Наша группа ВКОНТАКТЕ - Наш твиттер Follow antikoved on Twitter
160

ОБЪЯСНЕНИЯ МАЛОИЗВЕСТНЫХ СЛОВ И ГЕОГРАФИЧЕСКИХ НАЗВАНИИ

Агоны — общественные праздники с состязаниями. Наибо лее известные общественные состязания (игры): Олимпийские, Пифийские, Истмийские, в Афинах также Дионисии и Панафинёи.

Агонофеты — руководители общественных игр и состязаний.

Агора —первоначально «народное собрание»; отсюда

«площадь», «рынок», где в древнейшие времена происходили собрания.

Агораномы — (букв, «законодатели рынка»). Особые должност

ные лица на рынках Афин и Пирея. В их обязанности входило общее наблюдение за порядком, проверка мер и весов, сбор пошлин, контроль за правилами вождения торговых кораблей и наказания правонарушителей. Они выбирались по жребию. В Афинах их было 10—5 для Афин и 5 для Пирея.

Академия — парк и гимнасий вблизи Афин, посвященные ге

рою Академу. По имени места так называлась и школа, основанная здесь в IV в. Платоном.

Алтарь — сооружение из глины, камня, кирпичей или мра

мора, на котором клали или сжигали жертвы, предназначенные богам. Греки различали три вида алтарей: алтари Олимпийских богов, героев и полубогов и, наконец, домашний алтарь, находившийся всегда внутри дома рядом с очагом. Алтари, находившиеся под открытым небом, достигали иногда очень больших размеров.

Амулет — предмет, предназначенный для магического упо

требления. Он обладает, по представлениям греков, волшебными силами и может предохранить человека, носящего его на себе, от порчи, от несчастных случаев, болезни и т. д. Существовало около 270 видов различных амулетов.

Амфидромия — (букв, «бег вокруг»). Ребенок, которому испол

нилось 5 дней жизни, принимался в семью и получал имя. Часть церемонии состояла в том, что, держа ребенка на руках, отец должен был обежать с ним вокруг очага.

Амфитеатр —(букв, «место вокруг зрелища»). Возвышение

вокруг театральной площадки с каменными или деревянными сиденьями, расположенными концентрическими кругами, возвышающимися друг над другом.

161

Ансамбль —взаимная связанность, согласованность и взаим

ная подчиненность всех отдельных памятников общему расположению зданий, производящих таким образом впечатление единства плана и стиля.

Апатурин — общеионийский праздник греков. В Афинах он

справлялся фратриями в месяце пианопсионе. Первый день открывался вечером совместным торжественным ужином, на второй совершалось совместное жертвоприношение, а на третий — юноши и недавно вышедшие замуж молодые женщины вносились в списки фратрий.

Ареопаг — холм Ареса. По его имени получил свое назва

ние древнейший совет в Афинах, председателем которого был архонт-басилевс; члены Ареопага

пополнялись архонтами, отбывшими срок своей выборной службы.

Аркадия —центральная область Пелопоннеса.

Аррефоры — девочки, избранные архонтом-басилевсом из знат

ных афинских семей, в возрасте от 6 до 11 лет. В течение года они жили на Акрополе в особом помещении. В назначенный срок они относили по приказу жрицы Афины какие-то тайные священные предметы, положенные в закрытые корзины. Они должны были оставлять эти корзины в подземном святилище «Афродиты в Садах» и приносить оттуда корзины, оставленные тод назад их предшественницами. По-видимому, это был обряд, связанный с культом плодородия афинских полей и виноградников, процветания Афинского полиса и благоденствия афинских граждан.

Барельеф —см. Рельеф.

Басилевс — царь. В Афинах, после падения власти микен

ских басилевсов, басилевс стал выборной должностью, вторым архонтом в коллегии архонтов; он был государственным жрецом и выполнял ряд I судебных функций.

Булевт — член афинского Совета 500.

Булэ — афинский Совет 500, ежегодно переизбираемый из

состава граждан. Основной контролирующий и исполнительный орган народного собрания.

Водяные часы (клепсидра)— водяные часы обычно состояли из сосуда с водой, которая вытекала через отверстие в определенное заранее время, подобно нашим песочным часам. Водяные часы употреблялись обычно на суде, так как ими определялось время, отпущенное для выступлений обеих сторон. Когда зачитывались показания свидетелей, клепсидру останавливали фразой: «Перестань лить воду» От-

сюда и наши выражения «лить воду», и «сколько

воды утекло».

Гелиаст — избранный народом член афинского суда.

Гелиея —афинский народный суд, возникший при Солоне

(конец VI в.), членами которого состояли 6000 ежегодно переизбиравшихся граждан. Позже его обычно называли «дикастерием».

Гермы —мраморные, бронзовые или каменные столбы,

увенчанные бюстом. Первоначально это был бюст

162

бога Гермеса, покровителя странников и торговли, поэтому гермы обычно ставились на дорогах и площадях, а также и на улицах города Позже скульпторы ставили изображения и других героев и богов, а иногда делали и портретные бюсты.

Гиметт —горная цепь, отделявшая афинскую равнину от

плодородной холмистой низменности в юго-вос-точкой части Аттики. Здесь находились залежи белого и синевато-серого мрамора. Сочные луга на склонах гор благоприятствовали развитию пчеловодства.

Гимнасии — общественные сооружения со спортивными пло

щадками для бега, бросания дисков, дротиков и др. упражнений. Обычно общественные гимнасии сооружались вне города.

Гоплит —тяжеловооруженный воин; он вооружен большим

щитом, тяжелым копьем и мечом. На голове был шлем, защищающий также щеки и нос, на груди :— панцирь, на ногах — поножи.

Демы —территориальные самоуправляющиеся админи

стративные округа Аттики, на которые подразделялись филы. Главой дема был демарх. Демы имели свои народные собрания, свои праздники; в демах велись списки граждан, поэтому именем дема мог называться только человек, имеющий гражданские права в . Афинах. Выборы должностных лиц происходили тоже по демам. Город Афины также состоял из 7 или 8 демов.

Дифирамб —хоровая песнь в честь Диониса, исполнявшаяся

на празднике Дионисий.

Евримедонт —река в Памфилии (Малая Азия), впадающая

в Средиземное море. Сражение при Евримедонте (в 469 г.) афинян под предводительством Кимона с персами окончилось победой афинян и освобождением малоазийских греков от власти персов.

Исотелия —предоставление метекам неполных гражданских

прав. Исотелы, пользуясь всеми экономическими правами и правом брака с афинянами, не получали права участия в народном собрании и права на занятие государственных должностей.

Кариатида —колонна в форме женской фигуры.

Керкира (Коркира) —остров вблизи западного побережья Балканского

полуострова (совр. Корфу).

Кессоны —квадратные впадины в потолках и оводах, снаб

женные в центре розеткой или другим архитектурным украшением. Обычно кессоны отделены друг от друга выступающими дорожками.

Кефисия — район к западу от Афин, получивший свое назва

ние от реки Кефиса, впадающей в залив Фале-рона.

Кирена — греческий город на сев. побережье Африки.

Киносарг — гимнасий, расположенный к югу от Афин, кото

рый в V в. служил обычным отправным пунктом сбора греческого войска.

Колон рыночный — (букв. «Холм») холм, ограничивающий с запада

афинскую агору. На его склонах были расположены общественные здания Афинского госу-. дарства.

163

Одиозный —(лат. слово)—неприятный, вызывающий отрица

тельное отношение.

Оргии —«оргэ» — возбуждение; отсюда — праздничное

священнодействие, связанное с резкими переходами от радости к горю. Оргии, связанные с почитанием Диониса, сопровождались ночными плясками, музыкой и характерны высшей степенью экстаза у женщин — спутниц Диониса (менад и вакханок).

Орхестра —первоначально «танцевальная площадка», затем

круглая площадка театра, на которой выступали хор и актеры.

Остракизм —собств. «голосование черепками». Был введен

Клисфеном в целях борьбы с тиранией. Человек, подозреваемый в приобретении слишком большого влияния, подвергался остракизму, т. е. на особом народном собрании каждый афинянин писал на черепке имя того гражданина, которого он считал необходимым изгнать из города.

Пагасы — город на побережье зал. Магнёсии в Фессалии.

Палестра — (от «палэ» — борьба) площадка, предназначен

ная для упражнений в борьбе.

Панафинеи — ежегодный праздник афинян в честь богини

Афины. Каждый четвертый год справлялся особенно пышно (Великие Панафинеи). 28 число месяца гекатомбеона считалось днем рождения Афины. В эти дни происходила процессия всех граждан, союзных послов и метеков на Акрополь, сопровождавшаяся жертвоприношениями и торжественной передачей нового одеяния Афине Полиаде. Устраивались также и состязания, наградой за которые были лекифы с изображением подвигов Афины, наполненные оливксщхгм маслом из священных олив.

Пантикапей —город на Керченском проливе, совр. Керчь. Сто

лица Боспорского царства.

Парнас —священная гора в Беотии, по преданию, — место

пребывание Аполлона и муз.

Пафлагонцы — жители Пафлагонии, области на южном побе

режье Черного моря в Малой Азии.

Педотриб — упражняющий мальчиков в борьбе и других ви

дах физической тренировки.

Пентеликон —горная цепь на востоке афинской равнины; зна

менита своим мрамором — белым и мелкозернистым.

Периптерный храм — (букв, «пери» — вокруг, «птера» — крыло), храм

обнесенный вокруг колоннадой.

Платейская клятва — клятва, данная греками перед Платейской бит

вой 479 г. в готовности умереть, но не отступать перед персидскими войсками.

Плафон — поверхность потолка, украшенная скульптурными

украшениями или росписью.

Портик —навес, поддерживаемый колоннами.

Посидонии —праздники в честь Посейдона.

Пропилон — преддверие, вход к храму.

Проскениум — передняя часть сцены.

Пританы — дежурные члены Совета 500.

Простильный храм — храм, имеющий перед входом четыре колонны

с дверью посередине.

164

Рельеф —выпуклое скульптурное изображение на плоско

сти; барельеф — скульптурные изображения, выступающие из плоскости менее чем на половину толщины изображенного предмета или фигуры.

Сикофанты — доносчики, клеветники.

Сильфий — растение, росшее в Африке, особенно в районе

города Кирены, сок применялся как лекарство, а также употреблялся как приправа.

Скенотека — театральная постройка, в которой хранился

театральный реквизит.

Софист — (букв, «мудрец»). Софистами называли филосо

фов, обучающих юношество за плату наукам, особенно этике, политике, красноречию и искусству спора.

Софронист — наставник.

Стела —надгробная плита, ставившаяся вертикально

у могилы.

Стоики — философская школа в Афинах.

Стратегион — помещение на агоре, где собирались стратеги.

Стригйл — скребок для очищения кожи от грязи.

Таинства Демётры —см. Элевсинские мистерии.

Терракота — изделие из обожженной глины.

Тесейон — храм Тесея в Афинах, находившийся в юго-вос

точной части агоры. Храм имел право предоставлять убежище беглым рабам.

Тимпан —музыкальный инструмент типа бубна или там

бурина.

Тирс —жезл Диониса, длинная палка, увенчанная плю

щом.

Толос — круглая постройка на агоре, служившая местом

питания и ночлега пританов.

Триерарх —лицо, обязанное на свой счет снарядить военный

афинский корабль — триеру. Обязанности три-ерархов выполняли в порядке очередности наиболее богатые граждане. Триерархи ежегодно назначались по числу триер, которые должны быть полностью приготовлены к отплытию.

Трофей —памятник победы, состоявший обычно из доспе

хов врагов, сложенных на поле битвы или перенесенных в город.

Фарос — плащ.

Фила — первой, «племя»; позже в Афинах большой тер

риториальный округ. Вся Аттика была разделена при Клисфене на 10 территориальных фил.

Форос —налог, который уплачивали афинянам их союз

ники, члены Афинского морского союза.

Фреска — стенная живопись, нанесенная по сырой штука

турке.

Фригия — страна, в северо-западной части Малой Азии.

Хоревт — участник хора, хорист.

Хорег — богатый гражданин, обучающий на свои сред

ства хор для выступления в трагедии или комедии.

Целла —центральное помещение храма, в котором нахо

дилась статуя божества.

Эйсфора —чрезвычайный подоходный налог, вводившийся

всегда на короткий срок.

Экклесйя — народное собрание афинских граждан.

Экседра — особое помещение в гимнасиях, предназначенное

для собрания и бесед, с сидениями; нечто вроде

165

зала. Иногда экседры строились и под открытым небом.

Экстаз - восторженное состояние, доходящее до исступления.

Элевсинии —общественные игры в Элевсине в честь Деметры.

Элевсинские мистерии —тайные священнодействия в храме Деметры в Элевсине, к которым допускались только посвященнйе после ряда испытаний и очищений. Участникам этих таинств запрещалось рассказывать о том, что они видели и слышали. По-видимому, в храме показывали нечто вроде театральных представлений мифа о поисках Деметрой своей похищенной Аидом дочери. Верующим в полной тишине показывался также спелый колос (культ Деметры связан с земледелием). Раскопки показали, что крыша храма была раздвижной, что могло способствовать театральным эффектам — внезапной смене света и темноты.

Эпимелеты — распорядители по организации празднеств.

Эпонимы — (букв, «по имени») — дающие свое имя чему-нибудь или кому-нибудь. Эпонимами называли богов, по имени которых назывался город (например, Афина), героев, которые дали имена десяти филам, архонтов, председателя коллегии архонтов, по имени которого считался год (архонт-эпоним).

 

Подготовлено по изданию:

Колобова К.М., Озерецкая Е.Л.
Как жили древние греки. Л., 1959.



Rambler's Top100