Наша группа ВКОНТАКТЕ - Наш твиттер Follow antikoved on Twitter
3

ПРЕДИСЛОВИЕ

Античная литература, первая и древнейшая европейская литература, была создана греками и римлянами в условиях античного рабовладельческого общества, выделенного впервые К. Марксом и Ф. Энгельсом среди других древних обществ в особую ступень в истории развития человечества.
Греко-римское рабовладельческое общество с его специфической структурой и только ему присущими законами развития возникло в особых условиях из первобытнообщинного строя. Сущность его определена открытой и детально проанализированной К. Марксом «античной формой собственности» 1.
Права собственности на основные средства производства и прежде всего на землю распространялись в античном обществе лишь на полноправных членов гражданской общины, которой непосредственно предшествовали первоначальные родовые и племенные объединения. Основой общины был город — главное сосредоточие свободных и сначала равных земельных собственников, владельцев средств производства. Их сплачивало предполагаемое происхождение от «общего предка», утверждала в реальной силе и власти совместная частная собственность, а гарантии свободы и безопасности предоставляло и охраняло государство, организованное в форме города-государства, полиса. Как устройство, так и идеология полиса во многом определялась институтами родового строя с его половозрастными содружествами, культом «общего очага» и «предков-героев». Свободным гражданам каждого полиса социально противостояли неграждане по происхождению, т. е. уроженцы других полисов, и рабы — почти основные производители во всех отраслях производства. Но в процессе развития производства противоречия между рабовладельцами и рабами осложнялись противоречиями между гражданами и негражданами и между различными социальными группами граждан. Отсюда все своеобразие экономического и культурного бытия античного мира, всех его взлетов и падений, а в конечном счете, упадка и гибели.

1 См.: К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., изд. 2, т. 3, стр. 62. Термин «античный» (латинское слово antiquus — древний) возник в средние века для обозначения всего относящегося к культурным и бытовым реалиям древности. В современной науке античность рассматривается как особый и неповторимый этап истории средиземноморского мира с начала I тысячелетия до н. э. но IV—V вв. н. э.
4

Античная форма собственности и рабовладельческий способ производства были исторически ограничены в своем развитии. Однако в условиях античного общества возникла рабовладельческая демократия, сумевшая предоставить всем полноправным гражданам возможность участия в управлении полисом и в его политической жизни. В зависимости от степени демократизации полиса складывалась его организация и форма правления (демократия, олигархия, аристократия). Хотя в античном мире существовали все указанные формы государства, наибольшие перспективы для развития личности раскрывались в демократических полисах периода их расцвета, когда личность проявляла себя в нерасторжимой связи с коллективом и, еще не ощущая противоречия с ним, пользовалась своей свободой и самостоятельностью на благо этого же общества. В этой взаимосвязи личности и общества заложен основной фактор создания в античности тех вечных ценностей, которые, по словам Маркса, «продолжают доставлять нам художественное наслаждение и в известном отношении служить нормой и недосягаемым образцом» 1.
Именно эти непреходящие ценности смогли оказаться духовной опорой всей европейской культуры, которая неизменно обращалась к античности на всех важнейших и значительнейших этапах своего развития.
Первой античной культурой явилась греческая, сложившаяся в восточном Средиземноморье в начале I тысячелетия до н. э., преемственно тесно связанная с крито-микенской культурой II тысячелетия и более отдаленно со всем культурным ареалом Ближнего Востока. В VIII—VII вв. до н. э. в результате миграции греческих племен их культура распространилась по всему Средиземноморью, достигая даже берегов Черного и Каспийского морей. В конце IV и в начале III в. до н. э. в результате македонской экспансии она проникла на Восток, включая Индию и Среднюю Азию. Несколько позднее возник контакт с доселе самобытной римской культурой, которая отныне стала развиваться в качестве второй культуры античного мира, не утратившей при этом своего этнического своеобразия. В I в. до н. э. в эпоху римских завоеваний греко-римская культура распространилась по всей Западной Европе, достигнув Британских островов.

1 К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 12, стр. 737.
5

Литература в античном обществе возникает в качестве одной из форм идеологии, впервые обособившейся из той универсальной формы сознания общинно-родового периода, которая закреплена в мифологии. Значение и смысл этого явления раскрыты в словах Маркса о том, что обаяние древнегреческого искусства «не находится в противоречии с той неразвитой общественной ступенью, на которой оно выросло. Наоборот, оно является ее результатом и неразрывно связано с тем, что незрелые общественные условия, при которых оно возникло, и только и могло возникнуть, никогда не могут повториться снова» 1.
Мифологическая тематика античной литературы составляет одну из важнейших ее особенностей, вытекающую из непосредственной связи общинно-родового и античного общества на ранних ступенях его развития. В общинно-родовом обществе мифология является универсальной и единственной нерасчлененной формой общественного сознания, которое отражало действительность в чувственно-конкретных и персонифицированных образах. В следующей формации приходит новое, философское осмысление действительности, проникающее в литературу в V в. до н. э., но задолго до этого начавшее наступление на мифологию. Античное искусство и литература возникают и развиваются на «почве» мифологии, которую они используют в роли «арсенала» 2. Однако на более поздних этапах мифология становится лишь арсеналом литературы и используется последней как основное средство раскрытия действительности. Следствием этого оказывается характерная для всей античной литературы традиционность образов и ситуаций, не тормозящая литературное развитие, а, наоборот, позволяющая античным поэтам и писателям прежде всего заботиться об углублении и раскрытии содержания, обусловленного идейными целями и задачами их времени. Наконец, непосредственная связь с устным творчеством общинно-родового периода и сравнительно позднее обращение к письменности для фиксации словесного творчества (конец VIII в. до н. э.) определили, с одной стороны, преобладание стихотворной формы и ее тщательную разработку, а с другой — постоянную близость античной литературы к фольклору.
Античная литература представляла собой сложное и многообразное явление, в котором указанные особенности раскрыва-

1 К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 12, стр. 738.
2 Там же, стр. 736.
6

лись по-разному в различные культурно-исторические эпохи. Поэтому нет необходимости в предисловии обращаться к конкретным примерам. Но следует сделать еще несколько замечаний общего характера, раскрытие содержания которых входит в задачу авторов данного учебника.
Впервые в античной литературе человек становится основным объектом художественного изображения. Этим определялись художественная значимость и образная содержательность античной литературы в сравнении с литературами древнего Востока и степень ее воздействия на литературы нового времени. «На почве Греции и Рима выросло новейшее человечество. Без них средние века ничего не сделали бы. Я понял французскую революцию и ее римскую помпу, над которой прежде смеялся... Обаятелен мир древности. В его жизни зерно всего великого, благородного, доблестного, потому что основа его жизни — гордость личности, неприкосновенность человеческого достоинства» 1.
В античной литературе отражены особенности и эволюция художественного восприятия действительности, раскрытого во всем многообразии жанровых и стилевых форм. Почти все жанры литературы нового времени зародились и оформились в античности, сохранив свои античные наименования (эпос, лирика, элегия, ямбическая поэзия, ода, гимн, драма, трагедия, комедия, мим, пантомима, эпиграмма, идиллия, сатира и т. д.). Наряду с теми жанрами, которые теперь принято относить к области художественной литературы, античность включала в нее исторические и философские сочинения, речи ораторов, отчасти письма и другие «ученые» жанры. Строгой системе жанров, возникающих как в исторической последовательности (эпос, лирика, драма), так и одновременно (трагедия, комедия), делившихся на высшие и низшие, была подчинена столь же четкая и устойчивая традиционная система стилей. В греческой литературе, где становление жанров и стилей представляется особенно наглядным, отдельные жанры сохранили за собой все языковые особенности тех географических областей, в которых они возникали. Эти особенности сделались приметой соответствующего жанра вне связи с живым разговорным языком, и литературный язык каждого жанра характеризовался своей особой наддиалектностью. Столь же обособленным от повседневного разговорного языка был язык римской литературы, где отсутствие полидиалектной базы ком-

1 В. Г. Белинский. Полн. собр. соч., т. 12. М., 1956, стр. 52.
7

секрет его производства. Он был удобен и относительно дешев, но требовал особых климатических условий хранения, неприемлемых для Европы. На папирусе писали очень долго. Для мелких текущих записей использовали деревянные навощенные таблички.
Примерно в конце VI в. до н. э. в Ионии (греческом побережьи Малой Азии) впервые возникли книги для чтения в форме свитков, достигавших до 10 метров в длину. Так как практически пользоваться столь длинными свитками было неудобно, то большие произведения писались на нескольких свитках, каждый из которых составлял книгу, соответствуя современной главе. Книжное дело быстро завоевало себе признание и вскоре распространилось по всему греческому миру, а впоследствии было заимствовано римлянами. Из подлинных античных папирусных книг, дошедших до нас, древнейшая относится к IV в. до н. э., а стихотворение, написанное на этом свитке, было сочинено примерно полувеком ранее. Последнее обстоятельство особенно важно, так как мы не располагаем авторскими античными рукописями (ничтожные исключения не представляют литературной ценности); большинство же тех рукописей, по которым впоследствии публиковались античные памятники, отстояли от времени возникновения последних на десятки столетий.
Немало античных книг погибло в 47 г. до н. э. во время грандиозного пожара александрийской библиотеки в Египте, где хранились и изучались многочисленные памятники греческой словесности. Впоследствии частично возобновленная и пополненная за счет других книжных хранилищ, в том числе также латинскими текстами, эта библиотека в конце IV в. н. э. была почти полностью уничтожена фанатиками-христианами. В дальнейшем исчезновению античных книг способствовали многие причины и, в первую очередь, произвольный отбор авторов для школ поздней античности и раннего средневековья.
Со временем изменилась форма книг, что было связано с появлением нового писчего материала — пергамена, который представлял собой специальным образом выделанную кожу; секрет ее обработки был открыт во II в. до н. э. в малоазийском городе Пергаме. Еще до широкого внедрения пергамена в книжном деле свиток вытесняется кодексом, имевшим форму современной книги. К IV в. н. э. пергаменные кодексы окончательно вытеснили папирусные свитки и кодексы. Отныне папирус

8

стал употребляться лишь при составлении документов, в частной переписке и в учебных целях. За время этого перехода от одного писчего материала к другому погибло много литературных памятников ранних периодов, но и рукописей IV—VIII вв. н. э. сохранилось ограниченное количество, так как интерес к античным произведениям постепенно затухал. Лишь новый культурный подъем, начавшийся в Византии в IX в., а в Западной Европе — с XIV в., спас сначала греческую, а потом и римскую литературу от полного забвения. Византийские ученые отыскивали и переписывали греческие рукописи, составляли к ним примечания, вносили исправления, разъяснения и добавления. Однако подготовленные ими рукописи вместе со своими уникальными образцами подверглись вскоре новым опасностям: крестовые походы несли с собой массовое истребление и сожжение «языческих книг».
Начиная с XIII в. в результате культурного общения с Италией византийские книжники познакомили Запад с уцелевшими греческими рукописями и пробудили сначала у итальянцев интерес к римским древностям. С этого времени в Италии зарождается страсть к коллекционированию и изучению латинских текстов.
После падения Византийской империи и захвата турками Константинополя в 1453 г. центр изучения античного наследия окончательно переместился на Запад. В конце XV в. в Италии стали выходить в свет первопечатные издания греческих и латинских авторов. Часть ценнейших античных рукописей, миновав Запад, попала в Россию в приданом греческой царевны, невесты Ивана III. Эти рукописи составили основу знаменитой библиотеки московских царей, впоследствии бесследно исчезнувшей.
Наряду с античными произведениями, сохранившимися в средневековых рукописях, имеется некоторое количество текстов, непосредственно пришедших к нам из античных времен. Помимо полусожженной библиотеки неизвестного библиофила в Геркулануме, пострадавшей в 76 г. н. э. при извержении Везувия, поставщиками их являются гробницы и пески Египта. Раскопки, начатые в Египте в конце прошлого столетия, оказались очень плодотворными, и публикации найденных папирусных и пергаменных античных текстов еще далеко не окончены. Сличение найденных текстов с теми, которые уже давно были известны по средневеко-

9

вым рукописям, позволило констатировать преемственность рукописной традиции и выступить в защиту последних.
Но так как все же большая часть литературной продукции античного мира утрачена, при изучении античной литературы особую важность приобретают фрагменты, т. е. отрывки не сохранившихся полностью сочинений. Наряду с собственно фрагментами сюда же относятся цитаты из античных авторов и ссылки на них в других, иногда довольно поздних произведениях, всякого рода пересказы и переложения.
Кроме того, сохранились античные свидетельства, т. е. различные сведения об авторах и их деятельности, зачастую носящие признаки заведомой необъективности или развлекательности.
В настоящем пособии, составленном в соответствии с программой курса истории античной литературы, читаемого на гуманитарных факультетах вузов нашей страны, изложены основные вопросы курса, проанализированы важнейшие литературные памятники и освещены общие проблемы современного литературоведения.
По сравнению с первым изданием материал значительно расширен и переработан. Уделено большое внимание фольклорным истокам и мотивам в обеих ветвях античной литературы. В первой части значительно полнее представлены главы, посвященные ранней греческой лирике, аттической прозе и особенно раздел эллинистической литературы и литературы периода римского владычества.
Во второй части заново написаны или основательно дополнены те главы, в которых рисуется общая картина развития культуры и искусства в отдельные периоды римской литературы, а также разделы, посвященные римскому театру, Плавту, Цицерону, Вергилию, Титу Ливию, Тациту и Апулею.
В отличие от первого издания написано предисловие к учебнику, дающее представление об античном обществе и его эволюции, о характере и сохранности источников. Вопрос же о воздействии античной литературы на европейскую и мировую культуру рассмотрен лишь в общем виде, так как ответ на него предусмотрен в процессе знакомства читателя с предлагаемой историей античной литературы. Как и в первом издании, часть первая (Греческая литература) написана Н. А. Чистяковой, часть вторая (Римская литература) — Н. В. Вулих.

Подготовлено по изданию:

Чистякова Н.А., Вулих Н.В.
История античной литературы. — 2-е изд. — М.: Высш. школа, 1971.
© Издательство «Высшая школа», 1971.



Rambler's Top100