Наша группа ВКОНТАКТЕ - Наш твиттер Follow antikoved on Twitter
35

ГЕРА И ЕЕ ДЕТИ

Гера, дочь Крона и Реи, родилась на острове Самое или, как утверждают некоторые, в Аргосе. Воспитывал же ее сын пеласга Темен в Аркадии. Времена Года были ее няньками [1]. После свержения Крона ее брат-близнец Зевс стал домогаться ее любви в Кноссе на Крите или, как говорят некоторые, на горе Форнакс, которую теперь называют Кукушкиной горой в Арголиде, где он поначалу безуспешно за ней ухаживал. Гера сжалилась над Зевсом только тогда, когда тот принял вид пестрой кукушки, которую Гера нежно прижала к своей груди. Но как только она это сделала, Зевс принял свое истинное обличье и овладел ею. Униженная Гера была вынуждена выйти за него замуж [2].

b. На их свадьбу все боги прислали свои дары. Мать-Земля подарила Гере дерево с золотыми яблоками, которое позднее охраняли геспериды в саду Геры на горе Атлас. Свою брачную ночь с Зевсом они провели на острове Самоc, и длилась она целых триста лет. Гера часто купалась в ручье Кана около Аргоса и таким образом возвращала себе девственность [3].

с. У Геры и Зевса родились дети - боги Арес, Гефест и Геба, хотя некоторые говорят, что Арес и его сестра Эрида были зачаты, когда Гера коснулась какого-то цветка, а Геба - когда она коснулась листьев салата [4], и что Гефест был также ее партеногенным ребенком, причем Гефест не верил в такое чудо до тех пор, пока Гера не оказалась хитроумно прикованной к трону и была вынуждена поклясться рекой Стикс, что она не лжет. Другие говорят, что Гефест был ее сыном от Талоса, племянника Дедала [5].

1 Павсаний VII.4.4 и VIII.22.2; Страбон IX.2..36; Олен. Цит. по: Павсаний II. 13.3.

2 Диодор Сицилийский V. 72; Павсаний II.36.2 и 17.4.

3 Cхолии к "Илиаде" Гомера I.609; Павсаний II.38.2.

4 Овидий. Фасты V.255.

5 Сервий. Комментарии к "Буколикам" IV.62; Кинефон. Цит по: Павсаний VIII.53.2.

* * *

1. Гера была доэллинской великой богиней. В Греции ее основные святилища находились на острове Самое и в городе Аргос, однако аркадцы утверждали, что их культ Геры самый древний и относили его ко времени появления из земли их предка Пеласга. Вынужденное замужество Геры запечатлело захват крито-микенской Греции и свержение Геры как верховного божества в обеих странах. Кносс был захвачен эллинами, по-видимому, дважды: примерно в 1700 г. до н.э. и в 1400 г. до н.э. Веком позже попали под власть ахейцев Микены. Зевса могли изображать в виде кукушки потому, что он как бы выбросил всех остальных божеств из гнезда, а также потому, что он присвоил скипетр Геры, навершие которого было выполнено в виде кукушки. Позолоченные фигурки обнаженной богини-аргивянки с кукушкой были найдены в Микенах; там же была обнаружена позолоченная модель храма, увенчанного кукушкой. На знаменитом критском саркофаге из Агия-Триады изображен двойной топор*, на котором сидит кукушка.

2. Геба, богиня юности, в олимпийском культе на пирах богов выполняет обязанности виночерпия. В конце концов она выходит замуж за Геракла (см. 145 .i и 5)

36

после того, как ее должность присвоил себе Ганимед (см. 29.с). "Гефест", вероятно, являлся титулом царя-жреца; "Арес" — это титул его военачальника или таниста, эмблемой которого был дикий вепрь. С утверждением олимпийского культа оба слова становятся именами богов, за которыми утверждается роль бога-кузнеца и бога войны. "Каким-то" цветком мог оказаться ландыш; у Овидия богиня Флора, с культом которой отождествляется ландыш, показывает этот цветок Гере. В народной европейской мифологии чудесное зачатие связывают с боярышником; в кельтской литературе аналогичная роль отводится терновнику — символу вражды, олицетворением которой была Эрида, сестра Ареса.

3. Талос-кузнец — это критский герой, матерью которого была сестра Дедала Пердикс* ("куропатка"), которую мифограф отождествляет с Герой. Куропатки считались священными птицами Великой богини и фигурировали по всему восточному Средиземноморью в оргиях, устраиваемых по случаю весеннего равноденствия. Танец, который при этом исполнялся, имитировал хромающую походку петушков куропаток. У Аристотеля, Плиния и Элиана есть сообщения, что куропатки несутся лишь оттого, что слышат голос петушков. Хромающий Гефест и Талое, вероятно, являются одним и тем же партеногенным персонажем; и того, и другого сбрасывали с высоты разъяренные противники (см. 23.b и 92.b), причем первоначально это делалось в честь их богини-матери.

4. В Аргосе знаменитая статуя Геры изображает богиню сидящей на троне из золота и слоновой кости. История о том, как ее приковали к трону, могла возникнуть в связи с греческим обычаем приковывать статуи богов, "чтобы те не сбежали". Если город потеряет древнюю статую покровительствующего ему бога или богини, он может вообще остаться без божественного покровительства. Вот почему римляне практиковали то, что вежливо называлось "сманиванием" богов в Рим, и к эпохе империи этот город напоминал галочье гнездо, заставленное украденными в разных городах статуями богов и богинь. "Времена Года были ее няньками" — это один из способов охарактеризовать Геру как богиню календарного года. Вот почему на ее скипетре изображена кукушка, символизирующая весну, а в левой руке она держит спелый гранат, вызревающий поздней осенью и символизирующий смерть года.

5. Герой, как подсказывает само слово, — это царь-жрец, которого приносили в жертву Гере*. Тело его покоилось в земле, а душа воспаряла на спине северного ветра, чтобы насладиться райским садом богини. Ее золотые яблоки, фигурирующие в греческих и кельтских мифах, были пропуском в такой сад (см. 53.7, 133.4 и 159.2).

6. Ежегодные купания, благодаря которым Гера возвращала себе девственность, совершала также и Афродита в Пафосе. Как богиня растительного года, весны, лета и осени (символами которой также были молодая, полная и убывающая луна), в Стимфале Гера почиталась соответственно как дитя, невеста и вдова (Павсаний. VIII.22.2 - см.128.d).

7. Брачная ночь Геры и Зевса на острове Самое длилась- триста лет, возможно, потому, что священный год самосцев (так же, как и этрусков) состоял из десяти тридцатидневных месяцев, поскольку январь и февраль отсутствовали (Макробий 1.12.2 и 1.13.21), а в мифе каждый день вырос до года. Не исключено, что в этом месте мифограф намекает на то, что эллинам понадобилось триста лет, чтобы утвердить моногамию среди племен, поклонявшихся Гере.

Подготовлено по изданию:

Грейвс, Р.
Мифы Древней Греции / Р. Грейвс; Пер. с англ. К. П. Лукьяненко ; Под ред. и с послесл. А. А. Тахо-Годи. - М. : Прогресс, 1992. - 620 с.
© Издательство «Прогресс», 1992.



Rambler's Top100