Наша группа ВКОНТАКТЕ - Наш твиттер Follow antikoved on Twitter

178

 

§ 3. Судьба Афин при преемниках Александра

После смерти Александра (323 г.) неудовольствие против македонского владычества еще раз соединило силы многих греческих государств в так называемой Ламийской войне. Тотчас по получении известия о кончине Александра афиняне с торжеством призвали Демосфена в отечество, косвенным образом сложили с него штраф и пользовались советами его и Гиперида во все время войны. Предводитель греков Леосфен сначала действовал успешно против Антипатра, но вскоре был убит, а его преемник Антифил встретился при Кранноне (в Фессалии, 322 г.) с соединенными силами Антипатра и Кратера и в последовавшей битве проиграл дело освобождения Эллады. После битвы Антипатр объявил, что желает заключить мир не с союзом греческих

 
179

 

городов, а с отдельными городами, и греки кроме этолийцев тотчас исполнили это желание. Из Афин для заключения мира отправлено было посольство с Фоки он ом и Демадом во главе. Первый был уже старый и опытный полководец (служивший еще под начальством Хабрия), отличавшийся прямотою, неподкупностью и душевным благородством, за которые Плутарх (Демосф. 14) ставит его наравне с Эфиальтом, Аристидом и Кимоном; он не менее других патриотов дорожил интересами отечества, но отчаивался в спасении его и всей Эллады и потому был сторонником Македонии. Демад был ловкий и красноречивый оратор, но по нравственным качествам стоял далеко ниже Фокиона: продажный эгоист, нелюбимый народом и еще незадолго перед тем лишенный чести, он открыто получал деньги от властителей Македонии и был предан их интересам. Мир с Антипатром заключен был на условиях помещения македонского гарнизона в Мунихии, возвращения г. Оропа Беотии и признания полноправными афинскими гражданами только лиц с имущественным цензом не ниже 2000 драхм; из 21 000 граждан только 9000 оказались удовлетворяющими этому условию, остальные же 12 000 беднейших были лишены политических прав и частью выселены (как воинственные и склонные к восстаниям) из Афин во Фракию (Диод. XVIII, 18; Плут. Фок. 28). Ораторы Демосфен и Гиперид вместе с другими влиятельнейшими сторонниками противомакедонской партии должны были быть выданы Антипатру, но спаслись бегством из Афин. По предложению Демада они были объявлены вне закона и подверглись преследованию, во время которого Демосфен принял яд в храме Посейдона на о. Калаврии, а остальные были схвачены и преданы мучительной казни (в октябре 322 г.).

Фокион и Демад сделались de facto полновластными распорядителями в Афинах. Последний, верный своему характеру, смело интриговал против Антипатра и вступил в сношения с правителем Фригии Антигоном, которого приглашал в Грецию; наконец, одно письмо его попало в руки сына Антипатра Кассандра, и Демад с сыном был осужден на смерть. После смерти Антипатра (319 г.) между Кассандром и Полисперхонтом, которого Антипатр назначил своим преемником в управлении Македонией, произошли раздоры, в которых афиняне приняли сторону Полисперхонта, так как он, с целью приобретения достаточных сил для борьбы с противником, провозгласил свободу всех греческих городов. Восьмидесятилетний Фокион, стоявший на стороне Кассандра, был осужден народом вместе со своими друзьями и принужден выпить яд цикуты. В Афинах восстановлена была полная демократия, все выселенные в 322 г. граждане возвратились в отечество.

Недолго, однако, наслаждались афиняне дарованной свободой: вскоре Кассандр явился с сильным флотом в Пирей, отрезал Афины

 

180

 

от моря и заставил их признать свою власть. По условиям мира участие в государственных делах получили граждане, обладавшие имуществом не менее чем на 1000 драхм, Мунихия осталась за Кассандром до окончания войны с царями, и для заведования делами должен быть избран «попечитель» (epimelhthV thV polewV) из числа афинян по выбору Кассандра. Избран был Деметрий Фалерский, философ и писатель, отличавшийся умом и изящным красноречием, но расточительный и безнравственный. Его 10-летнее кроткое правление (317 — 307) могло хотя отчасти вознаградить афинян за потерю самостоятельности, но в то же время еще более растлило дух и нравственность народа. Демократические учреждения продолжали существовать, но были только мертвыми формами, так как Деметрий, пользуясь своей властью, мог распоряжаться подобно монарху (Плут. Дем. 10). Он произвел несколько полезных перемен, возвысил материальное благосостояние города и приобрел себе такую благосклонность нравственно упавших афинян, что они в один год воздвигли ему 360 статуй (вообще с потерею самостоятельности и свободы они сделались очень льстивы и неумеренны в раздаче почестей).

В 307 г. произошел новый переворот. Сын Антигона Деметрий Полиоркет (по поручению отца, который боролся с Кассандром) изгнал Деметрия Фалерского и объявил Афины свободными. Обрадованный народ, руководимый корыстолюбивыми ораторами, стал преследовать своего прежнего любимца и расточать унизительную лесть Деметрию Полиоркету за возвращение имени свободы: ему и отцу его воздавались божеские почести (им были воздвигнуты статуи и алтари как богам-спасителям и для служения назначены особые жрецы), в честь их были прибавлены к десяти существовавшим филам две новые — AntigoniV и DhmhtriaV, вследствие чего совет 500 увеличился на 100 членов и 10 пританий года — на две, так что каждая стала продолжаться по месяцу *. В восстановленной демократии снова приобрели влияние лица, составлявшие остатки

__________

* Диод. XX, 45. Плут. Дем. 10. В конце третьего века (в 220-х годах) в честь Птолемея III Эвергета была учреждена 13-я фила PtolemaiV и новый дем Berenikidai в честь его супруги. Совет увеличился до 650 человек (это документально засвидетельствовано надписью С. I А. IV, 385 д) В 200 г. до Р. X., после разрыва с Филиппом V Антигонида и Деметриада были уничтожены и введена фила AttaliV в честь Аттала I Пергамского и дем ApollwnieiV в чесгь его супруги, так что общее число фил снова стало 12. При императоре Адриане (вероятно, между 129 — 131 годами по Р. Х ) введена была опять 13-я фила AdrianiV в честь его самого и дем AntinoeiV в честь его любимца; но число членов совета при этом было уменьшено до 500. См. С. Л. Жебелев, К истории образования послеклисфеновских фил, в сборнике StefanoV в честь Ф. Ф. Соколова (СПб. 1895).

 

 
181

 

либеральной партии, в особенности оратор Стратокл и племянник Демосфена Демохар, который, впрочем, один поддерживал честь родного города (Стратокл был человек корыстолюбивый и развратный) и заботился о восстановлении памяти своего великого дяди (Полиб. XII, 13). В 301 г. Антигон и Деметрий потерпели поражение при Ипсе; афиняне не впустили в город Деметрия, явившегося к ним после битвы, и снова подчинились Кассандру, под эгидою которого в Афинах захватил тираническую власть жестокий Лахар. Однако 6 лет спустя (294 г.) Деметрий Полиоркет снова овладел городом и поставил гарнизоны в Пирее, Мунихии и на холме Мусее, причем великодушно простил афинянам их недавнюю измену. Но когда он в 287 г. потерял македонский престол, афиняне снова объявили его врагом, изгнали (под предводительством Олимпиодора) македонские гарнизоны и возвратили себе свободу, продолжавшуюся до подчинения царю Антигону Гонату, сыну Деметрия Полиоркета. В этот период времени они, несмотря на крайнее ослабление, еще раз стали во главе общегреческих сил для отражения вторгнувшихся в Элладу галлов и отбили их при Фермопилах (278 г.). Около 268 г. афиняне напрягли все силы для противодействия Антигону Гонату в войне, называемой Хремонидовой по имени демагога Хремонида, который был в то время главным политическим деятелем в Афинах. Несмотря на помощь, поданную Афинам египетским царем Птолемеем II, который проникнут был благоговением к культурному величию Афин, и Пелопоннесским союзом (в котором участвовала Спарта, элейцы, ахейцы, разные аркадские города и некоторые из критян) под начальством спартанского царя Арея I, Антигон обложил Афины, голодом принудил их к сдаче и снова занял своими гарнизонами Пирей, Мунихию и Мусей, а также Саламин и мыс Суний (около 265 г.). Потом он, правда, возвратил афинянам внутреннюю самостоятельность, но гарнизоны оставил везде, кроме Мусея. Такое положение дел продолжалось и при сыне Антигона Деметрии II, и только после его смерти начальник гарнизонов Диоген сдал афинянам занятые укрепления (229 г.) за значительную сумму денег (150 талантов), в которую 20 талантов внес глава Ахейского союза Арат в надежде приобрести Афины в союз. Афиняне осыпали величайшими почестями Диогена, чрезвычайно угодившего им своим поступком: дали ему гражданские права, почетное место в театре с надписью «благодетелю» и даже учредили в честь его праздник (Diogeneia). Несмотря на содействие Арата к их освобождению, афиняне потом держались в стороне от греческих интересов и не помогли Ахейскому союзу в борьбе, его с царем спартанским Клеоменом III. Наиболее влиятельными деятелями в это время были

 

182

 

братья Эвриклид и Микион, расточавшие унизительную лесть египетским и пергамским царям и державшиеся нейтральной политики в общегреческих делах.

В 200 г. последовала война Афин с Филиппом V, царем македонским, ближайшей причиной к которой послужило убиение в Афинах двух акарнанцев, которые присутствовали на мистериях, не будучи в них посвящены. Афиняне обратились за помощью к римлянам и Атталу I Пергамскому. Отношения с Римом у афинян были завязаны уже в 228 году, когда мы видим в Афинах римское посольство (Полиб. II, 12, 8). В 205 году в договор, заключенный римлянами с Филиппом, афиняне уже вписаны как союзники Рима. Дружбе с римлянами афиняне обязаны приобретением островов Па- роса, Имброса, Скироса, потом (с 166 г.) Лемноса и Делоса. Эта дружба, при слабости Афин, скоро перешла в зависимость их от Рима, которая ясно выразилась в Оропском деле (ок. 155 г.). Пограничный город Ороп давно уже терпел от афинян значительные притеснения и, наконец, был ими разграблен; оропцы пожаловались римлянам, которые поручили городу Сикиону разобрать дело афинян с оропцами; признав афинян виновными, сикионцы присудили их к уплате штрафа в 500 талантов. Тогда афиняне отправили в Рим посольство из философов Карнеада, Критолая и Диогена, которые возбудили к себе величайшее удивление и уважение в римлянах и успели добиться сбавки части штрафа. Афиняне и после обращения Греции в римскую провинцию (146 г.) остались в союзе с Римом, хотя в такой тяжелой зависимости от его правителей, что в 88 г. до Р. X. обещанием независимости были легко уговорены к союзу с врагом Рима, понтийским царем Митридатом VI. Однако этот союз вместо ожидаемой свободы принес им ужасы осады и завоевания Суллой (86 г.). С этих пор Афины совершенно подчинились Риму, хотя сохранили имя свободы и прежние формы государственного устройства, которое только вследствие уменьшения прав народного собрания и увеличения значения Ареопага и стратегов приняло более аристократический характер.

Л. Schaefer, Demosthenes und seine Zeit. 2 изд. Leipz. 1885; Bockh, Staatshaushaltung der Athener. 3 изд. (обраб. Frankel) Berl. 1886; И. Бабст, Государственные мужи Греции в эпоху ее распадения, М. 1851; М. М. Стасюлевич, Ликург Афинский. СПб. 1851; Я. А. Астафьев, Македонская гегемония и ее приверженцы, СПб. 1856; А. Г. Фесенко-Навроцкий, Борьба Демосфена с Эсхином по поводу посольства к царю Филиппу II в 346 г. до Р. X. (Ж. М. Н. Пр. 1874); С. Droege, De Lycurgo Atheniensi pecunianun publ. administratore, Bonn 1880; Rabe, De causa Harpalia, Oels 1863; H. Swoboda, Der hellenische Bund des Jahres 371 v. Chr. Rhein. Mus. 49

 

183

 

(1894); Zingerle, Zur Geschichte d. zweit. athenischen Bundes. Eranos Vindobonensis (1893), стр. 359 — 71; В. Weise, Der athenische Bundesgenossenkrieg, Berl. 1895 (Progr.); B. Niese, Geschichte der Griechischen und Makedonischen Staaten seit der Schlacht bei Chaeronea. I. Gotha 1893; Ostermann, De Demetrii Phal. vita, Herstfeld 1847; Fr. Blass, Die Griechische Beredsamkeit in dem Zeitraum von Alexander bis auf Augustus, Berl. 1865; Spangenberg, De Atheniensium publicis institutis aetate Macedonum conunutatis, Halle 1884; Ф. Ф. Соколов, Афинское постановление в честь Аристомаха Аргосского. Ж. М. Н. Пр. ноябрь 1879; его же. Третье столетие до Р. X. Ж. М. Н. Пр. июль 1887; его же, Александр, сын Кратера. Ж. М. Н. Пр. март 1897; В. В. Латышев, К истории города Оропа, Ж. М. Н. Пр. 1885 (ноябрь); G. De-Sanctis, Contributi alla storia Ateniese dalla guerra Lamiaca alla guerra Cremonidea, Studi di storia antica (издав. Белохом), fasc. II. (R. 1893); J. Kirchner, Zwei athenische Familien (EurukleidhV und Mikiwn, MnhsiqeoV), Hermes XXVIII; С. А. Жебелев, Первый год второй македонской войны. Ж. М. Н. Пр. 1894 (дек.); F. Н. L. Ahrens, De statu Athenarum politico et litterario inde ab Achaici foederis interitu usque ad Antoninorum tempora, G6tt. 1829; Л. F. Theobald, Historia Athenarum inde ab interitu foederis Achaici, Marb. 1829; Neubauer, Atheniensium reipublicae quaenam Romanorum temporibus fuerit condicio. Halle 1882.

 

 

   

 



Rambler's Top100