 |
|
144
|
§ 3. Германская историография античности
Реакционные тенденции и положительные черты буржуазной
историографии античности начального периода
империализма ярче всего проявились в немецком антиковедении,
занимавшем ведущее место в европейской
науке.
Одним из наиболее авторитетных историков древнего мира
в Германии и за ее пределами был Эд. Мейер
(1855 — 19301. крупный специалист в самых различных
областях древневосточной, греческой, римской истории
и раннего христианства.
Делом всей жизни Эд. Мейера стала пятитомная
«История древности» вышедшая первым изданием в
1884 — 1902^гг. Выходу каждого из томов этого основного труда
Эд. Мейера предшествовало появление специальных работ по
наиболее спорным вопросам истории
Востока, Греции и Рима. Эти специальные работы были
объединены в тома «Исследований по древни истории».
Заслугой Эд. Мейера было утверждение универсально-исторического
подхода к древности, пришедшего на
смену, тому пониманию места культуры греков и римлян, которым
оперировала гуманистическая историография и которое дошло
до нас в термине «античность».
Народы Передней Азии и Средиземноморья рассматриваются им
в постоянном взаимодействии, и античная культура трактуется
как их общее достижение. Смешение
культур в ходе более или менее длительного процесса
взаимовлияния народов приводит к созданию «культурных комплексов».
Эд. Мейер говорит о существовании
трех таких комплексов: 1) восточного и эллинского.
перерастающих впоследствии в римско-эллинский; 2) комплекса
христианских стран и ислама в середине
века и в новое время; 3) восточноазиатского комплекса
(Индии и Китая).
Взгляды Эд. Мейера на социально-экономические
проблемы древности сложились в полемике с представителями
немецкой школы политической экономии, настаивавшими на примитивности
хозяйственных форм
древности. К. Бюхер (1847 — 1930), развивший в своей
книге «Возникновение народного хозяйства» (1893) теорию
ойкосного хозяйства Родбертуса, установил три фазы экономической
эволюции человечества: 1) ступень
замкнутого домашнего хозяйства (период хозяйства без
|
|
|
|
|
145
|
обмена); 2) ступень городского хозяйства (период прямого
обмена); 3) ступень народного хозяйства. Прилагая свою экономическую
схему ко всемирной истории,
Бюхер отнес к первой фазе всю древнюю историю и значительную
часть средневековой (до конца первого тысячелетия н. э.).
Это вызвало резкие возражения Эд. Мейера. Последний был
уверен, что уже в древности существовали промышленность,
развитая торговля, что капитал играл
чрезвычайно важную роль в экономике и государство
во внешней политике руководствовалось интересами капиталистов.
В этой связи Эд. Мейер утверждал, что рабство не было основой
натурального хозяйства в античном мире, а, наоборот, вело
к развитию капиталистических отношений в древности. Эд.
Мейер пытался доказать, что античный мир переживал стадии
общественного развития европейского общества, что там были
свои
средние века и феодализм, свой капитализм, своя эпоха
упадка и возвращения к примитивным общественным
отношениям. Эта теория циклизма была реализацией
идей неокантианства.
В 1903 г. Эд. Мейер выступил со статьей «Император Август»,
выросшей в монографию «Монархия Цезаря и принципат Помпея»
(1919). Вопреки Моммзену,
идеализировавшему Цезаря и считавшему, что Август
развил политические начала, заложенные Цезарем,
Эд. Мейер противопоставил политический режим Августа
режиму Цезаря. Первый он считает развитием принципата Помпея,
а последний — прообразом монархии, появившейся много столетий
спустя, во времена Константина. Принципат — это порядок,
при котором защитником республики выступает первый гражданин
— принцепс. Августа как принцепса Эд. Мейер считает действительным
восстановителем республики, а Цезаря — создателем монархии
восточного типа.
Выдающимся знатоком литературных источников и исследователем
истории Древней Греции был У. Вилламовиц-Меллендорф (1848 — 1931).
Он одним из первых откликнулсяна находку «Афинской политии»
Аристотеля и создал монументальный труд «Аристотель и Афины».
Вилламовиц-Меллендорф стоял на идеалистических позициях,
но был далек от той явной модернизации, которая характерна
для работы Эд. Мейера.
Наиболее реакционные черты немецкой буржуазной
|
|
|
|
|
146
|
историографии воплотились в трудах К. Белоха (1854 —
1929). Уже в своей первой крупной работе «Аттическая
политика со времени Перикла» он выступил как откровенный
модернизатор и реакционер. В отрицательной
оценке вождя афинской демократии сказывается ненависть Белоха
к современному ему революционному движению. Но вместе с
тем Белох создал ценное исследование, посвященное изучению
вопроса о численности населения греко-римского мира. В нем
он один из первых
применил к древней истории статистический метод. Однако
с помощью статистики Белох пытается подкрепить
ошибочное положение о малочисленности рабов в древних государствах
и незначительной роли рабского труда. Главная работа Белоха
— «Греческая история», вышедшая двумя изданиями, сначала
на итальянском, а
затем на немецком языке. Наряду с изложением фактов
экономической, политической и культурной истории в
этом труде находятся главы теоретического характера
«Роль личности в истории», «К историческому методу».
Склоняясь в оценке роли личности к позитивизму и давая основание
думать, что он признает историческую
закономерность, Белох в той же главе утверждает, что
история есть искусство, и следует не научным, а художественным
законам. Определяющей чертой изложения
Белохом древнейшего периода истории Греции является разрушительная
критика исторических преданий
греков.
Белох занимался не только историей Греции, но и
историческими судьбами народов древней Италии.
В книге «Италийский союз под гегемонией Рима» сделана попытка
определить территорию Римского государства и численность
римских граждан.
Одновременно развивается научная деятельность
Р. Пёльмана (1852-1914) в работе «Перенаселение
крупных античных городов в связи с общим развитием
городской цивилизации» (1884) он обращается к проблеме,
которая приобретает актуальность в жизни капиталистической
Европы конца XIX в. Сравнивая Александрию и Древний Рим
с Лондоном, Парижем, Берлином, Пёльман выявляет присущие
им рост нищеты,
антисанитарию, эпидемии как симптомы общей «социальной болезни».
Если в ранних работах Пёльман исследовал отдельные стороны
социальной жизни древнего мира, то в «Истории античного
коммунизма и социализма»
|
|
|
|
|
147
|
(1893 — 1901) темой изучения стал социальный вопрос
в целом Р. Пёльман рассматривает его на фоне экономической
жизни Древнего Рима и пытается связать с
развитием форм собственности. Он не отрицает существования
в Греции общинных форм собственности, а,
напротив, принимает их как основу дальнейшего развития.
Но эта организация, по его мнению, сохранялась
недолго благодаря раздробленности территории Греции
и «врожденному индивидуализму индоевропейских народов».
В той части труда, которая посвящена социальным
утопиям древнего мира, Пёльман имеет целью показать
тождество античного и современного социализма. Понимая социализм
как реакцию народных масс на обнищание и их мечту об улучшении
имущественного положения, Р. Пёльман находит элементы социализма
всюду,
где были зачатки «капиталистических отношений». Что
касается «развитого капиталистического общества», каким
он считает Грецию V — IV вв. до н. э., то там он
отыскивает настоящие социалистические теории. Идеальнейшим
из социалистов древности Пёльман признает
Платона, видя в его «Государстве» развитие тех же
идей, которые под влиянием сходных экономических условий
пропагандируют современные социал-демократы.
Основу взглядов Р. Пёльмана составляют положения
так называемого «этического социализма» в его самом реакционном
варианте как неосуществимой иллюзии, выработанном Марбургской
школой неокантианства.
Видным историком Древней Греции был Г. Бузольт
(1850 — 1920). Его «Греческие государственные и правовые древности»
стали для историков Греции тем же,
чем для истории Рима было «Римское государственное
право» Т. Моммзена. Труд Г. Бузольта основывается не
только на литературных источниках, но и на использовании
надписей, а в более поздних изданиях — и папирусов. Бузольт
исследовал греческий полис на его конкретной географической
и этнической почве, выявляя не
только политические, но и социально-экономические
отношения. Гиперкритическая мода мало затронула
Г. Бузольта, и он сдержанно оценивает труды Белоха и
Пёльмана.
Общей истории эллинизма посвящена двухтомная работа Ю.
Керста. В отличие от Дройзена, Керст глав-
|
|
|
|
|
148
|
ное внимание уделяет не описанию военной истории эллинистических
государств, а раскрытию сути эллинизма. его черт, сформировавшихся
в процессе превращения города-государства в элинистические
монархии. Большой вклад в изучение истории эллинистического
Египта внес Ульрих Вилькен (1862 — 1944). Совместно с Л. Миттейсом
он составил четырехтомную хрестоматию документов эллинистического
Египта.
Наиболее полным в немецкой историографии трудом
по истории Поздней Римской империи является 6-томная «История
упадка античного мира» О. Зеека. В ней
наряду с исследованием политической формы императорской
власти — домината, бюрократизации государственного аппарата
содержится также анализ социально-экономического положения
Римского государства. Главную причину гибели Римской империи
Зеек
видел в прогрессирующем истреблении «лучших людей» — аристократов
и в распространении культуры
среди чуждой образованности провинциальной массы.
Историей военного искусства древности в эти годы
занимаются как кабинетные ученые, так и профессиональные
военные. В этом отношении характерна фигура
Г. Дельбрюка (1848 — 1929), выходца из прусской военной семьи,
участника битвы при Седане. Г. Дельбрюк
начинает «Историю военного искусства в рамках политической
истории» с греко-персидских войн, считая
данные Гомера и предшествовавших ему памятников восточной
литературы о военном деле недостоверными.
Дельбрюк делает попытку пересмотреть сведения античных авторов
о численности армий, участвовавших в
крупных войнах древности, и приходит к парадоксальному выводу
о численном превосходстве греческой армии над персидской
в период греко-персидских
войн.
К достоинствам труда Дельбрюка следует отнести
разбор ряда военных операций с профессиональной точки зрения,
установление фактического хода военных событий, разрушение
многих легенд, долгое время державшихся в военной истории.
В толковании истории религии в Германии, как и в
других странах, столкнулось два направления. Одно из
них может быть условно названо «антропологическим»,
другое — филологическим. Приверженцы антропологического
направления были уверены в том, что верова-
|
|
|
|
|
149
|
ния и мифология греков, обрядность римской религии
соответствуют религии «первобытных обществ» и слабо
затронутого городской культурой крестьянского населения
Европы. На этой основе возникло толкование
Г. Узенером (1834 — 1905) италийских мифов в статье
опубликованной в 1875 г.
В другой своей работе «Троица» (1903) Узенер выяснил важный
для понимания древних религий принцип троичности. Справедливо
считая, что «имена богов
едва ли не самое древнее, что мы о них знаем», Узенер
попытался по ним изучить становление религиозных верований.
Как показатель растущего разложения буржуазной
культуры, можно рассматривать появление пессимистической
теории древнегреческой мифологии, где вместо
пластики и безоблачной красоты детства человечества
на первый план выступали экстазы и темные инстинкты
человеческой души. Эти взгляды, восходящие к философу-мистику
Ф. Ницше, нашли наиболее полное выражение в книге Эрвина
Роде (1845 — 1898) «Псюхе».
В вопросах возникновения и истории раннего христианства
в немецкой науке конца XIX и начала XX в.
столкнулись две школы — мифологическая и историческая.
Первая из них — виднейшим ее представителем был Артур Древс
(1865 — 1935) — распространила гиперкритику на область истории
христианства. Древс не только отрицал историчность Иисуса,
но видел в нем мифического героя наподобие Ликурга и Ромула.
Все сведения нехристианских авторов об Иисусе и о преследовании
христиан в I в., в том числе и сообщение Тацита о гонении
на христиан при Нероне, он объявлял подделками.
Более солидный характер носило 7-томное исследование о
раннем христианстве А. Гарнака (1851 — 1930).
Оно было основано на тщательной критике новозаветных текстов
как исторических источников. С точки зрения Гарнака, в Евангелиях
отразилась та форма христианства, которая сложилась около
70 г. н. э., а местом
возникновения новой религии была Палестина, а не
диаспора. Открытия кумранских текстов показали правильность
многих положений А. Гарнака и беспочвенность гиперкритики
А. Древса.
|
|
|
|
|
 |