Наша группа ВКОНТАКТЕ - Наш твиттер Follow antikoved on Twitter
3

ПРЕДИСЛОВИЕ

События, излагаемые в этой книге, происходили очень давно, более 2000 лет тому назад. И, однако, они живут и еще долго будут жить в памяти человечества.

Почему же история маленькой страны, состоявшей в то время из сотен городов-государств, стала для европейских стран историей, которую обязательно изучают в школах, в научных институтах, в университетах?

Это не только потому, что одаренный народ, греки, создали высокую культуру. Высокую культуру создавали и народы Древнего Востока. Но греческая культура легла в основу культуры народов Европы, она стала колыбелью европейской культуры. Философия и точные науки, скульптура и архитектура, эпос, лирика, трагедия и комедия, развитие исторической науки — все это восходит к культуре греков, с которой мы связаны общими корнями.

Мировое значение греческой культуры заставляет нас особенно интересоваться жизнью древних греков, историей этого народа, экономикой, политическим строем его государств.

Но, вместе с тем, стоит нам только силой наших знаний и научного воображения перенестись в эту бедную гористую страну, с ее меловыми известковыми горами, лишь кое-где покрытыми растительностью, и ее мелкими пересыхающими речками, как мы услышим грубый окрик надсмотрщика и свист бича по обнаженной спине раба.

Наряду с великолепием Парфенона и бессмертными скульптурами улыбающихся богов и героев, мы видим согбенные фигуры рабов, этого первого в истории человечества угнетенного класса. Более того, мы видим, как ограничена была культура людей в обществе, построенном на угнетении, где огромный созидательный человеческий труд подвергался презрению, как созданный рукою раба.

Но можем ли мы, открыватели новых миров и новых законов человеческого общежития, перечеркнуть прошлое только за то, что, бросая взгляд назад, мы видим бичуемых рабов, задавленных нуждою крепостных, умирающих от болезней, непосильного труда и го-

4

лода рабочих, которые вынуждены продавать капиталистам свой единственный товар — свою волю и способность к труду, свои сильные и искусные руки?

Это был страшный путь, подготовивший наше настоящее и наше будущее. Это были люди, которые в течение тысячелетий камень за камнем возводили фундамент новому человеческому обществу, и в начале этого пути стояли первые бесправные труженики — рабы.

На основе рабства развивались производительные силы, возникали города, создавалась культура мирового значения.

Книга эта — не учебник, и мы будем удовлетворены, если она пробудит интерес к истории и культуре маленького народа.

А если наш читатель захочет глубже познакомиться с наследием прошлого, таким, каким оно было в действительности, он легко сможет это сделать. Он найдет огромные богатства в книгах, оставленных древними, он пройдет по залам наших музеев, где рядом с работами скромных гончаров стоят скульптуры великих, иногда безвестных художников, и тогда он по-иному увидит улицы наших городов и особенно Ленинграда, великие зодчие которого многому учились у древних архитекторов.

Верой в счастливое будущее наполнены мысли лучших людей прошлых веков. И невольно вспоминаются строки древнего поэта:

Много в природе дивных сил.
Но сильней человека нет!
Он сквозь бури мятежный вой
Смело за море держит путь!

Книга предназначена для учителей средней школы, студентов исторических и историко-филологических факультетов, учащихся средних заочных школ взрослых. Она сможет оказаться полезной для широких кругов советских людей, занимающихся самообразованием.

Главы I—VI, VIII, XII, XIV, XV, XVI написаны профессором, доктором исторических наук К. М. Колобовой. Главы IX—XI и XIII принадлежат доценту, кандидату исторических наук Л. М. Глускиной. Глава VII и «Поход Дария против скифов» в VIII главе написаны доцентом, кандидатом исторических наук А. П. Ивановой.

Авторы пользуются возможностью выразить признательность многим учителям Ленинграда, просмотревшим книгу в рукописи и давшим ряд ценных советов. Особенную признательность авторы выражают заслуженной учительнице РСФСР А. А. Знаменской.

Подготовлено по изданию:

Колобова К.М., Глускина Л.М.
Очерки истории Древней Греции. Пособие для учителя. Л., 1958.



Rambler's Top100