Наша группа ВКОНТАКТЕ - Наш твиттер Follow antikoved on Twitter
16

РАЗДЕЛ I
АРХАИЧЕСКАЯ ГРЕЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. ДОЛИТЕРАТУРНЫЙ ПЕРИОД

Первыми памятниками древнегреческой и всей европейской литературы являются «Илиада» и «Одиссея», эпические поэмы, включающие в себя в общей сложности около 30 тысяч стихов. Автором обеих поэм греки называли Гомера и считали его первым поэтом. «До Гомера мы не можем назвать ничьей поэмы подобного рода, хотя, конечно, поэтов было много»,— отмечал по этому поводу в IV в. до н. э. Аристотель, ученый энциклопедист, основоположник теоретической эстетики, научного литературоведения и истории литературы 1. Ни Аристотель, ни его предшественники и последователи не могли назвать никаких догомеровских произведений, а перечисление догомеровских поэтов превращалось у них в перечень имен, расцвеченных занимательными легендами биографического характера. В этих зачастую фантастических легендах отражена стойкая вера в силу поэтического слова. Например, поэт Орфей своими песнями заставлял сдвигаться с мест деревья и скалы и вел их за собою. Под песни Амфиона огромные камни сами устанавливались в ряд, образуя крепостные стены города Фив. Часто в легендах рассказывается о состязаниях таких поэтов-певцов с богами. Фамирис соревновался с Музами в искусстве сочинения и исполнения песен, победил их и был в наказание ослеплен Музами, лишен голоса и умения играть на лире. Лин пытался соперничать с Аполлоном, покровителем искусства и предводителем Муз. За дерзость Аполлон убил его.
Занимая особое место среди этих легендарных и полулегендарных певцов, Гомер отличался от них прежде всего тем, что его произведения не только сохранились, но были широко изве-

1 Аристотель. Поэтика, гл. IV, 1448 в. М., 1957.
17

стны и прославлены, а имя его стало нарицательным именем создателя поэзии, родоначальника всех последующих поэтов, избранника богов и любимца Муз.
Однако даже первое поверхностное знакомство с «Илиадой» и «Одиссеей» позволяет видеть в этих поэмах не начало словесного творчества, как бы оно ни было блистательно, а скорее указывает на его продолжение и длительное сложное развитие, которое на своих ранних этапах не нашло отражения в письменности и носило устный, фольклорный характер.
С древнейших времен простая бесхитростная песня, исполняемая под аккомпанемент несложного музыкального инструмента и сопровождаемая ритмическими движениями, является постоянным спутником человека на всех этапах его жизненного пути. Текст ее существовал лишь в устной передаче, но многочисленные свидетельства о ней представлены в гомеровских поэмах. И в «Илиаде», и в «Одиссее» часто упоминаются разнообразные трудовые песни. Поют пастухи, выгоняя стада; в такт движениям веретена звучит песня; собирая в саду урожай, юноши и девушки слушают как

...Отрок прекрасный на звонкорокочущей лире
Сладко перстами бряцал, припевая прекрасно под струны
Голосом нежным...
(«Илиада», кн. 18, ст. 570—572.
Пер. Н. И. Гнедича)

Песни поют на полях сражений и на военных переходах, в песнях же прославляется одержанная над врагом победа. Песня неизменно сопутствовала любому обряду. Ни один праздник, ни одно пиршество не обходились без песен, о чем повсюду упоминается в поэмах. Кто же сочиняет и исполняет песни? В «Илиаде», которая по времени возникновения старше «Одиссеи», ничего не говорится о певцах-профессионалах. Исполнителями песен оказывается либо весь коллектив, либо кто-нибудь один, подобно тому, как Ахилл, сидя в шатре, поет, сам аккомпанируя себе на лире:

Лирой он дух услаждал, воспевая славу героев.
(«Илиада», кн. 9, ст. 189)

Кто сочинял эти песни, неизвестно: они должны представляться всеобщим достоянием. В «Одиссее» впервые выведены певцы-профессионалы. Демодок, который поет в царстве феаков, и Фемий, развлекающий пирующих в доме Одиссея на Итаке, становятся уже самостоятельными персонажами поэм. Упомянут там же еще третий певец, безымянный, о котором говорится, что ему предводитель греков Агамемнон, уходя надолго в поход, поручил заботиться о доме и жене.
В «Одиссее» впервые раскрыт репертуар певцов, изложено содержание исполняемых ими песен, темы которых по-прежне-

18

му, как у Ахилла, относятся к героическим, т. е. прославляют героев и богов.
Сюжеты всех тех песен, которые исполняет в царстве феаков у царя Алкиноя Демодок, взяты из мифологических сказаний о подвигах (деяниях) богов и героев. Без знакомства с греческой мифологией, с ее ролью и значением в истории греческой литературы, искусства и культуры невозможно изучение последних, невозможно правильное представление об истории культурного и социального развития человечества. «Известно,— писал К. Маркс,— что греческая мифология составляла не только арсенал греческого искусства, но и его почву» 1. Слово «миф» заимствовано из греческого языка, где оно обозначало «сказание», «повествование», «вымысел». Для нас греческие мифы, как сказания о греческих богах и героях, представляются наивными и поэтическими созданиями безудержной фантазии, далекими от реальной жизни, как бы уводящими нас в далекий сказочный мир.
В действительности мифотворчество связано с определенной ступенью развития человеческого общества, с тем периодом, когда мифология выступает универсальной и единственной нерасчлененной формой общественного сознания. На очень ранней ступени развития человечества сознание отражает действительность в виде чувственно-конкретных и персонифицированных образов, сохраняя веру в их реальное существование. По словам К. Маркса, в мифологии отражены «природа и сами общественные формы, уже переработанные бессознательно-художественным образом народной фантазией» 2. В мифах люди выразили свое понимание явлений природы, в них стремились объяснить загадку жизни и смерти, в мифах запечатлено возникновение различных общественных установлений и отношений. Самые различные события истории человечества увековечены в мифах: открытие огня и полезных ископаемых, появление ремесел, первые морские путешествия, мечты о покорении неба и о воздушных полетах и т. д. и т. п. В основных персонажах греческих мифов, в богах и героях, люди утверждали свою связь с окружающим миром, устанавливали закономерность подобных связей и свою причастность к природе и ее явлениям. С возникновением социального неравенства и социальной иерархии мир богов и героев уподоблялся человеческому миру. На поздних этапах мифотворчества, отраженных в гомеровских поэмах, боги мыслились уже полностью очеловеченными, но воспоминание об их былой вегетативной или зооморфной сущности сохранялось в перечне их атрибутов, т. е. посвященных им растений, животных, птиц и т. д. Постоянным местом пребывания богов греки считали гору Олимп в северной Фессалии. Отсюда правил миром верховный

1 К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., изд. 2, т. 12, стр. 736. 2 Там же, стр. 737.
19

бог Зевс, сын Крона, «отец богов и людей», «тучегонитель», «громовержец». С ним вместе делили власть его братья — владыка морей Посидон и бог подземного царства, повелитель мертвых Аид. Сестра и жена Зевса, Гера, покровительствовала семье и браку, другая сестра, Деметра, была богиней земли и земного плодородия. Дочь Деметры Персефона — богиня растительности, жена Аида. Детьми Зевса и Геры были бог войны Арей, бог огня и кузнечного мастерства Гефест и богиня юности Геба. Немало детей имел Зевс также от других богинь. Среди них наибольшей славой пользовались дети Латоны Аполлон и Артемида: первый— бог сверкающего и палящего солнца, покровитель искусства, вторая — богиня луны и охоты. Афродита, богиня плодородия, а затем любви и красоты, по одной версии считалась дочерью Зевса и океаниды Дионы, по другой родилась из морской пены возле острова Кипра. Сыном Зевса и нимфы Майи был Гермес, вестник богов, покровитель пастухов, путников и торговцев. Афина, богиня мудрости и труда, считалась дочерью Зевса, рожденной из его головы. В сонме гомеровских богов отсутствовал Дионис, сын Зевса и смертной женщины Семелы, один из самых древних и популярных богов, не включенный в состав олимпийцев из-за своего «полуземного» происхождения. Бессмертие, которым, как и все прочие боги, обладал Дионис, выделяло его среди тех многочисленных детей богов и смертных, которых греки называли героями и считали своими родоначальниками, основателями общин, городов, покровителями и благодетелями.
Исполнители героических песен о подвигах богов и героев назывались аэдами (от греческого слова aoidos — «певец»). Подобно умельцам-ремесленникам аэды составляли корпорацию, строго хранившую профессиональные тайны словесно-песенного искусства. Положение аэда в обществе было достаточно почетным и независимым.

Всем на обильной земле обитающим людям любезны,
Всеми высоко честимы певцы; их сама научила
Пению Муза: ей мило певцов благородное племя.
(«Одиссея», кн. 8, ст. 479—481. Пер. В. А. Жуковского)

Однажды исполненные песни не забывались; они передавались из поколения в поколение как самое достоверное свидетельство прошлого.

Знаем взаимно мы род и наших родителей знаем,
Сами сказания древние слыша из уст человеков...
(«Илиада», кн. 20. ст. 204—205)

Елена, покинувшая родину и мужа ради возлюбленного, больше всего обеспокоена тем, что о ней и Парисе останется дурная слава в веках:

20

Злую нам участь назначил Кронион, что даже по смерти
Мы оставаться должны на бесславные песни потомкам.
(«Илиада», кн. 6, ст. 357—358)

Содержание некоторых песен аэдов вкратце излагается в «Одиссее». Развлекая пирующих, Демодок поет веселую песню о том, как Гефест подкараулил свою жену Афродиту во время ее свидания с Ареем. Исполнение песни сопровождается пляской юношей. В другой раз Демодок поет о ссоре двух вождей. Наконец, в третий раз, по просьбе Одиссея, Демодок поет скорбную песню о взятии греками крепости Трои. Песни аэда исполняются под аккомпанемент лиры. Певец сидит, держа на коленях лиру, и пальцами или плектром перебирает струны. Демодок слеп, однако едва ли слепота является его индивидуальной особенностью. Слеп неизвестный аэд с острова Хиоса, о котором рассказывается в гимне к Аполлону (см. ниже), слепым предание называет самого Гомера. Здесь скорее всего отразилась историческая реальность: в древности люди, лишенные зрения и неспособные к физическому труду, чтобы найти для себя место в обществе, становились странствующими певцами.
Гомеровские поэмы знакомят нас с аэдами, исполнителями героических преданий старины, но нигде не раскрывают главной тайны их искусства. Были ли аэды творцами или лишь исполнителями своих песен? Выступали ли они с каким-то определенным, заранее подготовленным текстом или каждый раз заново импровизировали? Активизировавшееся в XX в. изучение устной эпико-героической поэзии различных народов позволило исследователям с достаточным основанием предположить, что творчество древнегреческих аэдов было устным и импровизационным. Однако независимо от этого существовала многовековая прочная аэдическая традиция, хранившая не связанными записью как отдельные темы сказаний, так и необходимый минимум поэтических средств и определенную систему поэтических образов и формул. Эта традиция давала возможность аэду не терять основной нити при исполнении старинных преданий и в то же время свободно владеть всем материалом.
В устной поэзии аэдов раскрывается предыстория гомеровских поэм, созданных на основе устных героических песен на новой, более высокой ступени развития поэтического творчества. В эпических поэмах сказания об единичных подвигах отдельных героев сменялись сказаниями о многочисленных и грандиозных деяниях и событиях, оказавших решающее влияние на судьбы целых народов. Свершителями деяний и участниками событий были теперь уже не отдельные боги или избранные герои, но весь Олимп и весь народ. Отсюда широта изображения, глубина содержания и единство замысла, для которых были тесны узкие рамки героических песен и требовались новые большие масштабы. Эпические поэмы уже не распевались, а рецитировались, т. е.

21

декламировались. Вместо лиры рапсод1, исполнитель-рецитатор, держал в руке увитый зеленью посох, символ его власти и мудрости.
Неизвестно, когда и при каких обстоятельствах эпическая поэзия вытеснила песни аэдов и на смену последним пришли рапсоды, слава которых была еще значительнее. Неизвестно, кем и когда были впервые учреждены состязания рапсодов, которые затем в исторические времена устраивались в дни общенародных торжеств в разных областях и городах Древней Греции. По знаку распорядителя праздника рапсоды сменяли друг друга на высоком помосте. О характере их декламации и воздействии ее на слушателей рассказывает Платон (IV в. до н. э.) от имени современного ему рапсода, хранителя искусства своих далеких собратьев. «Когда я рассказываю о чем-нибудь, возбуждающем сострадание, глаза мои наполняются слезами; когда же о чем-нибудь страшном или удивительном, то волосы мои подымаются и сердце трепещет... Всякий раз, когда я со своего места оглядываю слушателей, я вижу, как они плачут» (Платон, «Ион», 535).
Победивший на состязаниях рапсод получал в награду треножник и уносил с собой громкую славу, которая зачастую переживала его.

1 Слово «рапсод» образовано от греческого глагола rapto — «упорядочиваю», «соединяю» и существительного ode— «песня».

Подготовлено по изданию:

Чистякова Н.А., Вулих Н.В.
История античной литературы. — 2-е изд. — М.: Высш. школа, 1971.
© Издательство «Высшая школа», 1971.



Rambler's Top100