 |
186
|
§ 2. Метеки
Метеки в Аттике составляли класс людей лично свободных,
но
не пользовавшихся правами гражданства. Широкое развитие
торговли, ремесел и искусств привлекало сюда на жительство
из других
стран греческих и даже варварских (Ксен. О дох. II, 3) множество
людей, которым афиняне оказывали радушный прием и покровительство
законов. При замкнутости и обособленности отдельных греческих
племен и государств, которая проявлялась во всех отношениях
их друг к другу, это покровительство иностранцам в Афинах
составляет факт тем более замечательный, что указывает на
более
|
|
|
187
|
свободные и развитые политические взгляды афинского народа,
который в предоставлении прав иностранцам видел одно из
средств
процветания торговли и промышленности и, следовательно,
увеличения благосостояния государства. Число метеков в конце
IV в.
достигало 10 000 (см. выше, § 1), а в V в. было, вероятно,
еще
значительнее.
Лица, приезжавшие в Аттику на короткое время, назывались
parepidhmoi и не были стесняемы
никакими обязательствами до истечения установленного срока.
Но кто оставался на более продолжительное время или на постоянное
жительство, тот должен был вступить в класс метеков, выбрать
себе из среды граждан покровителя (prostathV),
платить установленную подать и исполнять налагаемые повинности.
Покровители служили для метеков, по крайней мере формально,
посредниками во всех отношениях между ними и государственными
властями или перед судом, так как сами метеки не имели юридических
прав. Подать метеков (to metoikion)
была невелика, именно 12 драхм в год с мужчины и половина
этой суммы с одинокой женщины, например, вдовы, не имевшей
взрослых сыновей (женщины, жившие при муже, сыне или другом
родственнике, вносившем подать, не платили ее). Метеки,
не имевшие покровителя или обращавшиеся к государству без
его посредства, были привлекаемы к суду (dikh
aprostasiou) и в случае обвинения наказывались, вероятно,
конфискацией имущества, а в случае неуплаты подати были
отводимы к продавцам государственных имуществ (pwlhtai)
и продаваемы в рабство.
Кроме подати метеки платили небольшую сумму за право заниматься
торговлей на рынке, а также наравне с гражданами вносили
прямую подать и (более богатые) отправляли литургии (см.
гл. 25). Во время войн они были призываемы на действительную
службу в пехоте и матросами во флоте, но в коннице не служили.
При торжественных процессиях (особенно в Панафинейский праздник)
они имели некоторые формальные обязанности, указывавшие
на их отличие от граждан и сравнительно низкое положение:
они носили священные сосуды (skafhforia)
и за знатными гражданками стулья (difroforia),
а их жены и дочери носили зонтики за женами и дочерьми граждан
(skiadhforia). Метеки не имели
права приобретать недвижимую собственность в Аттике, т.
е. могли жить только на квартирах и землю брать только в
аренду. Суд по делам метеков принадлежал полемарху.
Не пользуясь гражданскими правами, метеки, однако, жили
в значительной свободе, занимаясь торговлей (особенно хлебная
торговля
|
|
|
188
|
вся была в их руках), ремеслами * и искусствами, а иногда
были весьма
зажиточными людьми.
За особые услуги, оказанные государству, отдельные метеки
и иностранцы (даже не жившие в Аттике) могли по народному
постановлению получать особые привилегии, как, например,
освобождение от подати и обязанности исполнять литургии
или вообще от всех повинностей (ateleia),
право приобретать дома и поземельную собственность в Аттике
(egkthsiV ghV kai oikiaV, commercium),
действовать самостоятельно в сношениях с государственными
властями (prosodoV proV thn boulhn kai
ton dhmon), далее право законного брака с афинскими
гражданами (epigamia, connubium),
личную и имущественную безопасность во время войны и мира,
на воде и на суше и пр. Те метеки, которые обязаны были
нести только одинаковые с гражданами повинности и избавлены
от прочих, носили название равнообязанных (isoteleiV).
|
|
__________
* В надписях часто встречаются упоминания о метеках-ремесленниках.
Официально метеки отличались от граждан формою обозначения их места
жительства при имени гражданина его дем был обозначаем в форме имени
прилагательного или наречия, а при имени метека место его жительства
обозначаемо было словом oikwn с названием
дема. Например, гражданин дема Коллита назывался KolluteuV,
а метек — en Kollutw oikwn, , гражданин
дема Агрилы — Agrulhqen, метек — Agrulhsin
oikwn.
|
|
|
 |