Наша группа ВКОНТАКТЕ - Наш твиттер Follow antikoved on Twitter
423

ДЕТИ ГЕРАКЛА

Алкмена, мать Геракла, ушла в Тиринф, взяв с собой нескольких сыновей Геракла. Остальные оставались в Фивах и Трахине. Эврисфей решил всех их изгнать из Греции, чтобы не дожидаться, когда они вырастут и свергнут его. Поэтому он отправил послание к Кеику, требуя выдачи не только всех Гераклидов, но еще и Иолая, весь дом Ликимния и аркадских союзников Геракла. Не имея сил противостоять Эврисфею и веря, что Кеик не в силах им помочь, они толпой покинули Трахину и стали ходить от одного большого города к другому, умоляя оказать им гостеприимство. Лишь одни афиняне под началом Тесея осмелились ослушаться Эврисфея: присущее им чувство справедливости взяло верх, когда они смотрели на Гераклидов, сидящих у алтаря милосердия [1].

b. Тесей поселил Гераклидов и их спутников в Трикоринфе — городе аттического Четырехградия - и не выдал их Эврисфею, что послужило причиной первой войны между Афинами и Пелопоннесом. Случилось так, что, когда Гераклиды возмужали, Эврисфей собрал войско и выступил против Афин; Иолай, Тесей и Гилл стали во главе объединенных сил афинян и Гераклидов. Некоторые, правда, говорят, что Тесея к тому времени сменил его сын Демофонт. Поскольку оракул объявил, что афиняне будут разбиты, если кто-нибудь из детей Геракла не будет принесен в жертву Персефоне, Макария, единственная дочь Геракла, согласилась пожертвовать собой, что и было сделано в Марафоне. Протекающий там источник с тех пор называется именем Макарии [2].

с. Афиняне, для которых выступление на стороне Гераклидов до сих пор воспринимается как гражданская доблесть, победили Эврисфея и убили его сыновей Александра, Ифимедонта, Эврибия; Ментора и Перимеда и многих его союзников. Эврисфей, преследуемый Гиллом, покинул поле боя на колеснице. Гилл нагнал его у Скироновых скал и отрубил ему голову, у которой Алкмена выколола глаза. Неподалеку показывают его могилу [3]. Кое-кто говорит, что Эврисфея у Скироновых скал взял в плен Иолай и отдал Алкмене, которая повелела его казнить. Афиняне просили за него, но бесполезно,и, пока не свершилась кара, Эврисфей лил слезы,называл себя верным другом афинян и заклятым врагом Гераклидов. "Тесей, — кричал он, - не стоит лить возлияния или кровь на мою могилу, я и без таких жертв обязуюсь изгнать всех врагов с земли Аттики!" Но он был казнен и погребен перед святилищем Афины в Пеллене, что на полдороге между Афинами и Марафоном. Согласно другому рассказу, афиняне помогали Эврисфею в битве против Гераклидов при Марафоне, а Иолай отрубил ему голову у источника Макарии, неподалеку от дороги, где ездят колесницы. Голову Эврисфея он закопал в Трикоринфе, а обезглавленное тело отправил для погребения в Гаргетт [4].

d. Тем временем Гилл и Гераклиды, поселившиеся у ворот Электры* в Фивах, вторглись в Пелопоннес и внезапным ударом захватили все его города. Когда на следующий год разразилась чума и оракул объявил: "Гераклиды вернулись не вовремя!" - Гилл отступил в Марафон. Во исполнение последней воли отца он уже женился на Иоле, а потом был усыновлен дорийцем Эгимием. Теперь он поспешил к Дельфийскому оракулу, чтобы узнать, когда наступит время возвращения, и услышал: "После третьего плода". Полагая, что нужно ждать три года, Гилл устроил себе на это время отдых, а потом вновь выступил с войском. В Истме его встретил Атрей, который унаследовал микенский трон и теперь стоял во главе ахейского войска [5].

424

е. Чтобы избежать излишнего кровопролития, Гилл вызвал на поединок любого человека, равного ему по происхождению. "Если победителем окажусь я, пусть трон и царство станут моими, а если я потерплю поражение, то мы, сыновья Геракла, не вернемся этой дорогой еще пятьдесят лет". Эхем, царь Тегеи, принял вызов, и на коринфо-мегарской границе состоялся поединок. Гилл пал и был погребен в городе Мегара. Памятуя о его обещании, Гераклиды вновь вернулись в Трикоринф, а от- туда — в Дориду, где потребовали от Эгимия часть царства, которую тот получил в управление от Геракла. На Пелопоннесе к этому времени остались только Ликимний с сыновьями и сын Геракла Тлептолем, которого пригласили поселиться в Аргосе. Дельфийский оракул, чей на первый взгляд неопределенный совет вызвал много споров, объяснил, что под "третьим плодом" он имел в виду третье поколение [6].

f. Алкмена вернулась в Фивы, а когда, будучи уже в почтенном возрасте, умерла, Зевс приказал Гермесу выкрасть гроб, который Гераклиды отнесут к могиле. Гермес, ловко подменив тело большим камнем, отнес покойницу на Острова Блаженных. Там, воскреснув и помолодев, Алкмена стала женой Радаманта. Тем временем Гераклиды, обнаружив, что гроб стал сильнее давить на плечи, открыли его и увидели подмену. Тогда они установили камень в священной роще Фив, где Алкмене теперь поклоняются как богине. Правда, некоторые говорят, что она вышла замуж за Радаманта в Окалеях еще до своей смерти. Другие утверждают, что она умерла в Мегаре (где до сих пор показывают ее могилу) во время путешествия из Аргоса в Фивы. При этом добавляют, что, когда среди Гераклидов возник спор: везти ли тело в Аргос или продолжить путь, Дельфийский оракул посоветовал предать его земле в Мегаре. Еще одну так называемую могилу Алкмены показывают в Галиарте [7].

g. Фиванцы почли Иолая как героя святилищем, расположенным неподалеку от святилища Амфитриона, где влюбленные клянутся в верности именем Геракла, хотя все признают, что Иолай умер в Сардинии [8].

h. В Аргосе Тлеполем случайно убил своего любимца Ликимния, которому приходился внучатым племянником. Он решил проучить слугу дубинкой из оливкового дерева, а тут Ликимний, который был стар и слеп, подвернулся ему под руку и получил удар по голове. Боясь, что его убьют другие Гераклиды, Тлеполем построил флот, набрал себе много спутников и, по совету Аполлона, бежал на Родос, где и поселился после продолжительных странствий и множества пережитых невзгод [9]. В те дни на Родосе жили выходцы из Греции, во главе которых стоял Триоп, сын Форбанта, с чьего согласия Тлеполем разделил остров на три части и, говорят, основал города Линд, Иалис и Камир, Зевс благоволил к его людям и обогащал их. Позднее Тлеполем отплыл в Трою с флотом из девяти родосских кораблей [10].

i. Водяная нимфа Мелисса, дочь речного бога Эгея, проживавшего в стране феаков, родила Гераклу еще одного сына по имени Гилл. Геракл появился в той стране после убийства своих детей в надежде, что над ним совершат обряд очищения царь Навсифой и Макрида, кормилица Диониса. Это тот самый Гилл, который с группой феакских поселенцев уплыл в Кронийское море и дал свое имя гиллеям [11] *.

j. Младшим из всех Гераклидов считался фасосский атлет Феаген, мать которого однажды ночью в храме Геракла посетил некто, кого она приняла за жреца и своего мужа Тимосфена, но оказалось, что это был сам бог [12].

k. В конце концов Гераклиды отвоевали себе Пелопоннес. Случилось это уже в четвертом поколении под предводительством Темена, Кресфонта и близнецов Прокла и Эврисфена, когда они убили верховного правителя Микен Тисамена, сына Ореста. Им бы удалось сделать это еще раньше, если бы не случилось так, что один из владетельных лиц убил Карна* - прорицателя из Акарнанни, когда тот шел им навстречу,

425

декламируя пророческие стихи. По ошибке они приняли его за колдуна, которого направил на них Тисамен. В наказание за такое святотатство корабли Гераклидов затонули, а начавшийся после этого голод заставил войска разойтись. Дельфийский оракул в этот раз посоветовал: "Изгоните убийцу на десять лет, а вместо него возьмите проводником Триопа". Они уже собирались привезти с Родоса сына Форбанта Триопа, когда Темен увидел этолийского вождя по имени Оксил, только что отбывшего год в изгнании в Элиде за какое-то убийство, который ехал верхом на одноглазой лошади. Поскольку "триоп" означает "трехглазый", то Темен решил нанять его проводником и, высадившись на берег Элиды с остальными Гераклидами, вскоре завоевал весь Пелопоннес и разделил его по жребию. Жребий, отмеченный жабой, означал Аргос и достался Темену; отмеченный змеем — означал Спарту и достался близнецам Проклу и Эврисфену, а жребий, отмеченный лисой, означал Мессену и выпал Кресфонту [13].

1 Софокл. Трахинянки 1151-1155; Гекатей. Цит. по: О возвышенном 27*; Диодор Сицилийский IV.57; Аполлодор II.8.1 и III.7.1; Павсаний I.32.5.

2 Диодор Сицилийский. Цит. соч.; Аполлодор II.8.1; Павсаний. Цит. соч.; Ферекид. Цит. по: Антонин Либерал. Превращения 33.

3 Лисий II.11-16; Исократ. Панегирик 15-16; Аполлодор II.8.1; Диодор Сицилийский. Цит. соч.; Павсаний 1.44.14.

4 Еврипид. Гераклиды 843 и cл.; 928 и cл. и 1026 и cл.; Страбон VIII.6.19.

5 Ферекид. Цит. по: Антонин Либерал. Превращения 33; Страбон IX.4.10.

6 Павсаний I.44.14 и 41.3; Диодор Сицилийский IV.58; Аполлодор II.81.2.

7 Диодор Сицилийский. Цит. соч.; Аполлодор II.4.11 и III.1.2; Павсаний I.41.1; Плутарх. Сравнительные жизнеописания. Лисандр 28.

8 Пиндар. Пифийские оды IX.79 и cл.; Плутарх. О любви 17; Павсаний IX.23.1.

9 Гомер. Илиада II.65 3-670; Аполлодор II.8.2; Пиндар. Олимпийские оды VII.27.

10 Диодор Сицилийский IV.58; Гомер. Цит соч.; Аполлодор. Эпитома III. 13.

11 Аполлоний Родосский IV.538 и cл.

12 Павсаний VI. 11.2.

13 Аполлодор II.8.2-5; Павсаний II. 18.7; III. 13.4; Страбон VIII. 3.33.; Геродот VI.52.

* * *

1. Разорительное нашествие на микенский Пелопоннес стоящих на низком уровне культуры патриархальных горных племен из центральной Греции, которое, согласно Павсанию (IV.3.3) и Фукидиду (1.12.3), произошло примерно в XI в. до н.э., называется дорийским потому, что его предводители были выходцами из небольшого государства Дориды. Три племени входили в Дорийскую лигу: гиллеи, поклонявшиеся Гераклу; диманты, поклонявшиеся Аполлону, и памфилы ("люди всех племен"), которые поклонялись Деметре*. Покорив южную Фессалию, дорийцы, вероятно, заключили союз с афинянами прежде, чем напасть на Пелопоннес. Первая попытка оказалась неудачной, хотя Микены были сожжены примерно в XI в. до н.э., но веком позже им покорились южные и восточные районы и древняя культура Арголиды оказалась окончательно разрушенной. Нашествие, которое породило волну переселений с Арголиды на Родос, из Аттики на ионийский берег Малой Азии и, очевидно, из Фив на Сардинию, означало для Греции начало "темных веков".

2. Погребение головы героя в стратегических целях встречается повсеместно в мифах. Так, в "Мабиногион" говорится, что голова Брана погребена на холме Тауэр, чтобы охранять Лондон от нашествий со стороны Темзы. Амвросий пишет (Письма

426

VII.2.), что голова Адама погребена на Голгофе, чтобы защитить Иерусалим с севера. Более того, Еврипид ("Реc" 413-415) вкладывает в уста Гектора слова о том, что даже тени странников могут служить духами-хранителями Трои (см. 28.5). И Трикоринф, и Гаргетт расположены в долинах и защищают подходы к Аттике. Преследование Иолаем Эврисфея около Скироновых скал, вероятно, порождено тем же изображением, которое навеяло миф об Ипполите (см. 101.8).

3. Землей феаков (см. 170.у) была Коркира или Дрепана, которую теперь называют Корфу; неподалеку от нее расположен священный островок Макрида (см. 154. а). Кронийское море - это Финский залив, откуда в Коркиру привозили янтарь. Коркира также упоминается в связи с плаванием аргонавтов за янтарем на север Адриатического моря (см. 148.9).

4. По другим источникам, города Линд, Иалис и Камир* основаны не Тлеполемом, но телхинами (см. 54. а) или Данаем (см. 60. d).

5. Алкмена - это всего лишь одно из имен Геры, поэтому нет ничего необычного в том, что ей был посвящен храм.

6. Полигнот на своей знаменитой картине в Дельфах изобразил Менелая со змеем на щите (Павсаний Х.26.1); быть может, это водяной змей Спарты (см. 125.3). Лиса помогла мессенскому герою Аристомену бежать из ямы, куда его бросили спартанцы (Павсаний IV.18.6), а богиня в образе лисы была хорошо известна в Греции (см. 49.2 и 89.7). Жаба, вероятно, была эмблемой аргивян, и не только потому, что считалось, будто ее опасно трогать руками, а ее вид вызывал у многих неприязнь (Плиний. Естественная история XXXII.18), а потому, что Аргос первоначально назывался Фороник (см. 57. a), и в силлабарии*, который предшествовал алфавиту в Аргосе, корень PHRN мог обозначаться рисунком жабы, phryne.

Подготовлено по изданию:

Грейвс, Р.
Мифы Древней Греции / Р. Грейвс; Пер. с англ. К. П. Лукьяненко ; Под ред. и с послесл. А. А. Тахо-Годи. - М. : Прогресс, 1992. - 620 с.
© Издательство «Прогресс», 1992.



Rambler's Top100