 |
95 |
4. Телесные наказания
Кротость не была главной добродетелью школьных учителей;
они
легко выходили из себя: малейшая ошибка — и раздавались
брань
и крик, которые были слышны далеко по соседству. Гнев был
неизбежной принадлежностью урока. Денис, ученый грек, к
которому
Цицерон сохранил нежное расположение, был очень любезен
с ним,
но как только он начинал заниматься со своим сыном или племянником,
с ним начинались настоящие припадки ярости. Без всякого
сомнения, отцы любили кротких и миролюбивых учителей, они
даже
старательно искали таких, но в то же время они также охотно
примирялись и с самыми необузданными учителями; мягкое и
нежное
воспитание казалось им опасным, так как оно могло избаловать
детей. К тому же гнев учителя всегда имел причину и оправдание:
если он выходит из себя — значит, относится к делу преподавания
с рвением и добросовестно. «Чем лучше учитель, — говорит
Цицерон, — чем способнее он, тем более гнева и нетерпения
выказывает
он на своих уроках. Ему мучительно видеть, что ученик не
понимает
того, что сам он понял так легко и быстро».
К несчастью, гнев учителя не всегда выражался только в
одних
словах, от слов он быстро переходил к делу. Местопребывание
памяти,
если верить Плинию Старшему, находится в нижней части уха,
и вероятно поэтому учителя принимались развивать ее с безжалостным
усердием. В их распоряжении были и еще более действенные
педагогические средства. Любимым орудием учителя была ферула
(линейка) . Линейка и школа были нераздельны по понятиям
римлян. Ювенал относит эту ассоциацию даже к героическим
временам: «Боясь
розги, — говорит он, — Ахиллес уже большой распевал песни
на горах
своей родины». Ферула играла роль скипетра в школе: она
поддерживала во всех пассивное повиновение. Дети должны
были подставлять под линейку открытые руки, чтобы удар был
больнее. В случаях серьезных пускался в ход ремень из шкурки
угря или кожи.
Плеть с узлами и железными остриями на концах, по-видимому,
не
употреблялась в школе. Одна картина в Геркулануме показывает,
каким образом происходило наказание розгами. Виновного брал
на
плечи более взрослый товарищ; другой держал его за ноги;
остальные
хладнокровно смотрели на всю эту сцену, как будто бы в ней
не было
ничего необыкновенного. Учитель, спокойный и серьезный,
вооружен
розгой, которой он наносит сильные удары. Ребенок извивается
от
'боли, и из его широко открытого рта, по-видимому, вылетают
жалобные крики. Иногда экзекуция производилась с меньшей
торжественностью: учитель просто хватал школьника за середину
туловища, одной
рукой держал его в воздухе вниз головой, а другой наносил
ему удары
своим ужасным педагогическим орудием.
|
|
|
96 |
В римской школе существовала суровая военная дисциплина.
Напрасно время от времени раздавались благоразумные голоса
против всех этих варварств, они были гласом вопиющего в
пустыне,
и традиционные приемы обучения неизменно продолжали свое
существование. Они употреблялись не только в начальных училищах,
но даже в тех школах, которые соответствовали нашим среднеучебным
заведениям. Ювенал даже в то время, когда уже сочинял рассуждения
по риторике, безропотно протягивал под ферулу руки, которые
их
писали. Знаменитый Орбилий был так строг с Горацием, что
тот не
мог вспомнить о нем без злобы и негодования; он охотно прибегал
к линейке или к ремню из кожи. Квинтилиан, который протестует
против этих жестокостей, говорит, что за них была сила привычки
и авторитет некоторых философов. Нравы смягчались, а школа
продолжала оставаться верной своим традициям. Святой Августин,
живший в конце империи,* с ужасом говорит о способах, при
помощи
которых ему вбивали в голову греческий язык. Он был тогда
еще
маленьким, а между тем, по собственному признанию, далеко
не с
детским жаром просил Бога об избавлении от колотушек. Авсоний
прошел через те же испытания, но относится он к ним совершенно
иначе. Отправляя своего внука в школу грамматика, он уговаривает
его не бояться побоев, так как им он обязан тем, что сделался
ученым. Сенека требует, чтобы ребенок сохранил особую благодарность
по отношению к учителю за телесные наказания, которым тот
его подвергал. Страх, царивший в школах, был обычной темой
для
упражнений в стиле. Чтобы живо изобразить дурное обращение
в
школах, ребенку стоило только обратиться к своим еще свежим
воспоминаниям и к следам, быть может, еще незажившим, тех
побоев,
которые он сам получил.
(Jullien, Les professeurs de litterature dans Tancienne
Rome, стр. 189 и след., изд. Leroux).
|
|
__________
* 354—430 гг. н э.
|
|
 |