Наша группа ВКОНТАКТЕ - Наш твиттер Follow antikoved on Twitter
226

МИНОС И ЕГО БРАТЬЯ

Kогда Зевс оставил на Крите Европу, родившую ему Миноса, Радаманта и Сарпедона, она вышла замуж за Астерия, который был тогда царем. Его отец Тектам, сын Дора, привел на остров смешанную колонию эолийцев и пеласгов, а потом женился на дочери эолийца Кретея [1].

b. У Астерия от брака с Европой детей не было, поэтому он усыновил Миноса, Радаманта и Сарпедона и сделал их своими наследниками. Когда братья возмужали, они поссорились из-за любви к прекрасному мальчику по имени Милет, рожденному от Аполлона нимфой Ареей, которую одни называют Дионой, а другие Теей [2]. Милета, который решил, что Сарпедон ему нравится больше, Минос увез с Крита, когда с большим флотом отправился в малоазийскую Карим, где основал город и царство Милет. В течение двух предшествующих поколений этой страной, называвшейся тогда Анакторией, правил гигант Анакт, сын Урана и матери-Земли, а также его столь же огромный сын Астерий. Скелет Астерия, убитого Милетом и погребенного на островке неподалеку от Лады, впоследствии был выкопан и оказался десять локтей в длину. Некоторые, правда, утверждают, что Минос подозревал Милета в заговоре против него с целью захватить царство, но, у боясь Аполлона, позволил себе только предупредить Милета, который счел за лучшее бежать в Карию [3]. Есть такие, кто говорит, что ссора между братьями возникла не из-за Милета, а из-за некоего Атимния, сына Зевса и Кассиопеи или сына Феникса [4].

с. После смерти Астерия Минос предъявил свои права на критский трон и в качестве доказательства справедливости своих требований похвалялся, что ни одна из его молитв не останется не услышанной богами. Возведя сначала алтарь в честь Посейдона и приготовившись к жертвоприношению, он в молитве попросил, что-

227

бы жертвенный бык явился из моря. Тут же к берегу приплыл ослепительно белый бык, но Минос настолько был поражен его красотой, что отправил быка пастись в собственные стада, а вместо него заклал другое животное. Право Миноса на критский трон признали все критяне, за исключением Сарпедона, который, так и не сумев забыть о Милете, объявил, что, согласно воле Астерия, его царство должно быть поделено поровну между тремя наследниками. К этому времени Минос уже сам разделил остров на три части и выбрал для каждой из них столицу [5].

d. Изгнанный Миносом с Крита Сарпедон бежал в малоазийскую Киликию, Где вступил в союз с Киликом против милиян, покорил их и стал их царем. Зевс даровал ему жизнь в течение трехпоколений. После его смерти Милиада стала называться Ликией по имени его преемника Лика, который нашел у него приют после того, как был изгнан из Афин Эгеем [6].

е. В свое время Минос женился на Пасифае, дочери Гелиоса и нимфы Креты, известной еще под именем Персеиды. Но Посейдон в отместку за обиду, нанесенную ему Миносом, сделал так, что Пасифая влюбилась в белого быка, который не был принесен в жертву. Она рассказала о своей необычной страсти Дедалу, знаменитому афинскому мастеру, который теперь жил в изгнании в Кноссе, развлекая Миноса и его семью двигающимися деревянными куклами, которые он сам смастерил. Дедал обещал помочь ей и построил пустотелую деревянную корову, обтянул ее коровьей шкурой, поставил на спрятанные в копытах колеса и толкнул ее так, что та выкатилась на луг неподалеку от Гортины, где под дубами пасся бык Посейдона, окруженный коровами Мидаса. Затем, показав Пасифае, как открывать складную дверцу и залезать внутрь коровы, осторожно удалился. Скоро белый бык подошел, взобрался на корову, и Пасифая удовлетворила свою страсть. Через определенное время у нее родился Минотавр — чудовище с бычьей головой и человеческим телом [7].

f. Некоторые, однако, говорят, что Минос, ежегодно жертвуя Посейдону лучшего из имевшихся у него быков, однажды пожертвовал второго по красоте быка, разгневав тем самым Посейдона. Другие говорят, что он обидел Зевса. Третьи утверждают, что это Пасифая несколько лет подряд не умилостивляла Афродиту, которая и наказала ее, внушив ей такую ужасную страсть. Позднее бык одичал и стал опустошать весь Крит, пока Геракл не поймал его и не отвез в Грецию, где его убил Тесей [8].

g. Минос обратился к оракулу, чтобы узнать, как ему поступить, чтобы скрыть позор Пасифаи. В ответ он услышал: "Поручи Дедалу построить тебе убежище в Кноссе". Дедал построил такое убежище, и всю оставшуюся жизнь Минос провел во дворце со сложнейшими переходами, который получил название "Лабиринт". В самом центре его Минос спрятал Пасифаю и Минотавра [9].

h. Радамант был умнее, чем Сарпедон, и остался на Крите. Он жил в мире с Миносом и получил третью часть владений Астерия. Его уважали как справедливого и честного законодателя, неподкупного, когда дело касалось наказания виновных. Он придумывал законы как критянам, так и жителям островов в Малой Азии, многие из которых добровольно приняли свод его законов. Их примеру последовал и его брат Минос [10]. Однако некоторые считают, что Радамант не был братом Миноса, и называют его братом Гефеста. Другие считают, что Минос был сыном не Зевса, а Ликаста и нимфы Иды. Он завещал землю на Крите своему сыну Гортину, именем которого назван критский город. Тегейцы, тем не менее, настаивают на том, что Гортин был аркадцем, сыном Тегеата [11]. Радамант завещал землю в Малой Азии своему сыну Эритру, а остров Хиос завещал сыну Ариадны Энопиону, которого Дионис первым научил делать вино. Лемнос получил второй сын Ариадны, Фоант;

228

Курнос достался Эниею, Пепареф - Стафилу, Марония - Эванту, Парос - Алкею, Делос - Анию, а Андрос — Андру [12].

i. Радамант, в конце концов, вынужден был бежать в Беотию из-за того, что убил соплеменника. В изгнании он жил в Окалеях, где женился на Алкмене, матери Геракла, когда Амфитриона уже не было в живых. В Галиарте показывают могилу его и Алкмены, расположенную рядом с посадками прочного тростника, завезенного с Крита. Этот тростник шел на изготовление копий и флейт. Некоторые говорят, что Алкмена вышла замуж за Радаманта на Островах Блаженных, уже после своей смерти [13]. Ведь Зевс назначил Радаманта одним из трех судей мертвых. С ним вместе вершили суд Минос и Эак, а жил он на Островах Блаженных [14].

1 Диодор Сицилийский IV. 60 и V. 80.

2 Диодор Сицилийский IV. 60; Аполлодор III. 1.2; Овидий. Метаморфозы IX. 442; Антонин Либерал. Превращения 30.

3 Павсаний VII. 2.3 и I. 35.5; Овидий. Метаморфозы IX. 436 - 449.

4 Аполлодор. Цит. соч.; Схолии к Аполлонию Родосскому II. 178.

5 Страбон X. 4. 8.

6 Аполлодор. Цит. соч.; Геродот I. 173.

7 Диодор Сицилийский. Цит. соч.; Павсаний VII. 4.5; Вергилий. Буколики VI. 45 -46; Аполлодор. III. 1.2. и III. 1.3-4.

8 Диодор Сицилийский IV. 77.2 и 13.4; Гигин. Мифы 40 [однако текст поврежден].

9 Овидий. Метаморфозы VIII. 155 и cл.; Аполлодор III. 1.4.

10 Диодор Сицилийский IV. 60 и V. 79; Аполлодор III. 1.2; Страбон. Цит. соч.

11 Кинетон. Цит. по: Павсаний VIII. 53.2; Диодор Сицилийский IV. 60; Павсаний VIII. 53.2

12 Схолии к Аполлонию Родосскому III. 997; Диодор Сицилийский V. 79. 1-2.

13 Аполлодор II. 4.11; Плутарх. Лисандр 28; Ферекид. Цит. по: Антонин Либерал. Превращения 33.

14 Диодор Сицилийский V. 79; Гомер. Одиссея VI. 564.

* * *

1. В предложенном Артуром Эвансом* делении доклассической критской культуры на минойскую I, II и III предполагается, что правителя Крита называли Миносом уже в начале третьего тысячеления до н. э., однако это заблуждение. Минос, очевидно, - это титул эллинской династии, которая правила Критом в начале второго тысячелетия. Не соответствует хронологии и то, что Минос назван преемником Астерия, внука Дора, тогда как дорийцы не вторгались на Крит вплоть до конца второго тысячелетия. Более вероятно, что эолийцы и пеласги (возможно, даже включая "ионийцев из Аттики"), пришедшие с Тектамом ("ремесленником"), - имя, которое позволяет отождествлять его с Дедалом и Гефестом, считавшимся якобы отцом Радаманта, — были действительными спутниками Миноса. Исследования М. Вентриса и Дж. Чедвика, посвященные не расшифрованному до них линейному письму В*, образцы которого находили в Пилосе, Фивах и Микенах, а также в развалинах кносского дворца, разграбленного в XIV в. до н. э., говорят в пользу того, что в середине второго тысячелетия до н. э. официальным языком в Кноссе был эолийский диалект древнегреческого. Вероятно, письмо первоначально было изобретено для нужд какого-то неиндоевропейского языка, а затем с большим трудом приспо-

229

соблено к греческому. (До сих пор не установлено, фиксирует ли линейное письмо А греческий или критский язык.) Большое количество имен из греческой мифологии обнаруживается на глиняных табличках, найденных как на Крите, так и в материковой Греции. Среди них такие имена, как Ахилл, Идоменей, Тесей, Кретей, Нестор, Эфиальт, Ксуф, Аякс, Главк и Эол, что говорит о том, что эти мифы были созданы раньше, чем пала Троя.

2. Поскольку Милет — это мужское имя, знакомый миф о двух братьях, ссорящихся из-за женщины, приобретает здесь гомосексуальный характер. Правда, вероятно, заключается в том, что в период беспорядков, последовавших вслед за разграблением Кносса ахейцами примерно в XIV в. до н.э., многочисленные говорящие по-гречески критские аристократы эоло-пеласгического или ионийского происхождения, для которых луна-богиня была верховным божеством, переселились вместе со своими местными подданными в Малую Азию, в частности в Карию, Ликию и Лидию. Даже отрицая традицию, согласно которой в Ликии существовала династия Сарпедона, Геродот свидетельствует, что в его время ликийцы вели свое происхождение по женской линии (Геродот I. 173; Страбон XII. VIII. 5), как и карийцы (см. 75.5).

3. Гигантские правители Анактории напоминают Енаков из книги "Бытие", силачей (Иис. Н. 14,11), изгнанных Халевом из их удела, который некогда принадлежал Эфрону, сыну Хет (Тефиды?). Эфрон дал название Хеврону (Быт. 23, 19) и может быть отождествлен с Форонеем. Эти Енаки, возможно, прибыли из Греции в составе союза "народов моря", которые доставили много хлопот египтянам в XIV в. до н. э.

4. Утверждения Милета о том, что его отцом был Аполлон, свидетельствуют о наделении царей Милета солярными атрибутами, как это было в Коринфе (см. 67.2).

5. Победа сына Зевса Миноса над своими братьями указывает на то, что Критом в конце концов овладели дорийцы, однако то, что Минос первоначально жертвовал быка Посейдону, указывает на принадлежность титула "Минос" в более раннюю эпоху эолийцам. Крит веками оставался очень богатой страной, а в конце VIII в. до н. э. был поделен между ахейцами, дорийцами, пеласгами, кидонцами (эолийцами), а самую западную часть острова занимали "исконные критяне" - этеокритяне ("Одиссея" XIX. 171 - 175). Диодор Сицилийский пытается различать Миноса, сына Зевса, и его внука, Миноса, сына Ликаста (IV. 60); однако не исключено, что в Кноссе могли последовательно править две или даже больше династий Миносов.

6. О связи между Критом и мифом о Персее говорит имя матери Пасифаи - Персеида. Тот факт, что Зевс разрешил Сарпедону жить в течение трех поколений, вероятно, можно понять следующим образом: вместо обычных восьми лет царствования, составлявших Великий год и равнявшийся сроку правления Миноса, Сарпедону было разрешено сидеть на троне девятнадцать лет, поскольку девятнадцатилетний цикл лучше, чем восьмилетний, обеспечивает совпадение между солнечным и лунным календарями. Таким образом получается, что царь правил два полных и третий неполный Великий год (см. 67.2).

7. Поскольку, согласно Павсанию (III. 26.1), "Пасифая" - это эпитет луны, а ее второе имя "Итона"* - это опитет Афины, вызывающей дождь (Павсаний IX. 34.1), миф о Пасифае и быке указывает на ритуальный брак между жрицей луны, украшенной коровьими рогами, и царем-Миносом, носившим маску быка; причем брак совершался под дубами (см. 76.1). Согласно Гесихию (под словом Carten), Тортина" происходит от слова Carten, что по-критски означает "корова", поэтому священный брак воспринимался как брак между солнцем и луной, поскольку в Гортине было стадо коров, посвященное солнцу (Сервий. Комментарий к "Бу-

230

коликам" Вергилия VI. 60). То, что Дедал удалился с луга, говорит о том, что брачный обряд совершался не принародно, как у пиктов или моссиников*. Для более поздних греков было характерно неприятие мифа о Пасифае; они предпочитали верить в то, что она влюбилась не в быка, а в человека по имени Тавр (Плутарх. Тесей 19; Палефат. О невероятных историях II). Белые быки, которые как раз и были священными животными луны (см. 84.1) и приносились ежегодно в жертву на горе Албан в Риме, фигурировали в культе фракийского Диониса, в ритуале омелы и дуба у галльских друидов (см. 50.1) и, согласно "Книге бурой коровы"*, в обрядовых гаданиях, которые предшествовали древним ирландским коронациям.

8. Дворец Миноса в Кноссе представлял собой комплекс комнат, прихожих, залов, переходов, в которых легко мог потеряться посторонний. Артур Эванс предполагает, что это и был Лабиринт, названный так от слова labrys, т. е. двойной топор, который был хорошо известной эмблемой царской власти на Крите, причем левая и правая части топора, символизировавшие нарастающую и убывающую луны, олицетворяли созидательную и разрушительную сущность богини. Однако в Кноссе лабиринт существовал помимо дворца. Это был настоящий лабиринт, подобно Хэмптон-Корту; не исключено, что на земле были выложены фигуры ритуального танца, который встречается даже в столь географически удаленных друг от друга местах, как Уэльс и северо-восточная Россия. Танец-лабиринт исполнялся в Италии (Плиний. Естественная история XXXVI. 19), в Трое (Схолии к "Андромахе" Еврипида 1139), а на Британских островах, вероятно, появился в конце третьего тысячелетия вместе с неолитическими переселенцами из Северной Африки. Вот как Гомер описывает кносский лабиринт ("Илиада" XVIII. 590 и cл.) :

...хоровод разновидный... // в широкоустроенном Кноссе

Выделал хитрый Дедал Ариадне прекрасноволосой*.

Следует отметить, что Лукиан указывал на существование на Крите народных танцев, связанных с Ариадной и Лабиринтом ("О пляске" 13).

9. Культ Радаманта в Беотии может иметь критское происхождение, тогда как обратное невозможно. Галиарт*, где ему принадлежало святилище как герою, был, очевидно, посвящен "Белой богине хлебной", т. е. Деметре, поскольку Галия ("морская") - это эпитет луны как Левкофеи, т. е. "Белой богини" (Диодор Сицилийский V. 55), a artos означает "хлеб". Алкмена ("сильная в гневе") - это еще один эпитет луны. Хотя считается, что Радамант - это критское слово, оно может происходить от Rhabdomantis ("гадающий по прутику") и относиться к посаженным в Галиарте камышам, верхушки которых якобы трогал дух Радаманта, на основе чего и делались предсказания (см. 83.3). Если это предположение верно, то тот факт, что Радамант изобретал законы для всего Крита и островов, принадлежащих Малой Азии, может означать, что к такому же оракулу на Крите обращались в начале каждого нового правления царя и что ответы оракула имели силу на всей территории, где были распространены критские меры длины, веса и условия торговли. Его называли сыном Зевса, а не Гефеста, бесспорно, потому, что происхождение оракулов Радаманта связано с Диктейской пещерой, посвященной Зевсу (см. 7. b).

10. В Петсофе на Крите было обнаружено огромное количество вылепленных из глины человеческих голов и конечностей, причем в каждом изделии имелось отверстие для продевания сквозь нее бечевы. Подвешенные к ветвям деревьев, они могут быть частью составных кукол Дедала, олицетворявших богиню плодородия. Предположительно их развешивали по фруктовым деревьям, а их конечности вращались и двигались на ветру, что, как считали, обеспечивало хороший урожай. Такая кукла, свешивающаяся с фруктового дерева, изображена на золо-

231

том кольце, найденном в кладе на территории микенского Акрополя. Поклонение деревьям является предметом различных произведений минойского искусства. Про критскую богиню Ариадну говорят, что она, как и аттическая Эригона (см. 79. a), повесилась ("Состязание Гомера и Гесиода" 14). Артемида Висельница, святилище которой находилось в аркадской Кондилее (Павсаний VIII. 23.5) и Елена Древесная, святилище которой было на Родосе и о которой говорят, что ее повесила Поликсо (Павсаний III. 19. 10), могут быть всего лишь вариантами одной и той же богини.

Подготовлено по изданию:

Грейвс, Р.
Мифы Древней Греции / Р. Грейвс; Пер. с англ. К. П. Лукьяненко ; Под ред. и с послесл. А. А. Тахо-Годи. - М. : Прогресс, 1992. - 620 с.
© Издательство «Прогресс», 1992.



Rambler's Top100