Наша группа ВКОНТАКТЕ - Наш твиттер Follow antikoved on Twitter
116

Глава шестнадцатая

ИСТОРИОГРАФИЯ В ЭПОХУ ПОЗДНЕЙ ИМПЕРИИ

В римской культуре III—IV вв. мотив упадка и кризиса традиционных ценностей становится доминирующим. Идеологические основы империи были окончательно подорваны набирающим силу христианством, которое, превратившись к началу IV в. в сильнейшую организацию, при императоре Константине (323—337 гг.) получило статус государственной религии. Победоносное шествие христианства вызывало яростное сопротивление со стороны приверженцев староримских традиций. Отголоски идеологических споров язычников с христианами доносит до нас литература той эпохи.

Что касается историографии, то, за исключением Аммиана Марцеллина, она не может похвалиться выдающимися историками. Одни историки, как Евтропий, следуя по пути, указанному Флором, сжато излагают историю Тита Ливия в сухих кратких обзорах учебного характера. Другие, как Аврелий Виктор, подражают Светонию и пишут занимательные биографии.

117

О степени духовного упадка, в котором находились правящие круги Римской империи, можно судить по сочинению, обычно называемому «Scriptores Historiae Augustae» («Авторы жизнеописаний Августов»). Речь идет о сборнике из 30 биографий римских императоров, сменявших друг друга на протяжении II—III вв. Утрачены биографии императоров, правящих в 244—253 гг. и, по всей видимости, биографии Нервы и Траяна, которые открывали весь сборник. Надо полагать, что сочинение было задумано как продолжение «Жизнеописаний цезарей» Светония, который довел свое повествование до императоров династии Флавиев.

Сборник представляет собой крайнее проявление биографоморалистического метода светониевских «Жизнеописаний.. а именно изложение занимательных курьезов, забавных историй и анекдотов «по рубрикам», без хронологического порядка. Авторы биографий не проявляют ни малейшего интереса к социальным, экономическим и религиозным аспектам истории. Не интересуют их и вопросы идеологии. Полностью сосредоточенные на личностях самих императоров, их добродетелях, но гораздо чаще пороках, авторы далеки от того, чтобы осмыслить деятельность императоров как людей, стоявших во главе политических событий. Правда, в биографиях временами звучит ностальгия по былому величию римского сената, что в какой-то мере обостряет неприязненное отношение к тиранам на троне. Однако это чувство скорее диссонирует с общей установкой авторов на «занимательность» (curiositas), хотя они и заверяют о своем «стремлении блюсти историческую добросовестность».

Задача, которую ставят перед собой авторы биографий, абсолютно ясна — дать увлекательный рассказ. Отсюда то особое значение, которое они придают частностям личной жизни императоров, пикантным и сенсационным подробностям, доходя в этом до нелепой клеветы. Чтобы произвести на читателя впечатление полной правдивости, авторы жизнеописаний неумеренно пользуются документами, цитируют и упоминают письма, речи, постановления и т. п., причем не останавливаются даже перед вымыслом, выдумывая несуществующие свидетельства. Если в светониевских биографиях свидетельства всегда подлинные, то здесь они по большей части фальсифицированы. Впрочем, в схожем ключе были написаны сочинения, послужившие непосредственным источником для авторов биографий, например, произведения Мария Максима и Юния Корда. По всей видимости, на протяжении III в. было создано немало сочинений этого рода, мемуаров, биографий и т. п.

Исходя из внутренних данных и рукописной традиции, можно заключить, что авторами биографий были шесть писателей. Часть биографий была написана во время правления императора Диоклетиана (284—305гг.) историками Элием Спартиа-

118

ном, Юлием Капитолином, Вулкацием Галликаном и Требеллием Поллионом. Несколько десятилетий спустя, между 305 и 330 гг., писали два других биографа — Элий Лампридий и Флавий Вописк.

Биографии расположены в хронологическом порядке. Изложение ведется более или менее по светониевской схеме: детство, приход к власти, смерть императора. Авторы не упускают возможности рассказать о различных чудесных явлениях. Часто биографии завершаются кратким резюме, включающим в себя сжатый обзор общественно полезных деяний, войн, нравов и всякого рода странностей.

Насколько мы можем судить, авторы биографий принадлежали к консервативным кругам почитателей римского сената. Не исключено, что все они были близки к императорскому двору. Их филосенаторская тенденция выражается, в частности, в том, что мерой оценки достоинств того или иного императора им служит его отношение к сенату: хороший император— тот, который уважает политические и экономические интересы сенаторов, плохой — тот, который противодействует им.

По всей видимости, авторы биографий отражают в своих произведениях официальную точку зрения, поэтому тон изложения— то хвалебный, то порицающий — в зависимости от меняющейся конъюнктуры. Так, например, обширная биография Александра Севера, написанная Элием Лампридием, с большой долей наивности идеализирует правление этого императора, будто бы исполненное уважения к римскому сенату, в то время как биографии Коммода и Гелиогабала того же автора или биография Каракаллы, принадлежащая перу Элия Спартиана, представляют собой не что иное, как калейдоскоп ужасов и мерзостей. Эти три биографии изображают правителей по образцу «порочных императоров» (imperatores vitiosi) Светония (Калигула, Нерон, Вителлий), между тем как изображение Александра Севера напоминает фигуры «хороших императоров» (imperatores boni), каковыми у Светония представлены Август и Клавдий. Вследствие этого документальная ценность биографий, естественно, снижается.

Несмотря на недостоверность многих сведений и анекдотический, чисто занимательный характер изложения, сочинение шести авторов вызывает все же определенный интерес, по крайней мере, в отношении языка и изображения быта и нравов того времени. До сдержанности повествовательной манеры римских историков-классиков этим биографиям, разумеется, очень далеко. Однако их грубый и часто неряшливый язык сохранил для нас простонародные выражения, обороты канцелярского, юридического, военного обихода первой трети IV в. н. э. Поздняя разговорная латынь нашла отражение также в синтаксисе сборника.

В историографии поздней империи преобладающей стала

119

тенденция излагать историю в форме компендиев и эпитом. И здесь в первую очередь следует назвать уже упомянутого Евтропия. Евтропий жил во второй половине IV в. В свите императора Юлиана принимал участие в военной экспедиции против персов (363 г.). Затем в должности секретаря служил при дворе императоров Валентиниана I и Валента. По поручению Валента, желавшего получить сведения о тысячелетней истории Рима в форме сжатого, компактного изложения, Евтропий написал «Breviarium ab Urbe condita» («Бревиарий от основания Города») в 10-ти книгах.

Возникший из кризиса III в. новый руководящий класс Римской империи был столь несведущ в области знаний о славном прошлом Рима и его освященных временем традициях, что испытывал потребность в этой информации, разумеется, предельно суммарной и неглубокой. Труд Евтропия и другие сочинения этого рода полностью отвечали духу времени.

Прямолинейный, ясный, часто слишком лаконичный «Бревиарий...» представляет собой поверхностный компендий истории Рима от его истоков до 364 г., начала правления Валентиана I. Но даже обращаясь к наследию величайших римских историков, таких, как Тит Ливий, Евтропий предпочитает пользоваться не подлинниками их сочинений, а краткими изложениями.

В сочинении Евтропия совершенно отсутствует какая-либо руководящая идея. Бросаются в глаза некоторые хронологические неточности, которых Евтропий, располагавший архивными материалами, мог бы легко избежать. Рассказ посвящен сначала военным событиям от Ромула до смерти Юлия Цезаря (книги 1—6), затем истории императорского периода до смерти императора Иовиана (книги 7—10). В духе уже устаревших моралистических схем историк, по примеру Светония, концентрирует внимание на фигурах отдельных императоров. В заключении Евтропий обещает изложить современные события, однако никаких других его сочинений до нас не дошло, и мы не знаем, писал ли он еще что-нибудь.

Отвечавший запросам времени труд Евтропия пользовался популярностью и у современников, и в последующие века. Его успех был таков, что он трижды переводился на греческий язык. Еще ни одно произведение римской литературы не удостаивалось подобной участи.

Еще более сжатым был компендий римской истории, составленный также секретарем императора Валента Руфом Фестом. Он озаглавлен «Breviarium rerum gestarum populi Romani» («Бревиарий деяний римского народа») и насчитывает два десятка современных страниц. Сверхкраткий обзор Феста посвящен описанию войн, преимущественно тех, которые римляне вели на Востоке против парфян и персов. Изложение доведено до современных автору событий.

120

Кроме бревиариев Евтропия и Феста, сохранились три кратких компендия, объединенных вместе неизвестным нам компилятором, который из существовавших уже сочинений по отдельным периодам римской истории намеревался составить цельную историю Рима до IV в. включительно. При объединении разных сочинений в один сборник составитель руководствовался хронологическим принципом. Первое из них — и самое интересное — анонимный трактат «Origo gentis Romae» («Происхождение римского народа»), изложение древнейшей римской истории от Сатурна до Ромула. Затем следует сочинение «De viris illustribus urbis Romae» («О знаменитых людях города Рима»), в котором конспективно излагаются биографии исторических лиц от Ромула до Антония и Клеопатры. Заключает всю серию сочинение под названием «Liber de Caesaribus» («Книга о Цезарях»), или «Historiae abbreviatae» («Сокращенная история»), автор которого нам известен. Это Секст Аврелий Виктор, африканец по происхождению, который при императоре Феодосии I (379—395 гг.) был префектом Рима. Его сочинение состоит из кратких биографий от Августа до Констанция (353—361 гг.). Как с исторической, так и с литературной точки зрения оно не представляет большого значения.

Известно также анонимное сочинение «Epitome de Caesaribus» («Извлечение из Цезарей»), которое является извлечением частично из Евтропия, частично из Аврелия Виктора, хотя от последнего нередко отдаляется, время от времени расширяя его.

Между авторами бревиариев и эпитом и Аммианом Марцеллином, давшим свое оригинальное осмысление истории, промежуточное место занимает писатель второй половины IV в. Вирий Никомах Флавиан (334—394 гг.), государственный деятель и близкий друг оратора Симмаха, главы сторонников староримских традиций в сенате. Назначенный в 394 г. консулом, Никомах выступил с программой реставрации язычества в религии, но, когда его надежды на возрождение язычества в Риме рухнули, он, как стоик, покончил жизнь самоубийством. Из его литературной продукции ничего не сохранилось. Известно, что ему принадлежало историческое сочинение «Анналы», в котором он выразил свое чувство религиозного благоговения перед римским духом и, возможно, веру в будущее римской империи.

К этому же периоду относится сочинение Юлия Обсеквента «Liber prodigiorum» («Книга чудесных явлений»)—сухой перечень всех предзнаменований в римской истории по ливиевским эпитомам. Первая часть этого сочинения утрачена. То, что сохранилось, охватывает события от 190 до 12 гг. до н. э. Время жизни Юлия Обсеквента установить трудно, во всяком случае, оно приходится до правления императора Гонория (395— 423 гг.). По всей видимости, Юлий Обсеквент был язычником,

121

его цель —показать, сколько счастливых предзнаменований сопровождали рост римского могущества. Автор живет надеждою на реставрацию традиционной языческой культуры, разделяя, таким образом, взгляды Симмаха и Никомаха Флавиана.

Подготовлено по изданию:

Дуров В. С.
Художественная историография Древнего Рима. — СПб.: Изд-во С.-Петербургского ун-та. 1993. — 144 с.
ISBN 5-288-01199-0
© Издательство С.-Петербургского ун-та, 1993
© В. С. Дуров, 1993



Rambler's Top100