Наша группа ВКОНТАКТЕ - Наш твиттер Follow antikoved on Twitter
11

I

ГРЕЦИЯ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ V В. ДО Н.Э.

ПОНЯТИЕ ОБ АНТИЧНОМ РАБОВЛАДЕЛЬЧЕСКОМ ОБЩЕСТВЕ

Творчество Аристофана тесно связано с жизнью Афин второй половины V в. до н. э. Это объясняется и самым характером жанра. Древняя комедия непосредственным образом вмешивалась в современную ей общественную жизнь, бичевала и осмеивала пороки общества и отдельных граждан, говорила о том, как устранить эти уродливые явления.
В комедиях Аристофана идет речь о народном собрании, суде присяжных, стратегах, пританах, военных и дипломатических делах его дней, философских, литературных, театральных спорах. Всюду в пьесах разбросаны намеки на современников, вне всякого сомнения живо воспринимавшиеся зрителями. Афины были большим по тому времени городом — в них насчитывалось свыше 100 тысяч человек свободного населения. Афинские жители часто общались

12

друг с другом, мужчины, например, постоянно встречались в народном собрании, в суде присяжных; к тому же, как и во всяком южном городе, значительную часть времени они проводили на улице. Не только общественная, но н личная жизнь каждого была у всех на виду. Поэтому отдельные выпады, меткое слово или насмешка, прозвучавшие со сцены по адресу должностного лица, философа, поэта были понятными и привлекали всеобщее внимание. Однако эта тесная связь Аристофана с жизнью современных ему Афин создает ряд трудностей при чтении его произведений в настоящее время. Не только без общего знакомства с той эпохой, в которую он жил, но и без дополнительных комментариев читать его уже трудно. Поэтому необходимо иметь хотя бы общее представление об афинской демократии второй половины V в. до н. э.
Прежде всего нужно помнить о том, что это была рабовладельческая демократия. Создателями материальных ценностей были в основном рабы. Их трудом и самой личностью распоряжались рабовладельцы. В Афинах V в. до н. э., давших миру величайшие культурные ценности, посредине площади было огороженное пространство, где продавали домашнюю утварь и живые тела, как называли тогда рабов.
По исчислениям одних исследователей, рабов в Афинах в середине V в. было в несколько раз больше, чем свободных. Другие дают более скромные цифры и считают, что число рабов равнялось числу свободных или несколько превышало его; по их подсчетам, в Афинах 100—150 тысяч рабов приходилось на 120—140 тысяч человек свободного населения.
Где же была занята вся эта масса рабов? Число домашних рабов было невелико. Немного их было и в сельском хозяйстве. При преобладании в Аттике мелких хозяйств не могло быть особенно много сельскохозяйственных рабов, и во всяком случае не они составляли основную массу. Наибольшее число их было занято в промышленности; много рабов эксплуатировалось в Лаврийских серебряных рудниках. Имелись и мелкие мастерские, где было несколько рабов, помогавших мастеру, и крупные, с десятками и даже — в отдельных случаях — сотнями рабов. Источники указывают, что такие мастерские приносили не меньший доход, чем морская торговля.

13

Исследователи истории хозяйства Древней Греции отмечают, что труд огромной массы рабов, занятых в промышленности, создавал серьезную конкуренцию труду свободных ремесленников 1.
Необходимо помнить и о том, что рабство стало господствующей формой производства почти у всех народов, переросших старый общинный быт, и что рабовладельческий строй представлял собою более высокую ступень в развитии человечества по сравнению с первобытно-общинным строем. Пока человеческий труд был так мало производителен, что давал лишь самый небольшой излишек сверх безусловно необходимого для поддержания жизни, дальнейший рост производительных сил, развитие торговли, государства, науки и искусства были возможны только при таком разделении труда в обществе, когда подавляющая масса людей была занята физической работой. Там, где общинный строй распался, почти везде первым шагом на пути экономического развития общества было усиление и развитие рабского труда.
«Только рабство, — писал Энгельс, — сделало возможным в более крупном масштабе разделение труда между земледелием и промышленностью и таким путем создало условия для расцвета культуры древнего мира — для греческой культуры. Без рабства не было бы греческого государства, греческого искусства и науки; без рабства не было бы и римского государства. А без того фундамента, который был заложен Грецией и Римом, не было бы и современной Европы» 2.

РАСЦВЕТ АФИНСКОЙ РАБОВЛАДЕЛЬЧЕСКОЙ ДЕМОКРАТИИ ПРИ ПЕРИКЛЕ

Величайший внутренний расцвет рабовладельческой Греции относится к эпохе Перикла. Афины достигли к этому времени вершины экономического, политического и культурного развития. Чтобы уяснить причины этого расцвета, надо обратиться к событиям, отстоявшим лет на 20 от того времени, когда Перикл сделался руководителем афинской демократии.

1 См. Тюменев. История античных рабовладельческих обществ. М., 1936, стр. 51—52.
2 Ф. Энгельс. Анти-Дюринг. Госполитиздат, 1950, стр. 169.
14

В 478 г. до н. э. под гегемонией Афин образовался морской союз, преследовавший цели борьбы с персами. Основанный вначале на свободном соглашении отдельных государств, этот союз скоро охватил почти все города северного побережья Эгейского моря, почти все побережье Малой Азии и за немногими исключениями острова Эгейского моря до Родоса. Однако уже в 60-х годах V в. до н. э. Афинский морской союз превратился в Афинскую державу, союзники — в афинских подданных. Взносы, которые афиняне получали от союзников на снаряжение кораблей, они стали тратить по своему усмотрению (с 454 г. союзная казна была перенесена с острова Делоса в Афины). В пору своего расцвета союз включал свыше 200 полисов и охватывал большую территорию с населением приблизительно 2 миллиона человек. Сумма взносов в первые годы существования союза равнялась 460 талантам 1. Накануне Пелопоннесской войны она составляла уже 600 талантов.
Решающие победы над персами, в результате которых Афины стали гегемоном в Эгейском море, и огромные средства, притекавшие из союзнической казны, чрезвычайно ускорили экономическое и политическое развитие Афин.
Перикл, бессменно руководивший афинской демократией с 457 г., а с 444 г. до своей смерти в 429 г. бывший фактически правителем Афин, ввел оплату за участие в суде присяжных, а затем за отправление и других общественных обязанностей, в том числе и за несение службы в войске. Неимущие граждане получили возможность участвовать в управлении государством. Кроме того, неимущие граждане получали и так называемые зрелищные деньги (теорикон), чтобы иметь возможность во время празднеств посещать театр.
Перикл предпринял и ряд больших построек в Афинах, на которых беднейшие граждане получали заработок в течение ряда лет. Большое значение для обеспечения землей нуждающихся граждан имел вывод колоний за пределы Аттики, обычно в города, входившие в Афинскую державу.
Все эти мероприятия Перикла способствовали укреплению афинской рабовладельческой демократии, противоречия же, заложенные в ней, проявились несколько позже, уже после его смерти, в ходе Пелопоннесской войны.

1 Один аттический талант равнялся приблизительно 1500 золотым рублям.
15

ОРГАНЫ АФИНСКОЙ ДЕМОКРАТИИ

Высшим органом афинского государства было народное собрание (экклесия). Оно решало все важнейшие дела, вопросы войны и мира, заключало договоры, обсуждало бюджет, вотировало налоги, рассматривало судебные дела в последней инстанции, разбирало споры между союзниками и т. д.
При Перикле народное собрание превратилось в регулярно действующий орган, собиравшийся в Афинах от двух до четырех раз в месяц. Принимали участие в чем только полноправные граждане, достигшие двадцатилетнего возраста. Сельское население не всегда могло приходить в собрание, так как для этого ему приходилось бы затрачивать иногда при тогдашних средствах сообщения несколько дней. Каждый желающий выступить просил слова и мог свободно говорить, о чем хотел. Голосование происходило путем поднятия рук или опускания в урны камешков.
Предварительная разработка вопросов, которые должны были быть рассмотрены народным собранием, осуществлялась советом пятисот, который избирался по филам 1, по 50 человек от каждой филы. Он должен был готовить обстоятельный проект к прениям в народном собрании, которое, однако, не считало себя связанным этим проектом: отдельные его части могли быть изменены, дополнены или совсем не приняты. Наряду с этим на совете пятисот лежал и ряд административных функций: управление афинскими финансами, контроль и регулирование торговли, надзор за арсеналами, доками и флотом, контроль за должностными липами и т. д. Общенародные постановления принимались обычно по формуле: «Решил совет и народ». Совет пятисот делился на десять пританий, которые чередовались в отправлении своих обязаннстей.
Высшей судебной инстанцией был суд присяжных (гелиэя). В Афинах не было специальных судей. Каждый афинский гражданин, достигший 30 лет, мог быть призван

1 С древнейших времен население Аттики делилось на четыре филы, т. е. четыре племенных союза. После реформы Клисфена (509 г. до н. э.) эти четыре родовые филы были заменены 10 новыми филами, образованными уже по территориальному принципу; благодаря этой реформе были уничтожены последние остатки родового строя.
16

к отправлению судейских обязанностей, независимо от своего имущественного положения. В начале каждого года присяжные по жребию распределялись между десятью судебными палатами, из которых главная была гелиэя (отсюда и название «гелиаст», которое было присвоено всем присяжным). Судьи вначале исполняли свои обязанности безвозмездно, но затем Перикл ввел им небольшое вознаграждение в один обол 1 за заседание. Помимо чисто судебных дел, гелиэя принимала участие и в законодательной деятельности; она разбирала протесты против постановлений народного собрания и, если они противоречили законам, могла их отменить.
Военными делами в государстве ведала коллегия из десяти стратегов. Раньше стратеги были только начальниками ополчений, выставляемых филами, но во время греко-персидских войн значение этой должности сильно выросло и в руках стратегов сосредоточилась в сущности высшая исполнительная власть. Ввиду такого значения должности стратега, она не замещалась, как подавляющее число должностей в афинской республике, путем жеребьевки, — стратегов избирали в народном собрании. В их обязанности входило проведение всех мероприятий, связанных с обороной страны, ведением войны и приготовлением к ней. Они набирали солдат, назначали командиров кораблей, организовывали сбор чрезвычайного военного налога, когда он устанавливался. На них же лежала забота доставлять провиант городу. Стратеги занимались и внешнеполитическими вопросами: вели переговоры с иностранными государствами, заключали перемирия, вносили на обсуждение народного собрания и совета международные договоры и от имени народа скрепляли их своей присягой. По иностранным и финансовым делам стратеги постоянно сносились с советом пятисот и имели право доклада в нем. Если совет принимал их предложение, оно вносилось потом в народное собрание от их имени и от имени совета. Стратегов можно было и переизбирать. После сложения с себя полномочий они должны были давать подробный отчет о своей деятельности.
Коллегия стратегов совершенно оттеснила на второй план прежнюю коллегию из девяти архонтов, которой раньше при-

1 Обол равнялся приблизительно 4 копейкам серебром.
17

надлежала высшая исполнительная власть над объединенной Аттикой. Впрочем, упадок значения коллегии архонтов наметился еще во времена греко-персидских войн. Приспособленная к разрешению сравнительно узких задач по управлению полисом, она не годилась как орган государственного аппарата для разрешения более сложных задач в области внутренней и внешней политики, возникавших в связи с образованием Афинской морской державы. Об упадке значения архонтства свидетельствует и то, что еще с 487 г. должность эту стали замещать не путем прямых выборов, а путем назначения по жребию. Важнейшие вопросы внутренней и внешней политики находились уже не в их ведении.
Вожди демократической партии считали, что три принципа — равенство перед законом, свобода слова для всех, равное участие всех в политической жизни — нашли свое воплощение в афинском государственном строе. Фукидид приводит речь Перикла, которая якобы была произнесена им при погребении павших воинов. «Наш государственный строй не подражает чужим учреждениям; мы сами скорее служим образцом для некоторых, чем подражаем другим. Называется этот строй демократическим, потому что он зиждется не на меньшинстве, а на большинстве. По отношению к частным интересам законы наши предоставляют равноправие для всех; что же касается политического значения, то у нас в государственной жизни каждый им пользуется предпочтительно перед другим не в силу того, что его поддерживает та или иная политическая партия, но в зависимости от его доблести, стяжающей ему добрую славу в том или другом деле» 1.
Однако в этой речи есть определенная идеализация афинских государственных порядков. Не говоря уже о полном бесправии рабов, нельзя забывать о том, что от участия в политической жизни страны были отстранены все свободные женщины и все метеки2, а среди самих полноправных граждан существовало уже резко выраженное имущественное неравенство.

1 Фукидид. История, II, 37. Пер. Ф. Мищенко. 1915, стр. 120—121.
2 Метеками называли в Аттике чужеземцев, которые занимались ремеслами и торговлей, но не обладали правами афинских граждан.
18

КУЛЬТУРА АФИН ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ V в. до н. э.

При Перикле Афины становятся культурным центром Греции. Писатели, художники и философы съезжаются в Афины со всех концов страны. Афины живут напряженной духовной жизнью. Грандиозное по масштабам того времени строительство, помимо задачи дать работу населению, бесспорно ставило перед собой определенные художественные задачи — выразить в произведениях архитектуры идеалы афинской демократии. Проведенная по плану Перикла застройка Акрополя, завершенная уже после его смерти сооружением в 421—406 гг. храма в честь мифического царя Афин Эрехтейя, представляет собою один из выдающихся архитектурных ансамблей мирового искусства. В сооружении этого ансамбля принимали участие выдающиеся зодчие и скульпторы той эпохи: Парфенон был построен архитекторами Иктином и Калликратом, Пропилеи — Мнесиклом, скульптурные работы были выполнены Фидием и его учениками. Стоявшая внутри Парфенона громадная статуя Афины-девы, изваянная Фидием из золота и слоновой кости, олицетворяла силу и мощь афинского государства. Высокого развития достигли в V в. до н. э. греческая литература и театр. «Отец трагедии» Эсхил творил в первой половине века, на вторую половину века падает расцвет творчества Софокла, Еврипида, Аристофана.
В связи с успехами промышленности, торговли и естественно-научных знаний высокого развития достигла в V в. и философия. Борьба материализма и идеализма становится особенно острой. В учениях Анаксагора, Эмпедокла, Левкиппа и особенно великого материалиста древности Демокрита (около 460 — 370 гг. до н. э.) материализм был поднят на новую, высшую ступень.
Материалистами были и многие из так называемых софистов появившихся в Афинах в середине V в. Наряду со

1 Слово «софист» (греч.) дословно обозначает «мудрец». С течением времени слово это получило в древней Греции специфический смысл для обозначения философа-профессионала, за деньги обучающего всех желающих философии и красноречию, в том числе и искусству спора и доказательства иногда прямо противоречащих одно другому положений.
19

Сторонниками материалистической философии и рабовладельческой демократии, среди софистов были и сторонники идеализма в философии и аристократии в политике. Таким был, например, Критий, в 404 г. глава «тридцати тиранов» в Афинах. В своих беседах со слушателями софисты разбирали вопросы права и государства, религии, морали, природы человеческого познания. Для всех «софистов, независимо от их политических воззрений, показателен глубокий интерес к человеку, его переживаниям и борьбе. Философия софистов отвечала настоятельной потребности афинского общества, живущего напряженной политической жизнью, в общем и политическом образовании. Она давала необходимые сведения по общественно-политическим вопросам, учила искусству спора, прививала умение выступать в народном собрании.
Некоторые из софистов выходили в своих воззрениях за рамки обычных представлений рабовладельческого общества. Софист Гиппий, например, высказывал мнение, что все люди — братья, дети одной матери природы, и поэтому нет различия между свободными и рабами.
Самой крупной фигурой среди софистов был Протагор, родом из фракийского города Абдеры. Он жил в Афинах и пользовался большим уважением Перикла, который направил его в качестве законодателя вместе с другими гражданами в афинскую колонию Фурии (на юге Италии). Предпринятые им меры были направлены к демократизации законов этого города. За свое сочинение о богах Протагор был обвинен впоследствии в атеизме, бежал из Афин, спасаясь от смертной казни, и погиб при кораблекрушении (в 410 г. до н. э.).
Хотя Протагор и признавал существование независимой от человека материи, ему принадлежит знаменитое положение о том, что «человек есть мера всех вещей, существующих как они существуют и несуществующих как они не существуют». Этим была открыта возможность для построения учения об относительности человеческих знаний. Истина является такой, какой она представляется отдельному человеку, и то, что кажется истинным одному, может совсем не казаться истинным другому. Подобного рода утверждения давали возможность в области этических отношений оправдывать самые антиморальные поступки. Сам Протагор не делал таких выводов из своего положения, они были сделаны

20

представителями софистики конца V в. до н. э., превратившими ее в произвольную игру понятиями.
Порядки, установленные афинской демократией периода ее расцвета, подвергались ожесточенным нападкам со стороны приверженцев аристократии. До нас дошел политический памфлет неизвестного автора под заглавием «Государственное устройство афинян» («Афинская полития») 1. Памфлет этот, по мнению ряда исследователей, написан в 425 г.
В самом начале своего сочинения автор заявляет о своем неодобрении демократического режима, который будто бы с точки зрения многих греков представляется ненормальным. На протяжении всего трактата автор проводит мысль, которую в последующие времена не один раз повторяли реакционеры всех мастей: простые люди будто бы неспособны управлять государством в силу своей бедности и некультурности.
Для автора «Афинской политии» демократический строй неприемлем по самой своей сущности. Он говорит о тех или иных сторонах государственной жизни Афин, об отдельных мероприятиях афинской демократии и прямо заявляет, что они служат ее укреплению. Однако его это не смущает: все, укрепляющее дурной режим, естественно, по его мнению, не может быть названо хорошим. Местами прорывается настоящая ненависть к демократии сторонника олигархии. «Хорошие законы, — говорил он, — могут быть в тех государствах, где благородные держат в повиновении простых, заседают в совете, обсуждают дела государства и не допускают, чтобы безумцы говорили и даже только принимали участие в народном собрании»2.
Автор памфлета вообще выступает против демократии. Уже самое время написания памфлета свидетельствует о том, что он обрушивается на демократию времен Перикла. Этим он отличается от тех критиков этой демократии, которые, одобрительно отзываясь о демократии времени Перикла, порицали деятельность и отдельных учреждений и ее вождей уже после смерти Перикла.

1 Памфлет был найден в рукописи, содержащей сочинения Ксенофонта. Однако ученые решительно отвергают авторство Ксенофонта, поэтому памфлет называют часто «Псевдоксенофонтовой политией».
2 Цит. по переводу, данному в книге: С. И. Радциг. Аристотель. Афинская полития. Изд. 2-е. М, 1937, стр. 224.
21

Так, историк Фукидид, современник Пелопоннесской войны, многое видевший собственными глазами, характеризует преемника Перикла по руководству демократической партией Клеона как «наглейшего из граждан». Однако Фукидид в то же время отмечает, что около 426 г. Клеон пользовался полным доверием народа.
В сущности, Клеон проводил ту же самую политику, что и Перикл, но ему пришлось проводить ее в условиях военного времени и социально-экономического кризиса. Клеон был сторонником более энергичного ведения войны со Спартой, в финансовой политике он стоял за повышение налогов и увеличение взносов союзников.
Автор «Афинской политии» — непримиримый враг демократии, желающий по понятным причинам остаться неизвестным. Но одновременно с оппозицией аристократии в Афинах существовала уже внутри демократии и, не посягая, следовательно, на самую ее сущность, другая оппозиция, голос которой звучал достаточно свободно.
Оппозиционные выступления против демократии были и в театре во время представления комедий. Так, старейший из комических писателей Кратин решился назвать Перикла во времена его безусловного авторитета сыном возмущения и величайшим тираном. В комедиях Аристофана встречаются резкие нападки на популярного Клеона и других вождей демократии, на деятельность ее важнейших учреждений и даже на весь афинский народ, представленный во «Всадниках» в виде выжившего из ума старика, слепо доверяющегося бесчестным демагогам.
Отрицательное отношение авторов древней комедии к современной им радикальной демократии не подлежит никакому сомнению. Резкие высказывания по адресу отдельных ее представителей часто встречаются в пьесах Аристофана и, насколько можно судить по дошедшим до нас фрагментам, и в пьесах других комических поэтов.
На основании оценки, которую давали радикальной демократии представители древней комедии, последних нередко причисляли к сторонникам аристократии. Однако это неверно. У древней комедии есть определенные консервативные тенденции. Представители древней комедии времен Пелопоннесской войны охотно обращаются к эпохе Марафона и Саламина и противополагают ее ничтожности своего времени. Иногда даже Перикл попадает в число

22

великих представителей минувшего времени: «Обращаюсь я к вам, — говорится в одной комедии Эвполида, — к вам, великие господа наши, Мильтиад и Перикл; не допускайте больше, чтобы распутные молодцы получали должности и за большой рост свой награждались стратегией».
Идеализация тех времен, когда в борьбе с персами было положено начало могуществу афинского государства, и критика радикальной демократии периода Пелопоннесской войны бесспорно составляют характерную черту древнеаттической комедии. Но это является не выражением аристократических симпатий ее представителей, а выражением мыслей, чувств и чаяний аттических земледельцев. Интересы же сельской демократии не всегда совпадали с интересами городской демократии.

ПЕЛОПОННЕССКАЯ ВОИНА И КРИЗИС АФИНСКОЙ РАБОВЛАДЕЛЬЧЕСКОЙ ДЕМОКРАТИИ

Еще в начале Пелопоннесской войны демократический режим казался прочным не только друзьям, но и врагам демократии. Однако в действительности в социально-экономической жизни Афин появились симптомы глубокого социального кризиса. Положение земледельцев и ремесленников резко ухудшилось, труд последних постепенно вытеснялся более дешевым трудом рабов.
Перикл искал выхода из кризиса в дальнейшем усилении эксплуатации союзников и расширении Афинской морской державы. Последнее неизбежно вело к столкновению с другими греческими государствами и, в первую очередь, со Спартой и образовавшимся вокруг нее Пелопоннесским союзом.
Пелопоннесская война (431—404 гг. до н. э.) была порождена экономическим и политическим соперничеством Афин и Спарты и группировавшихся вокруг них городов и островов. Это была борьба за включение в сферу своего влияния новых областей (в том числе и западного Средиземноморья), откуда можно было бы получать хлеб, сырье, рабов и куда можно было бы сбывать свои товары.
Немалую роль в обострении противоречий между Афинским и Пелопоннесским союзом играли и причины полити-

23

ческого характера. Спарта поддерживала во всех греческих городах, в том числе и союзных с Афинами, сторонников олигархии, Афины всюду поддерживали демократов. Перикл смело шел на столкновение со Спартой, так как был уверен в победе Афин благодаря наличию у них флота и огромных материальных ресурсов. По свидетельству Фукидида, «Перикл указывал, что сила афинян зиждется на приливе денег от союзников, а в войне большею частью побеждает рассудительность и обилие денег» 1.
Начало войны было неудачным для афинян. Спартанцы вторглись в Аттику и стали опустошать ее поля. Еще до вторжения пелопоннесцев Перикл советовал афинянам свезти недвижимость с полей в город, не вступать в сражение с врагом, а укрыться в стенах города и охранять его.
Фукидид ярко описывает переселение жителей Аттики в Афины: «Афиняне выслушали Перикла и приняли его предложение: стали переселять с полей в город женщин и детей и перевозить остальную движимость, которой пользовались в хозяйстве, уничтожали даже деревянные части самих жилищ; мелкий скот и вьючных животных они переправили на Евбею и другие прилегающие острова. Тяжело было для афинян сниматься с места, потому что большинство их привыкло постоянно жить на своих полях» 2.
Летом 430 г. в Афинах разразилась эпидемия чумы. Болезнь появилась внезапно; быть может она была занесена из Египта или Ливии. Фукидид, сам перенесший эту болезнь, рассказывает о ней в своей «Истории». Чума унесла большое количество человеческих жизней.
Фукидид сообщает и о том, что, наряду со страхом и отчаянием, которые можно было наблюдать кругом, в иных пробуждалось желание взять пока от жизни все, что она может дать... «Людей нисколько не удерживал ни страх перед богами, ни человеческие законы, так как они видели, что все гибнут одинаково, и потому считали безразличным, будут ли они чтить богов, или не будут; с другой стороны, никто не надеялся дожить до той поры, когда понесет по суду наказание за свои преступления. Гораздо более тяжким приговором считался тот, который висел уже над голо-

1 Фукидид. История, II, 13, стр. 106.
2 Там же, II, 14, стр. 107.
24

вою, а потому казалось естественным прежде чем он настигнет, насладиться хоть чем-нибудь от жизни» 1.
Под гнетом двойного бедствия — чумы и опустошения полей врагами — в народе возникло недовольство. Во всем обвиняли Перикла. В 430 г., после 15-летнего бессменного исполнения должности первого стратега, он не был избран. Его обвинили даже в незаконном расходовании государственных средств и присудили к уплате высокого штрафа. Правда, вскоре Периклу удалось восстановить свой авторитет, и в 429 г. он был снова избран первым стратегом, но в том же году он умер от чумы. Напряженная обстановка военного времени привела к усилению радикальной демократии, вождем которой был Клеон.
Первые годы войны, таким образом, оказались тяжелыми для Афин. Спартанцы несколько раз вторгались на территорию Аттики. Правда, афинянам удалось в 425 г. до н. э. овладеть городом Пилосом на юге Пелопоннесса и поднять восстание илотов 2, однако этот успех был ослаблен вторжением спартанцев под предводительством Брасида на принадлежащий Афинам полуостров Халкидику и поражением афинян при Амфиполе. Первые десять лет войны, не давшие победы ни той, ни другой стороне, но крайне истощившие их материальные ресурсы, закончились в 421 г. до н. э. заключением так называемого Никиева мира, который восстанавливал положение, существовавшее до войны. Этот мир, восторженно принятый аттическими земледельцами, оказался, однако, непрочным, так как встретил протест и в торговых кругах союзника Спарты Коринфа и в среде демократического населения Афин. Война началась снова.
Пелопоннесская война принесла неисчислимые бедствия всем греческим государствам.
По словам Фукидида, никогда Эллада не испытывала столько потрясений, как во время Пелопоннесской войны. Никогда раньше не было разорено столько городов. Никогда прежде не было столько изгнаний и смертей, вызванных самой войной или междоусобицами.
В ходе Пелопоннесской войны очень быстро стали вскрываться противоречия, заложенные в античной рабовладельческой демократии. От Афин стали отпадать союз-

1 Фукидид. История, II, 53, стр. 131.
2 Илоты — крепостные древней Спарты, мало чем отличавшиеся по своему положению от рабов.
25

ные города. Афинские ремесленники разорялись из-за конкуренции рабского труда. Резко ухудшилось и положение мелких земледельцев. Под влиянием проникновения в деревню товарных отношений среди земледельцев происходил процесс расслоения: значительная часть их разорялась, меньшинство же обзаводилось рабами и пользовалось относительным благополучием, извлекая выгоду от продажи продуктов сельского хозяйства в городах. Кроме того, поля аттических земледельцев неоднократно опустошались в военное время спартанцами.
В ходе войны обострилась борьба между демократией и аристократией, усилилось движение среди рабов. В 427 г. до н. э. во время гражданской войны между аристократами и демократами на острове Керкире обе стороны обратились к рабам с призывом оказать им помощь; большинство рабов, по словам Фукидида, примкнуло к демократам. Сицилийская катастрофа 413 года 1 еще более обострила борьбу партий в Афинах.
В этом же году большая неудача постигла афинян и в самой Аттике. Спартанцы заняли городок Декелею на северо-востоке Аттики и отсюда стали систематически опустошать ее территорию. 20 тысяч афинских рабов перебежали к спартанцам в Декелею, причинив тем самым серьезный ущерб афинскому хозяйству.
Воспользовавшись тяжелым положением государства, сторонники аристократии подняли голову; они составляли тайные объединения (гетерии), члены которых давали клятву бороться за свержение афинского демократического строя. В 411 г. аристократам удалось даже произвести олигархический переворот, однако спустя четыре месяца олигархия была свергнута, а в 410 г. пало и установившееся после нее правление умеренных. Были восстановлены прежние демократические порядки.
Эти внутренние и внешние потрясения сломили силу афинской демократии. Хотя афинянам и удалось одержать еще несколько побед, но перевес явно склонился на сторону Спарты, которая стала получать субсидии от персидского

1 В 413 г. афиняне по совету Алкивиада, родственника Перикла и вождя афинской демократии, организовали морскую экспедицию в Сицилию с целью захвата плодороднейших областей западного Средиземноморья — Сицилии, Италии и Карфагена. Сицилийская экспедиция закончилась разгромом всего афинского флота и войска.
26

царя. В 405 г. до н. э. афинский флот был разгромлен при Эгос Потамос (Козьих реках), три тысячи человек сдались в плен, все они были казнены. Через год после этого осажденные с суши и с моря Афины вынуждены были сдаться на милость победителей. Афиняне были разоружены, флот передан спартанцам, «длинные стены» 1 срыты, создано олигархическое правление «тридцати тиранов» с Критием во главе, начавшее проводить жестокий террор по отношению к демократам 2.

1 Соединявшие город с его гаванью — Пиреем.
2 В 403 г. правление «тридцати тиранов» было свергнуто и была восстановлена демократия.

Подготовлено по изданию:

Головня В.В.
Аристофан. Москва, Издательство Академии Наук СССР, 1955.



Rambler's Top100