Эта книга родилась из бесед и лекций, которые мне в разные
годы пришлось читать перед широкой аудиторией, за пределами
университета. Я всегда поражался, с каким огромным интересом
относились мои слушатели к истории и культуре античного
мира, к мыслям и идеям древних греков и римлян, столь, казалось
бы, далеким от нашего сверхсовременного времени. Разумеется,
я отдавал себе отчет в объективных причинах, диктующих этот
интерес к античности; как специалист, я понимал исторические
основания, породившие античную цивилизацию, и те особенные
ее качества, которые обусловили непреходящую ценность достижений
древних греков и римлян в различных областях культуры. Однако
живой, какой-то особенный интерес слушавших меня людей побуждал
еще и еще раз продумать эту тему переклички античности и
современности, которая невольно выдвигалась на первый план
во время таких встреч.
Случай — цикл лекций по проблемам античной культуры, которые
мне пришлось читать на протяжении ряда лет в Государственном
Эрмитаже — помог оформить ряд разрозненных сюжетов в единый
план. Так возник замысел книги, рассчитанной на широкую
аудиторию, которая интересуется античной культурой, ее происхождением,
ее важнейшими достижениями, соотнесенностью этих последних
с культурной жизнью нашего времени. Разумеется, было бы
чрезвычайно трудно в рамках одной небольшой книги пытаться
охватить все формы и течения культурного развития Древней
Греции и Рима. Следовало сделать какой-то выбор, по возможности
приноравливаясь и к интересу будущего читателя, и к своему
собственному. Меня всегда особенно интересовала политическая
история, и вот для своего обзора я избрал ту область духовной
культуры древних, которая более всего была связана с их
политической деятельностью — общественную мысль.
Однако затем в процессе работы стала ясна необходимость дальнейшего ограничения — и сюжетного и временного. Часть материала пришлось изложить очень эскизно, частью и вовсе пожертвовать, поскольку это касалось таких явлений, которые представляли собою скорее жанры художественного слова и искусства, нежели формы общественной мысли (речь идет главным образом о театре и красноречии). Сделать это пришлось для того, чтобы в заданных рамках можно было по возможности выпукло и подробно представить такие темы, которые рисуют успехи античной мысли в наиболее связанных с социально-политической действительностью областях. Таким образом, изложение в книге являет собою непрерывное концентрическое сужение: от общих истоков и форм рационалистической мысли древних к наиболее важному ее итогу — политической теории.
Что же касается ограничения временного, то в настоящем очерке развитие античной общественной мысли прослежено на материалах, относящихся к начальным периодам греческой цивилизации, — к эпохам Гомера, архаики и ранней классики (XII — V вв. до н. э.). Со временем, если позволят обстоятельства, можно будет продолжить начатый обзор и следующий очерк посвятить периодам поздней классики и эллинизма (IV — I вв. до н. э.).
Сентябрь 1979 г.
Фролов Э.Д.
Факел Прометея. Очерки античной общественной мысли. Л., Издательство Ленинградского университета, 1991 г.