нужды своей жизнью, сохраняя ее для общественного блага;
никогда
не выступая с придирчивой и беспокойной оппозицией против
власти
и не стараясь подобно другим стоикам дерзостью снискать
себе
популярность, он умел однако не допускать сенат до несправедливых,
жестоких или неприличных постановлений; он достигал этого
не
только подачей голоса, -но и самим молчаньем своим: уважение,
которое он внушал к себе, было так велико, что вся империя
обращала на него взоры и прислушивались не только к его
словам,
но, если можно так выразиться, и к его молчанью; самые отдаленные
провинции обращали внимание на то, чего Тразей «не сделал».
Сам
Нерон был обезоружен таким спокойным мужеством и отдавал
справедливость безукоризненной честности этого человека:
Нерон сам
говорил, что хотел быть другом его, и относился к Тразею
с почтением
вплоть до той минуты, когда вне себя от ужаса после убийства
своей
матери Агриппины, он не мог более выносить взгляда неподкупной
совести и докучливой добродетели сенатора, который один
не пожелал
своим присутствием участвовать в оправдании матереубийства
и во
время чтения письма Нерона ушел из заседания сената.
Смерть Тразея, описание которой у Тацита (Анналы XVI, 34—35)
нельзя читать без волнения, сколько бы раз ни повторялось
это
чтение, представляет собой самую прекрасную кончину, какую
только
мы знаем в древности. «Тразей находился в своих садах, куда
под вечер и был послан к нему консульский квестор. Здесь
он собрал многочисленный кружок выдающихся мужчин и женщин
и разговаривал с
ними, в особенности с философом Деметрием. Судя по выражению
лица и по некоторым словам, произнесенным громче остальных,
он
беседовал о природе души и о расставании ее с телом, когда
пришел
Домиций Цецилиан, один из его близких друзей, и сообщил
о приговоре сената. При этом известии поднялся всеобщий
плач и рыдания.
Тразей торопил своих друзей удалиться, чтобы не связывать
неблагоразумно своей судьбы с его судьбой. Аррия хотела
разделить участь
своего мужа, но он заклинал ее сохранить жизнь и не лишать
их дочь
единственной поддержки, которая ей оставалась. После этого
он направился к портику своего дома, куда вскоре явился
и квестор. Тразей
принял его почти радостно, так как узнал от квестора, что
его зять
Гельвидий отделался лишь изгнанием из Италии. Когда ему
было
передано постановление сената, он позвал Гельвидия и Деметрия
в
свою комнату и подставил сразу обе руки для вскрытия вен.
Тотчас
брызнула кровь, он свалился на пол и, попросив квестора
приблизиться, сказал: «Совершим это возлияние Юпитеру-Освободителю.
Смотри, молодой человек! Да отвратят боги это дурное
предзнаменование! Но ты живешь в такое время, когда следует
закалить свою душу примерами твердости».
(С. Martha, Les Moralistes de Г empire remain, стр. 117—
118; 2-ое изд. Hachette).