Наша группа ВКОНТАКТЕ - Наш твиттер Follow antikoved on Twitter

200

 

ГЛАВА 21. Органы верховной власти народа

§ 1. Совет

Общие замечания. Совет (boulh) представлял собой постоянную комиссию народного собрания, которое в Афинах имело верховную власть. Со времен Клисфена совет состял из 500 членов (bouleutai, oi bouleuonteV), избиравшихся жребием по 50 из каждой филы из числа полноправных граждан, имевших не менее 30 лет от роду и заявивших о желании баллотироваться. После избрания кандидаты

 
201

 

подвергались в совете испытанию (dokimasia) относительно поведения, образа мыслей и прав на избрание, и в случае открытия обстоятельств, препятствовавших тому или другому кандидату быть булевтом, отвергнутый (apodokimasqeiV) заменялся запасным кандидатом (o epilacwn). При вступлении в должность члены совета давали клятву (orkoV bouleutikoV) в исправном и сообразном с законами отправлении должности. Совет представлял собою самостоятельную государственную власть и члены его были в своем роде ap^ovreq, хотя отличались от настоящих чиновников тем, что получали жалованье. Именно, за каждый присутственный день они получали каждый по 5 оболов; когда было установлено жалованье неизвестно, но во всяком случае раньше 411 года *. В течение года службы члены совета были свободны от воинской повинности и имели особые почетные места в театре. Подобно прочим должностным лицам, члены совета в заседаниях имели на головах миртовые венки как знак их достоинства. Начало (14 числа месяца Скирофориона) и окончание деятельности совета ежегодно сопровождалось жертвоприношениями (eisithria и exithria).

По окончании срока службы каждый член совета отдельно сдавал отчет о своей должностной деятельности. Во время службы весь совет в совокупности имел дисциплинарную власть по отношению к отдельным членам: обвиненного в каком-либо преступлении булевта товарищи исключали из своей среды посредством баллотировки оливковыми листьями (ekfulloforein) и могли арестовать; потом он подвергался суду в обыкновенном порядке. По окончании года службы народ обыкновенно награждал всю коллегию золотым венком (который был посвящаем какому-нибудь божеству), но иногда выражал совету неодобрение и лишал его этой награды (dwrea) **.

Круг деятельности совета ***. В деятельности афинского совета можно различать две стороны, впрочем тесно связанные между собой: с одной стороны, он представлял собою постоянную деловую комиссию народного собрания, с другой — вполне самостоятельное, высшее правительственное учреждение. Его деятельность простиралась на все отрасли государственного управления. В качестве постоянной комиссии народного собрания совет занимался пред-

__________

* В 411 г. совету 500, упраздненному правительством 400, было выдано жалованье за все остальное время года вперед (см. разд. III, гл. 18, § 1).

** Например, в круг обязанностей совета входила забота о постройке ежегодно 20 триер; если в конце года не поставлялось это положенное число, то совет лишался обычного дара. Дем. Пр. Андрот. 8.

*** Подробно излагается весь круг деятельности совета у Аристотеля (Аф.пол. 43-49).

 

 
202

 

варительным рассмотрением (probouleusiV) дел, предлагавшихся на решение народа. Без предварительного обсуждения в совете ни одно предложение не могло быть сделано в народном собрании, за исключением личных просьб отдельных граждан, которые могли быть обращены помимо совета прямо к народу. Предварительные определения (probouleumata) совета представлялись на утверждение народного собрания до изменения личного состава совета, т. е. до конца года. Он же заботился о приведении в исполнение постановлений народа, причем иногда, в важнейших случаях, получал неограниченные полномочия (boulh autokratwr). На нем лежала также забота о военной обороне государства и потому он имел под своим верховным надзором флот, верфи, конницу (вероятно и пехоту) и в позднейшие времена эфебов. Далее совет заведовал дипломатическими сношениями с другими государствами: выслушивал доклады афинских послов, принимал иностранных послов, вводил их в народное собрание, подтверждал клятвой договоры и пр. В V в. его же ведению подлежали союзные дела, между прочим, и предварительные расчеты по раскладке дани. Он производил также докимасию кандидатов в архонты и в члены совета, наблюдал за действиями чиновников и мог привлекать их к ответственности. Одной из важнейших сторон самостоятельной деятельности совета было заведование государственными финансами: он заботился об изыскании источников доходов, заведовал отдачей их на откуп, взысканием государственных долгов, приемом добровольных пожертвований на государственные нужды, распределением пособий, выдаваемых гражданам от государства, принимал дань союзников и отдавал народу отчет в государственных доходах и расходах. Со времен Фемистокла совет заведовал ежегодно постройкой известного числа (20) военных кораблей, для чего заключал контракты с подрядчиками. Наконец, он заботился о государственных святилищах, благолепии (eukosmia) праздников и имел надзор за общественными постройками.

Совету предоставлено было участие в законодательстве и отчасти судебная власть: он принимал доносы (eisaggeliai) о государственных преступлениях, но только менее важные дела решал самостоятельно (тайным голосованием), так как имел право присуждать лишь к штрафу до 500 драхм, более же важные предлагал на решение народного собрания или гелиастов, если ему не предоставлялась народным определением чрезвычайная судебная власть. В делах, касающихся важных политических преступлений или злоупотреблений по откупам, совет имел право самостоятельно арестовать преступника, в остальных же случаях он не мог арестовать гражданина, если тот представлял трех поручителей из своего имущественного класса (Дем.

 
203

 

Пр. Тимокр. 144). Как самостоятельное политическое учреждение совет мог издавать обязательные определения (yhfismata) в пределах своей власти.

Порядок заседаний. Притании. Совет собирался ежедневно, кроме праздников и тяжелых дней *, обыкновенно в здании Совета (to bouleuthrion), стоявшем на площади, но иногда также в храме Деметры Элевсинской, на Акрополе, в театре и даже в Пирее. Заседания были открыты для публики за исключением случаев важных политических совещаний, которые совет мог сделать закрытыми. Места для публики были отделены решеткой. Советники с 410 г. рассаживались «по буквам», т. е. вероятно так, что каждая фила по жребию занимала особое место, отмеченное буквой. Пританы и позднее проэдры имели, само собою разумеется, особые места. Заседания ежедневно начинались и оканчивались молитвами.

Весь совет в полном составе не мог постоянно находиться в сборе и по своей многочисленности не всегда был пригоден для быстрого решения текущих дел. Поэтому со времен Клисфена для занятия текущими делами были устроены постоянные комиссии, из которых каждая состояла из 50 советников из одной филы и заведовала делами в течение 10-й части года по очереди, определенной в начале каждого года жребием; время дежурства (prutaneia) каждой филы продолжалось в обыкновенные годы 35 — 36 дней, а в годы со вставным месяцем — 38 — 39 дней **. Местом заседаний дежурных советников (prutaneiV) было круглое здание qoloV или skiaV (на площади, недалеко от булевтерия), в котором они проводили почти весь день и обедали вместе со своими секретарями, получая на стол добавочный обол, так что их ежедневное жалованье равнялось драхме. Обо всяком происшествии в городе немедленно извещались пританы, которые и проявляли авторитет власти там, где это оказывалось необходимым. Они заведовали

__________

* Некоторые дни вследствие воспоминаний о несчастных событиях, происшедших в них, или по другим причинам, считались несчастными или тяжелыми (apofradeV или afesimoi hmerai) не только в частном быту, но и в государственных делах. В такие дни не производился суд, не совершались священнодействия и вообще не предпринималось ничего важного.

** Афиняне считали время по лунным годам в 354 дня; для соглашения же их с солнечными годами через каждые 2 года в 3-м прибавлялся один месяц, так что год имел тогда 384 дня. По Аристотелю (Аф. пол. 43) первые четыре притании года продолжались по 36 дней, а остальные шесть по 35. В V в. было, по-видимому, не так. В надписи 410 — 9 года (С. I. А- I, 188) несомненно 8, 9 и 10 притании имеют по 36 дней. Со времени учреждения 12 фил притании продолжались по месяцу, так что дни притании обыкновенно совпадали с числами месяца.

 

 
204

 

текущими делами, подготовляли предложения для внесения в совет, созывали собрания совета и народные собрания и руководили ими. С начала IV века вошло в обычай награждать почетным декретом по истечении года пританов одной какой-нибудь филы, которая наилучше исполнила свою обязанность. Позже стали награждать пританов всех фил.

Из среды пританов избирался по жребию на сутки (без права вторичного избрания в течение той же притании) epistathV, который может быть назван президентом афинской республики. Он председательствовал в совете и народном собрании и хранил у себя государственную печать и ключи от храмов Акрополя, где помещались государственная казна и архив. С одной третью пританов по его выбору он безвыходно дежурил (вероятно, круглые сутки) в толосе. Таким образом, деятельность совета в лице его представителей была в полном смысле слова непрерывной (ср Андок О мист. 45). В первой четверти IV в порядок председательства был изменен перед каждым заседанием совета или народного собрания посредством жеребьевки, производившейся эпистатом, избирались из числа членов совета, принадлежавших к остальным девяти филам, 9 proedroi, по одному из каждой *, один из них по жребию делался председателем (epistathV twn proedrwn), а остальные 8 по отношению к нему назывались sumproedroi. Эпистатом проэдров можно было быть только единожды в год, проэдром — один раз в пританию. Эти девять проэдров сделались председателями совета народного собрания, тогда как за пританами осталось только право созывать заседания, а за эпистатом их — председательство в собрании пританов, хранение ключей и печати и жеребьевка проэдров.

Секретари и другие должностные лица совета. Для занятия письмоводством в совете и народном собрании было несколько секретарей (grammateiV), различить круг их деятельности и время установления, впрочем, довольно еще трудно ** «Афинская политая»

__________

* Первое упоминание о проэдрах относится к 378 г (С I А II, 17 b).

** Вопрос о секретарях разрабатывался в целом ряде статей и диссертаций, но выводы их авторов дапеко не везде согласны между собой и потому не могут считаться вполне прочными См С. Htlle, De scnbis Atheniensium publicis, Leipz Stud 1878, W. Hartel, Studien uber att Staatsrecht und Urkundenwesen, Wien 1878, С. Schaefer, De scnbis senatus populique Atheniensium, Greifsw 1878, G. Gilbert в журн Philologus, т 39, F. von Stojentin в Jahrb f kl Philol 1880, A. Korrtitzer, De scnbis publicis Atheniensium, Wien-Hernals 1883.

 

 
205

 

Аристотеля, от которой мы вправе были бы ожидать разъяснения этого вопроса, еще более запутала его. Она (гл. 54) различает 3-х секретарей: 1) gr. o kata prutaneian, 2) gr. epi touV nomouV (нигде раньше не упоминавшегося) и 3) секретаря, выбираемого народом и обязанного читать и в народном собрании, и в совете все дела, подлежащие докладу. Быть может, этот последний секретарь тождествен с упоминаемым у Фукидида (VII, 10) gr. thV polewV, который тоже читал в народном собрании письменные документы. В V в. секретарь (gr. o kata prutaneian или thV boulhV, избиравшийся по жребию из всех 500 советников сроком на одну пританию, имел на сохранении yhfismata kai grammata (т. е. народные определения и государственные акты) или, иначе говоря, заведовал государственным архивом, а также вел в совете протоколы заседаний и излагал письменно его распоряжения. Его имя упоминается в народных определениях вместе с именами архонта-эпонима, эпистата пританов (потом проэдров) и гражданина, сделавшего предложение *. В промежутке времени между 368 и 363 гг. его должность была сделана годичной, хотя название kata prutaneian сохранилось. В 322 — 319 гг. упоминается в документах ежегодно сменявшийся anagrafeuV, бывший в то время главным секретарем; учреждение этой должности, может быть, стоит в связи с произведенной после Ламийской войны реформой государственного устройства Афин (см. выше, разд. III, гл. 19, § 3). С конца IV в. является в надписях особый «секретарь совета и народа» (gr. thV boulhV kai tou dhmou или gr. tou dhmou), к которому перешла часть обязанностей секретаря притании; в IV же веке был особый «хранитель народных определений» (o epi ta yhfismata). У секретаря притании был еще особый наемный письмоводитель (upogrammateuV). Кассой совета заведовали два tamiai, избиравшиеся советниками из своей среды.

__________

* Например, Edoxe th boulh kai tw dhmw. KekropiV eprutaneue, MnhsiqeoV egrammateue, EupeiqhV epestatei, KalliaV eipe. С. I. А. I, 32. Имя архонта-эпонима не всегда упоминается в надписях V и начала IV века. Начиная с 370-х годов формула заголовка изменяется и принимает такой вид: Epi AgaqokleouV arcontoV epi thV AighidoV enathV prutaneiaV, h DiodotoV DiokleouV Aggelhqen egrammateuen, ogdoh thV prutaneiaV, twn proedrwn epeyhfize DiotimoV OinaioV (во второй половине IV века прибавляется: kai sumproedroi и иногда перечисляются все имена их) Edoxe th boulh kai tw dhmw. HghsandroV eipen . С. I. А. II, 62 (357/6 до Р. X.). В конце IV века еще иногда прибавляется, где происходило народное собрание и т. п.

 

 

 

   

 



Rambler's Top100