графии XIX в., и прежде всего позитивизма. Ее кризису
способствовали открытия в области физики, воспринятые буржуазными
историками как крушение позитивистских представлений и иллюзий
о прогрессе.
Теоретико-методологической основой буржуазного
антиковедения XX в. стали различные идеалистические
течения и системы и прежде всего неокантианство. Подвергнув
критике идею единства научных знаний, неокантианцы, например
Вебер, доказывали специфику истории,
имеющей якобы дело лишь с отдельными единичными,
неповторимыми событиями. Сводя задачу исторической
науки к описанию специфического, единичного, неокантианцы
отрицали самую возможность исторических законов. Признавая
необходимость в истории определенных общих понятий, они
подчеркивали, что эти понятия
не отражают реальную закономерность и играют исключительно
служебную роль. Конкретной реализацией
неокантианства была циклическая теория в том ее варианте,
который возник в начале XX в.
Отрицая возможность познания .истинных причин событий,
теория психологической несовместимости людей,
отделенных веками, служила оправданием модернизации истории.
Суть последней заключается в перенесении явлений, свойственных
новому времени, в более древние эпохи, что объективно искажает
историческую действительность. Историки рядили героев античного
мира
во фраки и цилиндры финансистов или в рабочие блузы пролетариев,
придавали храмам облик биржей и
банков, переименовывали мастерские в фабрики, чтобы
на классических примерах утвердить взгляд об извечности
капиталистических отношений.
Глубокое влияние на развитие исторической мысли в
конце XIX — начале XX в. оказало учение Ч. Дарвина об
эволюции. Основные положения дарвиновской теории,
безусловно верные в применении к развитию животного
мира (борьба за существование, естественный отбор),
стали механически переноситься на историю человечества.
Возник социал-дарвинизм. Его апологеты рассматривали историю
с точки зрения «выживания достойнейших», проводя аналогии
между обществом и биологическим организмом, вводили понятие
«молодых и старых
народов», «растущих и разлагающихся наций». В области античности
социал-дарвинистские концепции нашли
воплощение в попытках объяснить причины падения