Наша группа ВКОНТАКТЕ - Наш твиттер Follow antikoved on Twitter
173

Глава 15
РИМСКАЯ КУЛЬТУРА III — I ВВ. ДО Н. Э.

1. Особенности полисной общинной идеологии. Римская община (civitas) в начале республиканского периода была одним из государственных образований Апеннинского полуострова. Это было небольшое государство с единственным городом — центром политической и культурной жизни. Город был окружен оборонительными стенами и представлял собой крепость — убежище окрестных жителей в дни военных опасностей. Гражданами общины были лишь местные уроженцы, владевшие земельными участками. Пришельцы и иноземцы, а тем более рабы, не имели права владеть землей и потому не являлись гражданами. Граждане должны были служить в ополчении, принимать участие в народных собраниях. Исполнительная власть исправлялась выборными магистратами.
Коллектив граждан решал политические дела на народных собраниях и защищал границы своего небольшого госу-

174

дарства, собираясь в ополчение. Над гражданином не было давления бюрократии; сама государственная машина не представлялась ему чем-то чуждым и страшным. Гражданин вместе со своими домочадцами и рабами обрабатывал свой участок, голосовал в народном собрании и выбирал магистратов, с оружием в руках отстаивал родной город от врагов.
Для гражданина полисной общины было характерно чувство свободы, сознательного выбора своих действий. Если нужно было идти в поход, то гражданин знал, что это не прихоть должностного лица, а суровая необходимость борьбы с врагом; если народное собрание решало обложить граждан налогом, то это вызывалось необходимостью, а не произволом правящей администрации. Главные поступки и меры представлялись жителю города-государства понятными, реальными. К тому же принимались эти меры на народном собрании, в котором участвовал сам гражданин. Подобный порядок порождал чувство свободы, собственного достоинства, уверенности в своих силах, спокойный реальный взгляд на жизнь и существующие отношения.
Поскольку все политические и военные вопросы решались коллективно на народном собрании или в ополчении, то это формировало чувство коллективизма, гражданской общности, мешало развитию индивидуализма. Отдельная личность, ее мысли и интересы растворялись в гражданском коллективе.
Для граждан античных полисов характерно стремление к обособленности и замкнутости. Особенно ярко это проявляется в жизни землевладельческих общин, одной из которых был Рим. Граждане, обрабатывая свои земельные участки, вели натуральное хозяйство и мало нуждались в посторонней помощи. Со стороны соседей могла исходить опасность земельных захватов, поэтому граждане античных городов-государств обычно находились в натянутых отношениях как раз с ближайшими соседями. Эта натянутость еще более усиливала замкнутость общины, ее враждебность, направленную вовне, ее агрессивность. Этим, в частности, объясняется тесная связь гражданской и военной организации в античных общинах. Граждане общины, мелкие землевладельцы, занятые тяжелым сельскохозяйственным трудом, стремились не к заимствованию новых мыслей и идей, а к сохранению дедовских нравов и обычаев, с опаской относились ко всему новому, иноземному. Привязанность к своему местному, дедовскому, исконному — одна из ярких особенностей идеологии аграрного полиса.
Кризис полисно-общинных структур начался с проникновения в среду гражданства пришлых элементов, которые стояли вне общинной политической и военной организации. Развивающееся рабство и социальное расслоение самого гражданства разлагали полисные порядки и учреждения.
Постепенно, по мере успешных завоеваний римская община, город-государство, расположенное на Тибре, возглавила новое государственное образование — Римско-италийский союз, включавший весь Апеннинский полуостров, а во II—I вв. до н. э. многие области Средиземноморья с многомиллионным населением, многими городами, сложным хозяйством, разными социальными структурами, постоянной армией, сложным государственным аппаратом.
Разложение полисно-общинных институтов привело к изменениям в идеологии его гражданства. Наблюдается отход от коллективизма и рост индивидуализма, противопоставление отдельной личности коллективу, люди теряют спокойствие и внутреннюю уравновешенность. Старинные дедовские нравы подвергаются осмеянию и критике, в римскую среду начинают проникать иные нравы, иноземная идеология и религия.
2. Римская религия III—I вв. до н.э. Начиная с III в. до н.э. на римскую религию очень сильное влияние стала оказывать греческая религия. Римляне отождествили с греческими богами своих абстрактных богов. Так, Юпитер был отождествлен с Зевсом, Марс с Аресом, Венера с Афродитой, Юнона с Герой, Минерва с Афиной, Церера с Деметрой и др. Среди римских многочисленных богов выделились под влиянием греческих религиозных представлений главные олимпийские боги: Юпитер — бог неба, грома и молнии, Марс — бог войны, Минерва —богиня мудрости, покровительница ремесла, Венера — богиня любви и плодородия. Вулкан — бог огня и кузнечного ремесла, Церера — богиня растительности, Аполлон — бог солнца и света,

175

Юнона —покровительница женщин и брака, Меркурий — вестник олимпийских богов, покровитель путников, торговли, Нептун —бог моря, Диана —богиня Луны.
Одним из почитаемых чисто италийских божеств был Янус, изображавшийся с двумя лицами, как божество входа и выхода, всякого начала. Олимпийские боги считались покровителями римской общины и почитались всем гражданским коллективом. Но в среде плебеев особенно популярной была божественная троица: Церера, Либера-Прозерпина — богиня растительности и преисподней и Либер — бог вина и веселья.
Римский пантеон никогда не оставался замкнутым, в его состав принимались иноземные божества. Считалось, что включение новых богов усиливает мошь римлян. Так, римляне заимствовали почти весь греческий пантеон, а в конце III в. до н. э. было введено почитание Великой матери богов из Фригии. Завоевание многих заморских территорий, особенно эллинистических государств, познакомило римлян с эллинистическими и восточными богами, которые находят почитателей среди римского населения. Прибывавшие в Рим и Италию рабы исповедовали свои культы, тем самым распространяя иные религиозные воззрения.
Для того чтобы боги заботились о людях и о государстве, им нужно было приносить жертвы, возносить мольбы-просьбы и производить особые ритуальные действия. Особые коллегии сведущих людей — жрецы — наблюдали за культом отдельных богов, за порядком в храмах, подготавливали жертвенных животных, следили за точностью молитв и ритуальных действий, могли дать совет, к какому божеству обратиться с нужной просьбой.
Римская религия носила печать формализма и трезвой практичности: от богов ждали помощи в конкретных делах и потому скрупулезно выполняли установленные обряды и приносили нужные жертвы. В отношении к богам действовал принцип «я даю, чтобы ты дал». Римляне обращали большое внимание на внешнюю сторону религии, на мелочное выполнение обрядов, а не на духовное слияние с божеством. Римская религия не возбуждала священного трепета, экстаза, которые овладевают верующим. Вот почему римская религия при внешнем очень строгом соблюдении всех формальностей и обрядов мало затрагивала чувства верующих, была наполнена суевериями, отличалась малой духовностью. С этим связано проникновение иноземных, особенно восточных, культов, часто отличающихся мистическим и оргиастическим характером, некоторой таинственностью. Особенно широко распространялся культ Великой матери богов и культ Диониса — Вакха, зачисленных в официальный римский пантеон. Римский сенат принимал меры против распространения оргиастических восточных культов, считая, что они подрывают официальную римскую религию, с которой связывалась мощь Римского государства и его устойчивость. Так, в 186 г. до н. э. были запрещены разнузданные вакханалии, связанные с обрядами культа Вакха —Диониса.
Широкое проникновение греческого влияния во II в. до н. э. привело не только к большому воздействию греческой религии и приспособлению к ней римских религиозных воззрений. Одним из важных последствий греческого влияния было распространение греческой философии в римском обществе и взглядов греческих философов на религию и богов. Было переведено на латинский язык сочинение эллинистического писателя Эвгемера, который считал, что боги — это обожествленные некогда жившие великие люди. Высшая римская аристократия, знакомая с греческой философией, начинает скептически относиться к религиозным верованиям, хотя и рассматривает религию как необходимое средство управления народом. Распространение мистических восточных культов в массах, скептическое отношение к религиозным традициям у аристократии подрывали официальную римскую религию. Бурные события гражданских войн, частые конфискации, проскрипции вели к изменениям традиционных верований. Распространяется представление о загробной жизни, о загробном блаженстве как своеобразный протест против неустройства и мучений в реальном мире. Получает развитие культ слепой судьбы — Фортуны, которая дарует счастье и несчастье произвольно и часто несправедливо. Задавленные гнетом и судьбой низшие слои населения мечтали о появлении мессии, богоспасителя, который придет, дарует блаженство страждущим, накажет гонителей.

176

Гладиаторы

Гладиаторы:
1 — андабаты на конях с копьями; 2 — фракиец с круглым щитом и самнит в шлеме и наколеннике на левой ноге, потерявший шит; 3 —лаквеарий, накинувший на противника аркан, и ретиарии с трезубцами; 4—катерварии, сражавшиеся не парами, а группами; 5 — бестиарии, борющиеся со зверями; 6 — шлемы и поножи

С раннего времени различные празднества и представления играли важную роль в общественной жизни Рима. На первых порах общественные представления были вместе с тем и религиозными церемониями, непременной частью религиозных праздников.
В VI в. до н. э. стали устраивать представления светского (не религиозного) характера, а за их проведение стали отвечать не жрецы, а должностные лица. Местом проведения таких представлений был уже не алтарь того или иного бога, а цирк, расположенный в низине между Палатинским и Авентинским холмами.
Самым ранним римским гражданским праздником был праздник Римских игр. В течение нескольких столетий это был единственный гражданский праздник римлян. С III в. до н. э. учреждаются новые представления. Большое значение приобретают Плебейские игры. Наиболее крупными религиозными праздниками были праздники, связанные с культом земледельческих богов,— цереалии в честь Цереры, виналии — праздник виноградного сбора, консуалии — праздник жатвы, сатурналии —
праздник посевов, терминалии —праздник межевых камней, луперкалии — праздник пастухов. Будучи празднествами древнейших обитателей Рима, земледельцев и пастухов, эти праздники и в дальнейшем были особенно почитаемы среди сельского населения.
В конце III — начале II в. до н. э. были учреждены также Аполлоновы игры, игры в честь Великой матери богов — Мегаленские игры, а также флоралии — в честь богини Флоры. Их устройством ведали курульные эдилы. Эти игры были ежегодными и регулярными, но кроме них могли устраиваться также и экстраординарные игры в зависимости от удачной войны, избавления от нашествия, данного обета или просто желания магистрата.
Игры длились от 14—15 дней (Римские и Плебейские игры) до 6—7 дней (флоралии). Общая продолжительность всех праздничных дней этих игр (ординарных) достигала 76 дней в году.
Каждое празднество состояло из нескольких отделений: 1) торжественное шествие во главе с магистратом —устроителем игр, называвшееся помпой, 2) непосредст-

177

венно состязания в цирке, ристания колесниц, конские скачки и т. д., 3) сценические представления в театре пьес греческих и римских авторов. Заканчивались представления обычно пиром, массовым угощением, порой на несколько тысяч столов. Устройство игр требовало больших денег. Например, на проведение Римских игр было выделено в середине I в. до н. э. 760 тыс. сестерциев, Плебейских игр — 600 тыс., Аполлоновых — 380 тыс. Как правило, денег, выданных из казны, не хватало, и отвечающие за устройство игр магистраты вносили собственные деньги, иногда превышающие выделенную сумму.
Из 76 праздничных дней около 50 дней отводилось на театральные представления. Некоторые из празднеств, например флора-лии, Аполлоновы игры, почти целиком состояли из сценических дней. Большое число сценических дней в системе публичных представлений говорит о значительной роли театра в общественной жизни Рима II—I вв. до н. э. Видимо, это объясняется влиянием прекрасного греческого театра и греческой литературы, общим культурным ростом римской публики, увлечением городского населения, которое обычно посещало театральные представления. Интерес римской публики, со своей стороны, обеспечивал высокий уровень римской драматургии, появление высокохудожественных пьес Плавта, Теренция, Пакувия и Акция. Несмотря на популярность театральных постановок, в Риме долгое время не было постоянного театрального здания. Обычно временное театральное сооружение возводилось на площади и было деревянным. Сначала воздвигались только сцена и подмостки, а публика стоя смотрела спектакль. Сенаторы и знатные лица сидели в креслах, принесенных из дому их рабами. В середине II в. до н. э. стали строить и скамейки для всех зрителей. И только в 55 г. до н. э. Помпей построил постоянное каменное здание театра. В отличие от греческого театра римский театр не имел орхестры, она была отведена под кресла сенаторов (позднейший партер), сцена была ниже, но шире греческой и соединялась боковыми проходами с орхестрой. Места для зрителей возвышались над орхестрой полукругом — амфитеатром. Римский театр был оснащен различными механическими приспособлениями и механизмами, необходимыми для подъема тяжестей, смены декорации.
Необычайное развитие получают в Риме гладиаторские бои. Гладиаторские бои устраивались в этрусских городах еще с VI в. до н. э. От этрусков они проникли в Рим. Впервые в 264 г. до н. э. в Риме был устроен бой трех пар гладиаторов. В течение последующих полутора столетий гладиаторские игры устраивались на поминках знатных лиц, назывались погребальными играми и носили характер частного представления. Постепенно популярность гладиаторских боев растет.
В 105 г. до н. э. гладиаторские бои были объявлены частью публичных зрелищ и об их устройстве стали заботиться магистраты. Наряду с магистратами имели право давать бои и частные лица. Дать представление гладиаторского боя — значило приобрести популярность у римских граждан и быть избранным на государственную должность. А так как желающих получить магистратскую должность было много, то число гладиаторских боев растет. На арену уже выводят по нескольку десятков и даже сотен пар гладиаторов стоимостью в несколько сотен тысяч сестерциев. Гладиаторские бои становятся излюбленным зрелищем не только в городе Риме, но и во всех италийских, а позже и в провинциальных городах. Они были настолько популярны, что римские архитекторы создали специальный, ранее неизвестный тип здания — амфитеатр, где устраивались гладиаторские бои и травля зверей. Амфитеатры были рассчитаны на несколько десятков тысяч зрителей и в несколько раз превышали вместимость театральных зданий.
Число представлений, как частных, так и публичных, в Риме и других городах и их продолжительность постоянно увеличивались, а их значение все более и более росло. В конце Республики магистраты и государственные деятели считали проведение публичных представлений важной частью их государственной деятельности. В условиях аристократической республики, где вся власть была сосредоточена в руках узкой верхушки нобилитета, правящая группировка считала устройство публичных представлений одним из средств, способствующих отвлечению масс римского гражданства от активного участия в народных собраниях. Неудивительно, что рост пуб-

178

личных представлений сопровождался упадком значения народных собраний и их политической роли.
3. Римская драма и поэзия. На становление римской литературы оказало большое влияние не только народное творчество, народная поэзия, распространение письменности, но и особенно греческая литература.
Первые собственно литературные произведения были произведениями подражательными. Да и трудно было первым римским поэтам и писателям создать оригинальные произведения на латинском языке, на скромном фундаменте народной римской поэзии, когда рядом существовали богатейшая греческая литература, прекрасный эпос Гомера, разработанная эллинская мифология. Неудивительно, что первыми римскими писателями были греки, а первые произведения на латыни — переводами с греческого.
Первым римским поэтом был Ливий Андроник, грек из города Тарента (III в. до н.э.). При взятии Тарента римлянами он попал в плен, был рабом и обучал грамоте детей своего господина. Впоследствии он был отпущен на свободу и занялся литературой. Ливий Андроник перевел на латинский язык «Одиссею» Гомера, он переделывал и переводил на латынь греческие комедии и трагедии. По заказу коллегии понтификов Ливий Андроник составил гимн в честь богини Юноны. Его переводы были очень вольными, они скорее являлись переделками оригинала, допускающими включение новых отрывков, изменение имен, новые сцены.
Произведения Ливия Андроника, несовершенные и нескладные в литературном отношении, тем не менее сыграли важную роль в становлении римской литературы. Они познакомили римлян с замечательной греческой литературой, мифологией, с эпосом и театром. Ливий Андроник сделал самый трудный, первый шаг, он положил начало римской художественной литературе, и в этом его бессмертная заслуга.
Младшими современниками Ливия Андроника были римские поэты Невий и Энний. Гней Невий писал трагедии и комедии, заимствуя сюжеты у греческих авторов, но влияние римской жизни в его произведениях ощущается гораздо сильнее, чем у Ливия Андроника. Большой заслугой Невия было составление поэмы о первой Пунической войне с кратким изложением предшествующей истории Рима. Энний первый описал в стихах всю историю Рима, расположив события по годам.
Если Ливий Андроник и Гней Невий писали свои произведения архаическим сатурническим стихом, то Энний первый ввел в оборот более благозвучный стихотворный размер — обычный у греков гекзаметр.
Крупнейшим римским писателем конца III —начала II в. до н. э. был Тит Макций Плавт (254—184 гг. до н. э.), актер по профессии. Ему приписывали составление 130 комедий, из которых дошло до нашего времени 20. В отличие от своих предшественников он работал только в одном жанре — комедийном. Им созданы выдающиеся комедии, которые долго шли на римской сцене. Сюжеты комедий Плавта самые разнообразные: сцены из семейной жизни, из жизни воинов-наемников, городской богемы. Одним из непременных героев комедий Плавта были рабы, как правило, хитрые, находчивые, ловкие и жадные.
Герои Плавта носят греческие имена, а действие переносится в греческие города, что говорит о подражательности плавтовских комедий. Однако за греческой внешностью плавтовских персонажей скрываются римляне с их привычками и бытом. Плавт, например, дает описание римского форума, упоминает римских должностных лиц и римские городские порядки, хотя действие развивается в греческом городе и подразумеваются греческие обычаи. Комедии Плавта были первыми национальными римскими комедиями с ярким римским юмором, сочным латинским языком. Национальный колорит обеспечивал его комедиям успех у римской публики.
Видное место в литературе первой половины II в. до н. э. занимал Публий Теренций Африканец (185—159 гг. до н. э.), также составитель комедий. В отличие от Плавта Теренций старался не включать в свои комедии римские сюжеты и ограничивался пересказом греческих авторов, особенно Менандра, поэтому Теренция называли полу-Менандром. Однако Теренций обращал большое внимание на изящество и чистоту языка, его персонажи были уже не неизмененными на протяжении всей пьесы типами, а получали психологическую разработку по ходу действия.

179

Если Плавт и Теренций были крупнейшими сочинителями комедий, то Пакувий (220—130 гг. до н. э.) и Акций (170—85 гг. до н. э.) достигли известного совершенства в составлении римских трагедий. Основой для составления их трагедий служили трагедии греческих писателей, особенно Еврипида. Римские трагики познакомили римскую публику с глубоким содержанием греческой трагедии, с ее богатой мифологией и философией. Однако в отличие от комедий Плавта римская трагедия всегда была подражательной, слабо связанной с реальной римской действительностью.
Римская комедия и трагедия развивались в значительной степени под влиянием греческих образцов и считались жанрами не исконно римскими. Исконно римским литературным жанром был жанр так называемой сатуры. Словом «сатура» обозначалось блюдо, наполненное разными плодами. Затем сатурой стали называть смесь разных стихов —длинных и коротких, написанных сатурническим и другим размером. Поэт Энний назвал словом «сатура» свой сборник стихов, полуразвлекательных, полупоучительных.
Как литературный жанр сатура получила глубокую художественную разработку в творчестве Гая Луцилия. За свою долгую жизнь (180—102 гг. до н. э.) Луцилий написал 30 книг сатур. В них он обличает пороки современного ему общества: корыстолюбие, взяточничество, моральное разложение, клятвопреступление, жадность.
Внедрение рабовладельческих отношений, хозяйственный подъем, успешные завоевания Рима привели к росту богатств, скоплению их в немногих руках, погоне за ними, к моральному разложению аристократии. Реальная жизнь давала сюжеты для сатур Луцилия, которые положили начало реалистическому направлению в римской литературе. После Луцилия окончательно определился жанр сатуры как небольшого обличительного произведения.
Произведения всех перечисленных писателей были поэтическими, написанными в стихах. От поэта к поэту совершенствовалась латинская поэтическая речь. Теперь уже в стихах научились выражать сложные философские понятия и движение тонких человеческих чувств. Знакомство с греческой литературой, классической трагедией, новоаттической комедией, изящной и изысканной александрийской поэзией обогащало новую латинскую литературу. Знакомство с греческой религией и мифологией, изучение богатой философии, замечательного греческого искусства расширяло кругозор римских поэтов, писателей, государственных деятелей, ораторов.
Обогащенные и собственным опытом, и влиянием греческой литературы, римские поэты и писатели 1 в. до н. э. рассматривали произведения авторов III и II вв. до н. э. как грубые и варварские. Римская поэзия I в. до н. э. поднялась на новую, более высокую ступень. В I в. до н. э. жили многие поэты, увлечение писанием стихов было повальным, но среди этого множества высятся два гиганта римской поэзии — Тит Лукреций Кар (95—51 гг. до н. э.) и Гай Валерий Катулл (87—54 гг. до н. э.).
Лукрецию принадлежит замечательная поэма «О природе вещей» в шести книгах. Это философская поэма, излагающая учение эллинистического философа Эпикура (об атомистической теории мироздания, о природе богов, о материальности души, о происхождении земли, неба, моря, небесных тел и живых существ, о развитии человечества и человеческой культуры от первобытного состояния до времени Лукреция). Основная ее цель —дать материалистическое объяснение всего существующего, освободить разум и чувства человека от страха, суеверия и мистики, показать любовь и наслаждение жизнью. Лукреций излагает сложнейшие философские понятия в увлекательной поэтической форме, его описания наполнены звучными эпитетами, меткими сравнениями, чудными поэтическими образами. Поэма Лукреция — произведение столь же сугубо философское, сколь и истинно поэтическое. «В ней,— справедливо отмечал Цицерон,— много блеска природного дарования, но вместе с тем и искусства».
В поэме Лукреция латинский язык достиг новой вершины; язык земледельцев и воинов, краткий, отрывистый и бедный, благодаря искусству Лукреция оказался емким, богатым, полным оттенков, пригодным для передачи тончайших человеческих чувств и глубоких философских категорий.
Крупнейшим поэтом конца Республики был Катулл, мастер лирической поэзии. Его перу принадлежат мелкие стихотворения, где он описывает чувства человека: любовь

180

радостную, любовь и ревность, дружбу, любовь к природе, к милым отеческим местам. Ряд стихотворений поэта направлен против диктаторских намерений Цезаря, его алчных клевретов.
На поэтическое творчество Катулла оказала влияние александрийская поэзия с ее особым вниманием к мифологии, изысканности языка, личным переживаниям автора. В мировой лирической поэзии стихи Катулла занимают заметное место. Его поэзию высоко оценивал А. С. Пушкин.
4. Римская прозаическая литература. Драма и поэзия были главными, но не единственными видами латинской литературы. Параллельно развивалась проза. Долгое время, вплоть до II в. до н. э., сочинения в прозе были редким явлением и представляли собой, главным образом, краткие записи исторических событий и норм права. Как и поэзия, ранняя римская проза была подражательной. Первые литературные произведения и писались по-гречески, хотя в них излагалась римская история.
Первым прозаическим произведением на латинском языке был труд Катона Старшего «О сельском хозяйстве», написанный в конце 90-х — начале 80-х годов II в. до н. э. Другие произведения Катона были тоже написаны на латинском языке; так, Катон издал около 150 своих речей, написал римскую историю, сочинение по медицине, ораторскому искусству. Как Ливий Андроник был первым римским поэтом, так и Катон был первым римским прозаиком, и в этом его великая заслуга перед римской литературой.
Наиболее выдающиеся римские писатели, мастера прозаического слова жили и творили в I в. до н. э. Это Марк Теренций Варрон (116—27 гг. до н. э.) и Марк Туллий Цицерон (106—43 гг. до н.э.) —два корифея римской литературы и вообще латинской культуры.
Теренций Варрон — уникальный писатель, он написал около 74 сочинений в 620 книгах (к сожалению, почти все они погибли). Главное произведение Варрона — «Древности дел божеских и человеческих» в 41 книге —энциклопедия историческая, географическая и религиозная, его перу принадлежат многочисленные грамматические и историко-литературные сочинения («О латинском языке», «О латинской речи», «О грамматике», «О комедиях Плавта»), «Портреты» -— биографии наиболее выдающихся граждан, философские произведения («Логисторики» —сборник философских трактатов на разные темы, например об истории, о счастье, о безумии и др.).
Варрон написал также трактат «О сельском хозяйстве», где вопросы земледелия изложены в изящной литературной форме.
Наконец, Варрону принадлежат знаменитые «Менипповы сатуры» в 150 книгах — веселое и остроумное поэтическое произведение. Заслуги Варрона в развитии римской литературы были столь велики, что ему, единственному из римских писателей, еще при жизни поставили памятник.
Не меньшее, если не большее значение в истории латинской культуры имело творчество Цицерона. Цицерон был выдающимся государственным деятелем, прекрасным оратором, юристом, знатоком философии, замечательным писателем. У него латинский язык приобрел как бы новое звучание, новую выразительность и пластичность. Проза Цицерона совершенна во всех отношениях, она красочна, легка для понимания, разнообразна, богата содержанием, в ней присутствует внутренний ритм.
Цицерон писал в разных прозаических жанрах: философские произведения («О пределах добра и зла», «Тускуланские беседы», «О природе богов» и др.), юридические сочинения («О государстве», «Об обязанностях») и речи («против Верреса», «против Катилины», «Филиппики против Антония»). Его перу принадлежат сочинения по теории ораторского искусства («Об ораторе», «Брут»), многочисленные письма — изящные и непринужденные.
Сочинения Цицерона познакомили римлян с греческой философией, обогатили ее знанием многих вопросов юриспруденции, истории, политических учений. Без сочинений Цицерона так же невозможно представить себе последующую римскую литературу, как русскую литературу XIX в. без творчества А. С. Пушкина.
Произведения Цицерона усердно читались и перечитывались в последующие века. Они сохранились до нашего времени с наибольшей полнотой (в сравнении с произведениями других авторов).
Крупным римским писателем был Юлий Цезарь, автор «Записок о галльской войне» и «Записок о гражданской войне». Эти произведения представляют собой от-

181

четы о двух войнах, которые вел сам Цезарь. Выступая в роли писателя, Цезарь преследовал политические цели: оправдать свои завоевательные и часто вероломные действия в Галлии, взвалить ответственность за развязывание гражданской войны на своих противников. «Записки» Цезаря — это выдающиеся литературные произведения, образцы римской художественной прозы. Для них характерны продуманная ясная композиция, простой, непринужденный рассказ, точный и правильный язык.
Большим событием в литературной жизни конца Республики был выход исторических сочинений Саллюстия Криспа (86 — ок. 35 г. до н. э.): «Югуртинская война», «О заговоре Катилины» и «История». Первые два произведения Саллюстия являются образцами исторической монографии, написаны они с целью показать полную неспособность римской знати управлять государством и необходимость установления сильной власти. Сочинения Саллюстия являются вместе с тем и крупными литературными произведениями. Написаны они мастерски, изложение внешне спокойное, но за ним чувствуется внутреннее напряжение; описание конкретных исторических фактов перемежается с философскими рассуждениями и блестящими историческими портретами, речь краткая, емкая и очень выразительная.
5. Римское право. Римское право — это система юридических норм и механизмов их реализации в жизни римского общества и государства. Как юридическая система римское право достигло такой завершенности и глубины, что стало одной из самых совершенных правовых систем не только древности, но и средневековья и Нового времени и послужила одной из основ современного права. Создание такой системы является выдающимся достижением римской культуры в целом.
Римское право, как и любое национальное право, выражало особенности римского общества и его государственности на разных этапах его развития —от маленькой общины в области Лация до великой Средиземноморской империи. Выражая прежде всего особенности внутренней эволюции Рима, римское право было открытым к другим юридическим системам, охотно заимствуя их достижения, умело включая их в свою юриспруденцию. Римляне использовали опыт этрусков в раннее время, а со II в. до н. э. стали изучать идеи греческих мыслителей, в первую очередь Аристотеля и стоиков. В процессе управления провинциями римские наместники постоянно сталкивались с местными правовыми установлениями и должны были согласовывать их с нормами римского права, создавая взаимоприемлемые юридические правила.
Усложнение социальной структуры римского общества, необходимость решения многих новых проблем управления обширной державой, усвоение других юридических систем способствовали динамическому развитию римского права, которое к концу Республики превратилось в сложную правовую систему. В ее структуре стали вычленяться четыре основных части: 1. Право квиритов (ius quiritium) — древнейшее ядро, восходящее к «Законам XII таблиц», обычаям предков и религиозным предписаниям, основанное на строгом соблюдении многочисленных формальностей; 2. Гражданское право (ius civile) — совокупность норм, обогащающих древнейшее ядро новыми законами, принятыми на народных собраниях, эдиктами преторов, постановлениями сената. Нормы гражданского права уже освобождались от буквализма и формализма архаического права и более опирались не на точность клятв и произнесения словесных формул, а на принципы справедливости и добросовестности участников правоотношений; 3. Право народов (ius gentium) — совокупность юридических норм, регулирующих правоотношения между гражданами и негражданами (перегринами) и между перегринами. Эти нормы создавались как синтез принципов римского и местного права (например, эллинистических государств, африканских и придунайских провинций); 4. Естественное право (ins naturale), по словам одного из римских юристов, — это те нормы, которым природа научила все живое, ибо это право присуще не только человеческому роду, но и всем животным, которые рождаются на земле и в море, и птицам —сюда относится соединение мужского и женского начала, которое люди называют брачным союзом, порождение потомства и его воспитание.
Сформировавшаяся к концу I в. до н. э. система римского права охватывала самое широкое правовое поле, практически включая все сферы жизнедеятельности много-

182

численного населения громадной Римской державы, подчиняя его разработанным законам, тем самым сокращая пространство для проявления административного произвола. Сама четкость в разграничении этих частей права и само определение этих частей права стали крупным достижением римской юриспруденции и послужили основой формирования права современных европейских правовых систем.
В системе римского права особо тщательную разработку получило гражданское (или частное) право. Согласно определениям самих римских юристов, система гражданского права предполагала совокупность нормативных актов, которые регулировали правоотношения в обществе (4 типа):
1) правоотношения, основным объектом которых был человек, личность, или, как говорили римляне, лицо как совокупность определенных законом прав и обязанностей (учение «о лицах»);
2) правоотношения, основным объектом которых были отношения лиц к вещам, т.е. определение права собственности и владения (учение «о вещах»);
3) правоотношения, основным содержанием которых были обязательства, вытекающие из заключаемых договоров, контрактов и пактов (учение «об обязательствах»);
4) правоотношения, возникающие между наследодателем и наследником (учение «о наследствах»).
Каждый из этих типов правоотношений получил в конце Республики основательную разработку по сравнению с архаическим периодом. В учении «о лицах» были разработаны такие фундаментальные понятия, как свобода и рабство, социальный статус гражданина и перегрина, их права и обязанности. В учении «о вещах» получили четкое определение право собственности и владения вещами, в том числе право частной собственности на землю, определены правила передачи права собственности от одного собственника к другому, специальные иски по защите права собственности и владения от третьих лиц. Стремясь расширить операции с земельной собственностью (так же, как и с другими видами собственности), активизировать хозяйственную деятельность на земле римские юристы разработали механизм правовой защиты собственности, приобретенной не через сложный обряд ее отчуждения через манципацию, но более простым путем. Приобретенная таким образом собственность защищалась не нормами гражданского закона, который строго предписывал ее передачу только через манципацию, а эдиктами преторов и получила название бонитарной (т.е. приобретенной без лишних формальностей, но на основе добросовестности и справедливости, например с полной оплатой) собственности. Естественно, это создавало новый рынок и интенсифицировало товарный оборот. Эту же цель активизации товарного оборота преследовала юридическая разработка некоторых новых типов договоров (контрактов) — договоры займа, ссуды, поручительства, купли-продажи, аренды и других, более точное определение обязательств контрагентов, защита от неисполнения обязательств. В сфере наследственного права важным новшеством стало распространение практики личного завещания, которое позволяло наследодателю распорядиться своим имуществом согласно своей индивидуальной воли более полно, чем это было в период архаики, когда имущество должно было оставаться в семье.
Наряду с разработкой системы юридических норм римляне к концу Республики усовершенствовали и механизм их применения в судебной практике разбирательства возникающих конфликтов. Правильные законы должны неуклонно исполняться — таким был один из фундаментальных принципов римской юриспруденции. Сложность правоотношения в массе многомиллионного населения державы, обилие и столкновение различных интересов требовали быстрого и эффективного их разрешения на основе действующего закона. Архаичная система действующего в ранний период так называемого легисакционного процесса со сложной обрядностью, громоздкостью и формализмом уже не могла справиться с множеством поступающих судебных дел. Требовалось изменение системы судопроизводства, придание ему более официального и профессионального характера. На смену легисакционному процессу пришел так называемый формулярный процесс, обеспечивающий более быстрое, официальное и профессиональное рассмотрение возникающих контрверсий. С середины II в. до н. э. при разборе дел претор не только назначал судью для ведения дела, как это было раньше, но и определял так называемую формулу рассмотрения дела, т. е. определял характер иска и таким образом направлял ход судебного разбирательства,

183

придавая ему официальный обязательный и профессиональный характер. Для рассмотрения особо важных дел претор создавал особые комиссии специалистов, знатоков права (их называли рекуператорами, центумвирами), которые профессионально доводили эти дела до конца, демонстрируя торжество закона.
К концу Республики римское право обеспечивало благоприятные условия для активной хозяйственной жизни, гражданского оборота в целом, нормализации сложных и довольно напряженных отношений в общественной жизни, переводя их из сферы произвольных конфликтов и кулачного права в русло правоотношений, регулируемых законом.
6. Римская архитектура IV—I вв. до н. э. Состояние римской архитектуры было тесно связано с усложнением общественных отношений, развитием урбанизма, ростом потребностей городского населения; оно находилось под греческим и этрусским влиянием. Ранний город строился без плана, беспорядочно, имел узкие и кривые улицы, примитивные жилища из дерева и сырцового кирпича. Крупными общественными зданиями были лишь храмы, например храм Юпитера на Капитолийском холме, построенный в VI в. до н. э., небольшой храм Весты на форуме. Внутри города сохранились пустыри и незастроенные участки, дома знати окружали сады. Сточные канавы сначала были открытыми, но затем их перекрыли деревянным настилом, а позднее и каменным сводом.
Пожар Рима после взятия его галлами в начале IV в. до н. э. уничтожил большую часть городских зданий. После пожара Рим застраивался стихийно, сохранив основные линии прежних улиц и площадей. Разросшийся город был обнесен новыми, так называемыми Сервиевыми стенами, представлявшими замечательное сооружение. Они состояли из главной наружной стены и опиравшегося на нее мощного земляного вала, который со стороны города был подперт другой, менее высокой стеной. Наружный панцирь был сложен из массивных квадратных блоков.
Рост населения Рима привел к застройке пустырей, к уплотнению построек. Некоторые улицы были вымощены булыжником. Была реконструирована старая система клоак (канализация). Растущее население требовало хорошей воды, для подведения которой были построены два водопровода, прорытые под землей, длиной в несколько десятков километров.
Новый этап городского строительства начался со II в. до н. э.: застраиваются не только пустыри, но и свалки, городская земля поднимается в цене. Вместо примитивных жилищ из сырца и дерева возникают в I в. до н. э. многоэтажные дома, виллы знати, построенные из обожженного кирпича и бетона и даже из мрамора. Несколько новых водопроводов подводят за много километров хорошую питьевую воду. Благоустраивается центр города — римский форум, он расширяется, вокруг него строят новые общественные здания и храмы, портики его мостят плиткой. Появляются новые типы общественных зданий. Очень плотная застройка городской территории, скученность и теснота не могли не вызвать необходимости в специальных зеленых зонах-парках, расположенных на окраинах города. Так появились роскошные сады Саллюстия и Лукулла. Город был разбит на кварталы, кварталы группировались в районы.
В результате римских завоеваний разного рода богатства потекли в Рим и италийские города. Это вызвало подъем римской архитектуры. Римляне стремились подчеркнуть в своих зданиях и архитектурных сооружениях идею силы, мощи и величия, которые подавляют человека. Отсюда родилась любовь римских архитекторов к монументальности и масштабности их сооружений, которые поражают воображение своими размерами. Другой особенностью римской архитектуры является стремление к пышной отделке зданий, богатому декоративному убранству, ко множеству украшений, больший (чем у греков) интерес к утилитарным сторонам архитектуры, к созданию преимущественно не храмовых комплексов, а зданий и сооружений для практических нужд (мосты, акведуки, театры, амфитеатры, термы). Римские архитекторы разработали новые конструктивные принципы, в частности широко применяли арки, своды и купола, наряду с колоннами использовали столбы и пилястры.
В отличие от греческих архитекторов, которые составляли план зданий, не следуя сухой геометрии его разных частей, римляне исходили из строгой симметрии. Они широко применяли греческие ордера —дорический, ионический и коринфский, причем самым излюбленным был у них пышный коринфский ордер. В отличие от греческой классической архитектуры, в которой орде-

184

ра представляли собой органическое сочетание декоративного убранства с конструкцией здания, римляне использовали греческие ордера лишь как декоративный, украшательный элемент. Однако римляне развили ордерную систему и создали собственные ордера, отличающиеся от греческих. Такими ордерами был композитный, т. е. представляющий соединение элементов всех греческих ордеров в одном, ордер и так называемая ордерная аркада, т. е. совокупность арок, опирающихся на столбы или колонны.

План и реконструкция богатого римского дома с перистилем (11) и атрием (5). II — I вв. до н. э.

План и реконструкция богатого римского дома с перистилем (11) и атрием (5). II — I вв. до н. э.

Римская архитектура в IV—I вв. до н. э. прошла два периода своего развития. Первый период охватывает IV—III вв. до н. э., когда Рим был относительно бедным и небольшим городом. Римская архитектура этого времени развивалась под сильным влиянием этрусской архитектуры: например, формы римского раннего храма и его декоративные убранства, применение арки и свода были заимствованы от этрусков. Ведущим типом сооружений являются военно-инженерные (оборонительные стены, например стена Сервия, построенная в IV в. до н. э.; некоторые части стены восходят к VI в. до н. э.) и гражданские (первые водопроводы и дороги — конец IV в. до н.э.). Второй период (II—I вв. до н. э.) характеризуется широким применением бетона и сводчатых конструкций. Появляются новые

185

типы зданий, например базилики, где совершались торговые сделки и вершился суд (первая базилика построена во II в. до н. э.), амфитеатры, где давались гладиаторские бои и бои со зверями, цирки, где происходили ристания колесниц, термы — сложный комплекс банных помещений, библиотеки, места для игр, для прогулок, окруженные парком. Возникает новый тип монументального сооружения — триумфальная арка. Потребности торговли вызвали к жизни строительство складов (например, громадный портик Эмилиев — II в. до н. э.), специальных рыночных помещений.

Развалины многоэтажного дома в Риме. I в. н. э.

Развалины многоэтажного дома в Риме. I в. н. э.

Появились здания для нужд управления: канцелярии, архивы (центральный сенатский архив Табулярий был построен в 80-х годах I в. до н. э.), судебные помещения. Завоевание Италии и Средиземноморья вызвало к жизни интенсивную постройку постоянных военных лагерей, многослойных дорог, опоясывающих всю Италию и продолженных в провинции. Нужды растущего городского населения приводят к совершенствованию канализации и постройке новых водопроводов, подводящих воду в Рим за несколько десятков километров. Рим в I в. до н. э. превращается в мегаполис с почти миллионным населением, многоэтажными домами, плотно застроенный многочисленными зданиями общественного назначения, живущий напряженной, нервной жизнью.
Не только Рим, но и небольшие города (например, Помпеи) превращаются в I в. до н. э. в благоустроенные культурные центры с разнообразными зданиями, прекрасными площадями, мощеными улицами, каменным театром и амфитеатром, цирком, многочисленными лавками и тавернами.
7. Скульптура. По преданию, первые скульптуры в Риме появились при Тарквиний Гордом, который украсил глиняными статуями по этрусскому обычаю крышу построенного им же храма Юпитера на Капитолии. Первой бронзовой скульптурой была статуя богини плодородия Цереры, отлитая в начале V в. до н. э. С IV в. до н. э. начинают ставить статуи римским магистратам и даже частным лицам. Многие римляне стремились поставить статуи себе или своим предкам на форуме. Во II в. до н. э. форум был настолько загроможден бронзовыми статуями, что было принято специальное решение, по которому многие из них были сняты. Бронзовые статуи, как правило, отливались в раннюю эпоху этрусскими мастерами, а начиная со II в. до н. э. — греческими скульпторами. Массовое производство статуй не способствовало созданию подлинно художественных произведений, да римляне к этому и не стремились. Для них самым важным в статуе представлялось портретное сходство с оригиналом. Статуя должна была прославить данного человека, его потомков, и поэтому было важно, чтобы изображенное лицо не спутали с кем-нибудь другим.
На развитие римского индивидуального портрета повлиял обычай снимать с умерших восковые маски, которые затем хранились в главной комнате (tablinum) римского дома. Эти маски выносились из дома во

186

время торжественных празднеств, и чем больше было таких масок, тем знатнее считался род. При скульптурных работах мастера, видимо, широко использовали эти восковые маски. На появление римского реалистического портрета оказала влияние этрусская традиция, которой руководст-
вовались этрусские мастера, работавшие на римских заказчиков.

Римлянин с изображениями предков. Мрамор. I в. до н. э.

Римлянин с изображениями предков. Мрамор. I в. до н. э.

С конца III в. до н. э. на римскую скульптуру начинает оказывать могущественное влияние замечательная греческая скульптура. При грабеже греческих городов римляне захватывают большое количество скульптур, которые вызывают восторг даже у практичных и консервативных римлян. В Рим буквально хлынул поток греческих статуй. Например, один из римских полководцев привез в Рим после своего похода 285 бронзовых и 230 мраморных скульптур, другой вез в триумфе 250 телег с греческими статуями. Греческие статуи выставляются везде: на форуме, в храмах, термах, виллах, в городских домах.
Несмотря на обилие подлинников, вывезенных из Греции, рождается большой спрос на копии с наиболее известных статуй. В Рим переселяется большое число греческих скульпторов, которые копируют подлинники знаменитых мастеров. Обильный приток греческих шедевров и массовое копирование тормозили расцвет собственной римской скульптуры. Только в области реалистического портрета римляне, использовавшие этрусские традиции, внесли новые художественные идеи и создали несколько превосходных шедевров («Капитолийская волчица», «Брут», «Оратор», бюсты Цицерона и Цезаря). Под влиянием греческих мастеров римский портрет освободился от наивного натурализма, свойственного этрусской школе, и приобрел черты художественной обобщенности, т.е. подлинного произведения искусства.
8. Наука. Характерной чертой мышления римлян был практицизм, любовь не к теоретическим, а к прикладным наукам. Так, например, высокого уровня развития достигла в Риме агрономия. Сохранилось несколько сельскохозяйственных трактатов — Марка Порция Катона (II в. до н. э.), Теренция Варрона (I в. до н. э.), где тщательно и глубоко исследуются различные агрономические проблемы.
Римский архитектор Витрувий написал специальный трактат «Об архитектуре» в 10 книгах, свидетельствующий о высоком уровне римской архитектурной мысли.
Бурные события последнего столетия Республики, ожесточенная политическая борьба, которая велась в народном собрании и сенате, способствовали рождению ораторского искусства и риторики. Появляются руководства по риторике, где излага-

187

ются основные правила ораторской техники. Несмотря на сильную зависимость от греческих образцов, римская риторика смогла преодолеть их и сказать здесь новое слово. Из руководств по риторике сохранилась работа неизвестного автора «Риторика к Гереннию» (некоторые приписывают ее составление Цицерону) и несколько трактатов Цицерона — «Брут», «Об ораторе».
Одним из специфических римских культурных явлений стала наука о праве: правоведение, или юриспруденция. Первые разработки появились еще во II в. до н. э., а в I в. до н. э. существовала уже солидная юридическая литература. Особенно нужно отметить 18 книг «Гражданского права» и «Дефиниции» Квинта Муция Сцеволы (они, к сожалению, не сохранились). Самые разнообразные юридические вопросы затрагивались в многочисленных речах Цицерона.
В I в. до н.э. зародилась и римская филология. Появились специальные исследования по грамматике, об употреблении букв, возникновении латинского языка, филологические комментарии к комедиям и трагедиям писателей II в. до н. э. Наиболее крупными специалистами в области римской филологии были Нигидий Фигул, написавший обширные грамматические комментарии, и его ученик Теренций Варрон, автор сочинения «О латинском языке» и многих других произведений.
Как огромное Римское государство состояло из многих разнородных частей, еще механически связанных между собой и не слившихся в органическое целое, так и римская культура позднереспубликанской эпохи представляла собой соединение многих начал — этрусского, исконно римского, италийского и греческого. Составной характер римской культуры объясняет эклектизм многих ее сторон.

* * *

Эпоха римской истории с середины III в. до н. э. до конца I в. до н. э.— время глубоких преобразований предшествующих структур, которые привели к созданию нового облика и сущности римского общества. Можно отметить два основных направления таких преобразований: 1) превращение патриархального рабства в классическую рабовладельческую систему, придавшее римской экономике и социальному строю новый характер; 2) превращение Римско-италийского союза в Средиземноморскую римскую державу, т.е. принципиально новую государственную организацию, ранее неизвестную в греко-римской древности.
Эти два направления преобразований тесно связаны между собой, но основой общего развития, играющей решающую роль, была трансформация внутренней структуры римско-италийского общества. Она выражалась в интенсификации хозяйства, расширении городского строя, возможности организовывать крупные хозяйства на конфискованных при завоевании Италии землях, что было возможно лишь при использовании дополнительной рабской силы, так как плебеи, клиенты, другие зависимые люди получили свободу и земельные участки после победы в сословной борьбе.
В свою очередь, победоносные войны Римско-италийского союза в Средиземноморье привели к захвату масс рабов и огромных средств, которые вкладывались и в хозяйство и способствовали бурному развитию экономики, общественных отношений и культуры народов Италии.
Внедрение классического рабства в экономику, социальную структуру, создание Средиземноморской державы взрывали традиционное полисно-общинное устройство римско-италийского общества, порождали новые общественные антагонизмы, острую классовую и социальную борьбу. Они вылились в опасные восстания сицилийских и италийских рабов, мощное движение крестьян и низших категорий гражданства за решение аграрного вопроса и реформу республиканской государственности.
Римско-италийское общество в начале I в. до н. э. вступило в полосу кровопролитных гражданских войн, глубокого общего кризиса, прежде всего политической и государственной организации Римской республики.
На смену традиционному полисно-общинному (республиканскому) социально-политическому строю пришла Римская империя.

188

РИМСКАЯ СРЕДИЗЕМНОМОРСКАЯ ДЕРЖАВА в первой половине-середине I в. до н.э.

РИМСКАЯ СРЕДИЗЕМНОМОРСКАЯ ДЕРЖАВА в первой половине-середине I в. до н.э.

Подготовлено по изданию:

История Древнего Рима: Учеб. для вузов по спец. «История»/ В.И. Кузищин, И.Л. Маяк, И.А. Гвоздева и др.; Под ред. В.И. Кузищина.— 4-е изд., перераб. и доп.— М.: Высш. шк., 2000.— 383 с: ил.
ISBN 5-06-003677-4
© ГУП издательство «Высшая школа», 2000



Rambler's Top100