|
443 |
16. Обряд апофеоза императора
У римлян существует обычай торжественного причисления императоров
к сонму богов. Обряд этот называется у них апофеозом.
Это — праздник, соединенный с трауром. Тело усопшего погребают
с большой торжественностью согласно людскому обычаю. Делают
из
воска изображение покойника, по возможности похожее на него,
и
кладут его при входе во дворец на высоком ложе из слоновой
кости,
подложив золотую подстилку. Изображение делается бледное,
как
будто почивший еще болен. Днем, с правой стороны ложа располагаются
сенаторы в траурной одежде; с левой стороны — благородные
женщины и девушки, одетые в простые белые платья, без всяких
золотых украшений. Все это делается в течение семи дней.
Входят
|
|
|
444 |
врачи и, приближаясь каждый раз к ложу, долго всматриваются
в
больного и заявляют каждый раз, что ему хуже. Наконец, заявляют,
что он умер. Тогда знатнейшие из всаднического сословия
и молодые
сенаторы, подняв ложе, несут его по Священной дороге на
старый
форум. По обе стороны ложа сооружают помосты, на которых
располагаются — с одной стороны знатные юноши, а с другой
девушки,
и поют поочередно гимны и хвалебные песнопения в честь умершего.
После этого относят ложе за город на Марсово поле. Посреди
площади
сооружают четырехугольный павильон; внутри его наполняют
горючими веществами, а снаружи украшают золотыми тканями,
слоновой костью, картинами. Над этим павильоном сооружают
другой,
похожий на первый по устройству и по украшениям, но поменьше
размером и с открытыми дверями. Над вторым сооружают третий,
потом четвертый, еще меньшего размера, и ряд других — все
меньшей
величины. Сооружение это очень напоминает по виду башни,
устраиваемые у входа в гавань и называющиеся маяками. Во
второй
павильон помещают ложе и обкладывают его кругом пахучими
травами, всевозможными плодами, так как нет ни одного племени,
ни
одного города, ни одного частного лица, сколько-нибудь выдающегося,
которые не прислали бы с удовольствием эти последние дары
в
честь государя. Когда все помещение заполнится ароматическими
веществами, около него начинается конское ристание. Вся
конница,
соблюдая известный ритм, скачет в определенном порядке взад
и
вперед; соблюдая такой же порядок, за нею движутся колесницы,
с
парадно одетыми возницами, везя изображения славных императоров
и полководцев римских. По окончании всего этого, преемник
усопшего
императора подносит к павильону факел, остальные в разных
местах
тоже поджигают. Все быстро охватывается пламенем. Тогда
с последнего, самого маленького павильона пускают орла,
который
поднимается ввысь посреди дыма и пламени, унося в небеса
душу
императора (таково поверие народа). И с этих пор усопшего
считают
в сонме богов.
(Геродиан, IV, 2).
|
|
|
|
|