Наша группа ВКОНТАКТЕ - Наш твиттер Follow antikoved on Twitter

3

ВВЕДЕНИЕ

Современная эпоха характеризуется усилением интереса к различным сторонам культурной жизни античного мира, в том числе и к некоторым вопросам внутренней истории полисной Греции, которые ранее находились в тени. Среди последних немаловажной является тема, раскрывающая конкретные условия деятельности рядовых работников умственного труда. В особенности это касается специалистов, связанных с повседневной жизнью всего полиса и каждого из его граждан. Назовем лишь преподавателей, врачей, зодчих, землемеров. По своему положению эти профессионалы значительно отличались от деятелей искусства или писателей, условия работы которых уже детально освещены в ряде специальных работ.
Указанное обстоятельство во многом определило круг вопросов, затронутых в данной книге. Следует оговорить, что в силу ряда обстоятельств освещение отдельных вопросов носит сугубо предварительный характер. Вопрос о массовом развитии интеллигентных профессий в греческом рабовладельческом обществе сложен и мало разработан. Отсюда — необходимость в гипотезах и предварительных предположениях. Вместе с тем обширность темы диктует необходимость ограничить изложение строгими географическими и хронологическими рамками. Поэтому здесь пойдет речь только о работниках интеллектуального труда Греции, трудившихся у себя на родине в 336 — 146 гг. до н. э. Лишь в редких случаях будут привлечены сведения о деятельности образованных греков за пределами Эллады, поскольку вне полисов этим специалистам приходилось выполнять свои обязанности в совершенно иных политических условиях. Есть еще ограничение: одна интеллигентная профессия почти полностью исключена из рассмотрения — не очень многочисленная духовная интеллигенция, которая обеспечивала функционирование центральных и местных святилищ в государствах

4
эллинистической Греции. Поскольку деятельность жрецов в рядовых полисах ограничивалась преимущественно местными сакральными задачами, эта группа выполняла служебную роль в общественной жизни.
Необходимость особого внимания к условиям работы интеллигенции Эллады в указанный период объясняется некоторыми новыми чертами в положении лиц, занимавшихся умственным трудом в то время. Например, следует отметить происходивший тогда чрезвычайно интенсивно процесс количественного роста этой части свободного населения страны. Он был вызван увеличением спроса на образованных специалистов, причем таких квалифицированных работников все больше требовали не только многочисленные полисы самой Греции, но и соседние страны. Обладавшая огромной культурной традицией, греческая интеллигенция в силу многих, в том числе и внешних, причин стала в эпоху эллинизма на путь исключительно широкого освоения, сохранения и умножения научных знаний, полученных от предшествующих поколений греческих ученых 1. В эллинистическое время заметный рост числа работников, владевших необходимыми для профессионального умственного труда знаниями и живших только за счет своей квалификации, придал дополнительное общественное значение интеллигенции Греции. Последнее облегчало интеллектуальным работ-

1 В древние времена первые интеллигентные профессии возникали еще в период развития ранней металлургии у совсем молодых классовых обществ. Эпоха бронзы в Греции датируется III —II тысячелетиями до н. э., и тогда численность интеллектуальных работников была весьма невелика. Однако творческие успехи этой ранней интеллигенции, судя по памятникам архитектуры и техники, уже достигали высокого уровня. Позднее, в I тысячелетии до н. э., творческая деятельность большого числа образованных специалистов обеспечила создание в Греции уже в VII—VI вв. до н. э. настоящей науки — искусства теоретической мысли. Научное знание греков в V—IV вв. включало многие отрасли умственной деятельности и было представлено гениальными мыслителями. О возникновении европейской науки именно в Греции писали уже давно, по большей части ученые-физики. См.: Любимов Η. Λ. История физики. СПб., 1892, ч. 1. Период греческой науки, с. IV: «Греция есть колыбель науки вообще. Знания были и до Греции; науки не было». Ту же мысль высказывает и Э. Шредингер, утверждающий, что наука является греческим изобретением и что она возникала только у тех народов, которые испытали греческое влияние. См.: Schrödinger Ε. Nature and the Greeks. Cambridge, 1954, p. 88. См. также: Рожанский И, Д. Античная наука. М., 1980.
5
пикам не только практическую деятельность, но и способствовало дальнейшему углубленному развитию многих ветвей греческой науки.
Мысль об изучении деятельности широких кругов образованных специалистов в жизни греческого общества сложилась у автора под впечатлением занятий и консультаций с такими яркими представителями нашей гуманитарной интеллигенции 1930-х — 1960-х годов, какими были Ю. В. Готье, Б. Н. Граков, Ф. А. Петровский, А. Н. Попов, С. И. Радциг, В. С. Сергеев, С. И. Соболевский и ряд других антиковедов. Вместе с тем понимание необходимости упорного и нелегкого труда для изучения любой интеллигентной специальности было мне внушено самоотверженным примером моего отца, В. В. Бороздина.
Изучение условий труда эллинской интеллигенции может способствовать выяснению многих малоизвестных факторов, которые содействовали созданию высокой культурной традиции, полученной человечеством от древних греков. И это тоже одна из причин, по которой названная проблема заслуживает тщательной разработки.

Подготовлено по изданию:

Блаватская Т.В.
Из истории греческой интеллигенции эллинистического времени. — М.: Наука, 1983.

© Издательство «Наука», 1983



Rambler's Top100