 |
68
|
ГЛАВА 8. Греческие колонии
§ 1. Общие замечания о колонизации
Значение колонизации. Перевороты, изменившие вид всей Греции
после Троянской войны, подали повод к возникновению целого
ряда греческих колоний, и в последующие века число их, по
разным причинам, все увеличивалось. Едва ли какой-нибудь
другой народ в древности, за исключением финикиян, основал
такое множество колоний почти во всех частях известного
древним мира, как эллины. Колонии способствовали распространению
греческой культуры на весь древний мир, и некоторые из них
достигли такого величия и могущества, что далеко оставили
за собою свои метрополии. Их цветущее состояние являлось
плодом того свободного и самостоя-
|
|
|
69
|
тельного развития, которое отличает греческие колонии от
римских, служивших большей частью лишь средством утверждения
римского владычества в завоеванных землях. Предприимчивость
и энергия колонистов в связи с богатством превосходных местностей,
избиравшихся обыкновенно для поселения, способствовали быстрому
развитию их материального благосостояния, вследствие которого
развивалось и умственное образование, занятие искусствами
и науками. Особенно расцвели эолийские и ионийские колонии
в Малой Азии, которым Эллада обязана началом развития поэзии,
пластических искусств и философии. В политическом отношении
колонии способствовали распространению демократических начал,
так как здесь легче сглаживались сословные различия и потомки
древних родов не могли сохранять того значения и авторитета,
которыми пользовались в метрополиях. Вообще в колониях легче
устранялись все предания, нравы и обычаи, не соответствовавшие
новым условиям быта.
Причины колонизации заключались вообще в стремлении
греческих племен к улучшению своего быта: или побежденные,
не желавшие подчиняться победителям, отправлялись искать
счастья в чужих землях, или партия недовольных существующими
порядками оставляла отечество, чтобы избавиться от притеснений
(например, спартанские парфении), или само государство выселяло
излишек народа для предотвращения бедности или внутренних
раздоров и партий, или старалось путем колонизации доставить
верные убежища торговым кораблям в отдаленных и негостеприимных
морях, познакомиться с богатствами других стран с целью
их эксплуатации или, наконец, открыть новый рынок для сбыта
своих произведений. Поэтому-то все колонии основывались
на берегах и нередко имели упорных врагов в жителях внутренней
части страны, так что некоторые из них сильно страдали в
войнах и даже делались их жертвой; однако в большинстве
случаев колонисты побеждали туземцев, скоро и прочно вкоренялись
на новой родине и быстрыми шагами шли к высокому культурному
развитию. В великом деле колонизации участвовали все греческие
племена, но наибольшее участие в нем принимали ионийцы,
это по преимуществу подвижное племя, обладавшее способностью
быстро осваиваться всюду, куда бы оно ни являлось.
Основание колонии. Соответственно различию поводов
к выселению и самые способы основания колоний (apoikia)
бывали различны. Прежде всего для этого, как и для всякого
важного предприятия, считался необходимым совет оракула,
без которого желавшие переселиться не смели оставить навсегда
родную землю, святыни и кости предков. Чаще всего обращались
к Додонскому
|
|
|
70
|
и Дельфийскому прорицалищам, которые иногда вместе с одобрением
намерения давали полезные советы и указания, так как жрецы,
имея частые сношения и с греками и с другими народами, обладали
большими географическими сведениями. Контингент переселенцев
составлялся или из тех лиц, которые были вынуждаемы к переселению
политическими обстоятельствами, или, если колония основывалась
от лица государства, из тех, которые заявляли властям о
желании переселиться (С. I. А. I, 31 = Ditt. Syll. 12; I.
Gr. ant. 321; Фук. I, 27). В последнем случае иногда были
приглашаемы к участию дружественные государства (Фук. III,
92; Диод. XII, 10). Предприятием руководил oikisthV,
который или был указываем самими обстоятельствами, или назначался
государством и получал неограниченные полномочия. Колонисты,
отправляемые по распоряжению правительства, получали грамоту,
в которой изложены были указания относительно устройства
колонии и отношения ее к метрополии *. Отыскание удобной
местности для поселения, если она не была указана в самой
грамоте, предоставлялось предводителю. Овладев этой местностью,
колонисты строили город и при помощи комиссии землемеров
(gewmoroi, С.I.А. I, 31) делили
землю на равные участки, выделив предварительно священные
участки для богов (Диод. XII, 10). Некоторые колонии (как,
например, ахейские в южной Италии, затем Сиракузы, Кирена,
Византии, Гераклея Понтийская и критские города) захватывали
себе значительные области и обращали их туземное население
в периеков. Иногда же дружественные туземцы были принимаемы
в гражданские общины колонистов, и таким образом получались
колонии со смешанным населением (например, в Сицилии, Фук.
VI, 17). Политическое и религиозное устройство новой государственной
общине давал oikisthV. Обыкновенно
колонисты удерживали у себя племенное деление гражданства,
существовавшее в метрополиях (mhtropoliV),
и их государственное устройство, конечно, в тех случаях,
когда поводом к выселению не было недовольство существующими
на родине порядками. Переселенцы переносили на новую почву
родные божества и их культы, брали священный огонь из очага
в пританее своего родного города и от него возжигали огонь
на своем государственном очаге. Во многих колониях, основание
которых последовало по совету Дельфийского оракула, пользовался
особым уважением Аполлон, как archgethV
колоний. Иногда колонисты принимали и некоторые из
туземных
|
|
__________
* До нас дошли два таких акта, — о высылке Локрами Опунтскими поселенцев
(epoikoi) в Навпакт (I. Gr. ant. 321)
и об основании афинянами колонии в Брее, во Фракии (С.I.А. I, 31
= Ditt. Syll. 12).
|
|
71
|
культов, конечно, связывая их со своими собственными представлениями
о богах. OikisthV после смерти
получал геройский культ и считался невидимым покровителем
поселенцев.
Переселенцы не всегда основывали новый город, часто они
были принимаемы как epoikoi в
существовавшие уже города, но обыкновенно получали меньшие
права, чем первоначальные основатели колонии. Нередко впоследствии
происходили столкновения между старыми и новыми поселенцами,
приводившие даже к удалению из города тех или других.
Отношения колоний к метрополиям обыкновенно характеризовались
не подчинением первых верховной власти или гегемонии
последних, но были как бы отношениями детей к родителям
*.
В политическом отношении колонии за немногими исключениями
образовали независимые государства **, но было совершенно
естественно, что в случае внешней опасности или внутренних
раздоров
они искали помощи или третейского суда у метрополий и сами
в случае нужды помогали последним. Если между метрополией
и
колонией происходили несогласия и раздоры, то старались
прекратить их мирным путем и только в крайних случаях прибегали
к силе оружия; враждебные отношения между ними считались
столь
же неприличными, как между отцами и детьми (Герод. VII,
51
и VIII, 22; Фук. I, 38). Если колония, с течением времени
достигнув благосостояния, сама хотела основать поселение,
то обык-
|
|
__________
* OshV axiousi timhV tugcanein oi patereV para
twn ekgonwn, tosauthV oi ktisanteV taV poleiV para twn apoikwn.
Дион. Гал. III, 7. Ср. Плат. Зак. VI, р. 754; Фук. I, 34 и 38; Пол.
XII, 10, 3. Весьма интересную иллюстрацию таких отношений колонии
к метрополии находим в декрете жителей Херсонеса Таврического в
честь граждан своей метрополии Гераклеи Понтийской, изданном В.
В. Латышевым в «Материалах по археологии России, издаваемых Имп.
археологической комиссией», № 17 (СПб., 1895), стр. 1 и слл. Гераклеоты
хлопотали за херсонесцев, по весьма важному для них делу, перед
императором Антонином Пием. Херсонесцы благодарят их в таких выражениях:
«... epeidh toi eusebestatoi patereV Hraklewtai
oikeiw paqei tan uper taV ameteraV swthriaV epoasanto frontida,
pasa spouda kai pasa filostorgia kecramenoi gnasiw ... dedocqai
ta [boula kai tw damw epainesai men epi toutoi[V tan pro]gonon a[mwn
... po]lin и т. д. Не мешает заметить, что это происходило
несколько веков спустя после основания Херсонеса.
** Исключительным является тот факт, что Потидея до Пелопоннесской
войны ежегодно получала из своей метрополии Коринфа главного начальника,
носившего титул epidamiourgoV (Фук. I,
56), а также подчиненные отношения эгинетов к эпидаврийцам (Герод.
V, 83) или даннические отношения Котиор, Трапезунта и Керасунта
к Синопе (Ксен. Анаб. V, 5, 10). Локрийцы, поселенные в Навпакте,
клятвою обязывались не отпадать добровольно от своей метрополии.
|
|
72
|
новенно oikisthV был
испрашиваем из метрополии; так керкиряне при основании Эпидамна
получили предводителя Фалия из Коринфа (Фук. I, 24).
Родственная связь колонии с метрополией далее выражалась
в общности их религии и обрядов культа; переселенцы отправляли
посольства (qewriai)
и дары на торжественные праздники и игры своего родного
города, а на своих празднествах, играх и театральных представлениях
предоставляли почетные места (proedria)
его послам и гражданам. Есть известие (схол. Фук. I, 25),
что жреческие места в колониях были замещаемы из метрополий.
Конечно, эти отношения оставались тогда, когда колонисты
не разрывали всех связей с отечеством (например, будучи
изгнаны или удалившись из отечества вследствие недовольства
существующими порядками).
Что касается устройства колоний, то вообще они переносили
на новую почву обычаи и конституции своих метрополий, а
так как основание большинства колоний совпадает с периодом
аристократического и олигархического правления в собственно
Греции, то и в них сначала была аристократия и олигархия.
Но вследствие того, что демократические принципы в колониях
могли развиваться быстрее, чем в Греции, в них раньше проявлялись
раздоры между народом и знатью. Неизбежным их следствием
во многих колониях были тирании, которые нередко весьма
продолжительное время тяготели над городами. Во многих колониях,
особенно в Великой Греции, следствием внутренних неурядиц
являлась тимократия, которая основывала права и обязанности
граждан на их имущественном цензе; особенно успешно прививалась
она там, где вследствие смешанного населения не могли господствовать
старые, перенесенные из метрополий, обычаи и конституции,
и затем постепенно переходила в демократию.
Клерухии. Особый вид колоний составляли клерухии (klhrouciai
от klhroV и ecw),
отношения которых к метрополиям были гораздо теснее. Так
назывались владения граждан известного государства вне его
пределов. Нам ближе известны только клерухии афинян, но
их имели и другие государства. Древнейшая клерухия была
выслана афинянами приблизительно в 570 — 560 гг. на о. Саламин.
Сохранившийся отрывок декрета (С. I. А. IV, 2, 1 а), изданного
по этому поводу, определяет правовое положение клерухов.
Они должны были вместе с афинянами платить подати и отбывать
воинскую повинность, но обязывались жить на Саламине и не
отдавать в аренду участков под опасением штрафа. Как живущие
вблизи Афин, они, вероятно, сохраняли и все прочие гражданские
права. Афиняне посылали на Саламин ежегодно особого архонта
(Арист.
|
|
|
73
|
Аф. пол. 54, 62). В V в. до Р. X. главною целью высылки
клерухов было закрепление афинского господства над союзниками
(почему союзники относились к ним с ненавистью и при заключении
второго союза в 377 г. афиняне официально обязались не высылать
клерухий в земли союзников), но, кроме того, имелось в виду
облегчение положения беднейших граждан, уменьшение пролетариата
и т. п. Земли для основания клерухий приобретались, главным
образом, путем завоеваний, причем покоренные жители или
были изгоняемы из своей земли, или обязывались уступать
победителям известную часть ее; иногда, впрочем, афиняне
приобретали земли у союзников и мирным путем, например,
взамен сбавки соответствующей суммы дани. Приобретенные
таким образом земли были разделяемы на участки и раздавались
гражданам беднейших классов, изъявившим желание переселиться,
но не в полную собственность, а только в пользование, так
что земли продолжали считаться собственностью государства.
Переселенцы удерживали при этом права афинского гражданства,
должны были исполнять военные и финансовые обязанности наравне
с остававшимися в Афинах согражданами и оставались в филах
и демах, к которым принадлежали во время переселения. Разумеется,
клерухи, жившие вдали от родины, фактически не могли принимать
участие в ее делах; на войне они составляли особые отряды,
но подразделявшиеся по аттическим филам. Политическое устройство
клерухий представляло собою копию с афинского: клерухи имели
общинное самоуправление, советы, народные собрания и должностных
лиц, но право собственного суда было ограничено известными
категориями дел. Для верховного надзора за клерухиями афиняне
посылали в них, по крайней мере в IV в., своих попечителей
(epimelhtai) с широкими
полномочиями. Известнейшие афинские клерухии были на островах
Саламине, Эвбее, Лесбосе, Имбросе, Скиросе, Лемносе, Самосе,
Делосе, Паросе, в г. Потидее, на Фракийском Херсонесе и
пр.
О колониях, кроме общих трудов по греческой истории и древностям,
ср. Raoul Rochette, Histoire critique de I'etablissement
des colonies grecques, Paris 1815; Frohlich, Ueber die Kolonien
der Griechen, Neisse 1834; Pfefferkorn, Die Kolonien der
Altgriechen, Konigsb. 1838; Diesterweg, De iure coloniarum
Graecarum, Berl. 1865; Sp. Lampros, De conditorum coloniarum
Gr. indole praenuisque et honoribus, Leipz. 1873; E. Curtius,
Die Griechen in der Diaspora, S.-Ber. Berl. Akad. 1882;
ср. его же: Die Griechen als Meister der Kolonisation, Berl.
1883; G, Hirschfeld, Zur Typologie gr. Ansiedelungen. Aufsatze
fur E. Curtius, Berl. 1884. — О клерухиях: Л. Kirchhoff
в Abhandl d. Berl. Ak. 1873; P. Foucart, Memoire sur les
colonies atheniennes, Paris 1878; статьи U. Kohler'a в Mittheil.
d. Deutschen Inst. in Athen, тт. I, V. Специально о Саламинской
клерухий: U. Kohler, Mittheil. IX (1884), стр. 117
|
|
|
74
|
слл.; Foiicart, Bull. de согг. Hell. XII (1888), стр. 1
слл,; H. Lipsius, Leipz. Stud. XII (1890), стр. 221 сл.
|
|
|
|
 |