лизм, без которого невозможно опытное знание, с идеализмом,
апологию существующего буржуазного строя с
идеей всеобщего закона развития. Поскольку позитивизм претендовал
на роль поборника прогресса и науки,
базирующегося на позитивном, т. е. положительном, знании,
он завоевал симпатии многих крупных ученых. Они
стали проявлять интерес к истории народных масс, шире
стала изучаться экономическая и социальная история.
В эпоху наивысшего подъема капитализма идеологи
буржуазии еще придерживались учения о прогрессе, поэтому
рассматривали новое время как стадию более прогрессивную
по сравнению с античностью, а само античное общество — как
более совершенное, чем общество
Древнего Востока или первобытное.
Вторая половина XIX в- — время расцвета буржуазного историзма.
Историки приходят к выводу о том, что
античный мир был основан на рабстве. Однако оно изучается
и оценивается в основном не с экономических, а
с нравственных позиций. Под влиянием развернувшейся
борьбы негров в США за свободу, отмену рабства в колониях
европейских стран, освобождения крепостных
крестьян в России буржуазные историки либерального
толка осуждают античное рабство. В этот же период в
историографию античности начинают проникать элементы модернизации
древних обществ.
На развитие исторической мысли оказывала большое
влияние консервативная концепция Л. Ранке. Он, как и
Гегель, полагал, что миром движет идея (бог), причем
ведущее место занимает идея государства. Реализуют
эту идею исторические личности. Задачей историка Ранке считал
составление компендиума фактов. Его школа
углубила и развила методы критики источников, приемы
обрисовки исторических деятелей.