|
297 |
7. Ремесла и торговля в Помпеях
Помпейская живопись дает нам драгоценные сведения о тех
ремеслах и промыслах, которые существовали в этом городе.
Одна картина, напр., изображает двух продавцов материи.
Первый
предлагает попробовать, насколько мягка и нежна какая-то
фиолетовая ткань, двум покупательницам, пришедшим в сопровождении
раба и усевшимся на скамейку. Второй выслушивает жалобы
какой-то
женщины; без сомнения, он уверяет ее, что плащ, купленный
ею
|
|
|
298 |
накануне, превосходного качества и идет ей гораздо больше,
чем
она думает.
Далее, сапожник примеряет обувь одному из своих клиентов.
В глубине виднеется еще обувь, развешанная на стене; другой
сапожник, по-видимому, зазывает прохожих и останавливает
их, расхваливая свой товар.
А вот продавец дамской и детской обуви. Почтенный ремесленник
стоит; сняв мерку при помощи палочки, он вынес полусапожки
четырем помпеянкам, которые сидят; одна из них держит на
коленях
ребенка. Там и сям разбросаны пары небольших башмаков.
Другая картина изображает двух маленьких гениев, занимающихся
сапожным ремеслом. Один из них держит колодку, другой
приготовляет кожу. На этажерке и в шкафу с раскрытыми дверцами
виднеются полусапожки, расставленные попарно. Тут же стоят
маленькая скляночка и чашка с краской, которой наводят глянец
на
кожу.
Рядом с лавкой сапожника живописец изобразил старого купца
с
лысой головой, сидящего за столом, который покрыт инструментами
и
какими-то вещами небольших размеров, похожими на мелкий
железный и медный товар. Рабы стоят с корзинами в руках,
как будто торгуют что-то. На заднем плане картины — граждане,
прислонившись к
колоннам портика, смотрят, разговаривают или просто стоят
в задумчивости. Если вещи, которые продает хозяин железной
лавки —
щипцы, ножницы, шпильки, запястья, — не совсем ясно изображены,
то этого никак нельзя сказать о разнообразных сосудах, которыми
торгует его сосед-котельник. Они стоят на земле, на площади;
купец
держит один из них и колотит в него палочкой, чтобы показать,
насколько хорош металл, из которого эта вещь сделана.
|
|
|
299 |
Тут можно видеть и продавца горячих напитков; кастрюля
с
кипящей жидкостью стоит на brasero под открытым небом; купец
зачерпнул из нее в небольшой сосуд и, ухватив его щипцами,
передает
покупателю, который осторожно берет его за кончик щипцов.
В помпейской живописи часто воспроизводится тип булочника,
в разных
его видах: из них самый интересный — булочник, который сидит,
поджавши ноги, на своем прилавке, окруженный со всех сторон
хлебами. Хлебы круглые и разделяются ложбинками на десять
частей, которые легко отломить рукой: такой хлеб еще и до
сих пор
пекут в Неаполе и южной Италии.
Чтобы сделать картину рынка более полной, художник не забыл
ни упрямого осла с вьюком, который нарисован как будто еще
вчера,
ни телеги с колесами без спиц, сделанными из цельного куска
дерева. Здесь несколько зевак остановились и читают объявление;
там — группа людей, собирающихся войти в термы, с сосудами,
наполненными душистым маслом. Далее школьный учитель учит
ребятишек; одного строптивого ученика он тут же наказывает
розгами, а другие, послушные, сидят. На той же картине изображен
и
юноша, срисовывающий статую на форуме. Наконец, живописец
поместил тут и уличных мальчишек, играющих у колонны, и
слепца
с длинной бородой, которого ведет собака: какая-то женщина,
идущая
в сопровождении раба, подает ему милостыню.
Самые большие по размерам картины были найдены в доме
одного сукновала. На первом плане сидящая женщина передает
материю маленькой рабыне. Рабочий, туника которого стянута
вокруг
|
|
|
300 |
тела и как будто бы завязана узлом, смотрит на них, продолжая
в
то же время усердно чесать плащ, висящий на перекладине.
Другой
рабочий несет клетку из ивовых прутьев, для распяливания
материи; в руке у него сосуд, куда бросают на горячие уголья
серу, дымом которой белится ткань. Далее изображены ниши
с большими чанами,
в которых вымачивают и моют материю; эту работу древние
называли
«пляской сукновала» (saltus fullonicus). Художник нарисовал
также
тщательно и пресс с его двумя устоями и двумя огромными
винтами,
которые вертятся при помощи рукоятки; этим прессом ткань
сжимают
между двумя досками, чтобы придать ей окончательный вид,
наконец,
он изобразил и сушильню с ее перекладинами, прикрепленными
к
потолку при помощи канатов. На них развешано белье; раб
предлагает молодой женщине развернутую материю, а жена сукновала
отмечает проданный товар на табличках.
Во дворе этого самого дома найдено 22 каменных бассейна,
расположенных на неодинаковом уровне так, чтобы вода могла
стекать
из одного в другой; перед ними, без сомнения, стояли скамьи,
на
которых раскладывалась материя. Семь чанов меньшего размера,
находящихся на другом конце двора, служили для валяния сукна.
Еще и теперь можно различить помещение, где был склад со
следами
|
|
|
301 |
полок, печи, сушильню. В других мастерских были найдены
кувшины
с жирной глиной, которую употребляли для того, чтобы белить
ткань,
также как серу и урину.
Помпейские живописцы-декораторы изображали и столяров.
На
одной картине, напр., мы видим столяров, устраивающих праздник
в честь Дедала, который был их патроном, как теперь св.
Иосиф.
Четыре здоровых парня в туниках, с голыми ногами, несут
часовенку
из тростника, украшенную цветами, жетонами и стаканчиками.
В первом отделении этой часовни помещается статуэтка Дедала;
он задумчив и держит палец на губах, глядя на труп своего
племянника
Тала, которого он убил, воткнув ему гвоздь в голову [1];
во втором
отделении находятся изображения двух пильщиков и строгающего
ребенка; изобретателем пилы и струга считается Дедал.
Другая картина представляет собой двух крылатых гениев,
олицетворяющих столярное ремесло. Один из них сидит на полу,
другой стоит; оба они договариваются, как бы им распилить
доску,
прикрепленную к верстаку. Сам верстак, пила, колотушка,
загнутое
железо у гребенки, посредством которой доска прикрепляется
к
верстаку, — все это мало чем отличается от современных инструментов.
Другие изображения дают нам гениев мельницы и пресса. Когда
подумаешь об ужасах pistrinum'a, т. е. помещения, в котором
зерно
превращается в муку, а потом в тесто, прежде чем поступить
в печь
хлебопекарни, когда представишь себе рабов, как они под
ударами
бича вертят жернов, с больными глазами или даже совсем ослепшие
|
|
__________
[1] Дедалу приписывается изобретение топора, пилы, бурава, ватерпаса
и др. инструментов, почему столяры и считали его своим патроном.
Тала он убил будто бы из зависти к его искусству, которым тот
грозил превзойти своего дядю и учителя. — Ред.
|
302 |
от дыма, с ранами на ногах, как они обливаются потом, работая
ночью при тусклой лампе, — то поневоле удивишься способности
мифологической фантазии и художественного творчества облекать
самые мрачные стороны жизни в изящные формы. Сцена, изображенная
живописцем, представляет момент отдыха; громадный жернов
здесь вертят не рабы, а маленькие ослики. Гении выпрягают
их,
ласкают и нежат, надевают на шеи гирлянды из листьев для
защиты
от мух, а сами потом, растянувшись на траве, едят и резвятся.
В изображении пресса для выжимания винограда есть некоторые
подробности, не лишенные интереса. Между столбами, врытыми
в
землю, расположены ряды дубовых обрубков, отделенные друг
от
друга толстыми досками. Эти обрубки всей своей тяжестью
надавливают на корзину, полную винограда. Сок течет ручьем
по широкому
металлическому желобу в чан. Два гения забивают в пресс
клинья,
чтобы увеличить силу давления; третий, вооружившись пестом,
давит
виноград в сосуде, который стоит на жаровне. Приготовляет
ли он
так называемое «вареное вино», или нагревает виноградный
сок,
чтобы ускорить в нем брожение, — трудно сказать; возможно
также,
что он делает виноградное варенье.
Что особенно поражает в Помпеях, это — обилие лавок, которые
попадаются на каждом шагу. Здесь, как и в Риме, отдача внаем
торговых помещений служила источником дохода; поэтому богатые
домовладельцы старались настроить как можно больше магазинов,
выходивших на все четыре улицы, которые составляли границу
усадьбы. Сами императоры не пренебрегали такого рода спекуляцией.
К тому же и сами помпейские домовладельцы были большей частью
торговцами. В самых красивых домах были устроены магазины,
расположенные направо и налево от входной двери; некоторые
из
|
|
|
303 |
них даже непосредственно сообщались с атриумом. В этих
лавках,
более обширных, чем другие, очевидно торговали сами домохозяева.
Здесь помещалась контора, если владелец дома был менялой
или
банкиром; здесь лежали образцы его товара, если он торговал
материями, коврами, пеньковыми изделиями, канатами и снастями;
наконец, здесь же его рабы или привратник продавали его
масло,
его вино, его хлеб, его фрукты, если он был землевладельцем.
Устройство магазина очень простое: входная дверь сделана
почти
во всю ширину помещения; днем это громадное отверстие открыто,
на ночь оно запирается ставнями, которые двигаются по желобку,
выдолбленному в полу; дверь была сбоку и запиралась большим
замком; иногда к наружным ставням для большей безопасности
прикреплялась цепь.
Внутри лавка разделялась обыкновенно на два яруса; в нижнем
производилась торговля, антресоли служили жилищем продавца
и
кладовой.
Перед каждой лавкой устроен тротуар, вымощенный плитами
из
лавы. В одной из таких плит проделывалось косое отверстие,
в
которое путешественник или приехавший из деревни крестьянин
продевал, как в кольцо, поводья лошади, когда останавливался
перед
лавкой.
Когда темнело, лавочники зажигали у себя коптившие лампы.
Улицы в Помпеях не освещались и каждый ходил со своим
фонарем.
Образцы товаров раскладывались на особой скамье. Лавку,
в
которой продавалось масло, вино, горячие напитки, можно
было
узнать по выставленным сосудам, жаровням и по украшенному
|
|
|
304 |
мрамором прилавку. Особенное внимание теперешних посетителей
Помпей привлекают распивочные, где можно было найти вареное
вино, вино надушенное [1], медь, салеп; в одной из таких
распивочных
им показывают даже грубо нарисованное изображение воинов,
которые чокаются стаканами, похожими на наши пивные кружки.
В лавках, где продавались
другие товары, нам теперь гораздо труднее ориентироваться,
потому что от них большей частью остались одни только голые
стены. При этом нужно иметь в виду, что даже в современной
Европе на юге убранство лавок отличается необычайной простотой:
деревянный
прилавок, стул, скамейка — вот
и вся мебель в лавке. Более или
менее нежные товары, как,
напр., аптекарские и москательные,* помещались в глиняных
или стеклянных сосудах. Хлеб,
говядина, колбасные изделия
прикрепляются крючками к маленьким переносным дощечкам,
которые вывешиваются днем
перед входом, а на ночь убираются. Корзины и плетенки играют
также значительную роль в неаполитанских лавках. Точно также
все это должно было устраиваться и в Помпеях.
В магазинах предметов роскоши были сундуки и шкафы, в которых
запиралась материя, драгоценные металлы и т. п. Жители Помпей,
придя после извержения и копаясь в пепле, покрывавшем их
дома,
старались разыскать и унести именно такого рода ценности,
а также
картины, мозаику, вещи из слоновой кости, статуэтки. Они
не
разыскивали мыла или красок на дне кадки, ни засохшего в
печи
хлеба, ни овощей, гнивших в погребе; они бросали все эти
малоценные
предметы и старались унести то, что было подороже. Если
в некоторых лавках и остался более или менее ценный товар,
то разве
только потому, что их хозяева погибли, или задохнувшись
на месте,
или пораженные во время бегства газом, который выходил из
расщелин в земле.
|
|
__________
* Краски, клей и т. п.
[1] Римляне часто клали в вино разные ароматические вещества,
напр., алоэ, шафран, аравийскую смолу и др. — Ред.
|
305 |
Чтобы иметь представление о торговых улицах в Помпеях,
нужно
вообразить себе еще навесы, гирлянды из листьев лавра, дуба
и
апельсинового дерева, перемешанных с цветами; куски ткани,
протянутые с одной стороны улицы на другую; живопись, которая
оживляла общий вид, встречаясь повсюду, даже в глубине лавок;
множество наружных деревянных украшений, которые бросались
в
глаза своей яркой окраской. Ко всему этому нужно прибавить
товары,
выставленные у входа и даже прямо на улице. Здесь причудливо
соединялись полумрак и прохлада, нега и оживленная деятельность.
Повсюду текла ручейками вода из маленьких фонтанов. Купцы
сидели на пороге своих лавок; тут и там останавливались
и вступали
в разговор друг с другом женщины, рабы и праздничные зеваки,
которые сновали по улицам. Пестрота общей картины увеличивалась
разнообразием костюмов: здесь можно было встретить александрийца
и жителя провинции Африки рядом с оском или латинянином;
сирийский раб сталкивался тут с рабом-греком.
Некоторых помпейских торговцев мы знаем даже по имени.
На
одной стене, напр., можно прочесть написанное крупными буквами
имя и звание М. Нония Кампана, отставного воина, владельца
лавочки, в которой на него работают его рабы. Эти последние
занимались, очевидно, выделкой кожи или мехов, как о том
свидетельствуют два кривых ножа, которыми кроят кожу, девять
других
ножей с железными ручками, крюки для растягивания кожи,
молоток,
топорик и щипцы. Тут найдены были остатки деревянной скамьи,
плита из травертинского туфа, на которой выколачивали и
размягчали кожу, две маленьких бронзовых цепочки, коромысло
от весов,
замки, украшения из золота и других металлов, когда-то покрывавшие
деревянный ящик; монеты, глиняные сосуды.
А вот продавец красок. У него нашли две амфоры, кубки и
другие сосуды с крышками, много краски, железный нож, мраморный
круг для растирания красок, раковину, восемь разновесков
из черного
мрамора, один из белого, костяное долото, большой кусок
горной
смолы. Следы деревянной лестницы и пола указывают на то,
что
здесь были антресоли; тут же были обнаружены скелет, монеты,
4
сосуда, две печи, две лампы, семь костяных шарниров от сундука,
большие куски красной и белой краски. По-видимому, продавец
красок укрылся на антресолях и там задохнулся.
Далее следует красильня. В лавке два входа на две улицы.
Здесь
сохранились чаны, выложенные очень твердым цементом, в которых
вымачивалась материя; впрочем, в некоторых местах цемент
этот
разъеден кислотами. В одном из чанов был найден черный порошок,
оказавшийся сернокислым железом.
Булочников в Помпеях было очень много, несмотря на то,
что во
многих семьях мололи муку и пекли хлеб дома. В булочных
находят
мельницы для перемалывания зерна, кувшины для воды, стол,
на ко-
|
|
|
306 |
тором месили тесто, сосуд для крупитчатой муки и, наконец,
изображение змей на стене от дурного глаза и для того, чтобы
хлеб выходил
удачный. Наиболее известные булочники ставили на хлеб свое
клеймо. В одной из булочных нашли 24 обуглившихся хлеба.
При раскопках открыта была также цирюльня. У входа стояла
скамейка, на которой посетители дожидались своей очереди;
над ней
в толще стены было сделано два углубления, куда клали шапки
и
платье. Каменный табурет посредине комнаты предназначался
для
клиентов цирюльника. Тут были найдены: короткая закругленная
бритва с ручкой, ножницы, пинцет для выщипывания волос и
зеркало.
Аптеку можно было узнать по ящику для лекарств, пилюлям
и
стеклянной вазе, наполненной бальзамом. Точно так же лавка
дрогиста была обнаружена благодаря найденным в ней разным
москательным товарам, почерневшим от времени и испортившимся
снадобьям; направо из лавки, в атриуме, устроена тройная
печь с
тремя котлами, вдавленными в нее на разной высоте.
Мастерская горшечника помещалась за городской стеной на
дороге
Гробниц. Здесь была печь, сложенная из камня и кирпича;
в своде
ее проделаны отверстия, через которые пламя проходило в
верхнее
отделение, где собственно и обжигались сосуды; отверстия
в стенках
печи и терракотовые трубы давали возможность регулировать
силу
пламени. В этой печи сохранилось еще 34 небольших котелка.
(Beule, Journal des savants, 1871, pp. 333 et suiv., 405
et suiv.).
|
|
|
|
|