|
163 |
3. Производство стеклянных, золотых и серебряных
изделий в Галлии
В некоторых местностях близ Сены и Мозеля найдены были
вещи, представляющие собой, быть может, самые замечательные
образчики стеклянного производства древних. Они употребляли
всевозможные средства для украшения стекла. Они умели гравировать
на нем и покрывали его рельефами, и все это иногда с неподражаемой
тонкостью. При производстве некоторых предметов больших
размеров
они клали один на другой два разноцветных слоя стекла и
таким
образом достигали удивительных цветовых эффектов. Некоторые
галльские вазы считаются образцами тонкой скульптуры. Мотивы
украшений и выбор фигур указывают на заимствование традиций
греко-римских школ. Все это — сцены из мифологии или же
изображение игр в цирке, реже жанровые картинки, иногда
животные,
|
|
|
164 |
иногда простой орнамент. Тонкость работы при этом изумительная.
Не знаешь, чему больше удивляться: исполнению художника
или ловкости рабочего, несколько манерной грации рисунка
и фигур,
или же блеску и разнообразию красок. Галльские мастера,
без
|
|
|
165 |
сомнения, достигли в этом производстве совершенства великих
мастеров Александрии.
Граверы по металлу соперничали с художниками Греции и
Италии. Близ Лиона был найден ларец с драгоценностями одной
римской дамы: в нем находилось семь ожерелий, два кольца,
шесть
пар серег, брошки, запястья; каждый камень в них имеет свой
особый
характер, и золото очень искусно соединено с жемчугом и
драгоценными камнями; художнику, быть может, не достает
оригинальности, но во всяком случае работа превосходная,
хотя она и рассчита-
|
|
|
166 |
на больше на блеск и роскошь, чем на изящество. Шедевр
римского
граверного дела — это реннская жертвенная чаша массивного
золота.
Здесь на круге меньше чем в 25 сантиметров в диаметре расположено
около пятидесяти фигур, выбитых на металле, а потом отчеканенных.
Она относится, без сомнения, приблизительно к 200 г. Р.
X., но
отличается еще большой тонкостью работы и чистотой стиля,
здесь
нет еще преувеличенного рельефа, грубости в рисунке и в
экспрессии.
Самая замечательная находка в этом роде, которая когда-либо
была
сделана — это бернейское собрание сокровищ, которое хранится
в
настоящее время в Национальной библиотеке в Париже. Оно
состоит
из 69 ваз и другой утвари чистого серебра; все эти предметы
были
пожертвованы различными лицами в храм Меркурия. Они представляют
собой, очевидно, копии с греческих образцов, но тем не менее
отличаются необыкновенным изяществом.
(Jullian, Callia, 162 et suiv., chez Hachette).
|
|
|
|
|
|
|