 |
51 |
11. Римские улицы
Если ты в состоянии оторваться от игр в цирке, ты можешь
купить себе в Соре, или в Фабратерии, или в Фрузиноне *
прелестный домик за те деньги, которые в Риме ты платишь
за наем темной
конуры. Ты будешь иметь маленький садик и неглубокий колодец,
из которого можно черпать прямо рукой без помощи веревки
воду
для поливки твоих молодых растений. Вот где живи; пристрастись
к заступу и сам заведывай обработкой своего маленького сада,
плодов
|
|
__________
* Города Лациума, расположенные вблизи Рима.
|
52 |
которого хватит на угощение целой сотни пифагорейцев [1].
Не шутка
быть полным хозяином клочка земли, где бы он ни находился
и
хотя бы он был величиной с нору ящерицы!
Здесь, в Риме, больные умирают от бессонницы, а эта болезнь
появляется оттого, что непереваренная пища застревает в
воспаленном желудке. Разве сон посещает когда-нибудь наемные
квартиры
на чердаке? В Риме хорошо спится только богачам. В этом
именно
источник наших болезней. Шум повозок, скопившихся на повороте
узкого переулка, да ругательства возниц способны разбудить
даже
тюленей! Когда у богача какое-нибудь дело, он едет себе
среди
расступающейся толпы; и в то время как его проносит над
головами
рослый либурнец, он читает, пишет или спит, так как нигде
не
спится так хорошо, как в закрытых носилках. И он приезжает
раньше нас, как бы мы ни торопились, так как нас останавливает
толпа, стоящая впереди, нас толкают идущие сзади. Один задел
меня локтем, другой толкнул коленом, вот еще какое-то бревно
ударилось о мою голову, а голова стукнулась о кувшин. Мои
ноги
покрываются жирной грязью. Со всех сторон меня давят ногами,
в
большой палец вонзился гвоздь солдатского сапога.
Посмотри, какой дым поднимается от этой корзины с съестными
припасами! Здесь толпится сотня людей, и каждый тащит с
собой свою
кухонную посуду. Самому Корбулону [2] не снести такого множества
огромных кастрюль и другой утвари, какое нагромождено на
голове
этого маленького раба, а он не сгибаясь тащит все это, да
и еще на ходу
раздувает огонь в жаровне! В толпе рвется его платье, и
без того уже
покрытое заплатами. Вот едет ломовая телега, на которой
покачивается высокая ель; другие повозки везут сосны; эти
высокие столбы касаются и своим падением угрожают народу.
А вот воз, нагруженный
лигурийским камнем; если ось в нем подломится и вся эта
гора
свалится на толпу, что тогда останется от этих людей? Кто
разыщет их
члены и кости? Раздавленные тела этой черни погибнут в один
миг...
Подумай теперь о разных других опасностях, которые ожидают
тебя ночью. Измерь-ка высоту домов, с крыш которых падают
черепицы, способные размозжить тебе голову, а из окон верхних
этажей валятся битые горшки и разные осколки! Посмотри,
какие
знаки и трещины оставляют они при падении на мостовой. Нужно
быть совершенно равнодушным человеком, не желающим предвидеть
никаких случайностей, чтобы пойти ужинать в город, не составивши
предварительно духовного завещания. На твоем пути столько
смер-
|
|
__________
[1] Последователи философа Пифагора, которые отличались большой
воздержанностью и не ели мяса.
[2] Гней Домиций Корбулон, брат Цезонии, жены императора Калигулы,
знаменитый полководец, он отличался огромным ростом и замечательной
силой, которые вошли в поговорку.
|
53 |
тей, сколько открытых окон. Все, что ты можешь пожелать,
— это
чтобы из встречных окон тебя только облили помоями.
А вот дерзкий пьяница, который мучается оттого, что ни
с кем еще не подрался, и проводит поэтому такую же бессонную
ночь, как Ахиллес, оплакивающий своего друга: он то ложится
ничком, то переворачивается на спину. Но неужели невозможно
заснуть без этого? Да, есть люди, которым сон дает лишь
драка. Но этот человек, хотя и юн, и опьянен вином, но он
остережется напасть на прохожего в пурпурном плаще, окруженного
многочисленной свитой, с множеством факелов и бронзовыми
лампами впереди. Но ко мне он относится с пренебрежением,
потому что мне светит лишь мой единственный провожатый —
луна да убогая свеча, фитиль которой я ив экономии старательно
берегу. И вот начинается эта злосчастная драка, если только
можно назвать дракой столкновение, в котором один бьет,
а другой получает удары. Он останавливается прямо передо
мной и велит мне также остановиться, и я исполняю его приказание:
что поделаешь с бешеным человеком, который при том же сильнее
меня! «Откуда ты идешь, — кричит он мне, — где это ты нажрался
кислого вина и бобов! Какой сапожник разделил с тобой свою
похлебку из порея и вареную телячью голову? Ты не отвечаешь?
Ну же, говори, или вот тебе, получай пинок ногой! Где ты
живешь, в какой конуре мне тебя искать?» Отвечай ему, или
не отвечай, все равно: и в том, и в другом случае ты будешь
побит. В довершение всего, сумасшедший тащит еще тебя в
суд. Вот свобода, которой здесь пользуется бедняк: избитый,
он должен еще умолять, чтобы его отпустили с теми зубами,
которые остались у него еще не выбитыми.
Но этим еще не кончились твои злоключения; найдутся люди,
которые еще тебя ограбят, как только закроются дома и в
запертых лавках затихнет движение, или же какой-нибудь вооруженный
бродяга внезапно нападет на тебя, так как, пока ночной дозор
стережет Понтинские болота и лес Gallinaria, наблюдая там
за общественной безопасностью, все воры сбегаются в Рим
и рыскают здесь, отыскивая себе добычу...
(Ювенал, Сатира III, стих 222 и след.)
|
|
|
|
 |