Наша группа ВКОНТАКТЕ - Наш твиттер Follow antikoved on Twitter
214

ПРИМЕЧАНИЯ

Глава I

1 Перевод В. С. Люблинского (На заре книгопечатания, Л., 1959, с 64). Слова mira patronarum formarumque concordia, впрочем, переводят по-разному. См. Consentius Ε. Die Typen der Inkunabelzeit. Berlin, 1929, S. 9.
2 Печать в СССР в 1971 г., Статистические материалы, М., Книга, 1972, с. 5.
3 Lesne Ε. Les livres scriptoria et bibliotheques, du commencement du VIIIе. Lille, 1938, p. 10.
4 Iensen H. Die Schrift. Berlin, 1969, S. 36.
5 Iensen H.Op. cit., S. 49.
6 Согласно Гардинеру (Cardiner Α. Egyptian Grammar, 1957, p. 7) этими иероглифами начертано имя царя вражеской страны.
7 Иенсен справедливо отмечает, что система иероглифической китайской письменности как нельзя более подходит к характеру китайского языка
с его изолирующей, лишенной флексии системой. Заменить ее чисто фонетическим слоговым или буквенным письмом не представляется возможным. (Указ. соч., с. 170).
8 «На более высоких ступенях культурного развития все в большей мере давала себя знать необходимость вовлекать широкие круги населения в общее дело общины, производить обмен культурных ценностей и тем самым способствовать их усовершенствованию, не доверять с таким трудом приобретенные культурные навыки 'преходящему моменту, но завещать их как надежное достояние грядущим поколениям для дальнейшего усовершенствования. Обе цели были достигнуты благодаря созданию письма»,— пишет Иенсен (Указ. соч., с. 8—9).
9 Г ранде Б. М. Введение в сравнительное изучение семитских языков, JVL, «Наука», 1972, с. 19.
10 Крамер С. Я. История начинается в Шумере, М., «Наука», 1965, с. 246.
11 Там же.
12 Evans Α. The Palace of Minos, ν. I, L. 1921, р. 618.
13 Лурье С. Я. Язык и культура Микенской Греции, М—Л 1957 с 4
14 Там же, с. 349.
15 См. Виноградов Ю. Г. Древнейшее греческое письмо с о. Березань — «Вестник Древней Истории», № 4, 1971, с. 74 слл.
16 Арциховский А. В., Тихомиров Μ. Н. Новгородские грамоты на бересте. М., Изд-во АН СССР, 1953, с. 6.
17 По поводу берестяных грамот см.: Арциховский А. В. Новгородские грамоты на бересте. М., Изд-во АН СССР, 1954; То же, 1963.

215

Глава II

1 Ullman В. L. Ancient writings and its influence, Cambr. USA, 1969, Plate I с
2 В таблинуме хранился домашний архив, который «сын принимает ©т отца и считает великой обязанностью передать его своим потомкам как отцовскую святыню» (Сергеенко Μ. Е. Помпеи. М—Л., Изд-во АН СССР, 1949, с. 157).
3 Massman I. F. Libellus aurarius sive tabulae ceratae et antiquissimae et unicae Romanae in fodina auraria apud Abrudbanyam, oppidulum Transsylvanum nuper repertae, Lipsiae, 1840.
4 В 1928 г. в Алжире были найдены около 45 восковых табличек времени вандальского королевства — так называемые «Таблички Альбертини» (См. Tablettes Albertini. Actes prives de l'epoque Vandale, Fin du Vе siecle, Ed. et comm. par C. Caurtois, L. Leschi, C. Perrat, C. Saumagne. Р., 1952).
5 Hesseling D. C. On Waxen Tablets with fables of Babrius (Tabulae ceratae Assendeftianae). Journal of Hellenic Studies, ν. XIII, р. I, 1892, p. 293.
6 В греческом тексте глагол κηρόω, «покрываю воском».
7 Церетели Г. Ф. Памятники греческой письменности из Египта. — ЖМНПр, 1909, XXIV, с. 482 слл.
8 Fröhner. Tablettes grecques du Musee de Marseille. Р., 1867 (Annuaire de la societe fransaise de numismatique et d'archeologie, III, 1868, p. 68—77).
9 Восковые таблички были найдены в большом количестве и при раскопках в Геркулануме с 1930 по 1940 гг. Тридцать из них опубликованы в статье П. Каррателли (См. Pugliese Carratelli, La parola des Passato. Nap.,. 1946, p. 379; Arangio-Ruiz V. Les tablettes d'Herculanum. — Revue internationale des Droits de l'Antiquite, I, 1948, p. 9—25).
10 Сергеенко Μ. E. Указ. соч., с. 149.
11 Dain Α. Les manuscrits Р., 1964, р. 20.

Глава III

1 Известный русский египтолог Б. А. Тураев производил слово «папирус» от египетского слова «папиур», то есть «нильский» (см. «Египетская литература», М. 1920. с. 31). Профессор Оксфордского университета Я. Черны склонен производить его от коптского слова «папуро» («то, что
принадлежит царю»). — CernyI. Paper and books in ancient Egypt. L., 1953,. ρ 4 To же утверждает Хельмут Бруннер (Handbuch der Orientalistik, hrsg, V. B. Spuler Leiden, 1959, В. I, S. 59). По мнению Бруннера, этимология слова подтверждает существование царской монополии на производство папируса в Египте.
Слово «библ» производят от одноименного финикийского города, откуда вывозился в глубокой древности этот материал.
2 См. нашу статью в сборнике памяти акад. А. И. Тюменева (Проблемы социально-экономической истории древнего мира. М.—Л., 1963, с. 271 слл.).
3 Событие это имело место около XI в. до н. э. См. Коростовцев М. Л. Путешествие Ун-Амуна в Библ. М., Изд-во АН СССР, 1960.
4 Schubart W. Das Buch bei den Griechen und Römern. Berlin, 1961, S. 6.
5 Это географическое название упоминается у Афинея (I, 33 Е). Имеется в виду место, находившееся по соседству с городом Саисом, по имени которого также назван сорт папируса.
6 Schubart W. Einführung in die Papyruskunde, 1918, S. 45.

216

Глава IV

1 Перевод О. Д. Берлева (цит. по юн.: Хрестоматия по истории Древнего мира. Изд-во Саратовского ун-та, 1973, с. 11—12).
2 Коростовцев М. А. Писцы древнего Египта. М., 1962, с. 152.
3 Алишер Навои. Поэмы. М., «Худ. литература», 1972, с. 145.
4 Тураев Б. А. Египетская литература. М., 1920, с. 9.
5 Mohamed Α. Hussein. Vorn Papyrus zum Codex. Leipzig, 1973, S. 15.
6 Масперо Г. Во времена Рамсеса и Ассурбанипала. Μ., 1916, с. 194.
7 Leipoldt I., Morenz S. Heilige Schriften, Leipzig, 1953, S. 12; См. также Коростовцев Μ. Α. Писцы древнего Египта, с. 163.
8 Kees Η. A'gypten, München, 1933, S. 282. Вопрос о том, существовали ли библиотеки в древнем Египте, стал предметом научной дискуссии. В 1911 году Е. Ричардсон выпустил книгу (Richardson Ε. Some Old Egyptian Librarians, 1911, См. также-Beginning of Libraries. Princeton, 1914, того же автора), в которой доказывал существование библотекарей в древнем Египте. Несмотря на возражения Мюллера (Library Journal, ν. XXXVII, 1912, р. 217) существование в Египте библиотек специального назначения (помимо частных) можно считать доказанным. См. Sperry I. Α. Egyptian libraries, LIBRI, 1957, VII, р. 147—148.
9 Перевод названий Б. А. Тураева (Египетская литература. М., 1920, с. 11).
10 Там же, с. 14.
11 Вместе с тем, трудно согласиться, с Кеезом, который пишет: «Создать историю египетской литературы, которая была бы чем-то большим, чем обзор случайно сохранившихся книг, или отдельными наблюдениями, высказанными в связи с определенными произведениями, сейчас еще невозможно, да и вряд ли когда будет возможно» (Kees Η. Ор. cit., S. 291).
12 Там же, с. 285.
13 Sethe К Dramatische Texte zu altägyptischen Mysterienspielen, I und •II: Der dramatische Ramesseumspapyrus (Untersuchung zur geschichte und Altertumskunde Ägyptens Bd. 10. Leipzig, 1928).
14 Название «Книга мертвых» принадлежит выдающемуся египтологу Р. Лепсиусу, впервые издавшему ее по позднему списку на туринском папирусе Птолемеевской эпохи (Lepsius R. Das Todtenbuch der A'gypter. Berlin, 1842). Обычно этот памятник цитируется по изданию Навилля 1886 г. (Nauille Ed. Das ägyptische Todtenbuch der XVIII bis XX Dynastie, 3 Bde. Berlin, 1886).
15 Имсети был двойником, Хепи ведал сердцем, Кебех-сену-ф ведал мумией, Дуау-мут-ф ведал духом усопшего (Ср. Богословский Саркофаг Воронежского музея. — ВДИ, 1973, 2, с. 88 прим.).
16 Тураев Б. А. Бог Тот. Лейпциг, 1898, с. 53.
17 Там же, с. 51.
18 Leipoldt Morenz S. Ор. cit., S. 29.
19 Тураев Б. А. Египетская литература, с. 82.
20 Перевод здесь и в дальнейшем по изданию: Тураев Б. А. Рассказ египтянина Синухета. М., 1915.
21 Сходный колофон мы находим в конце свитка, содержащего «Сказку о потерпевшем кораблекрушение»: «Исполнено от начала до конца, как это было найдено записанным, писцом книг, персты которого превосходны, Амени Амено...» (Тураев Б. А. История древнего Востока, т. I, с. 251).
22 Mohamed Α. Hussein. Ор. cit., S. 18.
23 Breasted I. Η. The conquest of civilization. Ν—V, 1926, p. 53.
24 «Египет, родина папируса, должен считаться и родиной книги»

217

писал Биссинг (Bissing F. W. Bücher und Bücherei im alten A'gypten, SB München, Phil-hist. Klasse, M. 1953, H. 8, S. 7).

Глава V

1 Ziebarth E. Kulturbilder aus griechischen Städten. Leipzig, 1912, S. 97.
2 О распространенности поэм в древнем мире красноречиво свидетельствует следующий факт: к 1919 году из 470 литературных папирусов, найденных в Египте, 270 содержали отрывки из поэм Гомера. См. также Lameere W. Pour un recueil de fac-similes des prfhcipaux papyrus de l'Iliad& et de l'Odyssee,— Scriptorium. V, f. 2, 1951, p. 177 sqq.
3 Hunger H. Die Papyrussammlung der Oesterr. Nationalbibliothek, Wien, 1962, S. 26.
4 Wilamowitz-Moellendorff , U. V. Reden und Vorträge. Berlin, 1902,
S. 227 ff.
5 Wilamowitz-Moellendorff, U. V. Timotheos, Die Perser. Leipzig, 1903.
6 В 1962 году во время раскопок в деревушке Дервени (близ Салоник) был обнаружен первый открытый на территории Греции папирус. Несмотря на то, что он был сильно обуглен, удалось установить, что на нем был записан текст комментария к орфической Теогонии. Папирус относится к середине IV в. до н. э. и является, таким образом, древнейшей известной нам греческой книгой. См. Kapsomenos S. G. Der Papyrus von Derveni, GNOMON, 35, 1963, S. 222 ff.
7 Находки папируса с речами Гиперида этим не ограничились. В 1888 г. французский ученый Ревийу (Revillout) приобрел папирус с первой речью «Против Афиногена» (опубликован в Corpus papyrorum Aegypti, III, fasc. 1).
8 Lefebure G. Fragments d'un manuscrit de Menandre, Le Caire, 1907.
9 Литература указана в издании: Menander, Reliquiae, ed. Alfredus Koerte, Р. I. Lipsiae, 1957 (ed Teubneriana).
10 О «тетрадях» см. ниже, главу «Античная книга-кодекс».
11 См. Лурье С. Я. Новая комедия Менандра. — ВДИ, 1960, № 2, c. 176 слл; Тронский И. М. Новонайденная комедия Менандра. — ВДИ,
1960, № 4, с. 55—72.
12 Menanders Dyskolos, hrsg. ν. \V. Kraus, Wien, 1960, S. 10 (SB Oest. Akad. d. Wiss., Phil-nist. Kl. B. 234, Abh. 4).
13 Menandre. Le Dyscolos (Papyrus Bodmer IV), publie par. V. Martin Cologny—Geneve, 1958.
14 Handley E. W. The Dyskolos of Menander, London, 1965, p. 41.
15 Stoessl F. Personenwechsel in Menanders Dyskolos, SB Oest. Akad.
d. Wiss. 234/5, i960.
16 To же утверждает и Хэндли (Указ. соч., с. 47).
17 Указ. соч., с. 49.
18 См. Тронский И. М. «Снкионец» Менандра. — ВДИ, 1966, № 4, с. 54—67.
19 На четвертом свитке пометки нет, так как начало его утрачено.
20 Амусин И. Д. Рукописи Мертвого моря. М., 1960: второе издание—
1961. См. также: Находки у Мертвого моря. М., 1964.

Г л а в а VI

1 Пушкин А. С. Собрание сочинений. М., Изд-во АН СССР, т. XII, с. 34.
2 Dahl S. Geschichte des Buches. Leipzig, 1928, S. 11.

218

3 Распространяющиеся в настоящее время микрофильмы как будто возродили к жизни древний тип книги-свитка, но это впечатление только кажущееся (микрофильмы имеют вспомогательное значение).
4 Funke Fr. Buchkunde. Leipz., 1963, S. 50.
5 Pinner H. L. The world of books in classical antiquity. L., 1948, p. 14.
6 Böckwitz H. Beiträge Z. Kulturgeschichte des Buches, Leipz, 1956, S. 5.
7 Berliner Klassiker Texte, V, 1.
8 Стихи Марциала здесь и в дальнейшем цитируются в переводе Ф. А. Петровского (Марциал. Эпиграммы. М., «Худ. литература», 1968).
9 Отделать так книгу называлось у римлян «украсить книгу» (Omare). См. Ulpiani Dig. XXXII, 52, 5: «perscripti libri ... nondum ornati ...».
10 В Египте, где мало дерева, для умбиликов использовали тростник
11 См. воспроизведение в книге Klasicke Ateny, Bratislava, Tatran, 1970, с. 198.
12 Ср. например, Grolier Eric de, Histoire du livre, Р., 1954, р. 14.
13 Swiderek Α. W. «Panstwie» Apolloniosa. Warsz., 1959, c. 31.
14 Bethe E. Buch und Bild im Altertum. Wien, 1945, S. 11.
Глава VII
1 Тронский И. Μ. Оксиринхская дидаскалия к тетралогии Эсхила о Данаидах. — ВДИ, 1957, № 2, с. 146.
2 Löffler К. Einführung in die Handschriftenkunde. Leipzig, 1929, S 49
3 Там же, с. 136.
4 Dain А. Ор. cit., р. 34.
5 Документ приведен у Wattenbach W. Das Schriftwesen im Mittelalter. Leipzig, 1875, S. 155 ff.
6 Дукт (лат. ductus, от глагола duco, «веду») — общий характер «ведения» линии пера, выписывающего букву («последовательность и направление начертаний отдельных линий, составляющих букву, как определяет это понятие А. Д. Люблинская — Латинская палеография. М., 1969, с. 12).
7 Rothe Ε. Buchmalerei aus zwölf Jahrhunderte. Berlin, 1966. S. 183.
8 См. «Антаподосис или воздаяние», а также «Отчет о посольстве в Константинополь» Лиутпранда (Памятники среднев. лат. литературы, М., 1972, с. 57—79).
9 Bethe Ε. Ор. cit., s. 25.
10 Фотоиздание кодекса в двух томах вышло в Лейдене в 1906 г. (Sijthof—De Uries). См. также описание Буберля в Arch. Iahrb. 51 1936 с. 114 слл.
11 Мегалопсихия изображена также на мозаике IV—нач. V века из Антиохии (См. Чубова Α., Иванова А. Античная живопись. М., 1966 илл. 153).
12 Сергеенко Μ. Е. Помпеи. М.—Л., 1949, с. 212 слл.
13 См. Mihslau Bohatec. Schöne Bücher des Mittelalters aus Böhmen Prag, Artia, 1970, S. 11.
14 Grant I.Ν. Г and the miniatures of Terence, Classical Quarterly, N. S. XXIII, 1, 1973, p. 88 sqq.

Глава VIII

1 Lake K. Codex Sinaiticus Petropolitanus, Oxf. 1911, Introduktion
2 M Valerii Martialis Epigrammaton libri, von L. Friedländer, Leipzig, 1886, S. 78.
3 Там же, с. 70.

219

4 Dziatzko К. Untersuchungen über ausgewählte Kapitel des antiken Buchwesens. Leipzig, 1900, S. 165.
5 А. Дэн предполагает, что значительная часть литературных папирусов из Египта имеет именно такое происхождение (Указ. книга, с. 20).
6 Еще в VII в. до н. э. Архилох знал, что Салмидесс — гибельное место для моряка. Призывая все беды на голову изменившего ему друга, он писал:

Пускай близ Салмидесса ночью темной
Взяли б фракийцы его...
(Античная лирика. М., «Худ. лит.», 1968, с. 119, перев. В. Вересаева).

7 Капнист В. В. Избранные произведения. М., 1973, с. 34.
8 Там же, с. 167.
9 Положения не могут спасти изобретение новых терминов вроде «наддиалекта», применяемых к языку Гомера (Ср. Тронский И. М. Вопросы языкового развития в античном обществе. Л., «Наука», 1973, с. 109).
10 Dain А. Ор. cit., Р. 35.
11 Краткий и очень ясный очерк латинской палеографии дан в книге А. Д. Люблинской (Латинская палеография, М., 1969). См. также Добиаш-Рождественская О. А. История письма в средние века. М., 1936. Фундаментальным руководством по греческой палеографии служит книга Gardthausen U. Griechische Paläographie, 2 Bde. Leipzig, 1911—1913.

Глава IX

1 Точную датировку содержит Р. ОХУ. 1, 12, Col. IV: «В 112 олимпиаду ... в первый год этой олимпиады Александр сын Филиппа взял Тир и занял Египет».
2 Mitteis—Wilcken. Grundzüge und Chrestomathie der Papyruskunde
1912. В. II, H. 2 № 36, 226/225 г. до н. э. (Αλεξάνδρεια της 'επιγονης).
3 Archiv für Papyrusforschung, t. V, 1910—1911, S. 25.
4 Pseudo-Callisthenes. Historia Alexandri Magni, 1, 30, ed. Kroll, Berlin, 1926.
5 Rohde E. Der griechische Roman und seine Vorläufer, Berl. 1960, S. 197.
6 Страбон бывал в Александрии во времена императора Августа и прожил там, по-видимому, несколько лет, с 25 по 20 гг. до н. э. (См. Parsons Ε. Α. The Alexandrian library. London, 1952, p. 61).
7 Mahmud-el-Falaki. Memoire sur l'ancienne Alexandrie, Copenhagen, 1872. См. также Neroutsos-Bey Т. L'ancienne Alexandrie, P, 1888; Alexandre Max de Zogheb. Etudes sur l'ancienne Alexandrie. Р., 1909.
8 Co времен Александра почва основанного им города понизилась на 7,5 фута и значительные остатки античной Александрии оказались под водой (Bevan Ε. Α History of Egypt under the Ptolemaic Dynasty. London, 1927, p. 7). См. также Михаловский К. Александрия. Варшава, 1970, с. 8.
9 Еще в XIII веке Фаросский маяк светил генуэзским и венецианским купцам, плывшим на Восток. Маяк считался одним из чудес света, и о нем складывались легенды. Строительство маяка обошлось, по данным древних источников (Плиний) в 800 талантов и продолжалось 12 лет. Зеркало, укрепленное на его вершине, существовало до 712 года, а здание маяка с многочисленными колоннадами, поставленными друг на друга, — до 1274 года. См. Zogheb А. М. Etüde sur l'ancienne Alexandrie. Р., 1909, р. 17.
10 Archiv für Papyrusforschung, VII, 1924, S. 240 (Berl. Pap. 13045). Папирус относится к I в. до η. э.
По поводу дележа провинций империи после смерти Александра см.

220

Elgood Ρ: G. Les Ptolemees d'Egypte. Р., 1943, р. 7. См. также Тарн В. Эллинистическая цивилизация. М., 1949, с. 23 слл.
12 Нельзя считать исключенным и то, что Деметрий Фалерский мог продолжать свою деятельность и при Птолемее Филадельфе. Христианский писатель Епифаний (De mensur et pond. 9) сообщает, как однажды Птолемей Филадельф спросил Деметрия, как много книг собрано в библиотеке. Тот ответил, что собрано 54 800 свитков, но многое еще можно найти в Эфиопии, Персии, Вавилонии, Ассирии, Иудее и др. странах.
13 Beloch К. I. Griechische Geschichte, В. IV, Abt. 1, S. 324. Berlin, 1925. 14 He was a patron of Greek letters, and was not himself without cultu-
re — Bell H. Egypt from Alexander the Great to the Arab conquest, Oxf., 1948, p. 34.
15 Крюгер О. Арриан и его труд «Поход Александра» (в кн.: Арриан. Поход Александра. М.—Л., 1962, с. 22). Впрочем, Арриан хвалит труды Птолемея за умеренность и точность. Как предполагает Корнеман (Kornemann Ε. Die Alexandergeschichte des Königs Ptolemaios I. Leipzig, 1935, S. 39) сочинение Птолемея называлось «История деяний Александра»; по мнению Корнеманна, Птолемей следовал здесь манере изложения Фукидида, излагая события по зимним и летним кампаниям.
16 Деревицкий А. О начале историко-литературных занятий в древней Греции. Харьков, 1891, с. 58.
17 Мнение Тарна (Эллинистическая цивилизация. М., 1949, с. 242), утверждающего, будто Александрийская библиотека была создана под влиянием соответствующих учреждений Ассирии и Вавилона, вряд ли может быть принято. Эллада обладала достаточно самостоятельными традициями в этой области.
18 Bouche-Leclercq Α. Histoire des Lagides. Р., 1903, I, р. 121.
19 Rheinisches Museum. IV, 1830, S. 232; См. также Ritschl F. Die alexandrinischen Bibliotheken. Breslau, 1838, S. 3.
20 Keil H. Ioannis Tzetzae scholiorum in Aristophanem Prolegomena, Rheinisches Museum, VI, 1847, p. 108 sqq.
21 См. Ritsehl F. Op. cit.: Opuscula philologica, Leipzig, 1866, ν. 1.
22 Указ. соч., с. 89 слл.
23 Beloch К. /. Griechische Geschichte, В. IV, 1, S. 424: «Die richtige Erklärung... hat schon Ritsch gegeben...».
24 Dziatzko K. L Tzetzes und das Plautus—scholion, Rhein. Mus. 46, 349 H, См. также RE 'αμιγείε Βίβλοι (Bd. I, 2, S. 183)4.
25 RE s. ν. 'αμιγείε Βίβλοι: «In denen mehrere Bücher oder Teile von mehreren Bücher ... sich befinden».
28 Susemihl. Geseh. d. gr. Litteratur in der Alexandriner Zeit. L. 1891,1, S. 331 утверждает, что к Зенодоту восходит обозначение песен «Илиады» прописными, а «Одиссеи»—строчными буквами, но это вряд ли может быть принято. Деления на прописные и строчные во времена Зенодота еще не существовало.
27 Если судить по сообщению автора введения к «Илиаде», которое сохранено в кодексе Cod. Ven. А (см. Зуземиль, Указ. соч., I, с. 333, примечание 22 в).
28 О популярности лексикографических штудий в III в. до н. э. говорит и то, что гомеровские «глоссы» (то есть объяснения непонятных слов) мы находим даже на черепках («острака»). Один такой остракон издал А. Кёрте (Archiv für Papyrusforschung, VII, 1924, 243—244), См. также Wilamowitz U., SB Berlin, 1918, S. 739 ff.
29 Рёмер в своей книге (Roemer Α. Die Homerexegese Aristarchs in ihren grundzügen, Paderborn, 1924, S. 82) иронически замечает по этому поводу:

221

«Устоят ли эти необыкновенно тонкие наблюдения перед научным форумом современной зоологии?».
30 Roemer А. Ор. cit., S. 26.
31 Galen in Hippocr, de nat. hom. I, 42, t. XV, p. 105.
32 Деревицкий А. Указ. соч., с. 138.
33 Там же, с. 148—149.
34 Греческий оригинал цитируемого текста Цецеса приведен у А. Дере-зицкого (Указ. соч., с. 151).
35 Там же, с. 153.
36 Rohde Е. Der griechische Roman. Berlin, 1960, S. 20.

Глава Х

1 Лампадной упоминается в послании ритора Фронтона (Epist. 7g Ε р. 20 Nab) как один из самых известных грамматиков, занимавшихся изданием литературных текстов.
2 Дератани Я. Ф. Театр Плавта, с. 11 (в кн.: «Плавт Т. М., Избранные комедии, перев. А. В. Артюшкова, М" Academia, 1933).
3 Литература, посвященная Геркуланским папирусам, указана в статье Barker R. The Bibliography of the Herculaneum Papyri, classical review. London, 1908, p. 7 sqq.
4 См. Comparetti D. Villa Ercolanese dei Pisoni, Atti dell: Accademia dei Lincei, cl. storica, V, 1880; Comparetti Ζλ, da Petra G. La villa Ercolanese dei Pisoni e la sua biblioteca, Tor. 1883; Vogliano A. Epicuri et Epicureorum scripta in Herculanensibus papyris servata. Berl. 1928.
5 См. Bassi D. I papiri Ercolanesi latini, Aegyptus, VII, 1926, 203—214.
6 Все античные источники ссылаются на сборник писем из 16 книг, поэтому замечание Непота об 11 свитках трудно объяснимо. См. Доватур А. И., Античные сборники писем Цицерона, в кн.: Письма М. Т. Цицерона, т. 1, М—Л., 1949, стр. 404.
7 Г реве И. AL Очерки по истории римского землевладения. Спб, 1899, с 255
8 Aul. Gell. Ν. Α. XVIII, 4, 1; Galen. XIX, 9.
9 Fl. Vopisc. V. Tac. 10.
10 Об этой библиотеке упоминает Овидий в «Печальных элегиях» {III, I, 69). См. также Dio Cass. XLIX, 43; Suet, de gramm. 21.
11 О ней упоминает Плиний в «Естественной истории» (XXXIV, 43). Некоторые полагают, что библиотеке Тиберия, о которой пишет Светонии в цитированном месте, тождественна bibliotheca domus Tiberianae, о которой упоминает Авл Геллий (XIII, 20, 1) и Флавий Вописк в биографии Проба (II, 1).
12 Авл Геллий .упоминает о ней неоднократно (V, 21, 10; XIII, 19; XVI, 8, 2).
13 Об этой библиотеке упоминает Дион Кассий (LXVIII, 16, 1). Авл Геллий изучал в ней эдикты древних преторов (XI, 17, 1).
14 Позднее, в эпоху Сидония Аполлинария, занимавшего пост епископа Галлии с 472 г., она вновь находилась в прежнем помещении (Ep. IX, 16).
15 Birt Th. Das antike Buchwesen, Berlin, 1882, S. 360. Указание это содержится в древнем описании Рима — Notitia regionum urbis Romae.
16 Вехов С. Библиотеки в древнем мире. Варшавские университетские известия, VII, 1899, с. 18 слл.
17 Гиббон Э. История упадка и разрушения римской империи, ч. IV, М., 1884, с. 374.
18 Василий Великий в IV веке в речи «О желательности использования

222

произведений греческой литературы» советовал изучать древних греческих авторов, считая это полезным для воспитания вкуса к искусству слова, а бл. Августин в своей «Исповеди» (VIII, 7, 17) заявил, что интерес к философии пробудился у него благодаря знакомству с произведениями Цицерона.
19 Об отношении христианских философов Юстина, Климента Александрийского и Оригена к эллинской культуре см.: Chadwick Η. Early Christian thought and the classical Tradition, Oxf. 1966; Wifstrand A. Die Alte Kirche und die griechische Bildung, Bern, 1967.

Подготовлено по изданию:

Борухович В.Г.
В мире античных свитков / Под ред. Э.Д. Фролова. — Саратов, Издательство Саратовского университета, 1976.



Rambler's Top100