Наша группа ВКОНТАКТЕ - Наш твиттер Follow antikoved on Twitter

107

 

ГЛАВА 11. Общественное воспитание и жизнь граждан в Спарте

Мы уже видели выше, что господствующие спартиаты в Лаконике составляли незначительное меньшинство в сравнении с подчиненными периеками и илотами, лишь по принуждению и с неудовольствием переносившими иго своих завоевателей и пользовавшимися всяким удобным случаем для того, чтобы сбросить его с себя. Поэтому спартиатам нужно было постоянно стоять на страже и внушать страх подчиненному населению, а для этого необходимым условием явилось развитие в гражданах воинской доблести и постоянной готовности с оружием в руках подавлять всякие попытки к восстанию. Спарта представляла собою постоянный военный лагерь; при воспитании граждан имелись в виду односторонние военные цели и полное подчинение личности интересам государства. При этом, конечно, пришлось пожертвовать другими целями воспитания, но зато главная цель была достигнута вполне: лакедемоняне сделались господствующим народом в Пелопоннесе, и их непобедимость в открытом бою до битвы при Левктрах была аксиомою для всех эллинов.

Спартанская конституция, преследуя указанную идею, во многих случаях вмешивалась в то, что в других греческих государствах предоставлялось свободной воле отдельных лиц. Она заботилась о браке, о воспитании юношества, требовала от граждан строго определенного образа жизни и безусловного подчинения их воли целям общего блага. Дисциплина спартанская, первоначально основанная на национальном характере и старинных обычаях, впоследствии развитая и усовершенствованная по известному плану, обратилась в приноровленную к потребностям государства систему положений, обнимавших собою всю жизнь гражданина и позволяющих ему идти лишь по тому направлению и получать то воспитание, которые считались необходимыми для общественного блага.

Брак в Спарте имел целью доставление государству крепких, здоровых детей, которые с помощью целесообразного воспитания сделались бы впоследствии сильными душою и телом гражданами, надежною опорою государства. Сообразно с этим государство требовало от всех граждан вступления в брак, назначая наказания как за безбрачие (dikh agamiou), так и за вступление в слишком поздний (d. oyigamiou) или неравный (d. kakogamiou) брак. Граждане, имевшие известное количество детей, пользовались некоторыми преимуществами (гражданин, имевший трех сыновей, освобождался от военной службы, а имевший четырех — от всех гражданских повинностей),

 

108

 

бездетный же брак мог быть расторгнут без всяких затруднений. Для гражданского полноправия требовалось, кроме дорийского происхождения, законное общественное воспитание и точное выполнение требований закона во всем образе жизни. Только наследники спартанского престола были освобождены от суровой дисциплины.

Общественное воспитание (agwgh) имело своею целью вырастить здоровых душою и телом граждан, которые могли бы удовлетворять всем требованиям государства. С самого рождения ребенок поступал в собственность последнего: новорожденный младенец был осматриваем старейшинами отцовской филы и только если был здоров и хорошо сложен, то получал право жить; хилые же или уродливые дети были выбрасываемы в пропасть Тайгета, называвшуюся 'Apoqetai *. Мальчики до 7-летнего возраста воспитывались дома под надзором матери и няньки, которые купали их в вине для укрепления сил, не употребляли пеленок для Того, чтобы предоставить свободное развитие всем членам тела, приучали быть умеренными в пище, не бояться темноты и уединения и т. п. С 7 лет мальчики поступали в ведение государства и для более удобного надзора и обучения были разделяемы на стада, agelai или bouai, подразделявшиеся еще на ilai. Каждою буею начальствовал bouagor, илою — ilarcoV; эти непосредственные начальники детей, имевшие над ними значительную власть, но сами обязанные во всем отчетом пед оному, были избираемы из лучших 20-летних юношей. Вся молодежь, получавшая воспитание в агелах, разделялась по возрасту на три отделения: а) paideV от 7 до 18-летнего возраста, б) melleireneV (т. е. будущие eireneV), 18 — 20-летние юноши, в) eireneV (от eira — собрание граждан) — юноши от 20 до 30 лет; старшие из них назывались еще sfaireiV от распространенной между ними игры в мяч (sfaira). Все воспитание молодежи было направлено, главным образом, к развитию и закалению физических сил. Живя в агеле, мальчики с 12-летнего возраста зимой и летом носили один короткий плащ (tribwn) без хитона, ходили босиком, спали на тростнике, наломанном ими самими на берегах Эврота (почему назывались также sideunai), и ничем не прикрывались. Их пища была крайне проста и так скудна, что они постоянно ходили впроголодь и принуждены были прибегать к воровству съестного у старших; если при этом

__________

* Так говорит Плутарх (Лик. 16); но, наверное, нельзя сказать, всегда ли это делалось; быть может, рассказы позднейших авторов о суровости спартанской дисциплины преувеличены. О воспитании в Спарте вообще см. Ксен. Лак. гос. I — IV, Плут. Лик. 16-21 и Др. обычаи спорт.

 

 
109

 

кто-нибудь бывал пойман, то его жестоко наказывали за неловкость (ловкое воровство допускалось, как способствовавшее развитию качеств, необходимых для воина). Кроме частых и сильных телесных наказаний, закалению молодых людей против физической боли способствовал еще обычай ежегодного сечения их (diamastigwsiV) в праздник Артемиды Орфии перед алтарем богини, причем считалось постыдным обнаруживать признаки боли или просить пощады, и тот, кто дольше и терпеливее всех переносил истязание, признавался победителем (bwmonikhV) и получал награду и славу; бывали случаи, что молодые люди без стона умирали под ударами. По всей вероятности, это сечение имело религиозное значение, именно служило заменою человеческих жертв, приносившихся Артемиде в древнейшее время. Из слов Ксенофонта (Лак. гос. I, 9) можно вывести, впрочем, что в лучшее время Спарты не все юноши подвергались сечению, а только желавшие отличиться. Такой суровый образ жизни мальчиков уже с ранних лет закалял их тело и приучал презирать всевозможные лишения, труды и опасности.

Вообще правильное развитие физических сил молодежи, как наиболее соответствовавшее практическим целям спартанского воспитания, стояло в нем на первом плане. Всевозможные физические упражнения (беганье, плаванье, борьба, метание диска и копья, различные гимнастические игры, военные пляски, для более старших — охота) были главными занятиями молодежи, поглощавшими большую часть ее времени. Любимою игрою юношей было примерное сражение на platanistaV — площади, обсаженной платанами и окруженной канавами, наполненными водой. Цель боя, совершавшегося без оружия, заключалась в том, чтобы овладеть площадью и столкнуть в воду противников (Павc. III, 14, 8). Упражнения, требовавшие особого атлетического искусства, в Спарте были запрещены (например, pagkration — соединение борьбы с кулачным боем), так как целью воспитания было приготовление хороших воинов, а не атлетов.

Для развития ловкости движений у детей и юношей были в большом употреблении пляски, из которых самой излюбленной была военная пляска purrich в полном вооружении, под духовую музыку и пение; она мимически представляла различные виды битвы и исполнялась двумя партиями, но также, вероятно, и в одиночку.

Относительно умственного образования спартиаты держались того взгляда, что его можно приобрести практически в жизни, без особого преподавания. Мальчики присутствовали при общественных обедах и на сходках, где слышали то серьезные рассуждения об общественных делах, то рассказы о славных подвигах в военное и мирное время, то веселые шутки и остроумные, меткие насмешки, к которым были склон-

 

110

 

ны спартиаты. Тут же приучались дети быстро, ясно и кратко выражать свои мысли и высказывать многое в немногих словах; такой способ выражения, отличавший спартиантов от прочих греков, вообще словоохотливых, носил название lakwnismoV. Обучение чтению и письму в Спарте ограничивалось лишь самым необходимым *.

Поэзия имела большое значение в спартанском воспитании как могущественное средство нравственного развития. Гимны в честь богов, лирические песни, прославлявшие отечество или знаменитых людей, поощрявшие к доблести или порицавшие трусов, пелись во время гимнастических упражнений, за общественными столами, на праздниках и в походах (было много маршевых песен — embathria, enoplia). Во время праздников составлялись хоры старцев, взрослых мужей и мальчиков и пели антистрофические песни. Характерный отрывок одной из таких песен сохранен для нас Плутархом (Лик. 21). Хор старцев пел: «некогда мы были сильными юношами». Ему отвечал хор мужей: «а мы теперь таковы, — если хочешь, испытай». Хор мальчиков заключал: «а мы будем еще лучше».

Поэзия была неразлучна с музыкой, значение которой для гармонического духовного развития человека было хорошо известно спартиатам. Все песни были положены на музыку поэтами Тиртеем, Терпандром, Алкманом, причем напевы были ограничены тесными рамками простой дорийской гармонии, отличительными чертами которой были: строгая торжественность, энергия и сила. В музыке, как и в других отношениях, спартиаты держались строго консервативного направления и запрещали изменение музыкальных напевов из боязни, что с изменением древнедорийской простоты в музыке может измениться и простота жизни и нравов. Употребительнейшими музыкальными инструментами были флейта (auloV) и четырехструнная кифара (formigx).

В Спарте, как и в Крите, была очень распространена тесная дружба между взрослыми молодыми людьми и мальчиками, которая много способствовала умственному и нравственному преуспеянию последних. Старший из друзей (eispnhlaV) должен был служить младшему (aitaV) примером и учить его всему хорошему, младший со своей стороны обязан был безусловным повиновением и преданностью старшему, так что последний был ответственен за своего младшего друга.

__________

* Ср. Плут. Лик. 16: Grammata men oun eneka thV creiaV emanqanon, h d allh pasa paideia proV to arcesqai kalwV egineto kai karterein ponounta kai nikan macomenon.

 

 
111

 

Вообще от детей и юношей в Спарте требовалась величайшая скромность и беспрекословное повиновение начальникам и всем старшим гражданам, из которых каждый мог делать им замечания и даже наказывать палкой. По улицам молодые люди должны были ходить молча, не оглядываясь и держа руки под плащом.

Из этого краткого обзора видно, что спартанцы при воспитании молодежи направляли односторонним образом все внимание на развитие телесных сил и, конечно, не достигали того умственного и телесного совершенства (kalokagqia), которое в Аттике считалось целью человеческого существования и состояло в гармоническом развитии телесных и духовных сил.

С наступлением 30-летнего возраста молодые люди, становясь уже andreV, освобождались от надзора педономов и общежития в агелах, от которого до тех пор не избавлял их даже брак. Но и andreV в своем образе жизни обязаны были следовать определенным законам, имевшим целью сохранение единодушия и строгости нравов. Законодательство спартанское, кроме наблюдения за внешней простотой в устройстве домов (которая была узаконена особенной ретрой, запрещавшей употребление всяких инструментов, кроме топора и пилы, при постройке домов), мало обращало внимания на домашнюю жизнь граждан и предоставляло женскому полу значительную свободу; но зато мужчины всю жизнь были подчинены общественному надзору и, будучи избавлены от материальных забот и по закону не имея даже права заниматься ремеслами, большую часть своего времени проводили на охоте, в гимнасиях, за общественными столами и на собраниях. В особенности способствовали государственным целям обязательные для всех граждан общественные столы (andreia, позднее fiditia *; другие греки называли их sussitia), носившие военный характер. В них обязаны были участвовать все мужчины с 20-летнего возраста (женщины обедали дома, мальчики и юноши — в агелах), и уважительными причинами отсутствия считались только жертвоприношение, охота и болезнь; отсутствовавшие по другим причинам подвергались наказанию. Каждый гражданин обязан был ежемесячно делать для стола известный взнос

__________

* Уже Плутарх (Лик. 12) сомневается относительно производства этого слова: Ta de sussitia KrhteV men andria, Lakedaimonioi de fiditia prosagoreuousin, eite wV filiaV kai filofrosunhV uparcontwn, anti tou l to d lambanonteV, eite wV proV euteleian kai feidw suneqizontwn. Ouden de kwluei kai ton prwton exwqen epikeisqai fqoggon, wsper enioi fasin, editiwn para thn diaitan kai thn edwdhn legomenwn. Другие производят это слово от edein = izein (Шёман).

 

 
112

 

припасами и деньгами (1 медимн ячменной муки, 8 хусов вина, 5 мин сыра, 2 1/2 мины смокв и 10 оболов * деньгами), и кто не мог их поставлять, тот лишался политических прав и становился upomeiwn. Только издержки для стола царей государство брало на свой счет. Граждане размещались обыкновенно по 15 человек за каждым столом, составляя тесно соединенные дружбою корпорации, члены которых, называвшиеся suskhnoi, и во время войны жили и сражались вместе; новые члены за каждый стол принимаемы были не иначе, как с согласия всей корпорации, выраженного при баллотировке **. Главной пищей был ячменный хлеб и черный суп из свинины, сваренной в крови с уксусом и солью (bafa или aimatia); хлеба, супа и вина с водою каждый мог брать сколько угодно, свинина же разделялась на определенные порции. К концу обеда подавали сыр, оливки и смоквы; кроме того, члены каждого стола угощали иногда сотрапезников лишним блюдом, например, дичью, рыбой или мясом жертвенных животных. Для обедов было отведено особое место в городе (Павc. VII, 1, 8), где, по всей вероятности, стояли особые палатки для каждой корпорации twn suskhnwn . За порядком во время обеда наблюдали полемархи.

Повиновение начальникам и старшим вменялось в безусловную обязанность всем гражданам и в значительной степени стесняло личную свободу их; уже 20-летние юноши были непосредственными начальниками младших отделений, хотя со своей стороны были ответственны всякому старшему возрастом гражданину; старцам же все были обязаны оказывать беспрекословное послушание и почтение, хотя бы они и не были членами герусии.

Женщины в Спарте пользовались большею свободой и большим уважением, нежели у других греков; они отличались еще большею преданностью отечеству, нежели мужчины, на которых они часто имели значительное влияние, и мало им уступали в храбрости и силе. Известны рассказы о спартанских женах и матерях, гордившихся своими храбрыми мужьями и сыновьями и с презрением отказывавшихся от трусов. Спартанки мало занимались домашним хозяйством, которое впрочем и не могло быть у них сложно вследствие условий быта, и принимали живое участие в политических

__________

* 1 медимн =52 1/2 литрам или 2 с лишком четверикам; 1 хус = 1/12 метрета, а метрет = 3 ведрам с лишком; мина = 87 золотникам; обол на наши деньги около 4 копеек.

** Баллотировка производилась посредством теста, служившего для вытирания рук (apomagdalia), кусочки которого бросали в обносимую служителем корзину; избирательные были кусочки, оторванные как попало, неизбирательные — крепко смятые (Плут. Лик. 12).

 

 
113

 

делах; это казалось странным прочим грекам, которые на уважение, оказываемое спартиатами своим женщинам, смотрели как на подчиненность женской власти (gunaikokratia).

Выше мы сказали, что брак в Спарте имел целью доставление государству цветущих, здоровых детей. Сообразно с этим при воспитании девиц имелось в виду гармоническое развитие их физических сил, чтобы они потом могли становиться матерями прекрасного потомства; девицы, подобно юношам, имели свои гимнасии, где занимались разнообразными телесными упражнениями, плясками, также музыкой и пением. В некоторых случаях они присутствовали при состязаниях юношей, для которых их похвалы или насмешки служили лучшим побуждением к доблести. Благодаря такому воспитанию спартанки отличались красотой, цветущим здоровьем и пользовались уважением во всей Греции.

L. Grasberger, Erziehung und Unterricht im kl. Altertum (Wurzburg 1864 слл.), т. II. Bielschowsky, De Spartanorum syssitiis, Breslau 1869.

 

 

   

 



Rambler's Top100