Наша группа ВКОНТАКТЕ - Наш твиттер Follow antikoved on Twitter

 

 
117

 

§ 5. Английская историография античности

Прочные экономические и политические позиции английской буржуазии обеспечили сравнительно сильное позитивистское влияние в английской исторической науке. Во второй половине XIX в. издавались исторические материалы, шла активная публикация источников, оживилась деятельность различных научных исторических обществ, проводились археологические раскопки. Во вновь возникших университетах повысился уровень исторического образования, совершенствовались методы преподавания, усилилась роль специальных семинаров, развивались вспомогательные дисциплины: эпиграфика, топография, нумизматика, папирология. В 70-х годах Ньютон и Хикс стали издавать «Коллекцию древнегреческих надписей Британского музея», а Хикс, кроме того, опубликовал в 1882 г. еще один сборник греческих исторических надписей.

В 1886 г. открылась Британская школа в Афинах, финансируемая за счет частных взносов. В Англии образовалось «Общество поощрения исследований Греции», издававшее свой ежегодник. Англичане вели крупные археологические работы на Кипре, в Египте, в Малой Азии. Благодаря открытиям египтологов Флиндерса Петри, Гарднера, Гриффита было положено начало изучению папирусных текстов эллинистическо-римского периода и возникла новая наука — папирология. Английский историк искусства и археолог Джон Генри Паркер (1806 — 1884) заведовал раскопками, производившимися Британским археологическим обществом в Риме. Из его многочисленных сочинений наиболее важ-

   
 
118

 

ны: «Глоссарий терминов в архитектуре» (1850 г., 5-е изд.) и «Археология Рима» (издано в 1874 — 1877гг.).

Наряду с разработкой вспомогательных отраслей антнковедения в Англии велось и изучение многочисленных проблем греко-римской истории исследователями разных научных и политических направлений.

Чарльз Мериваль (1808 — 1894) занимался главным образом историей Римской империи. Еще в 1840 г. он составил краткий конспект истории императорского Рима, а в 1850 — 1862 гг. опубликовал 8-томный труд «Римская история в эпоху империи». Мериваль стоял за «твердую власть» и одобрял переворот Луи Наполеона во Франции в 1851 г. Возможно, политическими симпатиями объясняется интерес Мериваля к императорской эпохе Древнего Рима. Первые два тома посвящены периоду от первого триумвирата до смерти Цезаря. Позднее автор выразил сожаление, что не начал свое изложение с Гракхов, чтобы была яснее необходимость перестройки всего общества на монархической основе. Мериваль считал Цезаря великим предтечей императоров. Соглашаясь с тем, что частная жизнь Цезаря была порочной, Мериваль готов простить Цезарю любые грехи за благодетельность его «общественных деяний». Заслугу Цезаря английский историк видит в решительной борьбе диктатора с римской олигархией; автор считает ее «самой бесполезной тиранией, которую когда-либо видел цивилизованный мир». Императора Августа Мериваль именует «гениальным человеком», посвящая ему специально два тома своего сочинения. Раннюю империю он идеализирует, отрицательно относясь лишь к некоторым императорам. Игнорируя многочисленные данные источников, Мериваль объявляет всех правителей — от Августа до Пертинакса — строгими блюстителями законов и обычаев. Начало деспотизма историк видит только в конце Римской империи, в чем винит народные массы Италии, которые якобы покорно приняли деспотическую власть, ибо сами были деспотами по отношению к провинциям. Труд Мериваля основан на литературных источниках, новый материал надписей привлечен им очень слабо, что сделало его быстро устаревшим.

Э. Фримэн (1823 — 1892) — профессор новой истории Оксфордского университета, описывал в своих книгах

   
 
119

 

не только античность, но и средневековье и новое время. Он создал труды по норманскому завоеванию, по общей истории Европы, по исторической географии, по истории Сицилии в древности и др. Исходя из вульгарно-эволюционистских позиций, Фримэн не проводит резкой грани между античностью, средними веками и новым-временем, что фактически означает отрицание исторического прогресса. Историю Фримэн определял как политику прошлого, а политику считал историей настоящего времени. Поэтому политические проблемы заняли в трудах Фримэна центральное место. В античной эпохе Фримэн искал «современные вопросы», модернизируя древние общества, особенно их политический строй. Так, Ахейский союз (III в. до н.э.) он представлял как федеральное государство, подобное Соединенным Штатам Америки.

Перу Фримэна принадлежит 4-томное исследование по истории Сицилии, изданное в 1891 — 1892 и 1894 гг. В нем Фримэн использовал сравнительно-исторический метод, видя аналогию между древней Сицилией и Британией эпохи норманского завоевания. Автор подробно останавливается на географической и этнической картине Сицилии, на финикийской, греческой и римской колонизации острова, на истории Сиракуз к началу династии Дейноменидов. Особое внимание уделяет он сицилийской тирании, в частности, правлению Гиерона, а также эпохе падения тиранов. Наряду с политической историей Сицилии излагается ее вклад в область культуры, философии и литературы.

Э. Фримэн занимался также древнейшей историей Англии, в том числе вопросом о римском влиянии на английские общинные порядки. Будучи ярым германистом, он отвергал какое-либо положительное воздействие Рима на древнюю Британию. С источниками Фримэн обращался произвольно, фантазировал, писал не столько научный труд, сколько роман. Энгельс в связи с этим говорил в «Происхождении семьи, частной собственности и государства» о «низкопробных либеральных фальсификациях господина Фримэна»*.

Джон Магаффи, профессор Дублинского университета, был исследователем папирусов, истории греческой культуры, истории эллинизма. Концепция Магаффи —


* Маркс К., и Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 21, с. 26 — 27.

 

 
 
120

 

яркое выражение состояния британского либерального антиковедения накануне эпохи империализма. Подобно Спенсеру и другим позитивистам, он признавал прогресс, исторические закономерности которого сравнивал с закономерностями жизни отдельного человека. Основой прогресса Магаффи считал культуру. Как и прочие либеральные идеологи, он высоко ценил свободу и умеренную демократию, называя себя «бесстрастным судьей добра и зла», однако «беспристрастие» Магаффи иллюзорно. Бурная эпоха развертывавшейся классовой борьбы пролетариата против буржуазии сделала из него откровенного защитника капитализма. О пролетариате Магаффи говорит с ненавистью и страхом, именуя его «чернью», «раздраженным и опасным пролетариатом»; социалистические и коммунистические идеи он именует «мечтаниями». Революция, с его точки зрения, есть разрушение, прерывающее «нормальный» ход истории, после чего развитие начинается снова с «простого».

Идеализируя древнейшие периоды развития Эллады, Магаффи объявлял их временами «наивного человеческого сердца» и поэзии. «Илиаду» он приписал одной художественно развитой личности — Гомеру, тогда как «Одиссея» была, по мнению английского ученого, создана более поздним автором. Архаическую Грецию и, по-видимому, Древний Восток Магаффи считал феодальными обществами. Остальные греко-римские социальные структуры он рассматривал как «рабовладельческие», хотя не видел принципиальной разницы между рабовладением и феодализмом. Вместе с тем Магаффи находил в античной эпохе пролетариат, социалистическую идеологию и коммунизм. Все эти моменты делают концепцию Магаффи об общественном строе древности модернистской и эклектичной.

Английский ученый признавал значительное влияние восточной культуры на греческую. Одним из факторов процветания «греческого духа» Магаффи считал «слияние сословий». Эллинские тираны в изображении историка предстают в первую очередь как «распространители цивилизации». В соответствии с либеральными взглядами Магаффи затушевывал классовую борьбу в истории Греции, восхваляя в равной мере и аристократию, и демос, и единоличных правителей. Его симпатию вызывают Перикл, Сократ, Еврипид, поставлен-

   
 
121

 

ные им в ряд «умеренных политиков и идеологов». Демосфена Магаффи объявляет нравственно великим борцом за «дело свободы и цивилизации против деспотизма». Однако заслуга Демосфена, в его представлении, заключалась лишь в том, что он удачно сыграл свою роль и произнес «могучую эпитафию над могилой угасшей свободы».

Большое место в трудах английского историка занял эллинистический период. Магаффи идеализировал Филиппа II, Александра Македонского, правителей более поздних эллинистических монархий, особенно Птолемеев и Селевкидов. Всех их он сравнивал с энергичным поколением эпохи Возрождения. Эллинизм Магаффи понимал идеалистически — как «великий век космополитической культуры, подготовивший человечество к единству и миру Римской империи». При анализе событий эпохи эллинизма Магаффи выступает уже всецело сторонником умеренной монархии и противником демократии, потому что ему не по душе радикальная демократия греков в III в. до н.э. Характеристика причин кризиса эллинизма у Магаффи весьма поверхностна. Главной причиной он считает отлив населения из Греции, которая перестала быть сердцем эллинистического мира. Имущественной дифференциации как фактору кризиса Магаффи отводит лишь второе место, причем объясняет обогащение одних граждан их бережливостью, а обеднение других — их расточительством.

Итак, английское антиковедение второй половины XIX в. так же, как немецкое и французское, развивалось под большим идейным влиянием позитивизма. Но в связи с распространением социалистических идей, в противовес им, оно обнаруживало реакционные черты, особенно в трактовке социально-политической истории древности.

   

 

   

 



Rambler's Top100