Наша группа ВКОНТАКТЕ - Наш твиттер Follow antikoved on Twitter
438

ПРИМЕЧАНИЯ

КНИГА ПЕРВАЯ

ГЛАВА ВТОРАЯ

1 Demosth. Philipp. Ill, § 32. Olynth. Ill, § 16, 24. De falsa leg. § 305, 308.

1 Herodot, I, 56. Дальнейшие детали этих легенд сообщает Abel, Makedonien. C. 97 слл.

5 ”Αργος το εν Όρεστείφ ô'Sîv oi Άργεάδαι Μακεδόνες (Appian, Syr., 63). Ср.: Strab., V, 329; epit. fr.,11, и цитируемые Павсанием (VII, 8, 9) Сивилли-ны стихи.

* Herod., VIII, 137 слл. V, 22. Thucyd., II, 99. Так как Фукидид прямо говорит о «восьми царях до Архелая», то восходящая до Карана царская генеалогия, вероятно, была составлена позже; Weissenborn и Gutschmid думают — Еврипидом.

5 Совсем недавно A. Fick (Kuhn’s Zeitschrift. XXII. C. 193 слл.: «Zum makedonischen Dialecte») выяснил этот вопрос и, несмотря на возражения G. Meyer’a (Fleckeisen, Jahrb. f. klass. Phil. 1875. C. 186), по моему мнению, вполне убедительно доказал, что уцелевшие македонские глоссы и имена по большей части носят существенно греческий характер, особенно имена, принадлежащие времени до Александра Филэллина; таковы имя самого этого Александра и ряда его предшественников: Аминты, Алкеты, Аэропа (имя царя в Тегее, Paus., VIII, 44, 8), Филиппа и Пердикки. Но в списке македонских имен, относящемся в 89 Ол. (С. I. Attic., п° 42) встречаются также и весьма странные Γαιτέας, Σταδμέας и — во фрагменте 42 d, относящемся, вероятно, к той же надписи — "Ε$αρος Κρατένναι. Среди македонских глосс (Meyer, op. cit. n° 50) γράβιον, сосновая лучина, употребляющаяся вместо светильника, напоминает имя иллирийского князя Гράβος в надписи 355 года (обнародованной в Έφημ.άρχ., 1874, 451 и вошедшей в С. I. Attic., II, п° 66 Ь).

‘ Aristot., Polit., VII, 2, 6.

7 Hegesandr. у Athen., I, 18.

8 Duris, fr. 72. История возводит этот обычай к дочери Геракла, Макарии, которая, по другому сказанию, сама обрекла себя на искупительную жертву. Ср.: С. О. Müller, Dorier, I, 55.

’ Pausan., IX, 40, 8. Здесь родоначальником династии поставлен Каран, вместо Пердикки, называемого Геродотом.

10 Aristot., Polit., X, 10: μέγεθος γόο υπάρχει πλούτον και τιμής τοΐς μοναρχοϋσι... X, 23: ... διά το την βασιλείαν εκούσιον μεν αρχήν είναι, μειζόνων δε κυρίαν, δ’ εΐναι τούς όμοιους και μηδένα διαφέροντα τοσούτον ώστε άμαρτίζειν πρός τό μέγεθος καί τό αξίωμα της αρχής и т.д.

11 На этих братьев Пердикки проливает свет эпиграфический текст договора, заключенного в 423 году между ним и Афинами (С. I. Attic., I, п° 42), так как этот документ подписан родственниками царя, а затем другими македонянами в качестве свидетелей. Сперва стоят братья царя, затем его сын Архелай, а затем его племянники. Ряд начинается [M]e[v]éAaoç ’Αλεξάνδρου, затем следует 'Αλχέτης 'Αλεξάνδρου. Это тот самый Менелай, о котором, к сожалению, весьма неясным образом говорит Юстин (VII, 4, 5). Второй брат Пердикки есть тот самый Алкет, который за свое сильное пристрастие к вину носил прозвище воронки и о котором Платон рассказывает (Gorg., 471), что Архелай, сын Пердикки, чтобы получить трон, умертвил его и его сына Александра. На третьем и четвертом месте надпись называет ΑΡΧΕΛΑΣ П[ερδιχχο...] ОА. ЕР. ΟΣΦΙΛΙΠ[...; после Περδιχχο остается довольно места для 'Αμύντας Φιλΐ7Πτ[ο; это тот Аминта, который упоминается как сын удельного князя Филиппа, которого около 429 года уже не было в живых. О другом сыне этого Филиппа в других местах нигде не упоминается и его имени нельзя верно дополнить, хотя в нем недостает всего двух букв. После второго сына Филиппа надпись называет: ..υρος 'Αλχέτου·, так как в имени недостает только двух букв, то он, вероятно, назывался Γαύρος или Τα όρος. В числе свидетелей не находится, вероятно, старший брат Пердикки, Аминта, которого Дексипп характеризует как ίδιωτιχώς ζήσης. Что он был старше Пердикки, представляется вероятным потому, что потом Пердикка женился на вдове сына Аминты, Арридея (см. ниже, прим. 29); это и есть истинная царская линия, из которой происходят Филипп II и Александр Великий.

12 По крайней мере Платон, биографические сведения которого, конечно, весьма ненадежны, говорит (Gorg., 471 а), что Архелай убил своего семилетнего брата. Этот мальчик был рожден Пердикке его законной супругой Клеопатрой, вдовой Арридея.

11 Προστασία της βασιλείας и ее формы особенно ясно видны в событиях 323 года, после смерти Александра, где нам и придется говорить о ней.

14 Δέρδας, 'Αρριδαίου παΐς άνεφιός Περδίχχα χαί Φιλίππου (Schot. Tucyd. I, 57): следовательно, Арридей был братом Александра I.

15 Abel (Makedonien, 152) предполагает, что эти соседние области были присоединены к Македонской сатрапии благодаря милости персидского царя.

16 où ßitf. άλλα νόμφ Μαχεδόνων άρχοντες διετέλεσαν (Callisth., y Arrian., IV,

4, 11).

17 Права царского дома Македонии, как видно из приводимых слов Аристотеля, не ограничены, как в Спарте и Эпире; он правит βασιλιχώς, ου τυραννιχώς (Isocrat., Philipp., § 175). Полибий приводит еще пример свободы в отношении македонян к своим царям и прибавляет: εΐχον γάρ άεί την τοιαύτην ίστγγορίαν Μαχεδόνες προς τους βασιλείς (Polyb., V, 27, 6).

18 ελεύθεροι άνδρες (Lucian., Dial. Mort., 14).

” Хотя македонский царский дом и кичится своим дорийским происхождением, но в народе и знати страны не встречается никаких следов дорийских фил. Напротив, разделение по местностям заметно выступает на вид.

20 σχοΪδος■ άρχή τις παρά Μαχεδόσι τεταγμένη επί των δικαστηρίων ή λέξις χείται εν ταις έπιστολαΐς 'Αλεξάνδρου (Hesych. s. v.). Каково бы ни было состояние вопроса о подлинности писем Александра (в защиту подлинности которых недавно выступил R. Hansen в Philologus, XXXIX [1880], 258-304),

очевидно, что и подделыватель должен был бы употребить настоящее имя. По объяснению Fick’a, это слово правильно образовано от корня skaidh (отделять). Другая, сообщаемая Гесихием глосса: τατ-αΐ'όγα· Μακεδονική τις αρχή, необъяснима и, вероятно, испорчена; начало напоминает фессалийское ταγός. Монеты городов тоже дают нам некоторые указания относительно местной администрации.

21 Царь может принимать в число своих гетайров также и чужеземцев (Arrian., I, 15, 6). Феопомп говорит о царе Филиппе II: οι εταίροι αυτού ex ■πολλών τόπων συνερρυηκότες- οι μ,εν γάρ εξ αυτής τής χώρας, οι δε εκ Θετταλ/ας, οι δε εκ τής άλλης Ελλάδος, ούκ άριστίνδην ίξειλεγμένοι (Theopomp., fr., 249). По словам того же автора, 800 гетайров Филиппа владели таким же количеством земли, как 10 000 эллинов: следовательно, в Македонии существовали еще большие поместья, каких уже не встречалось более в греческом мире, по крайней мере, по сю сторону Фермопил.

22 Любопытные сведения об этом находятся в одной надписи из Поти-деи, которую обнародовали Duchesne и Bayet (Mémoire sur une mission au mont Athos, p. 70). Царь Кассандр дает Пердикке, сыну Кена, τον αγρόν τόν εν τή Σινάφ. και τόν επί Τραπεζοΰντι οϋς εκληρούχησεν Πολεμοκράτις ό πάππος αϋτου, и т.д., а также и τόν εν Σπαρτώλφ ον πορά Πτολεμαίου. Έλαβεν 'εν άργυρίω... κα$άπερ καί 'Αλέξανδρος εδωκεν Πτολεμαίφ τώ Πτολεμαίου. Эти имения, очевидно, находились на территории завоеванных Филиппом халкидских городов. Из дальнейших указаний надписи видно, что эти имения, первоначально бывшие клерухиями, стоят на ином положении, чем πατρικαί, что каждый новый царь должен подтвердить право на владение ими и что только после особых постановлений они освобождаются от податей, и владелец приобретает право обмена и продажи. Из Демосфена (De falsa leg., § 145) мы знаем, что афиняне Эсхин и Филократ получили в Халкидике такие имения от царя Филиппа, приносившие 1/2 таланта и 1 талант дохода.

23 Herodot., V, 22.

24 Я употребляю это выражение потому, что Пердикка II не мог непосредственно (в 454 году) следовать за Александром Филэллином (Pack, Die Entstehung der makedon. Anagraphe, в Hermes, X, 282). Мы уже заметили выше, что Аминта, вероятно, был старшим из сыновей Александра: быть может, Пердикка, как и Филипп, первоначально имел только удельное княжество (см. выше, прим. 11). Пердикка должен был устранить его, так как около 431 года он воюет с Филиппом (Thucyd., I, 57, 59); чтобы возвратить сыну последнего его прежние владения (ες τήν Φιλίππου πρότερον ούσαν αρχήν), фракийцы предпринимают в 429 году поход в Македонию (Thucyd., II, 100, 3; Diodor., XII, 50, 3).

25 καί τάλλα διεκόσμησε τά τε κατά τόν πόλεμον 'ίπποις καί οπλοις καί τή άλλη παρασκευή (Thucyd., II, 100, 2). Следовательно, он организовал и кавалерию и пехоту.

26 Dio Chrys.; II, 18.

27μαχάρων ευωχίαν (Aristoph., Ran., 85). Другие подробности у Aelian., Var. Hist., XIV, 17, II, 21). При его дворе находились поэты Агафон, Херил, Еврипид и живописец Зевксис; Платона тоже называют его близким другом (Athen., XI, 508 и т.д.).

28 'Αρράβαιος есть правописание афинской надписи (С. I. Attic., I, п° 42).

29 τφ [’AQQtiaioii] υίεΐ ' Αμύντα (Aristot., Polit., V, 8, 11, с исправлением текста Sauppe, Inscr. Macedon. quattuor, 1847, V, 171). Это тот самый Аминта, который упоминается в надписи, относящейся к заключенным с халкидяна-ми συνθηκαι (de Bas, II, 325, n° 1406), где в первой строчке стоитπρος 'Αμύνταν τον Άφριδαίου, а во второй ...τον Έρριδαίου. Текст Аристотеля внушил Sauppe блестящую конъектуру, что вдова Арридея вышла замуж за Пердикку, родила ему сына, который был убит Архелаем, и что Архелай, чтобы избежать ее мести, выдал замуж за ее сына от первого брака Аминту свою дочь. По Дексиппу, этот Аминта есть сын Арридея, внук Аминты и праправнук Александра Филэллина, умершего около 454 года; этому Аминте III его сын Филипп II был рожден не дочерью Архелая, но Евридикой, дочерью Сирры, внучкой линкестийца Аррабея (Strab., VII, 326). Элиан говорит: Μενέλαος (??) о Φιλίππου πάππος εις τους ρόζους έτέλει, ο δε τούτου υιός 'Αμύντας ύπτβέτης 'Αερόπου καί δούλος έπεπίστευτο (Aelian., Var. Hist., XII, 43).

,0άκουσίως (Diodor., XIV, 37). По Аристотелю (Polit., V, 8,11), он был убит своим любимцем Кратевадом, за которого обещал выдать свою старшую дочь, потом выданную за Сирру.

11 Аристотель называет его Аминтой о μικρός, и прибавляет, что Дерда убил его διά то καυχήσασθαι επί την ηλικίαν αύτοΰ (Polit., V, 8, 10). Вероятно, этот Аминта сын того Филиппа, из-за которого в 429 году одрисы произвели вторжение в Македонию (Thucyd., II, 95 слл.; ср. выше, прим. 24). Тогда ему не могло быть больше 20 лет. Дерда, несомненно, сын Сирры и был после него князем Элимиотиды; как видно из его отношений к Аминте, он не мог родиться позже 410 года.

32 αναιρεθείς ύπό 'Αμύντου δόλφ αρξας ενιαυτόν (Diodor., XIV, 82, 2).

33 Евридика — дочь Сирры из Элимиотиды от его брака с дочерью линкестийца Аррабея (Strab., VII, 326). Братом Евридики был тот Дерда, который еще в цветущем возрасте умертвил Аминту Маленького (390 г.), и, следовательно, родился около 406 года. От этого брака Аминта имел трех сыновей: Александра, Пердикку и Филиппа, из которых старшему было, быть может,

16 или 17 лет, а младшему, Филиппу, 10 лет, когда умер их отец (369 г.); в этот брак он, должно быть, вступил около 386 года.

3·· По словам схолиаста к Эсхину (De falsa leg., § 27) этот Павсаний был τοΰ βασιλικού γένους, следовательно, это не был тот линкестиец, которого Аминта III устранил в 390 году. В настоящее время уже невозможно определить, к какой линии царского дома он принадлежал.

31 По словам Каристия Пергамского, διατρέφων δ’ ενταύθα δύναμιν ώς απίθανε Περδίκκας, έξ ετοίμου δυνάμεως ύπαρχούσης επέπεσε τοΐς πράγμασι (ар. Athen., XI, 507).

36 Показание Диодора (XV, 22) поясняется теперь надписью (Εφημ. Α^χ., 1874, η° 435. С. I. Attic., И, 406), в которой содержится συμμαχία ’Αθηναίων προς Κετρίπορι[ν τον Θρφκα καί το]ύς αδελφούς καί προς Λύττπειον τον [Παίονα καί προς Γράβοντον 'Ιλλύριον, союз, заключенный в год архонта Элпина (356/355). Эта надпись определяет хронологический порядок монеты с надписью ΚΕΤΡΙΠΟΡΙΟΣ, которую Waddington (Rev. numism. 1863, 240) считал за фракийскую, и описанной еще ЕскЬеГем монеты с надписью ЛТККЕЮ или, вернее, ЛТКПЕЮ (Six., Numism. Chron., 1875, I, 20). Если монеты с надписью ΑΔΑΙΟΤ (Pellerin, Peuples et villes, I, 183) принадлежат этому времени,

что мне более не кажется вероятным, то, может быть, Филипп сделал его князем Пеонии вместо упомянутого Липпея, конечно обязав его военной службой; и мы можем узнать в нем [пеонянина] Аддея, которого цитируемые Афинеем (XI, 468; XII, 532) комики характеризуют метким прозвищем

6 του Φίλιππον άλεκτρυών . Монеты с надписью ΕΤΠΟΛΕΜΟΣ, которые прежде относили к разряду пеонийских (Bed. Katal., 1851, 262), принадлежат, вероятно, другой стране и, несомненно, относятся к более позднему времени.

37 Arrian., I, 25. Предположение, что эти линкестийцы по своим годам не могли быть сыновьями Аэропа, бывшего царем в 396 году, не имеет достаточно оснований; если во время его смерти этим сыновьям было 8, 5 и 3 года, то в

336 году, по смерти Филиппа, которому было около шестидесяти лет, они могли еще очень хорошо устраивать интриги; сыновья Аррабея, Неоптолем и Аминта, были уже взрослыми в 334 году, Аминта был гиппархом сариссофоров (Aman., 1,14,1). Эти цифры показывают, что упоминаемый Полиеном (IV, 2, 3) ήγεμών Аэроп не был отцом этих линкестийских братьев, но, вероятно, сыном Александра или Геромена, названный по имени своего царственного деда.

31 Curt., VI, 9,17.

39 Анаксимен (fr. 7) приписывает организацию конницы гетайров и пехоты педзетайров и разделение последних εις λόχους και δεκάδας και τας αλλας αρχά,ς Александру, старшему брату Филиппа. Из приводимой Демосфеном (Olynth. II, § 17) известной характеристики армии Филиппа в 348 году можно было бы заключить о различии между ополчением, ξένοι, и постоянным войском, πεζέταιροι, если бы это сведение не было очевидно и притом намеренно ложным. Но мы видим, что ξένοι, т. е. навербованные солдаты, играют сначала в этом войске роль, подобную той, какую играли 6000 ξένοι в фессалийском войске Ясона (Xen., Hell., VI, 1, 4).

40 Это число дает Фронтон (IV, 2, 6), но его слова — не доказательство. Большого доверия заслуживал бы Диодор (XVI, 85), но в приводимом им числе 3000 всадников наряду с 30 000 пехотинцев кроется очевидная ошибка.

41 από πανδοχείου φαλτρίαν μισϋωσάμενοι (Polyaen., IV, 2, 3). Он говорит, что это случилось с Аэропом и Дамасиппом. Элиан (Var. Hist., XIV, 49) рассказывает подробно о строгости дисциплины.

4J Пример этого чувства чести дает тот Павсаний, который, когда его упрекнули, что он ведет себя как женщина, оправдался тем, что в одном сра-жени с иллирийцами, чтобы спасти находившегося в величайшей опасности царя, стал прямо перед ним и был изрублен в куски (Diodior. XVI, 93). Другой случай с другим Павсанием будет упомянут ниже.

43 Theopomp., fr. 249, ар. Polyb., VIII, 11, 13. Ср.: Athen., IV, 166, VI, 260.

44 Это, мне кажется, видно из выражений Демосфена (De falsa leg., § 89) и выражается еще яснее в политике Филиппа относительно рудников, монетной системы и торговли; впрочем, Феопомп (fr. 249) высказывает совсем иное мнение.

45 Αϊ^ίκων βασιλεύς (Tzetzes ad Lycophr., 802).

46 Perdiccani et Leonnatum stirpe regia genitos (Curt., X, 7, 8); или, по словам Арриана (Ind., 18), Пердикка происходил из Орестиды. Трудно сказать, был ли Антиох, царь орестов, о котором упоминает Фукидид (I, 80), его предком, или stirps regia означает царский дом Македонии, к которому принадлежал Пердикка, или и то и другое вместе.

47 Αίρδας 'Αρριδαίου τταΐς, ανεψιός Περδίκχα χα'ι Φιλίττπου (Schol. Thucyd., I, 57; см. выше прим. 14). Упоминаемый среди свидетелей договора 423 года Дерда (см. выше прим. 11), должно быть, был этот же самый. Сын его, вероятно, есть упоминаемый Аристотелем Сирра (Polit., V, 8, 11), а сын этого Сирры — второй Дерда. Ср.: Theopomp., fr. 155.

41 αδελφήν Δέρδα καί Μαχάτα (Satyr, ap. Athen., XI, 557).

49 У Демосфена (In Aristocrat., § 149) мы находим третьего брата Гарпала, где говорится, что в 336 году он передал Ификрату в заложники несколько амфиполитян. К этой же фамилии принадлежит называемый между свидетелями договора 423 года Παυσ]ανίας Μαχήτου (С. I. Attic., I, n° 42), вероятно, тот же самый, которого называет Фукидид

10 Plut., Apophth., 24. 25. Упоминаемый Плутархом родственник Гарпала есть Кратес. Я не могу не оставить моего прежнего предположения, что Антигониды принадлежали к этому дому. Известный кривой на один глаз Антигон, сын Филиппа, несомненно происходил из знатного дома, как это еще видно из даваемого ему Сенекой названия nepos Alexandri, а не был поденщиком, αυτουργός , как это по своему излюбленному обыкновению говорит Дурис. Но его отцом, несомненно, не мог быть тот Филипп, который в 327 году был сатрапом Индии и, вероятно, принадлежал к дому Элимиотиды, так как Антигон на основании слов Порфирия о его возрасте родился не позже 384 года.

11 ’Αντίπατρος γαρ εγρηγόρει (Plut., Apophth., 27). — χρη πίνειν, ’Αντίπατρος γάρ Ικανός εστι νηφεΰων (Athen., X, 435).

52 Anonym., ap. Boissonade, Anecdota, II, 464.

53 Plut., Alex., 2. Ее отец Неоптолем вместе со сроим отцом Алкетом упоминается уже в постановлении афинского морского союза от 387 года (C. I. Attic., И, п° 17, строка 14). По смерти Алкеты Неоптолем и его брат Арибба, царствовавшие недолгое время вместе, разделили царство молоссов и по смерти Неоптолема опека над его детьми, Олимпиадой и Александром, перешла в руки их дяди Ариббы. В 357 году Олимпиада стала супругой Филиппа, а вскоре и ее брат является при дворе Филиппа (in Macedonian! nomine sororis arcessit omnique studio spe regni sollicitatum и т.д., Iustin., VIII, 6). Уже в 352 году Филипп был побужден воевать с Ариббой (Demosth., Olynth., I, § 14). Потом, когда Александру было двадцать лет, он уговорил его поднять оружие против своего дяди (ereptum Arybbae regnum puero admodum tradit, Iustin., ibid.). Арибба бежал в Афины и добился постановления, что афинские стратеги должны принять меры, 'όπως ά[ν αυτό]; και οι παίδες αύτοΰ [κομί]σ·ωνται την αρχήν την πατρ[φαν] (С. I. Attic., II, η° 115). В это время Филипп завоевал и передал Молоссу также и основанные элейцами города в Кассопии у Амбракийского залива. Арибба, по-видимому, вскоре после этого умер, и Александр остался единственным повелителем Эпира.

14 Неизвестно, основано ли изображение Олимпиады на находящейся в берлинском монетном кабинете золотой монете (представляющей собою, по-видимому, уникум) на подлинной традиции, или нет. По мнению von Saliet (Num. Zeitung, III, 56), эта монета принадлежит времени Каракаллы.

5! Об олимпийской победе (Ol. 106), о взятии Потидеи и о победе Пармениона над иллирийскими дарданцами (Plut., Alex., 3). По расчету Ideler'a (Abh. der Berl. Acad. 1820 и 1821, и Handb. der Chronol., I, 403 слл.) рождение

Александра приходится на Боэдромион (Ol. 106) (16 сент. — 14 окт. 356 года). Мы увидим из Приложения, что оно должно быть помещено после 24 сентября и ранее половины декабря. Невозможно, чтобы весть об одержанной около 17 июля в Олимпии победе достигла царя только в конце сентября. Синхронизм этих трех событий, подобно многим другим синхронизмам греческой истории, есть или народная комбинация, или придуман для облегчения заучивания в школах, но бесспорно лишен всякого прагматического значения.

36 Theopomp., fr., 27, ар. Polyb., VIII, 11.

57 Если в основе этого сохраненного Плутархом анекдота лежит истина, то этот факт должен был происходить до войны с Перинфом и Византием, т. е. когда Александру еще не было пятнадцать лет. Перс Артабаз и его зять Мемнон, бежавшие из Персии, уже находились при дворе Пеллы.

Несомненно, что это знаменитое уже в древности письмо есть подделка; Аристотель, которому тогда не было тридцати лет, еще не пользовался славой, какую приписывает ему это письмо.

” Действительно, целомудрие было одною из его лучших добродетелей и подтверждается многими примерами. Будучи юношей, он настолько бежал от любовных наслаждений, что его родители, озабоченные этим, старались соблазнить его одной красивой гетерой, которая должна была проникнуть в его спальню; Александр стыдливо отвернулся от нее и горько жаловался на этот случай.

60 Из множества относящихся сюда рассказов особенно характеристичен рассказ об удивительном действии, какое имела на него музыка; когда раз Антигенид пел под аккомпанемент флейты боевую песню, Александр вскочил и схватился за оружие ([Plut.], De fort. Alex., II, 2).

61 Во время отсутствия отца ему было вверено управление страною. Плутарх так выражается об этом: άπολειφ$ε!ς κύριος έν Μακεδονία τών πραγμάτων καί της σφραγΐδος (Plut., Alex., 9).

61 Curt., VIII, 1, 25. Это вторжение иллирийцев должно относиться к первым месяцам 337 года. Из одного места у Демосфена (Pro Coron., § 244) видно, что оратор сам отправлялся к ним в качестве посла.

63 Plut., Apophth. Phil. 22. По поводу преподавания Аристотеля Филипп говорит сыну: 'όπως μή πολλά, τοιαΰτα πράξης, έφ’ οίς εγώ πεπραγμένος μεταμέλομαι.

Древнейшее из дошедших до нас известий об этой сцене принадлежит Сатиру (fr. 3 ар. Athen., XIII, 537). Иллириянка Авдата и элимиотянка Фила, вероятно, умерли еще до 357 года, так как в этом году последовал брак Филиппа с Олимпиадой. Об обеих фессалиянках, Никасиполиде и Филинне, Сатир говорит только, что он прижил с ними детей, следовательно, они не были законными женами. Филинна была матерью Арридея. После нее Сатир называет «фракиянку» Меду и племянницу Аттала, Клеопатру, обеих с указанием έπεισήγαγε τη Όλυμπιάδι.

65 Характер этой зависимости неясен. Сатир (fr. 5) говорит о Филиппе: προσεκτήσατο δε και την Μολόττων βασιλείαν γήμας Ολυμπιάδα. Следовательно, в Эпире было в ходу право женщин на участие в престолонаследии. Олимпиада со своим братом Александром считалась наследницей одной половины страны, а другая принадлежала ее дяде и опекуну Арриббе. Этот последний со всем своим семейством, был изгнан Филиппом, который присоединил

сюда еще города на Амбракийском заливе и отдал их и все царство Александру, конечно, не без известных обязательств со стороны последнего. В прежнее время Эпир находился в зависимости от Фессалии: у Ксенофои-та (Hellen., VI, 1, 7) царь Алкета называется о έν Ήπείρω 'ύπαρχος.

“ Plut., Alex., 10. Arrian., Ill, 6, 5.

67 Полиен (V, 44, 4) определяет численность этого корпуса в 10 000 человек. Трог (Prol., IX) говорит: quum bella Persica moliretur praemissa classe cum ducibus. Дальнейшие известия об этой посланной вперед экспедиции находятся у Диодора. Странно, что Арриан не упоминает об ней ни одним словом; не следует ли поэтому считать за басню эту традицию, идущую от Клитарха. В письме Дария к Александру после битвы при Иссе говорится, «что царь Филипп начал войну αδικίας πρώτος ές βασιλέα "Αρσην ήρξεν ούδέν αχαρι έκ Περσών παάών (Arrian., II 14, 2), что может относиться только к этому вторжению на персидскую территорию.

68 Arrian., I, 25. В письме Александра к Дарию говорится, что убийцы Филиппа действовали по наущению персидского царя, ώς αυτοί έν ταΐς έπιστολαΐς πρός απαντας έκομπάσατε (Arrian., II, 14, 5). Плутарх (Alex., 10) говорит, что Олимпиада и сам Александр знали о замысле Павсания.

69 Diodor., XVI, 94. Val. Max., VIII, 14. Плутарх рассказывает тот же анекдот относительно Александра. Об настоящем мотиве убийства упоминает Аристотель (Polit., VI, 10, 10).

70 Относительно этой даты смотри Приложение в конце тома и исследование Ueber die Aechtheit der Urkunden in Demosthenes Rede von Kranz (S. 64 отдельного оттиска). По расчету Ideler’a, восшествие на престол Александра приходится на сентябрь 336 года, Ol. Ill, 1, год архонта Пифодила.

71 По словам Диодора, дающего подробное описание этих событий, вместе с присланным Афинами венком было объявлено постановление афинского народного собрания: αν τις έπεβουλεύσας Фελίττπφ τφ βασιλεΐχαταφύγβ πρός ’ΑΒηναίους, παραδόσιμον είναι τούτον (Diodor., XVI, 92).

72 По словам Диодора (XVII, 2), Клеопатра родила сына «за несколько дней» до смерти Филиппа. Диодор следует Клитарху, который при всей своей склонности сгущать краски все-таки слишком близок к этому времени, чтобы сообщать о рождении мальчика, когда родилась дочь; что он заметил отличительное имя, видно из Юстина (XI, 3, 3: Caranum ex noverca natum), хотя тот же Юстин (IX, 7, 12) называет ребенка Клеопатры девочкой, что Грот постарался соединить в одно. Мне кажется, что показанию Клитарха должно быть отдано преимущество перед Сатиром, называющим спустя

150 лет ребенка Клеопатры дочерью.

73 Псевдо-Плутарх, основываясь, вероятно, на словах Клитарха, говорит: πάσα δ' ύπουλος ή Μακεδονία πρός ’Αμύνταν άποβλέπουσα καί τούς Άερόπου παΐδας, т. е. линкестийцев ((Plut.) De fort. Alex., I, 3).

74 Arrian., I, 25. Curt., VII 1, 6.

75 Из одного места у Арриана (1,16, 5) Schäfer (Demosthenes, III, 65) выводит справедливое заключение, что immunitas cunctarum rerum, о которой говорит Юстин (XI, 1, 10), относится только к поземельной подати. Эта immunitas была, без сомнения, дана только служившим в войске македонянам, подобно тому, как Александр после битвы при Гранике даровал родителям и детям павших τώντε хата την χώραν άτέλ£ΐαν καί όσαι αλλαι ή' τώ σώματι

λειτουργίαι ή κατά τάς κτήσεις έκαστων είσφοραί (Arrian., I, 16, 5; ср.: VII, 10, 4). Следовательно, это привилегии тех, которые несут на себе военную службу.

76 ευπειθή κατεσκεύασε την δύναμιν (Diodor., XVII, 2).

77 Аминта, «сын Аррабея», должен быть братом этого Неоптолема (Arrian., I, 20,10): будучи в Азии в войске, он, конечно, не принимал никакого участия в заговоре. Он отличился при азиатских походах.

ГЛАВА ТРЕТЬЯ

1 διά των κατασκόπων των παρά Χαριδήμου ταιθόμενος (Aeschin., In Ctesiph., § 77)......

2 ιερά μέν ίδρύσατο Ώαυσανίου, εις αιτίαν δε ευαγγελίων θυσίας την βουλήν κατέστησε (Aeschin., In Ctesiph., § 160).

3 Он употребил выражение Μαργίτης (Aeschin., In Ctesiph., § 77. Marsyas, fr. 8).

4 Мы не знаем дословного текста Коринфского союзного договора; поэтому нельзя сказать, была ли редакция его такова, чтобы ей можно было придать такое толкование, что со смертью царя Филиппа прекращается не только его стратегия против персов, но и заключенная и скрепленная клятвой ή κοινή ειρήνη.

! Участие Аргоса (Diodor., XVII, 3,8) подтверждается теперь афинским почетным постановлением в честь Аристомаха аргосского: ...καί συμβάντος κοινού πολέμο [и Άθηναίοις те καί τη] πόλει των 'Αργείων προς ’Αλέξανδ[ρον... (С. I. Attic., II, η° 161).

6 [είς] των φίλων (Diodor., XVII, 2). Вопрос о том, было ли уже тогда название φίλος официальным титулом в социальной иерархии Македонии, не может быть решен на основании слов Курция ex prima cohorte amicorum (Curt., VI, 7, 17). У Арриана (I, 25, 4) Александр созывает на совет τούς φίλους и для обозначения высказанных ими мнений употребляет выражение ίδόκει τοΤς έταίροις. Но технические выражения Арриана не всегда точны.

7 Diodor., XVII, 5.

* Polyaen., IV, 3, 23. Я не вижу никакой причины считать это показание за выдумку; оно стоит в третьей серии извлечений Полиена, которые все, по мнению PetersdorfPa, заимствованы из разных источников: первая (§ 1-10), вероятно, из Каллисфена, вторая (§ 11-21) почти наверное из Клитарха; происхождение третьей (§ 23-32) определить теперь нельзя.

’ Theopomp. ар. Harpocr., s. ν. τετραρκία. Относительно дальнейших подробностей см. A. Schäfer (Demosthenes, И, 402).

10 έπεισε την πατροπαράδοτον ηγεμονίαν τής Ελλάδος αύτω συγχωρήσαι κοινω της Θεσσαλίας δόγματι (Diodor., XVII, 4). Exemplo patris dux universae gentis creatus erat et vectigalia omnia reditusque suos et tradiderunt (Iustin., XI, 3, 2). Выражение Юстина, по-видимому, указывает на звание тага; по показанию Диодора, Александр требует только тех полномочий, которые ему принадлежат в качестве στρατηγός αύτοκράτωρ эллинского союза. Несмотря на титул Thessalorum reges, правовые отношения Филиппа к Фессалии неясны.

11 Philostr., Heroic., p. 130.

12 Aeschin., In Ctesiph., § 161.

13 τά σννορίζοντα τών έθνών (Diodor., XVII, 4, 2).

14 Выражение Диодора (τό τών ’Αμφικτυόνων συνέδριον συναγαγών) несомненно означает, что Александр созвал чрезвычайное собрание, и что речь идет не об обыкновенной παλαία όπωρινή, имевшей место уже несколько недель тому назад.

11 Относительно Акрокоринфа мы имеем свидетельство Плутарха (Arat.,

23); относительно Халкиды — место у Полибия (XXXVIII, I с, 3 ed Hultsch), а еще более вероятным делает это предположение посылка в 333 году Протея против персидского флота (ανάγεται άπό Χαλκίδος, Arrian., И, 2, 4).

16тоС νεανίσκου τό -πρώτον παροξυν$έντος εικότως (Aeschin., In Ctesiph., § 161).

17 Таково выражение в речи υπέρ τής δωδεκαετείας (§ 14), приписываемой Демаду.

18 τόν Όρωπόν ανευ πρεσβείας λαβών (Demad., ibid, § 9). Аристотель (fr. 561 ed. Rose) упоминает Ороп и (fr. 560) Дрим, расположенный в примыкающей к Мегариде части беотийско-аттической границы. Оба эти отрывка заимствованы из δικαιώματα Ελληνικών πόλεων, εξ ών Φίλιττπος τάς φιλονεικίας τών 'Ελλήνων διέλυεν (Vita Arist. Marciana, ap. Rose, Aristot. Pseudep., I, p. 246).

15 Aeshin., In Ctesiph., § 161. По Динарху (I, § 82), он уклонился от участия в посылаемом к царю посольстве.

20 φιλάνθρωπους αποκρίσεις δούς (Diodor., XVII, 4). Юстин, напротив, говорит: quibus anditis et graviter increpatis (lustin., XI, 3); Юстин смешивает между собою два похода Александра, — этот и поход следующего года, и относит к первому то, что верно относительно второго. В одной надписи до нас дошло несколько отрывков из заключенного с Александром договора: ..Λΐ)3]έ όπλα έ[π]οί[σω έπί ττημονή έπ' οΰδένα τών] έμμενόν[τ]ων έν τ[ή ειρήνη ουτε κατά γήν] οι/τε κατά $)άλασσαν... ουδέ χωρ[ίον καταλήφομ[αι.... έπί πολέ]μω ούδενός τών τ[ής ειρήνης κοινωνούν\των τέχν[η\ ούδεμί[α.... и далее: καί πολεμ[ή]σω τφ [,..παρα}3αίνον[τι καθότι... τφ καί ό ήγεμών. (С. I. Attic., II, η° 160).

21 Arrian., I, 1, 3. Сюда, несомненно, относится то место надписи, в которой Ликург дает отчет в своем управлении (Ср.: Köhler, в Hermes, V, 224), где говорится о двух золотых венках, вотированных в честь Александра. Следует упомянуть также о почести, оказанной царю мегарянами, которые дали ему право гражданства в своем городе; Александр (εις γέλωτι Τέμενος την σπουδήν αυτών) принял эту почесть потому, что они будто бы некогда оказали ее Гераклу (Plut., De monarch., 2).

22 of συνεδρεύειν είωθότες (Diodor., XVII, 4, 9).

23 Arrian., I, 1, 2.

24 Plut. Adv. Colot., 32.

25 Возможно, что теперь Тенедос уже объявил себя за греческое дело (τάς στηλας τάς πρός ’/Αλέξανδρον καί τους "Ελληνας γενόμενος σφίσι. Arrian., II, 2, 2). Что это присоединение произошло уже теперь, а не только в 334 году, можно заключить из того, что договоры 334 года были, по-видимому, заключены только с Александром, но не с Коринфским при том союзом.

26 Plut., Alex. 14; Pausan., II, 2, 4 etc. Вероятно, к этому времени относится остроумно придуманное происшествие с Александром при посещении им Дельф. Когда Пифия не желала пророчествовать, так как было не время

(в зимние месяцы Аполлон считался отсутствующим), то Александр схватил ее за руку, чтобы силой подвести ее к треножнику; она воскликнула: «Ты неодолим, мой сын!» и Александр с радостью принял восклицание за оракул.

27 Diodor., XVII, 5; Curt., VII, 1, 3. Источники не говорят, каким образом совершилось убийство; Диодор дает понять, что авторитет Пармениона восстановил повиновение в войсках.

28 Диодор (XVII, 7) говорит, что и те и другие находились под командой Калы, получившего командование после Аттала.

29 Plut., Alex. 10; Diodor., XVII, 2; Iustin., IX, 7. Павсаний (VIII, 7, 7) говорит об еще более ужасном роде смерти.

30 Amyntas qui mihi consobrinus fuit et in Macedonia capiti meo impias comparavit insidias, говорит Александр в процессе против Филоты (Curt., VI, 9, 17. Ср.. Arrian., ар. Phot., § 22). Время этого события определяется обручением Кинаны с князем агрианским (Arrian., I, 5, 4).

31 События в Магнесии, где главную роль играл персидский полководец Мемнон, относятся ко времени, предшествовавшему смерти Аттала, которого Полиен (V, 44, 4) называет наряду с Парменионом, т. е. еще к 336 году.

32 Так как Арриан (I, 5, 1), говоря об иллирийцах, употребляет выражение άφεστάναι, то их независимость должна была быть признана Македонией; в какой форме и в какой степени, мы не знаем.

33 Приведенные Клитом иллирийцы, очевидно, принадлежат к иному племени, чем иллирийцы, находившиеся под начальством Плеврия, с которыми Александр бился два года тому назад; они, вероятно, жили южнее последних, в горах и равнинах, орошаемых Эргентом и Деволом. В это время не упоминаются дарданцы, с которыми пришлось вести тяжелую борьбу еще Филиппу и которые потом снова являются могущественной державой: места их жительства простирались от северного устья проходов Скупии по «долине черных дроздов» до того места Дрина, где эта река становится судоходной. Не был ли Плеврий князем дарданцев?

34 Arrian., I, 5, 4. Страбон (VII, 318) говорит, что автариаты вторглись в область трибаллов и покорили их (χαταστρεψάμ,ενοι); время этого события дает Диодор (XV, 36), который, впрочем, говорит, что трибаллы выселились rrnobe 'tç. πιεζόμενοι и притом πανδήμει.

35 Из Геродота (IV, 49) вполне ясны прежние места проживания трибаллов. Он называет πεδίον Τριβαλλικόν вместе с этими двумя реками (’Άγγρος и Βρόγγος). Авторы не говорят положительно, что трибаллы после своего разбойничьего набега на Абдеру поселились по ту сторону Тема, восточнее своих прежних мест проживания, несколько в стороне от Тимока и Искера, но это явствует из того обстоятельства, что после царя Филиппа геты не встречаются более на правом берегу Дуная.

36 Истрианы, теснившие царя Атея (Iustin., IX, 2,1), не тождественны грекам города Истра на берегу Добруджи, потому что о них говорят, что они имели царя. Я полагаю, что Thirlwall был прав, предположив, что под Istriani подразумеваются жившие по Дунаю народы нескифского происхождения; он предполагал в них трибаллов.

37 Пеоны занимали южную сторону проходов Скупии, и церемония «царского купанья» происходила в реке Астике (вероятно, теперешняя Пштинья) (Polyaen, IV, 12, 3). Существование княжества пеонов в эту эпоху 15 История Александра Великого

не есть вещь вполне установленная. Из Диодора (XVI 22) и из текста договора, заключенного афинянами с фракийцем Кетрипорисом и его братьями, иллирийцем Грабом и пеоном Ликпеем (см. выше прим. 36 к главе 2). Диодор говорит, что Филипп победил этих трех князей καί ήνάγκασε ττροσθέσθαι тοίς Μακέδοσι. Материалы, которым мы располагаем, не позволяют нам решить, прекратилась ли с этим династия князей в земле пеонов или продолжала существовать дальше. Затем в 310 году снова упоминается (Diodor., XX, 19) как царь пеонов Авдолеонт, сын Патрая; мы имеем тетрадрахмы Авдолеонта с надписью Aύδολέοντος βασιλέως, совершенно сходственные по чекану и весу с монетами Александра; другие монеты, как его (без βασιλέως), так и его отца, отличаются от македонской монетной системы, — верное доказательство их слабой связи с Македонией. Тот факт, что сын Авдолеонта, у которого около 282 года Лисимах отнял его княжество, назывался Аристоном, так же как и предводитель пеонских всадников в войске Александра, позволяет нам предположить, что этот последний принадлежал к княжескому дому и что, следовательно, княжество существовало еще и во времена Александра (Arrian., I, 5, 1). Но H. Droysen заметил, что на прекрасных дидрахмах Патрая враг, опрокидываемый пеонским всадником, есть македонянин, как это видно по его головному убору и щиту. Павсаний (X, 13, 1) упоминает в своем описании Дельф о бронзовом ex-voto, голове пеонского бизона, с надписью Δροπίων Αέοντος βασιλεύς Παιόνον; это тот самый князь, о котором говорится в найденной недавно в Олимпии надписи: ...ηίωνα Αέοντος \..λέα Παιόνον\κα'ι κτίστην το κοινόν | των Παιόνον άνέΒηκε αρετής ενεκεν | καί εύνοιας εις αύτούς (Aren. Zeitung, 1877, 38). О времени этой надписи по ее форме или содержанию нельзя сделать никаких заключений. Так как Дропион называемся основателем, то мы можем заключить, что государство пеонов, сломленное, вероятно, уже присоединением к царству Лисимаха и, наверное, страшным вторжением кельтов в 280—277 годах, было, следовательно, снова восстановлено Дропионом после 276 года.

38 По словам Демосфена (Philipp., III, § 27), царь Филипп писал в 341 году афинянам: έμοί δ’ εστίν ειρήνη ττρός τούς άκούειν εμού βουλομένους.

39 Достоверно, что после событий 330 и 323 годов еще существовал фракийский князь по имени Севт (Seutnes Odrysas populäres suos ad defectionem compulerat, Curt., X, 1, 45). Способ, каким в одной афинской надписи 330 года (С. I. Attic., II add. 175 b), о которой будет речь ниже, упоминается его сын Котис, позволяет заключить, что и Котис имел княжество. Точно так же должен был быть фракийским князем сын Тириммы, Агафон, командовавший в 334 году одрисскими всадниками в войске Александра, равно как, вероятно, и Ситалк, начальствовавший в 334 году над фракийской пехотой в войске Александра.

40 Арриан (I, 25, 3) сообщает нам, что Александр линкестийский был сделан Александром στρατηγός έπί Θρρκης. Около 330 года пост занимает Мемнон; хотя и вероятно, что стратегию эту ввел уже Филипп, но этого нельзя доказать.

41 Арриан, рассказывающий о всех событиях, от смерти Филиппа до первого сражения при Теме, с указанием, что такАг-угта! (I, 1, 4), говорит: 'άμα τφ ήρι έλαύνειν έπί Θράκης, ές Τριβαλλούς καί ’Ιλλυρίους, так что слова ίίμα τφ ήρι не должны непременно относиться к выступлению из Амфиполя. Точно так

же со словами λέγονσι он рассказывает, что Александр διαβάς τόν Nέσσον δεκαταϊος άφίκετο έπί το όρος τον Αίμον. Когда Арриан употребляет словоλέγονσι, то это значит, что его источником служат не Птолемей и не Аристобул.

42 Источники не сообщают, основались ли эти зависимые отношения Византия на особых договорах или на присоединении города к эллинскому союзу (предание об этом не говорит). Первая гипотеза более правдоподобна, судя по одному месту у Свиды s. ν. Λέων).

45 Из одного места у Динарха (In Demosth., § 18), где говорится о посланных во время отсутствия Александра Антипатром в Аркадию послах, видно, что Антипатр получил такие полномочия (об их имени предание не говорит).

44 У нас нет сведений о величине армии. Но мы видим из Арриана, называющего три или, скорее, четыре илы всадников (I, 3, 5), что в армии было по меньшей мере 1500 всадников (I, 3, 6). Далее называется агема и другие гипасписты; следовательно, несколько τάξεις, затем фаланги Кена, Пердикки и Аминты (I, 6, 10; I, 8, 10); из I, 4, 5 можно заключить, что в походе участвовали также фаланги Мелеагра и Филиппа, а может быть (I, 2, 1), и еще две другие. Вместе с 2000 стрелков и агрианов, упоминаемых тоже, численность всей армии, вероятно, доходила до 20 000 человек. В армии были и метательные снаряды (μ·ηχαναί. Arrian., I, 6, 8).

45 Слова Арриана (διαβάς τον Νέσσον: I, 1,5) не дозволяют предположить, что Александр поднялся по долине Несса до Разлога (Меомии), чтобы оттуда, через проход Чепины и долину Эллидов, пройти в бассейн Гебра и спуститься к Филиппополю. Он должен был перейти Несс уже раньше — или около Бука, чтобы обогнуть с юга гору Крушову и через Асмилан спуститься по долине Арды к Адрианополю, или около Неврекопа, откуда лежащий к северу от Крушова проход Карабулана ведет в долину Кригмы и к Филиппополю (см. эти пути на большой карте Киперта, 1870). Который из этих двух проходов был более удобен для движения армии, — это другой вопрос; для целей Александра кратчайшим был путь через Неврекоп.

46 Избранный Александром путь был, вероятно, приблизительно тот же, которым шел царь Филипп III, по словам Тита Ливия (XXXIX, 53) и Полибия (ХХШ, 8, 4): διελάών διά μέσης της Θράκης εν έβαλε ν εις Όδρύσας, Βέσσους χαί Δενθηλήτους. Когда Арриан (1,25,2) говорит, что царь, тотчас же по вступлении на престол, был прежде всех приветствован линкестийцем Александром, 'ύστερον δέ καί έν τιμή άμφ αυτόν είχε στρατηγόν τε έπί Θράκης στείλας и т.д., то невозможно решить, послал ли он линкестийца стратегом во Фракию уже ранее или оставил его там теперь, в 335 году.

47 Вместо τών δέ έμπορων πολλοί у Арриана с полным правом исправлено τών έκ τών 'όρων πολλοί-, это, вероятно, бессы, служители храма Диониса в горах (Dio Cass., LI, 25; LIV, 34; Herod., VII, 110). По Страбону (VII, 318) и Плинию (IV, 40), вдоль Гема (от Понта по направлению к западу) последовательно живут кораллы (вернее, корпиллы), бессы и меды. Светоний (Ang., 94) рассказывает, что Александр принес жертву на вершине горы в святилище Диониса. Я склонен считать эти στενά της άνοδον της έπι το όρος (Arrian., I, I, 6) тождественными с проходом Калифера, через который прошел Генрих Барт в 1862 году. Проход Эда (на Шумле), как его описывает Cyprien Robert (Die Slaven der Türkei, II2,186), был бы весьма неудобен для упомина-15*

ющегося проезда колесниц, и, несомненно, еще менее был удобен другой проход Эда через Карнабат, который описывает v. Hochstetter (Mitth. der K. K. Geogr. Gesellsch. in Wien, 1871, 587).

48 Arrian., I, 2, 1; Polyaen, IV, 3, 11. Упоминаемого здесь Аррианом Фило-ту не следует смешивать с тем, который командовал в Кадмее, и с сыном Пармениона, который начальствовал над конницей (Arrian., I, 2, 5).

45 Лигин в других местах не упоминается нигде. Мы не должны, как я это сделал раньше, отождествлять его с Иском (Искром), который теперь не был более восточной границей трибаллов, как во время Фукидида (II, 96). Описание Аррианом Лигина: απέχει από του "Ιστρου... σταθμούς τρείς, не указывает обязательно на то, что эта река прямо впадала в Понт; тогда это мог бы быть только Каничик, на котором лежит Шумла. Нельзя решить, спустился ли Александр с горы по направлению к Трояну или к Грабове. Но следует заметить, что ниже Грабовой и доТырнова, древней столицы Болгарии, Янтра течет главным образом по направлению к востоку и что расстояние между Тырновом и Дунаем, около Рущука, равно приблизительно 14 милям. R. Roesler (Rumänische Studien, 1371, 20) думает найти Лигин «в речке Льич, правом притоке текущей в Дунай Колубары»; он полагает, что Александр прошел к северо-западу через проходы около Софии (Porta Trajani); в таком случае трибаллы должны были бы теперь еще жить на Мораве, а геты на Дунае, около Белграда.

50 Арриан говорит: ές νήσον τινα τον έν ”Ιστρφ; Страбон (VII, 310), следуя, несомненно, Птолемею, говорит: της έν αύτφ (на Истре) νήσου, и оба называют его Певкой. Интерпретаторы принимают его за большую Певку, о которой Страбон (VII, 305) говорит: προς δε ταΤς έχβολαΐς μεγάλη νήσος έστιν ή Πεύκη и которая, по словам так называемого Скимна Хиосского (v. 789) ούκ έστ έλάττων μέν Ρόδου. Но этот образуемый устьями Дуная остров нисколько не подходит к описанию Арриана (I, 3, 4). Мы не находим здесь τής νήσου τά πολλά άπότομα ές προσβολήν..; еще более непонятно, что река была быстра и трудна для переправы благодаря узости своего русла, οΐα δή ές στένον συγκεκλεισμένον, но, что всего страннее, так это то, что Александр, вместо того, чтобы пристать к острову, решается переправиться на другой берег. Этот остров Певка не мог быть величиной с Родос, это мог быть только речной остров, каких мы находим множество около более возвышенного южного берега выше Силистрии. И с этим, как кажется, согласуется и выражение Страбона или Птолемея: όρων μέχρι του "Ιστρου καθήκοντας καί τής έν αύτφ νήσου Πεύκης, τά πέραν δέ Γέτας 'έχοντας (Strab.,VII, 301).

51 τα'ι οι Θράκες οι πρόσχωροι τοΐς Τριβαλλοΐς... συμπεψευγότες ήσαν (Arrian., I, 2, 3). Арриан не называет имени этих фракийцев; но мы видим, что между трибаллами и Понтом еще жили фракийцы, но уже не было фракийского племени гетов.

52 Фракийское племя гетов еще в 340 году держало сторону царя Филиппа, потому что он воевал с теснившим их скифским царем Атеем и победил его. Из похода Александра видно, что они жили по северному берегу Дуная. Весьма возможно, что при своем выступлении Александр не имел в виду напасть на них, а потребовал от Византия кораблей против трибаллов. Но когда они стянули свой войска за Дунаем, Александр счел необходимым дать урок и им.

н Как мне это лично передавал один ботаник, видевший здесь в половине мая хлеба величиною в рост человека.

4 Arrian., I, 4, 5.

” Arrian., I, 4, 8; Strabon., VII, 301 (по Птолемею).

,6 Из положения области агрианов мы можем заключить почти наверное, что Александр пересек территорию пеонов, следуя по дороге из Софии и Кистендиля в Скупию, бывшей самым прямым путем к угрожаемой западной границе. Поэтому Арриан говорит: επ’ Άγριάνων καί Παιονων προΰχώρει (I, 5, 1). В Софии Александр находился еще приблизительно в

48 милях от Пелиона.

57 Положение Пелиона, определявшееся ранее благодаря тому, что не обращалось внимания на указания Тита Ливия (XXXI, 40), слишком далеко на северо-восток, в главных чертах правильно определено Barbiè du Boccage; мы должны искать древний Пелион приблизительно в области нынешней Корицы, а быть может, еще ближе к узкому Чангонекому проходу, через который Девол пролагает себе путь к западу, там, где Kiepert (Karte der Flussgebiete der Drin und des Wardar, 1867) помещает около восточного конца прохода местечко Плиассу.

58 Не знаю, правильно ли я понял техническую сторону этого маневра. Указанием, что то βάθος τής φάΧαγγος равнялось 120 человекам, быть может, следует воспользоваться для определения количества построенной здесь «в фалангу» пехоты, так как глубина строя позволяет заключить, что было построено каре приблизительно равной величины по фронту и в глубину.

59 τοις σωματοφύλαξι και τοϊς άμφ' αυτόν έταίροις (Arrian., I, 6, 5) служит для обозначения не 7 знатных «телохранителей», но отряда, состоявшего из βασιλικοί παΐδες, которые часто упоминаются при позднейших походах.

60 Выражение Арриана τη παρούση δυνάμει указывает, по-видимому, на то, что были вызваны подкрепления.

“ Arrian., I, 6,11.

62 Корона Иллирии еще долгое время оставалась в роде Вардилиса и Клита; иллирийцы не встречаются при походе Александра в Азию, несмотря на положительное указание Диодора (XVII, 77). Поручение Антипатру в 323 году управления над τά επέκεινα της Θράκης ώς επ'ι ’Iλλυριους και Τριβαλλους και Άγριάνας и т.д. (Arrian., τά μετά ’AAef., 7) ведет к заключению, что иллирийские князья должны были признавать верховенство Македонии.

3 Aeschin., In Ctesiph, § 238.

64 Arrian., И, 14, 16. Aeschin., In Ctesiph., § 239. Dinaren., In Demosth., § 10. Plut., Demosth., 20 и 23, где говорится о письмах Демосфена и о γράμματα τών βασιλέως στρατηγών δηλοΰντα το πλήθος τών δοθέντων αύτφ χρημάτων.

65 εν Τριβάλλοις, μόνον δ’ ουχ όρατόν επ'ι του βήματος νεκρον τον 'Αλέξανδρον προέθηκαν (Ps. Demad., § 17).

“ lustin., XI, 2, 8.

67 Арриан (I, 7, 2) называет их 'Αμύνταν και Τιμόλαον τών την Кαδμεΐον έχόντων. Уже Niebuhr узнал в них вождей македонской партии, которых Демосфен приводит в списке изменников (Pro Coron., § 295), и поэтому исправил 'Αμύντας в Άνεμοίτας.

68 Plut., Demosth., 23. — παρά Δημοσθένους 'όπλων το πλήθος έν δωρεαΐς λαβόντες (Diodor., XVII, 8).

69 Динарх (1, § 18) говорит об аркадцах: τήν μέν παρά 'Αντιπάτρου πρεσβείαν άπραχτον άποστειλάντων. Антипатр не ограничился тем, что потребовал их возвращения, как это видно из почетного постановления Демохарита в честь Демосфена: ταί ώς έχώλυσε Πελοποννησίους επί Θήβας Άλεξάνδρφ βοιβήσαι χρήματα δους χαί αυτός πρεσβεύσας (Vit. X Oratt., 850). Если, как утверждают авторы, с 338 года Акрокоринф был занят македонским гарнизоном, то тем удивительнее, что Антипатр приказал ему прибегнуть не к оружию, а к переговорам.

70 Эсхин в речи, написанной лет пять спустя, излагает факты совсем иначе (In Ctesiph., § 239); аркадцы, как он утверждает, потребовали из персидских субсидий задатка за военную службу; но так как Демосфен по своей скупости ничего не хотел платить, а желал все удержать для себя, то они возвратились домой; с помощью нескольких талантов можно было бы побудить отступить и македонский гарнизон, но Демосфен не хотел отдавать ничего. Неосновательность этих подозрений видна уже из самой связи событий; может ли быть, чтобы Демосфен так плохо понимал свои выгоды, что ради удержания для себя несколько талантов он ставил на карту успех предприятия, неудача которого могла ему стоить не только его популярности, но и его имущества и жизни? Если действительно гарнизон Кадмеи можно было подкупить, то неужели сами фиванцы не могли собрать пяти талантов? То обстоятельство, что Динарх в своей речи против Демосфена сообщает приблизительно то же, что и Эсхин, не отнимает у этих сведений их апокрифического характера.

71 Диодор (XVII, 9) определяет численность войска более, чем в 30 000 пехотинцев и не менее, чем в 3000 всадников. Хотя это число само по себе и правдоподобно, но источник Диодора, Клитарх, не заслуживает большого доверия.

72 Arrian., I, 7, 5. Александр избрал себе путь в Фессалию не через долину Аоя (Виоссы) и через проход Меццовы, так как Арриан говорит, что он шел через Кордиею и Элимиотиду, и вдоль гор Тимфеи и Паравеи, т. е. их он оставил справа, а Галиакмон слева; он вступил в Фессалию через проходы Катакати, которые описывает Gorceix (Apercu gèogr., de la region de Khassia, в Bulletin de Geographie, 1874, VI, 7, 449).

73 προσμίξας δε ταΐς Θήβαις χαί διδούς επί των πεπραγμένων μετάνοιαν έζήτει... χαί τοίς μεταβαλλόμενοις προς αυτόν άδειαν εχήρυττε (Plut., Alex., II). Арриан не упоминает о таком предложении.

7< Plut., Alex., 11. Оба имени делают это сообщение подозрительным; если этот Филота — комендант Кадмеи, то странно видеть рядом с ним Антипат-ра; если передано правильно это последнее имя, то насмешка только тогда была бы полною, если бы вместо Филоты рядом с ним был назван его отец, Парменион.

73 По выражению Арриана (I, 8, 2), он проник до είσω τοΰ χάραχος; теперь задача состояла в том, чтобы του δευτέρου χάραχος ε'ίσω παρελ^εΐν (I, 8, 3).

76 Так рассказывает Арриан со слов Птолемея, который сам был свидетелем этого штурма Фив. Рассказ Диодора, заимствованный из Клитарха, лишен всякого значения с военной точки зрения, и то, в чем он, по-видимо-му, сходится с Аррианом, доказывает только еще больше его непригодность. Планом Александра было, конечно, взять наружные укрепления фиванцев

и этим принудить их к капитуляции; что город пал при первом же нападении, было делом обстоятельств. Клитарх создает из этого правильный операционный план с тремя боевыми колоннами, из которых одна должна была штурмовать укрепления, другая занимать фивян, а третья служить засадой (έφεδρεύειν); мы узнаем здесь атаку Пердикки, выступление следом за ним легкой пехоты и штурм фаланги. Полиен (IV, 3, 23) сообщает еще о дальнейшем обстоятельстве (вероятно, из другого источника), — у него засада (την κεκρυμμένην δύναμιν) находится под командой Антипатра и проникает через развалившееся и не оберегавшееся место стены в город. Но если бы Антипатр с войсками из Македонии соединился с армией, то вряд ли Арриан оставил бы это без упоминания. Это сообщение Полнена взято из второй из трех независимых серий его афоризмов, заключающей в себе много отступлений от фактов, известных из других источников. Фразы Ге-гесиада, заимствованные у Агафархида (ар. Phot., 446 ed Bekker), лишены всякого значения.

77 Arrian., I, 9, 9. Диодор (XVII, 14) говорит о σύνεδροι των 'Ελλήνων; на основании союзного договора все союзники должны были оказать помощь против Фив; согласно установленному порядку, царь предоставил решить судьбу Фив τοΐς μετέχουσι τού έργου συμμάχοις; (Arrian., ibid.); что свой долг, как союзники, исполнили только старые враги Беотии, включая, конечно, фессалийцев, не была вина Александра, но это было роковым обстоятельством для Фив.

71 Быть может, мы имеем право предположить, что в союзном договоре находился пункт, на основании которого был произнесен такой приговор. По крайней мере, в договоре второй аттической морской симмахии от 378/377 года, говорится: έάν δέ τις ε'ίπη ή έπιφηφίση ή αρχών ή ιδιώτης παρά τάδε το ψήφισμα ώς λύειν τι δει των έν τφδε τφ φηφίσματι ε’ιρημένων, ύπαρχέτω μέν αύτφ άτίμφ είναι και τα χρήματα αύτοΰ δημόσια έστω... και κρινέσθω έν 'Αθηναίοις και συμμάχοις ώς διαλύων την συμμαχίαν, ζημιούντων δέ αύτόν θανάτφ •η φυγή ούπερ 'Αθηναίοι και οι σύμμαχοι κρατοΰσιν (С. I. Attic., II, π° 17, строка 50 слл.). Если сто лет спустя в Ахейском союзном договоре точно так же была определена смерть за измену союзу (во фрагменте договора с Орхоменом (Revue archéol., 1876, 97): ...καί έξέστω τφ βουλομένφ αύτφ δίκαν θανάτου ε'ισάγειν εις τό κοινόν των Άχαίων...), если точно так же на основании эллинского союза 480 года Фемистоклу было предъявлено обвинение в государственной измене (,.χτυλλαμβάνειν και άγειν κριθησόμενον αύτόν έν τοΐς "Ελλησιν), то по правовым воззрениям эллинов, по-видимому, такая компетенция и такое наказание принадлежали к существу подобных федераций и пункт такого содержания должен был находиться также и в Коринфском союзном договоре.

” Эта цифра тридцати тысяч проданных и шести тысяч убитых приводится Диодором (XVII, 14), Плутархом (Alex., 11) и Эллианом (Var. Hist., XIII, 7); они не представляются невозможными, принимая во внимание то, что сражались и были проданы не только фивяне, но и отпущенные на волю и метки.

80 Plut, Alex., 12; De virt. mulier., 24; Polyaen., VIII, 40. Арриан не упоминает фракийцев в войске Александра при этом походе; историк не упоминает и

об этом анекдоте, хотя Плутарх передает его за рассказанный Аристобу-лом, правда не в биографии Александра, но совершенно мимоходом (Plut.,

Non posse suaviter, 10) в характеристической Плутарховой сентенции: «Кто предпочтет спать с прекраснейшей из женщин, чем бодрствовать при чтении того, что писали Ксенофонт о Панфее, Аристобул о Тимоклее, Феопомп о Фебе?». С моралистом легко могло случиться, что он написал Аристобула вместо Клитарха.

81 То, что говорит Арриан: τά μ,εΐ/ αλλα φιλανθρώπως πρός την πρεσβείαν άπεκρίνατο (Arrian., I, 10, 3), указывает как на выдумку на другую версию (Plut., Phocion. 17), по которой он бросил письмо афинян и повернулся к посланным спиной. Если бы она была верна, то негодование царя на такую выходку аттического демоса было бы весьма легко объяснимо.

82 Рассказанные здесь факты разбросаны у Плутарха (Жизнь Демосфена и Фокиона), Диодора и Арриана; о Фокионе рассказывают, что он принимал участие во втором посольстве; Плутарх приписывает ему все переговоры с Александром и их счастливый исход.

83 По словам Плутарха (Alex., 13; Phocion., 17), Александр поступил с Афинами так великодушно потому, что город (таковы были будто бы его слова) должен обратить свои взоры на Грецию, так как ему подобает иметь гегемонию в Элладе, если он падет. Политика Александра не была такою детскою; но афиняне, должно быть, охотно слушали и верили таким пошлым выдумкам.

84 Arrian., I, 10, 6. Динарх (In Demosth., § 12) представляет бегство Харидема добровольным решением патриота.

83 Диодор (XVII, 16) называет τους ηγεμόνας των στρατιωτών και τούς άξιολογωτάτους τών φίλων, которых созвал для этого царь. К сожалению, это не технически точные выражения.

86 Τά κατά Μακεδονίαν τε καί τούς Έλληνας Άντιπάτρψ επιτρέφας. Официального титула его должности мы не имеем.

87 Devicta perdomitaque Thracia petens Asiam veritus ne post ipsius discessum sumerent arma, reges eorum praefectosque et omnes quibus videbatur inesse cura detractae libertatis secum velut honoris causa traxit (Frontin., II, 11, 3). — A reges stipendiaries conspectioris ingenii ad commilitium secum trahit, seniores ad tutelam regni reliquit (lustin., XI, 5, 3). За таких князей или княжеских сыновей мы можем считать Ситалка, начальствовавшего над фракийцами, Аристона, предводительствовавшего пеонскими всадниками (Plut., Alex., 39), Аттала, начальствовавшего над агрианами, и, может быть, Агафона, сына Тиримма, командовавшего над одрисскими всадниками.

88 Συμβουλευόιτων πρότερον παιδοποιήσασθαι (Diodor., XVII, 16).

89 Так рассказывает Плутарх; эта история вовсе не должна быть непременно выдумкой; какой-нибудь отдельный факт мог обобщиться при дальнейшей устной передаче, и Каллисфен или какой-нибудь другой ученый придал рассказу его эффектную редакцию.

Подготовлено по изданию:

Дройзен И.Г.
История эллинизма. История Александра Великого: Пер. с нем. — М.: Академический Проект; Киров: Константа, 2011. — 623 с. — (Технологии истории).
ISBN 978-5-8291-1304-9 (Академический Проект)
ISBN 978-5-902844-34-1 (Константа)
© Оригинал-макет, оформление. Академический Проект, 2011
© Константа, 2011



Rambler's Top100