Наша группа ВКОНТАКТЕ - Наш твиттер Follow antikoved on Twitter
3

Посвящается морякам ВМФ
Союза Советских Социалистических Республик

Римский народ всегда имел наготове флот ради славы,
пользы и величия своего государства,
а не вследствие необходимости при каком-нибудь волнении;
именно для того, чтобы никогда не было
такой необходимости, он всегда имел флот в готовности.
Ведь никто не решается вызывать на войну или
наносить обиду тому царству или народу,
который, как он знает, может быстро оказать
сопротивление и наказать за эту смелость.
Флавий Вегеций Ренат

ВВЕДЕНИЕ

Краткая периодизация морской истории Рима — Были ли римляне «народом моря» ?
Италия, расположенная в самом центре Средиземного моря и делящая его почти пополам, казалось, самой природой была ориентирована на то, чтобы с древнейших времен стать колыбелью морской цивилизации. Мягкий и теплый климат, весьма протяженное побережье создавали чрезвычайно благоприятные предпосылки для развития всех видов морского промысла, а также мореплавания и судостроения как такового.
Между тем история развития морских сил государства, которому предстояло в перспективе объединить под своей властью все территории по берегам Средиземного моря — Римской Республики, а затем и Империи, — была длительной, противоречивой, а порой в полном смысле слова мучительной. Рим прошел долгий путь от практически полного игнорирования флота как составляющей части собственной военной стратегии до превращения военно-морских сил в полицейские, по сути дела, подразделения, ориентированные на поддержание порядка судоходства в гигантском внутреннем море. Предотвращение возможного пиратства в отсутствие реальных противников-государств, располагавших боевыми кораблями, стало в эпоху Империи основной задачей флота, каковая дополнялась никогда не терявшей актуальности функцией переброски войск. Впрочем, флот активно использовался также и в различного рода внутренних неурядицах, в гражданских войнах, ставших, особенно с III в. н.э., самой важной составляющей внутриполитической жизни Римского государства. В том же столетии возникли и новые направления военно-морской угрозы — северо-восточное, связанное с возникновением на черноморских рубежах Империи готов и началом готских морских походов, а также северо-западное, связанное с отражением набегов англов и саксов на британский и галльский берега. Наконец, в V в. влияние на море, в последние два столетия постепенно переходившее на сторону Восточной Римской империи, окончательно становится прерогативой Византии. Однако это положение вскоре сменилось новым переделом сфер влияния. С VII в. усиливаю-

4

гцийся арабский флот становится главным действующим лицом морской истории Средиземноморья. Именно он, вместе с византийским и возрождающимися флотами Западной Европы, составляет основу раннесредневековой системы морского противостояния в бассейне моря, бывшего некогда внутриимперским водоемом Рима.
В морской истории Рима достаточно отчетливо выделяются несколько периодов. Первый из них был связан с Пуническими войнами, когда в первый и единственный раз Республике пришлось столкнуться с противником, безусловно превосходившим ее на море. Собственно, именно в эти годы и произошло окончательное оформление римского флота в самостоятельную категорию вооруженных сил.
Затем последовал этап явного доминирования римского флота в регионе. В ходе подчинения Восточного Средиземноморья римлянам противостояли греческие города, располагавшие первоклассными флотами, однако завоевание Греции было совершено преимущественно в традиционном римском стиле сухопутных операций, а флот привлекался преимущественно в качестве средства переброски войск. Столь же традиционным по форме было завоевание большинства остальных территорий будущих провинций Рима. В силу этого сложно говорить о существенной трансформации тактики военно-морских сил римлян — у них просто не было достойного противника, противостояние с которым необходимо для развития.
Определенное разнообразие внесли внутренние конфликты, сопровождавшиеся применением флота, в том числе крупнейшее морское сражение эпохи — бой у мыса Акций. Определенные элементы прогресса были обусловлены при этом самими боевыми действиями, приводившими к поиску новых решений. В египетской эпопее, кроме того, римской тактике пришлось столкнуться с флотом, принадлежащим иной, эллинистической традиции.
Последней, наименее известной, но при этом не менее важной страницей истории римского флота стало противостояние имперских морских и речных сил варварским войскам и флотам — преимущественно на европейском и черноморско-эгейском театрах боевых действий. Изощрение технологических приемов кораблестроения, возрастание опыта моряков и командного состава уже не могли изменить общего вектора развития событий. Глубокий и всеобъемлющий кризис Империи, протекавший на фоне усиления ее варварского окружения, в полной мере отразился на флоте.
Более того, как показывает исторический опыт, в условиях упадка государства флот страдает в первую очередь, и процессы упадка и разложения идут в нем гораздо быстрее, нежели в сухопутных силах — флот становится тем, на чем в первую очередь начинают экономить. Так было в Риме, так позднее случалось в государстве франков при преемниках Карла Великого в IX в., в Англии после короля Альфреда в начале X в. Исторические параллели можно усмотреть во всех странах, проходивших серьезный государственный кризис — вплоть до перестроечного СССР.
Как бы то ни было, римские военно-морские силы к V в. на Западе пришли в полный упадок. Восточная Империя унаследовала морские традиции античного Рима, однако эта история принадлежит уже иному периоду прошлого — средневековью.

5

Утверждение, что римляне были рождены лишь для подвигов на суше и были исключительно сухопутным народом, по сути дела — один из научных трюизмов. Его действительно трудно опровергнуть, однако все свершения великой державы на земле не отвергают того факта, что римляне вписали не одну страницу в летопись всемирной морской истории. То, что они совершили на морях, крайне редко было самоцелью, однако от этого не становится менее значимым.
Более того, детальный анализ позволяет утверждать, что Римская империя с полным правом может быть причислена к числу ведущих морских держав всех времен и народов. Однако пришли к этому состоянию римляне нелегким и не самым прямым путем. Более того —само определение «морского» или «сухопутного» народа всегда нуждается в конкретизации. В мировой истории были этносы, которые никогда не имели выхода к морю и, соответственно, не получили ни одного шанса проявить свои задатки мореходов: например, чехи, швейцарцы, многочисленные народы глубинной Азии. В то же время народы, чья жизнь протекала на морском или океанском побережье, порой, даже располагая всем необходимым для совершенствования своей морской практики, так и оставались на зачаточной стадии ее развития.
Быть может, наиболее отчетливо демонстрирует модель отношения к морю в греческой культуре эпизод из Ксенофонта, когда греческий отряд, после долгого и исполненного опасностей и лишений пути по горам Армении, наконец выходит к морскому побережью. Искренняя радость греческих воинов была обусловлена не только и не столько тем, что открывшаяся их взору картина напоминала пейзажи родины — в гораздо большей степени их вдохновила, безусловно, сама возможность доплыть домой. Попытаемся представить на их месте римских легионеров—вряд ли можно было бы ожидать от них слез радости. Скорее всего, ход мыслей был бы примерно таким: «стоило преодолеть столько испытаний, чтобы в результате мучиться от морской болезни». По меньшей мере с гомеровских времен ставшие классическим «народом моря», греки прочно усвоили архетип отношения к морской стихии, в корне отличный от того, который был свойствен римлянам. Показательна и знаменитая фраза, сказанная однажды Марком Порцием Катоном. Он как-то заметил, что одним из трех своих поступков, в которых он раскаивается, является тот случай, когда он однажды сел на корабль, хотя имел возможность пойти пешком. Комментарии, как говорится, излишни.
И вместе с тем поразительно, что одним из символов Рима стала именно ростральная колонна — столп, унизанный носовыми оконечностями таранных судов противника. Сухопутное мышление римлян тем более контрастирует с тем, что трибуна для выступлений на римском Форуме также была украшена корабельными рострами. В общем, пусть читатель сам решит для себя старую, как Рим, проблему: сухопутным или морским народом были римляне.

Подготовлено по изданию:

Хлевов А. А.
Морские войны Рима. — СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2005. — 496 с.
ISBN 5-288-03738-8
© А. А. Хлевов, 2005
© Издательство С.-Петербургского университета, 2005



Rambler's Top100