Наша группа ВКОНТАКТЕ - Наш твиттер Follow antikoved on Twitter
267

2. РАННЯЯ РИМСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

В конце IV — начале III вв. Рим уже был античным полисом, подчинившим себе всю среднюю Италию. В первой половине III в. до н. э. он покорил Этрурию и греческие колонии, овладев всем Апеннинским полуостровом (кроме Цизальпийской Галлии, — так называлась Северная Италия). После победы над Карфагеном — крупной торговой державой Средиземноморья (201 г. до н. э.) — Рим утверждает свое господство над островами Средиземного моря и отдельными областями Испании. Во II в. до н. э. римляне захватывают Македонию, подчиняют себе Грецию и Западное побережье Малой Азии, область Карфагена (в Африке), Пиренейский полуостров и Северную Италию. Таким образом, маленькая земледельческая община превращается теперь в Средиземноморскую державу, ведущую оживленную торговлю и накапливающую огромные богатства.
Дешевый труд рабов дает возможность организовать обширные хозяйства (латифундии), параллельно с ростом которых идет

268

процесс разорения мелких земельных собственников, бывших прежде главной опорой римского полиса. В это время возрастает и роль торгово-ростовщических слоев. Дельцы, большей частью происходившие из социальных низов, богатеют, выступая в роли откупщиков, которым государство поручает сбор податей в римских провинциях. Наряду с сенатской аристократией сословие «всадников», в которое входили представители торговых и ростовщических слоев, становится важной политической силой и выступает инициатором дальнейших завоеваний. Между всадничеством и нобилитетом подчас разгорается ожесточенная борьба.
В это время происходят изменения и в сложившемся ранее старинном укладе римской жизни. Став крупной средиземноморской державой, Рим пытается и в культурном отношении утвердить свое положение среди крупнейших эллинистических государств.
Первым государственным деятелем, оценившим важность художественного слова для пропаганды политических идеалов молодого Рима, был Аппий Клавдий Слепой (консул в 307 и 296 гг. до н. э.). В 279 г. он произнес в сенате знаменитую речь, в которой отверг мирные предложения царя Пирра. Эта речь была издана впоследствии отдельной книгой. Аппий составил и сборник изречений, из которого сохранились до наших дней лишь несколько сентенций, например: «Каждый человек — кузнец своего счастья».
Ведущими жанрами римской литературы становятся эпос и драма. Поэты, в отличие от первых прозаиков, были людьми, по социальному положению близко стоявшими к народу: вольноотпущенники-греки, пришельцы из италийских городков. Создание своей художественной литературы было важным политическим актом, который должен был способствовать повышению значения Рима среди государств Средиземноморья.
В середине III в. до н. э. знание греческого языка было распространено среди римского нобилитета. Этим языком пользовались при сношениях с эллинистическими государствами, он был как бы «официальным» языком дипломатов и государственных деятелей. Светоний сообщает, что в это время в Риме было много «полугреков»—учителей греческого языка, открывавших школы или живших в семьях римских нобилей. Очевидно, и Ливий Андроник принадлежал к числу подобных учителей и учил маленьких римлян греческому и латинскому языкам.
Ливии перевел на латинский язык «Одиссею» Гомера, предпочтя ее «Илиаде». Выбор был обусловлен, по-видимому, рядом соображений, важнейшее из которых состояло в том, что Одиссей был героем, издавна известным в Италии. Само его латинское имя «Улисс» относится к древнейшей, догомеровской эпохе. Согласно легенде сыновья Улисса Тиррен и Тархон были этрусскими царями, а два других — Ардей и Телегон считались основателями италийских городов Ардеи и Тибура. Существовало и

269

предание о том, что Эней — этот легендарный родоначальник римлян, — прибыл в Италию как спутник Одиссея. Таким образом, именно этот гомеровский герой являлся весьма подходящей фигурой для того, чтобы показать древнейшие связи между Грецией и Италией. Дело в том, что как раз в то время, когда создавалась «Одиссея» Ливия Андроника, римляне выступали в роли защитников греческих городов от агрессии иллирийцев и были впервые приглашены благодарными греками участвовать в знаменитых «Истмийских играх». Таким образом, «Одиссея» Ливия отвечала известным политическим запросам и должна была свидетельствовать о почтенном прошлом римского народа и его древнейших связях с Грецией.
От произведения сохранились лишь незначительные фрагменты, на основании которых можно, однако, утверждать, что поэт отнюдь не давал точного перевода, но стремился сделать Гомера понятным своим римским читателям. Он комментировал отдельные места, вводил подчас различные римские понятия и римских богов. Греческих Муз, например, он называет «Каменами», богиню Геру, которая у Гомера именуется «дочерью Кроноса» он величает «Чадом Сатурна» (Сатурн считался легендарным царем Италии), красочные эпитеты греческого подлинника Ливий устраняет или заменяет сухими определениями: «величайший муж Патрокл», «нечестивый Киклоп» и т. п. Вместе с тем, почти к каждому фрагменту Ливия можно подобрать соответствие у Гомера. Римский поэт рассказывает и о совете богов, на котором было принято решение приказать Калипсо отпустить Одиссея с острова Огигии, о встрече героя с Навсикаей, о пребывании у Полифема и т. д.
Поэма написана сатурновым стихом, а не гекзаметром. Этот древнейший латинский размер рассчитан наиболее короткую строку, чем гекзаметр, поэтому вся структура гомеровской речи подвергается у Ливия полнейшей перестройке.
Кроме «Одиссеи» Андроник составил два гимна для хора девушек. Эти «парфении» предназначались для торжественного исполнения во время обхода города, совершавшегося для умилостивления богов. Самый обычай исполнения «парфениев» — греческий, и был заимствован Ливией у жителей его родного города Тарента, тесно связанного с эллинистическими греческими государствами.
От трагедий и комедий Ливия сохранились лишь незначительные фрагменты. Большое внимание поэт уделял, по-видимому, темам Троянского цикла. Сохранились строки из трагедий «Троянский конь», «Аякс» и некоторых других.
Римская трагедия с самого начала своего существования отличалась от греческой некоторыми особенностями: в ней не было хора, а следовательно, и хоровых партий, диалоги действующих лиц перемежались ариями актеров (кантиками), сопровождавшимися музыкальным аккомпанементом. Жанр комедии, впервые

270

введенный Ливием, носил название «паллиаты» (комедии плаща), так как актеры выступали в ней одетыми в греческую одежду, и сюжеты также брались из греческой новоаттической комедии.
Родной город Ливия — Тарент — был одним из италийских центров эллинистической культуры, и, согласно свидетельствам древних, театральные зрелища были там излюбленным видом развлечения. Очевидно, по примеру Тарента театральные представления вводятся и в Риме.
Продолжателем Л. Андроника был Гней Невий (274— 201 гг. до н. э.). Италиец из Кампании, он участвовал в качестве солдата италийских вспомогательных легионов в Первой Пунической войне 1. Этой войне он посвятил свою поэму «Песнь о Пунической войне».
Литературная деятельность Невия развертывается в то время, когда в Риме несколько оживляется демократическое движение.
В этот период проводятся важные реформы, согласно которым все граждане, независимо от имущественного положения, получили в народном собрании равное число голосов. Во главе демократической группировки стоял в это время деятельный и энергичный народный трибун Г. Фламиний (282 г.).
По-видимому, Невий затрагивал в своих комедиях политические темы и нападал на римских нобилей. Сохранился, например, фрагмент комедии, в которой высмеивается известный полководец, весело проводящий время в обществе гетеры. Поздно ночью отец с трудом уводит его полураздетого от подружки. Римские грамматики указывают, что Невий подтрунивает здесь над прославленным полководцем Сципионом Африканским Старшим. Нападал он и на сторонников Сципиона, братьев Метеллов, которые ответили ему угрожающим стихом: «Дадут Метеллы трепку Невию поэту».
По свидетельству комедиографа Плавта, Невий был даже выставлен к позорному столбу за свои нападки на нобилей. Однако то обстоятельство, что он кончил жизнь в Африке, в Утике, в 201 г., в то время, когда там находился Сципион, дает основание предположить, что поэт искал примирения с главой мощной в то время группировки нобилитета.
Как и Ливий Андроник, Невий писал комедии и трагедии. В своих комедиях он использовал сюжеты новоаттической драмы, однако в них трактовались подчас и местные темы.
Так, например, сохранились фрагменты забавной пьесы «Та-

1 Пуническими войнами (первая — 264—241 гг. до н. э. и вторая —218 — 201 гг. до н. э.) называются войны Рима с сильнейшей торговой державой западного Средиземноморья — Карфагеном. Эти битвы изобиловали драматическими моментами. Карфагенский полководец Ганнибал опустошил Италию и дошел почти до стен Рима в 211 г. до н. э. Окончились войны победой римлян при Заме (Африка) в 202 г. до н. э. Римскими войсками командовал Сципион Старший, получивший затем почетное прозвище Африканский.
271

рентиночка». Героиней комедии является веселая гетера из Тарента, прибегающая к различным уловкам, чтобы привлечь к себе многочисленных поклонников: «одним кивает, другим машет, одного любит, другого удерживает, одного касается рукой, другого трогает ногой, одному дает полюбоваться своим кольцом, другому делает знаки губами, с одним поет, а с другим ведет немой разговор пальцами».
Во фрагментах комедии «Предсказатель» одно из действующих лиц подтрунивает над вкусами жителей городов Пренесты и Ланувия. В пьесе «Туника», вероятно, использовался римский сюжет.
Трагедия Невия, так же как и драмы Ливия Андроника, представляли собой переработку греческих драм. Уцелели фрагменты от трагедий «Ифигения», «Троянский конь», «Ликург» и некоторых других.
Новшеством явилось создание Невием так называемой претекстаты, т. е. трагедии на римскую тему. Исполнители ее были одеты в претексту — торжественную одежду римских магистратов, и сюжеты, следовательно, брались из римской жизни.
По свидетельствам древних, Невием были поставлены две претекстаты: «Кластидий» и «Ромул». «Кластидий» — пьеса, посвященная победе римского полководца Марцелла над инсурбскими галлами при городе Кластидии (222 г. до н. э.). Она была поставлена на погребальных играх Марцелла в 208 г. до н. э. Римские историки рассказывают, что молодой галльский вождь Вирдумар вызвал 47-летнего Марцелла на единоборство и был побежден им. По-видимому, об этом эпизоде и рассказывалось в претекстате. От нее, впрочем, уцелела всего одна строка: «Сохранив жизнь, веселый он вернулся на родину».
Погребения государственных деятелей в Риме издавна сопровождались торжественными церемониями, теперь же перед собравшейся толпой стали давать и небольшое театральное представление, в котором прославлялась деятельность усопшего. Весьма вероятно, что претекстаты не были драмами в полном смысле этого слова. Возможно, что они представляли собою театрализованное воспроизведение отдельных исторических или легендарных событий и давались во время триумфальных или погребальных игр, а также на тех празднествах, во время которых происходили сценические игры.
Невий, таким образом, делает шаг к романизации и актуализации не только комедии, но и трагедии.
Большой интерес представляет также и эпическая поэма Невия, посвященная Первой Пунической войне («Песнь о Пунической войне»). Поэт обращается здесь не к мифологии, как Ливий Андроник, а к недавнему прошлому Рима.
Эпические поэмы на исторические темы писали многие эллинистические поэты, прославлявшие деяния эллинистических монархов. Однако Невий посвятил свое произведение не восхвале-

272

нию отдельного лица, а деяниям римлян и истории римского государства в целом.
В ходе Второй Пунической войны, когда писалась поэма, Рим уже становится одним из крупных Средиземноморских государств, и «римская тема» начинает поэтому все явственнее звучать в произведениях литературы и искусства.
Поэма Невия, по-видимому, открывалась описанием знаменитого храма Зевса, находившегося в Агригенте (Сицилия). С осады этого города в 262 г. и начиналась Первая Пуническая война. На восточном фронтоне этого храма была изображена борьба богов и гигантов, а на западном — разрушение Трои. Начав с описания храма, Невий затем переходил, по-видимому, от истории к мифологии, от осады Агригента к рассказу о бегстве из Трои будущего основателя римского государства Энея. Вторая книга была посвящена скитаниям Энея и его прибытию в Италию, в остальных пяти излагались различные эпизоды Первой Пунической войны. В поэме был и Олимпийский план, как у Гомера. Из отдельных фрагментов видно, что Юпитер и Венера обсуждали вопрос о судьбах римского государства. Некоторые отрывки по стилю напоминают сухой прозаический рассказ: «Переправляется римское войско на Мальту, цветущий остров разоряет, разрушает, опустошает, доводит до конца свое вражеское дело». Очевидно, такой сухой стиль версифицированной хроники был в какой-то степени характерен для всей поэмы.
Таким образом, от древнейшей римской драмы и эпоса сохранилось чрезвычайно мало. Полностью дошли от этого периода лишь комедии Плавта и Теренция.

Подготовлено по изданию:

Чистякова Н.А., Вулих Н.В.
История античной литературы. — 2-е изд. — М.: Высш. школа, 1971.
© Издательство «Высшая школа», 1971.



Rambler's Top100