Существуют три одетых в белое неразлучных мойры, которых Эребу родила Ночь. Звали их Лахесис, Клото и Атропос — самая младшая по чину и самая ужасная из трех [1].
b. Зевс, который взвешивает человеческие жизни и сообщает мойрам о своих решениях, мог потом передумать и спасти по своему желанию тех, кому Атропос готовилась отрезать нить жизни, отмеренную Лахесис и спряденную Клото на своем веретене. Да, люди утверждают, что в какой-то мере они могут сами управлять своей судьбой, избегая опасностей. Поэтому молодые боги смеялись над мойрами, а некоторые говорят, что Аполлон однажды даже споил их, чтобы спасти от смерти своего друга Адмета [2].
с. Другие, напротив, утверждают, что сам Зевс подвластен мойрам. В этом однажды призналась, пророчествуя, пифийская жрица, поскольку мойры являются не детьми Зевса, а детьми великой богини Необходимости (Ананке), с которой не спорят даже боги и которая зовется "Могучей судьбой" [3].
d. В Дельфах поклонялись только двум богиням судьбы: богине Рождения и богине Смерти. В Афинах старшей из трех богинь считалась Афродита Урания [4].
1 Гомер. Илиада XXIV.49; Орфический гимн LIX; Гесиод. Теогония 217 и cл. и 904.
2 Гомер. Илиада VIII.69 и ХХП.209; XVI.4 34 и 441-443; Верлигий. Энеида Х.814-815; Гомер. Одиссея 1.34; Илиада IX.411.
3 Эсхил. Прометей 511-518; Геродот 1.91; Платон. Государство Х.617 b-е.
* * *
1. Клото — "прядущая", Лахесис — "отмеряющая жребий", а Атропос — "та, которую нельзя избежать или отвратить". Мойра означает "часть" или "доля" (ср. доля, которую получал член родового сообщества во время жертвоприношений и общей трапезы. — Прим. ред.).
2. Зевс называл себя "водителем судеб" (Павсаний V. 15.5. - Прим. ред.), став верховным божеством и получив право отмерять жребий человеческой жизни, Вероятно поэтому в Дельфах исчезает Лахесис - "отмеряющая". Однако требование Зевса считаться отцом мойр не воспринималось серьезно ни Эсхилом, ни Геродотом, ни Платоном (Зевс - отец мойр у Гесиода. Теогония 901-906 - Прим. ред.).