилось большое здание с анфиладой комнат по длинному коридору. Одна из комнат оказалась святилищем, в ней находился священный очаг, найдены также сосуды для ритуальных возлияний. У стены располагался небольшой алтарь из дерева. Здесь же были обнаружены многочисленные украшения: серебряные бляхи, бусы из золота, лазурита, сердолика, бирюзы и горного хрусталя, а также печати, золотые головки быка и барана, мозаичная пластина и изображение креста и полумесяца — астральные символы. Все это культовые предметы, которые жрецы показывали верующим во время богослужения. Одно из помещений представляло собой коллективную усыпальницу жреческой общины зиккурата. Обращает на себя внимание астральная символика — культ луны был ведущим в Шумере.

Поселения достигают весьма крупных размеров, приближаясь к величине городских центров Древнего Востока. Такие поселки соответствуют значительной области поливного земледелия.

Открыт квартал, где жили и работали гончары. О наличии гончарной мастерской говорит производственный брак — сосуды, испорченные в процессе их обжига, а также гончарные горны. Горны

100

двухъярусные, в них могла быть достигнута температура до 1400°, что достаточно для производства фаянса. Найдены подготовленные к обжигу 35 фигурок быков, 14 фигурок людей, а также 8 колесиков. Рядом с печами располагались жилье и производственные сооружения.

Погребения скорчены, их ориентировка неустойчива. Обычный инвентарь составляют бусы, но, суммируя все найденные вещи, следует упомянуть бронзовый кинжал, сковородку с длинной ручкой. Такие сковороды имеют аналогии в Мохенджодаро. Есть вещи, привезенные непосредственно оттуда, — это палочки из слоновой кости. Найденные здесь металлические предметы сделаны из мышьяковистой и свинцовой бронзы.

Глиняные фигурки уже не объемные, а условно-плоскостные. Образ сидящего женского божества является для Южной Туркмении того периода местным. Мужские же статуэтки отражают древнеиндийские идеологические представления.

Считают, что территория, занимавшаяся племенами культуры Намазга V, была периферией древневосточных государств.

Эта высокая цивилизация по неизвестным причинам прерывается в середине II тыс. до н. э. Многие поселения, в частности Алтындепе, покидаются населением. Крупные поселки сменяются небольшими. Это поздняя бронза Средней Азии, для которой характерны памятники типа Намазга VI (1850—1100 гг. до н. э.). Они сосредоточены в двух основных районах — предгорной полосе, захватывая Анау, и в дельте Мургаба. На самом Намазгадепе обживается наиболее высокая часть депе — «вышка». Погребальный обряд изучен по Янгикалинскому могильнику, где найдены трупоположения в ямах со следами кострищ. Вещей мало, в сумме это керамика, женские статуэтки, бронзовые украшения, каменные бусы. Для Намазга VI характерны разнообразные сосуды на ножке, конические подставки, сосуды с ребром на месте изгиба.

Несмотря на известный застой и упадок в развитии материальной культуры, оседло-земледельческие племена продолжают старые традиции.

В Закавказье в период ранней бронзы жили племена куро-аракской культуры (III тысячелетие). Основой их сложения были энеолитические культуры предшествующего времени. Куро-аракские племена занимали не только бассейны Куры и Аракса, но и выходили далеко в Восточную Анатолию, Северо-Западный Иран, Дагестан, Чечено-Ингушетию, отчасти в Северную Осетию. В этот период там увеличивается число оседло-земледельческих поселков с подсобным скотоводством. Заселяются предгорья и даже горы, для поселков выбираются естественно укрепленные места. Предполагают, что социальный строй был еще патриархальным.

Дома на поселениях круглые. Такой дом обстраивается прямоугольными помещениями с очагом посредине каждого. На поселениях обычны зерновые ямы. Были известны все основные злаки, в том числе лен. На полевых работах использовали тягловый скот.

101

Металлургия бронзы была одной из самых развитых. При раскопках найдены металлургические горны, сопла, литейные формы. Медь выплавляли из руд. Металлическими были топоры, копья, кинжалы. Встречаются металлические серпы. Керамика лощеная; черная — на юге, красноватая — на севере.

Типичным памятником куро-аракской культуры является поселение Шенгавит на территории Еревана, которое дало этой культу-

Инвентарь культур Намазга IV—V: 1- 9 — керамика, 10—11—женские статуэтки, 12—13 — фигурки животных, 14—15 — модель повозки, 16—18 — металлические печати, 19 — металлическая стрелка, 20 — металлическая привеска, 21—23 — металлические ножи, 24 —план поселения

Рис. 25. Инвентарь культур Намазга IV—V: 1- 9 — керамика, 10—11—женские статуэтки, 12—13 — фигурки животных, 14—15 — модель повозки, 16—18 — металлические печати, 19 — металлическая стрелка, 20 — металлическая привеска, 21—23 — металлические ножи, 24 —план поселения

102

Инвентарь куро-аракской культуры:1—2 — каменные вкладыши серпов, 3 — каменный топор. 4—5 — каменные стрелы. 6—7 — костяные стрелы, 8 — металлическое долото, 9—10 — металлические предметы, 11—глиняная женская статуэтка, 12—13 — глиняные фигурки животных, 14 — глиняное колесико, 15—16 — сосуды

Рис. 26. Инвентарь куро-аракской культуры:1—2 — каменные вкладыши серпов, 3 — каменный топор. 4—5 — каменные стрелы. 6—7 — костяные стрелы, 8 — металлическое долото, 9—10 — металлические предметы, 11—глиняная женская статуэтка, 12—13 — глиняные фигурки животных, 14 — глиняное колесико, 15—16 — сосуды

ре второе название — шенгавитская. Шенгавит окружен каменной стеной с башнями и рвом. Его площадь — 6 га. Снаружи находится могильник. На поселении найдены следы металлургического производства. Дома круглые, на каменном цоколе, стены из сырцового кирпича. Вокруг домов находятся ямы различного назначения. Керамика чернолощеная.

Другое куро-аракское поселение — Мингечаур, расположено на берегу Куры в Азербайджане. Площадь поселка — 25 га. Жилища — полуземлянки, стены которых обложены деревом. В центре жилища расположен очаг.

Установлены связи куро-аракской культуры с цивилизациями Малой Азии и с майкопской культурой Северного Кавказа.

Майкопская культура (вторая половина III тысячелетия) занимает предгорную зону Северного Кавказа от Прикубанья по Чечено-Ингушетию. Она представлена поселениями, иногда укрепленными, как, например, Мешоко на реке Белой, и многочисленными курганами с большими могильными ямами. На позднем этапе появляются подкурганные дольмены. Так называют сооружения из многотонных каменных глыб, четыре из которых поставлены вертикально, а пятая их перекрывает. Все плиты пригнаны так плотно, что между ними нельзя просунуть лезвие ножа.

103

Инвентарь раннего этапа майкопской культуры (Майкопский курган) 1 металл; 1—топор, 2 — мотыга, 3 — топор, 4— долото, Б — котел, 6 — глиняный сосуд, 7 — иавершие подпорки балдахина (золото), 8—9 — сосуды (серебро), 10—11 — бляшки (золото), 12 — развертка изображений на дне сосуда № 8

Рис. 27. Инвентарь раннего этапа майкопской культуры (Майкопский курган) 1 металл; 1—топор, 2 — мотыга, 3 — топор, 4— долото, Б — котел, 6 — глиняный сосуд, 7 — иавершие подпорки балдахина (золото), 8—9 — сосуды (серебро), 10—11 — бляшки (золото), 12 — развертка изображений на дне сосуда № 8

104

К раннему этапу относится курган, раскопанный в Майкопе, давшем название всей культуре. Под огромной насыпью находилась глубокая яма, разделенная деревянной перегородкой пополам, а потом еще пополам. В большей части ямы найдено погребение мужчины, покрытое золотыми бляшками в виде львов, быков и розеток, с отверстиями для нашивания на ткань. Рядом с костяком лежали шесть серебряных трубок, длиной более 1 м каждая. На четырех из них помещены изображения быков, два золотых, два серебряных. Полагают, что трубки поддерживали балдахин, на кото-

рый и были нашиты золотые бляшки. У стенки ямы стояли золотые и серебряные-сосуды. На серебряных сосудах имеется художественная чеканка. Покойника сопровождали медные вещи: кинжал, топоры, долота, а также кремневые стрелы. Костяки в двух малых отделениях неопределимы. Курган был насыпан над прахом родового вождя и свидетельствует о значительном накоплении богатств у такой категории населения.

Некоторые археологи усматривают в технике изготовления отдельных сосудов майкопской культуры признаки применения гон-

Инвентарь позднего этапа майкопской культуры (вещи из дольменов у станицы Новосвободной): 1 — каменное копье, 2 — каменная стрела, 3 — металлический топор, 4 — металлический сосуд, 5—6 — металлические долота, 7 — металлический кинжал, 8 — металлическое копье, 9 — глиняный сосуд, 10 — металлическое тесло

Рис. 28. Инвентарь позднего этапа майкопской культуры (вещи из дольменов у станицы Новосвободной): 1 — каменное копье, 2 — каменная стрела, 3 — металлический топор, 4 — металлический сосуд, 5—6 — металлические долота, 7 — металлический кинжал, 8 — металлическое копье, 9 — глиняный сосуд, 10 — металлическое тесло

105

чарного круга. В сочетании с колоссальной имущественной дифференциацией круговая посуда указывала бы на начавшийся процесс классообразования. Но другие исследователи утверждают, что признаков изготовления на кругу в майкопских горшках нет: просто они сделаны очень тщательно, но без круга.

На позднем этапе культуры, в дольменах, встречаются сверленые топоры, вкладыши серпов, наконечники стрел, чернолощеная керамика, а также медные топоры, мотыги, долота, ножи, кинжалы, вилы и черешковые копья, подобные месопотамским и критским. С Ближнего Востока происходят сердоликовые бусы и ляпис-лазурь. На связь с Востоком указывает также большое количество серебряных и золотых сосудов и множество украшений в виде фигурок львов, быков, а также диадема из розеток. Дольмены доходят до побережья Черного моря.

Хозяйство основывалось на сочетании скотоводства и земледелия. По погребениям можно судить о далеко зашедшем имущест-

Инвентарь северокавказской культуры: 1—3 — керамика, 4—7 — подвески, 8—9 — височные кольца, 10—13 — булавки, 14—15 — каменные топоры, 16—17 — металлические топоры, 18 — металлическое тесло, 19 — металлический нож

Рис. 29. Инвентарь северокавказской культуры: 1—3 — керамика, 4—7 — подвески, 8—9 — височные кольца, 10—13 — булавки, 14—15 — каменные топоры, 16—17 — металлические топоры, 18 — металлическое тесло, 19 — металлический нож

106

Вещи из курганов Триалети:1—золотой сосуд. 2 — серебряный кубок, 3 —глиняный сосуд, 4 — серебряное ведерко

Рис. 30. Вещи из курганов Триалети:1—золотой сосуд. 2 — серебряный кубок, 3 —глиняный сосуд, 4 — серебряное ведерко

венном неравенстве. Племена майкопской культуры близки куро-аракским.

У города Долинска раскопано поселение, состоявшее из групп жилищ-мазанок. На полу и в специальных ямах находят сосуды с тремя ушками, служившие для хранения зерна. Известны погреба-ямы. Возделывались участки между домами.

В поселении Мешоко на реке Белой прослежены остатки каменной стены, окружавшей поселение. Жилища были, вероятно, наземными. В культурном слое много костей животных, но жители зани

107

мались и земледелием, о котором говорит найденная мотыга. Керамика тонкостенная, чернолощеная. Бронзы мышьяковистые; через посредство племен майкопской культуры они проникали в степи.

Майкопскую культуру на рубеже III и II тысячелетий до н. э. сменила северокавказская. Она занимала земли от Черного моря до Кабардино-Балкарии, заходя в горы и степь. Поселения не изучены. Погребения в горах — в ямах, в степях и предгорьях — в курганах. В погребальном инвентаре встречаются бронзовые ножи, тесла, топоры, украшения, каменные булавы. Основа хозяйства — пастушеское скотоводство и земледелие. Серпы — сначала вклады-шевые, потом металлические. Социальный строй — патриархат. Отмечены связи с катакомбными племенами, получавшими изделия из мышьяковистых бронз от северокавказских племен.

Всю Восточную Грузию, а также соседние земли Армении занимала триалетская культура (начало — середина II тысячелетия до н. э.). Хорошо изучены большие курганы, поперечник которых иногда достигает 100 м. Погребальный обряд неустойчив: встречаются как трупоположения, так и кремации (в ямах и без них). Под курганами встречаются целые «погребальные залы» площадью до 175 кв. м. Покойника помещали в центре кургана, иногда — на специальной колеснице. Вдоль стен ставили роскошные большие глиняные чернолощеные или красные сосуды с черной росписью. В инвентаре обычны каменные стрелы и булавы, металлические котлы, оружие, серебряные и золотые украшения.

Так, в одном из курганов кроме 24 орнаментированных сосудов, медного котла и костей коровы и овцы были найдены серебряное ведерко с изображениями сцен охоты, серебряные булавки с золотыми навершиями, серебряный кинжал, а также золотой кубок, инкрустированный сердоликом, украшенный золотой сканью и зернью, а на дне его был помещен кусочек янтаря — древнейший янтарь, найденный в Закавказье. Сканью называется ювелирный прием, заключающийся в напаивании на изделие металлической плоской проволоки по определенным линиям, образующим узор. Зернь — тоже ювелирный прием, представляющий собой украшение изделия узором из напаянных мелких одинаковых шариков из того же металла, что и украшаемое изделие. Оба приема известны с бронзового века в разных странах.

В другом кургане найден серебряный кубок, на котором два пояса чеканных изображений: в верхнем 23 человека шествуют к божеству, сидящему на троне; в нижнем — вереница идущих оленей. Стиль орнамента несомненно хеттский, что вообще типично для Триалети. Связи с Передней и Малой Азией хорошо документированы находками.

Открытые в Триалети курганные погребения с драгоценными вещами принадлежат родовой знати и свидетельствуют о далеко зашедшем имущественном и социальном расслоении.

Кобанская культура (XI—IV вв. до н. э.), названная по могильнику у аула Кобан, генетически связана с северокавказской. Она занимает горные районы Северного Кавказа — Кабардино-Балка

108

рию, Чечено-Ингушетию, Северную Осетию. Кобанская культура возникла еще в эпоху бронзы, но ее заключительный этап относится уже к началу железа. Изучены главным образом погребения. Они скорченные, лежат в ямах, обложенных каменными плитами и перекрытых такой же плитой. На умершего мужчину надевали широкий бронзовый пояс, иногда — с гравировкой, а на ноги — спиральные браслеты. С умершим клали кинжалы с причудливыми рукоятями, изящные дважды изогнутые топоры. На женщинах были те же пояса и браслеты на руках и ногах, а также большие булавки для застегивания одежды и ожерелья из бронзовых и сердоликовых бус. Иногда в горах Северного Кавказа находят закавказские мечи и шлемы. Кобанские могильники представляют собой родовые кладбища. Общество было еще патриархальное.

Металлургия кобанской бронзы — одна из лучших на территории СССР. К концу существования этой культуры некоторые бронзовые предметы инкрустированы новым дорогим металлом — железом.

Главным занятием было овцеводство. Для верховой езды широко использовалась лошадь.

Колхидская культура (XIII—VII вв. до н. э.) распространена на территории Западной Грузии, по имени которой и названа. Извест-

Инвентарь кобанской культуры:1 — пряжка. 2 —кинжал, 3 — браслет, 4 —топор, 5—булавка, 8 — фибула, 7—8 — керамика

Рис. 31. Инвентарь кобанской культуры:1 — пряжка. 2 —кинжал, 3 — браслет, 4 —топор, 5—булавка, 8 — фибула, 7—8 — керамика

109

на по могильникам и кладам. Типичны погребения в больших сосудах, могилы в виде ям или, как у кобанских племен, в каменных ящиках. У колхидцев много общего с кобанцами: сходно оружие (кроме топоров), некоторые типы украшений (но нет спиральных браслетов, крупных булавок). Развита металлургия бронзы. К концу культуры встречаются первые железные предметы.

Хозяйство земледельческое, в горных районах развивалось скотоводство. Социальный строй — развитый патриархат, наблюдается имущественная дифференциация.

Подготовлено по изданию:

Авдусин Д. A.
Основы археологии: Учеб. для вузов, по спец. «История». — М.: Высш. шк., 1989. — 335 с.: ил.
ISBN 5—06—000015—X
© Издательство «Высшая школа», 1989



Rambler's Top100