Наша группа ВКОНТАКТЕ - Наш твиттер Follow antikoved on Twitter

38

 

§ 2. Военное искусство

Войны между греками в героические времена (как и в исторические) были весьма часты; причинами их чаще всего была месть за различного рода насилия и оскорбления, причиненные одним племенем другому, или желание наживы, грабеж, к которому многие обращались вследствие бедности, избытка сил и духа предприимчивости .

Троянская война также предпринята была из мести, именно за похищение Елены Парисом. Под главным предводительством Агамемнона, брата оскорбленного супруга Елены Менелая, собрались греческие цари со своими войсками и переправились под Трою (во II песне "Илиады" подробно перечислены города и племена, принявшие участие в войне, и численность выставленных ими войск и кораблей); прибыв туда, греки извлекли свои корабли на берег и стали лагерем на равнине между городом и морем. Лагерь состоял из землянок и деревянных шалашей (klisiai), укреплен был валом с башнями, брустверами (epalxeiV) и рвом, перед которым были палисады (skolopeV. Ил. VII, 327); для выхода войск и выезда колесниц были сделаны ворота. Для обеспечения себя провиантом греки делали набеги на окрестные города и селения (впрочем, провиант выменивался также у дружественных соседей, например жители Лемноса привозили грекам вино. Ил. VII, 465 cл.) и по временам делали попытки приступом взять Трою. Троянцы, в свою очередь, выступали из города для битвы в открытое поле, старались овладеть лагерем и сжечь корабли. Правильно организованной блокады города мы не видим, осадные орудия не были еще известны. Караулы вообще ставились, но не всегда правильно с обеих сторон, и состояли иногда из людей, непригодных к бою (Ил. VIII, 518; XVIII, 514). Для наблюдения за действиями неприятеля иногда высылались разведчики.

 
39

 

Выходя на бой, герои надевают на себя доспехи (teucea, entea, opla), именно шлем, панцирь, поножи и щит, вооружаются мечом и копьями. Главным материалом для изготовления оружия служили кожа и медь; железо употреблялось только изредка, а золото, серебро и олово — лишь для украшения оружия.

В качестве шлема очень часто упоминается шапка из собачьей или какой-либо другой кожи (kuneh); это имя употребляется, впрочем, и для обозначения металлического шлема (kuneh eucalkoV, pagcalkoV), но без козырька и султана. Обыкновенно медные шлемы (koruV, также stefanh, phlhx) делались с шишками (kumbacoV) и украшались султаном (lofoV) из конских волос (k. ippiocaithV, ippouriV, ippodaseia, ippokomoV ), иногда окрашенных в красный цвет (Ил. XV, 538). Иногда шлемы имели металлические нащечники (k. calkoparhoV ) и козырьки для защиты лица и затылка (k. tetrafalhroV, tetrafaloV); передний козырек мог закрывать все лицо вроде забрала, и тогда для глаз проделывались в нем отверстия (aulwpiV trufaleia ). Шлем поддерживался под подбородком кожаным ремнем (oceuV).

Панцирь (qwrhx, с эпитетами: panaioloV, asteroeiV, poikiloV, poldaidaloV) состоял из двух выпуклых металлических частей (guala) для груди и спины, доходивших до бедер и застегивавшихся на плечах и с боков; он был настолько приноровлен к туловищу, что панцирь одного воина не всегда был годен для другого. На бедрах панцирь охватывался кожаным с металлическими бляхами или металлическим поясом (zwsthr), к которому для защиты нижней части туловища прикреплялся передник (zwma) из металлических пластинок, прикрепленных к гибкой кожаной подкладке (подобного же рода была и mitrh). Эант, сын Оилея, и Амфий носили панцири полотняные (linoqwrhx). Упоминается citwn streptoV, вероятно род кольчуги. Некоторые герои для защиты и украшения носили звериные шкуры (Агамемнон — львиную, Менелай и Парис — барсовую).

Для защиты ног служили поножи (knumideV), медные на кожаной подкладке, закрывавшие ногу до колен и скреплявшиеся на лодыжках особого рода пряжками (episfurion), которые поэт обыкновенно называет серебряными.

Щит (aspiV), служивший главным оборонительным доспехом, был 2-х родов: или небольшой круглый (aspiV eukukloV, pantos' eish) или большой, закрывавший всего воина до ног (aspiV amfibroth, podhnekhV) и по преимуществу называвшийся sakoV. Щит состоял из нескольких слоев воловьих кож (у Эанта из семи, sakoV eptaboeion ), покрытых металлическим листом, иногда богато укра-

 
40

 

шенным различными фигурами (см. описание щита Ахилла в Ил. XVIII, 481 cл.).

Окружность щита скреплялась металлическим ободом (antux), в середине наружной стороны его делалась выпуклость (omfaloV) для отражения стрел и копий, а внутренняя сторона снабжалась двумя кожаными скобами (kanoneV), в которые продевалась левая рука воина, так что одна скоба охватывала руку у локтя, другая держалась пальцами, и таким образом воин легко мог двигать щитом. Кроме того, была кожаная перевязь (telamwn), на которой носили щит. Упоминаются еще очень легкие, маленькие щиты (laishia pteroenta. Ил. V, 423).

Наступательным оружием чаще всего служили метательные копья и мечи. Копье (egcoV, doru, egceih) состояло из древка, чаще всего ясеневого, и медного острия (aicmh, akwkh), насаженного на древко трубчатым концом (auloV) и прикрепленного кольцом (porkhV). С противоположной стороны делался заостренный наконечник для втыкания копья в землю (saurwthr, ouriacoV). Обыкновенно герои носили по два копья на случай, если одно неудачно будет брошено или сломается. Упоминаются также дротики (akonteV).

Меч (xifoV, aor, fasganon) был короткий (около 18 дюймов), обоюдоострый с богато украшенным эфесом (kwph); носили его у левого бедра в ножнах (koleon), висевших на перекинутой через плечо перевязи (aorthr, telamwn ). Кроме меча сбоку висел нож (macaira), употреблявшийся при жертвоприношениях и в других случаях (Ил. III, 271; XI, 844).

Хотя искусством стрелять из лука отличались, по словам Гомера, сами боги (Аполлон argurotoxoV, klutotoxoV , Артемида ioceaira) и герои (Геракл, Тевкр, Мерион, Парис), однако в открытом бою лук не считался почетным оружием и самое название "лучник" было иногда бранным (Ил. XI, 385 о Парисе). Лук (toxa) состоял из 2 гибких дуг, сделанных обыкновенно из рогов и соединенных перекладиной; так как он натягивался против направления изгибов рогов, то назывался palintona toxa . Тетива (neurh) делалась из высушенных кишок, а стрелы (ioV, oistoV, beloV) — из тростника, около 2 футов длиною, с вырезкою (glufiV) на конце, прилегающем к тетиве, с перьями для урегулирования полета и зазубринами на острие. Стрелы носились в колчане (faretrh), обыкновенно с крышкою (pwma), а лук — в особом футляре (gwrutoV), или в колчане, или привязывался к последнему.

Пращи (sfendonh) и секиры (axinh, pelekuV) очень редко употреблялись гомеровскими героями, а палицы (korunh) совсем уже

 
41

 

не употреблялись, хотя и упоминаются (Ил. VII, 138). Камни иногда употреблялись в разгаре боя.

Герои часто выезжали на битву на легких двухколесных колесницах (arma, ocea, difroV — собственно кузов), запряженных парою лошадей, к которым иногда присоединялась третья, пристяжная (parhoroV). Лошадьми правил особый возница (hniocoV; сражающийся герой назывался paraibathV), которым обыкновенно служил близкий друг героя (Патрокл у Ахилла, Сфенел у Диомеда). Колеса колесницы, деревянные с металлическими шинами (episswtoron), надевались на ось, к которой было прикреплено дышло (rumoV); к концу последнего прикреплялось ремнями ярмо (zugon — из 2 дуг с перекладиной), накладывавшееся на шеи коней, которые припрягались к нему посредством крепких ремней (lepadna), обхватывавших их груди. Кузов колесницы состоял из дощатого дна и перил (epidifriaV), которые были приделаны ко дну с боков и полукругом спереди, оставляя открытою заднюю часть кузова. Перила состояли из вертикальных столбиков (иногда переплетенных прутьями, на что указывает эпитет euplektoV), соединявшихся вверху изогнутым ободом (antux), к передней части которого в случае нужды привязывались вожжи (hnia); иногда, впрочем, для этого делалась особая скоба. Как возница, так и сражающийся герой стояли на колеснице, так как сиденья в ней не было.

Устройство войска в героические времена находилось уже не в первобытном состоянии, о чем свидетельствует даже описание вооружения. Однако не было еще обдуманной тактики; в сражении дело решалось преимущественно личною храбростью героев. Боевой строй уже существовал; есть упоминание о спокойном и стройном шествии густых колонн ахейцев в противоположность шумному нападению троян (Ил. III, 2 cл.). Перед битвою обыкновенно совершали жертвоприношения, затем, подкрепившись пищей, войска (laoi) становились в тесно сомкнутые ряды (pukinai falaggeV, sticeV) и выступали за вождями; последние обходили ряды, воодушевляя их мужество ласковыми словами или угрозами. Превосходя простых ратников и телесною силой и вооружением, вожди охотно выступали на поединки, которые иногда имели решающее значение для споров (такое значение должно было иметь единоборство Менелая с Парисом. Ил. песнь III). В изображениях битв обыкновенно описываются личные подвиги героев или вождей. Они выезжали на колесницах из толпы своих воинов (почему они называются promacoi) и, выбрав противника среди неприятелей, начинали бой с колесницы или, чаще, соскакивали на землю и с неимоверною силою бросали копья, потом рубились мечами или

 
42

 

старались поразить противника тяжелыми камнями. Иногда герои дерзкими речами вызывали противников на бой, причем хвалились своей силою, храбростью, знатностью рода, славою предков. Удару копья или камня противопоставлялся щит, который, впрочем, не всегда выдерживал удар; или же герои старались уклониться в сторону от удара. К побежденному и победителю спешили на помощь их друзья, и таким образом начинался кровопролитный рукопашный (agcemacoi) бой целых рядов, во время которого вожди криком или краткими речами воодушевляли воинов. Тут отдельные толпы бились, где и как им было удобнее, и употребляли все средства, всякие уловки, чтобы сломить неприятеля. Раненых или убитых друзья старались унести с поля битвы, причем колесницы оказывали им большие услуги. С убитого неприятеля снимались тотчас доспехи (enara brotoenta ), которые служили трофеем; старались овладеть даже телом убитого, чтобы предать его поруганию или получить выкуп; друзья убитого не допускали этого, так что вокруг тела убитого возгорались жестокие схватки. Для погребения убитых воюющие стороны заключали перемирие. Телам храбрых героев воздавались при погребении большие почести. Добыча и пленные передавались вождю для дележа, причем он получал лучшую часть (geraV) и мог награждать храбрейших отборной добычей или лучшими пленными. Последние обращались в рабство или продавались, если не бывали выкуплены родственниками.

При заключении мира совершались жертвоприношения и клятвы царями или полководцами от лица воюющих сторон.

 

 

   

 



Rambler's Top100