 |
220
|
§ 2. Отдельные магистраты
Девять архонтов были высшими чиновниками в Афинах и в древности
(до Клисфена) имели весьма большое значение, которое впоследствии,
с развитием демократии, было в значительной степени ограничено,
хотя звание архонта оставалось всегда высоким и священным
*. При избрании они были подвергаемы двойной докимасии (в
совете и в суде) и давали каждый отдельно клятву строго
соблюдать законы и действовать неподкупно, обязываясь в
|
|
__________
* В IV в. избрание филами кандидатов на должность архонтов было
заменено жеребьевкой по 10 человек из каждой филы. Из этих ста
человек выбирались также жребием 9 архонтов, и их секретарь, причем
обращалось внимание, чтобы в коллегии были представители всех фил.
|
|
221
|
случае нарушения ее поставить в Дельфах золотую статую
(Плут. Сол. 25; Поллукс, VIII, 86). Архонты, безукоризненно
прослужившие год и сдавшие отчет, поступали в число членов
Ареопага. Все вместе архонты, в виде одной коллегии, действовали
редко; именно, они вместе приговаривали к смерти изгнанников,
возвратившихся самовольно в отечество, председательствовали
при остракизме и эпихиротонии чиновников, производили жеребьевку
присяжных судей и афлофетов (судей при состязаниях) и выборы
военных магистратов (стратегов и других). В остальных случаях
действовали отдельно эпоним, царь, полемарх и вместе 6 фесмофетов.
В период господства демократии деятельность архонтов заключалась,
главным образом, в председательстве в судах присяжных и
в исполнении некоторых обязанностей, относившихся к государственному
культу. — Первый архонт (arcwn,
в позднейшие времена arcwn epwnumoV)
делал распоряжения в праздники Дионисий и Фаргелий (в первом
с помощью особых эпимелетов), заведовал поставкой хоров
и отправлением священных посольств (на Делос и в другие
места). Он заботился о сиротах и вдовах, о девицах, наследницах
(о выдаче их замуж и назначении опекунов) и вообще о семейных
делах граждан. На суде он председательствовал по делам,
касавшимся семейного и личного права граждан и возникавшим
из нравственных обязательств: при dikh
agamiou (обвинение в безбрачии), dikh
kakwsewV (обвинение в оскорблении родственников),
по делам о дележе наследства, о сумасшествии (если, например,
кто-нибудь жаловался, что его родители безумны и не могут
управлять имением) и пр. Как эпоним года он имел надзор
за исправностью календаря. Присутственное место его находилось
на площади близ статуй эпонимов фил. — Второй архонт, basileuV,
наследовавший имя и религиозные обязанности древних афинских
царей, имел верховный надзор за государственным культом.
В специальном его заведовании находились мистерии (в устройстве
которых ему помогали 4 epimelhtai twn
musthriwn), Ленейский праздник, устройство бега с
факелами и гимнастических состязаний. Жена его (basilissa
или basilinna) имела особые религиозные
обязанности в праздник Анфестерий в честь Диониса. На суде
«царь» председательствовал по делам культа и религии, как,
например, о нечестии (так, Сократ был судим под председательством
«царя»), споры о жречестве и пр.; он же производил следствия
по делам об убийствах вследствие религиозного характера
таких дел. Мелкие дела он решал своей властью, а более важные
представлял Ареопагу или эфетам и присутствовал при разбирательстве
дела без венка; если же дело было подсудно гелиастам, то
он был председателем. Местом заседаний его был «царский
|
|
|
222
|
портик» (stoa basileioV, basilikh)
на площади. — PolemarcoV с V
в. до Р. X. удержал лишь некоторые следы своего прежнего
значения верховного полководца; он приносил жертвы Артемиде
Охотнице (Agrotera) и Эниалию
как божествам войны, распоряжался надгробными состязаниями
в честь павших на войне (epitafia)
и приносил от лица государства геройские жертвы Гармодию
и Аристогитону. Его юрисдикция простиралась на дела метеков
во всех случаях, которые относились к их политическому положению
в государстве или к имущественным тяжбам, а также на дела
по dikh apostasiou и aprostasiou
и такие частные процессы, в которых ответчиком являлся иностранец.
Место его заседаний находилось за городом подле Ликея.
Эти три архонта имели равную власть и избирали себе каждый
по два товарища (paredroi), которые
подвергались докимасии и по окончании года службы отдавали
отчет. Остальные 6 членов коллегии, носившие общее название
qesmoqetai (иногда обозначавшее,
впрочем, и всю коллегию) и не имевшие права выбирать себе
парэдров, ежегодно производили пересмотр действующих законов
и председательствовали по делам, не подлежавшим ведению
первых трех архонтов или других должностных лиц (нужно помнить,
что почти все чиновники имели юрисдикцию по делам, относившимся
к кругу их обязанностей). В частности их юрисдикции подлежали:
grafh paranomwn, eisaggelia, probolh,
dokimasia, dikai apo sumbolwn, dikai metallikai, eranikai,
emporikai и пр. Место заседания их называлось qesmoqesion
*.
Чиновники по делам культа и нравственности. Исполнение
обязанностей, относящихся к общественному культу, вверялось
многим должностным лицам. Некоторые из них (как, например,
ieropoioi kat eniauton) назначались
на год, другие — на определенный праздник. В числе их были
также десятичные коллегии. Первому и второму архонтам при
заведовании празднествами помогали особые «попечители» (epimhletai
twn Dionusiwn и ep. musthriwn).
Устройством гимнастических и музыкальных состязаний на Панафинейском
празднике заведовали aqloqetai,
избиравшиеся жребием по одному из филы на 4 года (Арист.
Аф. пол. 60; Поллукс, VIII, 93). Bownai,
служившие по выборам, заботились о покупке жертвенных животных;
их должность считалась очень почетной и, по словам лексикографов,
служила ступенью к стратегии. Ieropoioi,
избиравшиеся по жребию в числе 10, приготовляли все необходимое
для жертвоприношений, наблюдали, чтобы жертвенные животные
не имели телесных недо-
|
|
__________
* Подробное изложение прав и обязанностей архонтов находится в
«Афинской политии» Аристотеля, главы 55 — 59.
|
|
223
|
статков и чтобы гадатели не употребляли обманов, вообще
наблюдали за материальной стороной и порядком жертвоприношений
и заведовали устройством пентетерид (т. е. празднеств, совершавшихся
раз в 4 года), кроме великих Панафиней. Кроме того, при
отдельных храмах для надзора за их чистотою и порядком,
для заведования их сокровищницами, священными суммами и
вообще экономической частью состояли особые должностные
лица, называвшиеся ieropoioi, epistatai,
newkoroi, tamiai и пр. Посланники по религиозным
делам назывались qewroi, а отправляемые
на собрания амфиктионов в Дельфы — ieromnhmoneV
и pulagorai.
Некоторым чиновникам был вверен надзор за нравственностью.
Так, попечители эфебов (epimelhtai twn
efhbwn, также swfronistai),
избиравшиеся хиротонией по одному из филы и получавшие жалованье,
наблюдали за поведением молодых людей, упражнявшихся в гимнасиях.
В более поздние времена (с конца IV в.) эфебами начальствовал
ежегодно сменявшийся kosmhthV.
Gunaikonomoi, учрежденные, вероятно,
со времен Деметрия Фалерского, наблюдали за умеренностью
и скромностью в образе жизни женщин, а также вообще за собраниями
в частных домах по случаю свадеб и других семейных торжеств
(Афин. VI р. 245 с).
Полицейские чиновники. Исполнение судебных приговоров
и наблюдение за порядком и благочинием, за правильным производством
торговли и промыслов, за мерами и весами, принадлежали следующим
коллегиям:
1) Oi endeka (коллегия одиннадцати,
состоявшая из 10 членов, избиравшихся жребием по одному
из филы, и 11-го секретаря) заботились, главным образом,
о тюрьмах и исполнении смертных приговоров над уголовными
преступниками (почему они называются также epimelhtai
twn kakourgwn, proistamenoi tou desmwthriou, desmofulakeV;
paradidonai toiV endeka = передать на казнь); для
исполнения этих приговоров в их распоряжении находились
тюремные стражи и палачи. Они же заведовали конфискацией
имуществ по решению суда (но не продажей их) и председательствовали
в суде в спорных делах по конфискациям. Им самим принадлежало
суммарное судопроизводство в таких случаях, где преступление
было очевидно или преступник сознавался (при apagwgh,
efhghsiV и endeixiV, см.
ниже). Местом заседаний коллегии было судебное здание parabuston.
2) Astunomoi, городские надзиратели
(по 1 из филы, 5 для Афин и 5 для Пирея), смотрели за чистотою
города, порядком и приличием на улицах; поэтому им принадлежал
надзор за ходячими артистами, фокусниками и тому подобными
лицами, занимавшимися
|
|
|
224
|
увеселением народа, они могли арестовать и наказать их
за проступки,
явно нарушающие правила нравственности.
3) Agoranomoi, рыночные надзиратели
(в том же числе и так же распределенные между городом и
Пиреем, как и предыдущие), смотрели за мелочной (розничной)
торговлей на рынках, кроме хлебной, испорченные товары изымали
и уничтожали, вообще наблюдали за чистотою и порядком на
рынках и за тем, чтобы при продаже не было обмана, а также
принимали от иностранцев пошлину, которую они должны были
платить за право торговли на рынке. Они собственной властью
решали маловажные споры между покупателями и продавцами
и могли на месте подвергать телесному наказанию (плетью)
иностранцев и рабов, а граждан приговаривать к небольшому
денежному штрафу или отдавать под арест.
4) SitofulakeV (в V в. и в начале
IV — 5 в городе и 5 в Пирее, в эпоху же Аристотеля — 20
в городе и 15 в Пирее) наблюдали за производством хлебной
торговли (для чего вели точные списки о количестве ввозимого
хлеба), в особенности же за тем, чтобы цены на хлеб не превышали
установленной таксы вследствие злоупотреблений хлебопромышленников.
5) Metronomoi в числе 10 человек
(по 5 в городе и в Пирее) наблюдали за правильностью мер
и весов, употребляемых продавцами.
6) За морской торговлей, привозом и вывозом товаров наблюдали
10 epimelhtai emporiou (попечители
торговой гавани), между прочим, они должны были смотреть
за тем, чтобы купцы согласно с законом доставляли в Афины
2/3 всего ввезенного в аттические торговые гавани хлеба
*.
Служители. Для исполнения низших служебных обязанностей
у магистратов были различного рода подчиненные, выбиравшиеся
обыкновенно из свободных людей беднейшего класса, но иногда
также из метеков, вольноотпущенников и даже рабов, за исполнение
своих обязанностей они получали от казны или начальников
жалованье Сюда относятся: письмоводители (upogrammateiV),
которые служили чиновнику в течение года, а потом переходили
к другому
|
|
__________
* Хлеб составлял весьма важный предмет заботы для афинского государства
вследствие малой производительности почвы Аттики; оно принимало
весьма серьезные меры к тому, чтобы хлеб всегда был дешевым. Продажа
его подчинена была строгим правилам: под страхом казни воспрещалось
скупать в одни руки слишком много хлеба и повышать потом цену; определен
был даже maximum количества, которое один купец мог приобретать
для торговли. В случае надобности избирались для закупки' хлеба
(за государственный счет или с помощью добровольных пожертвований)
особые sitwnai.
|
|
225
|
на ту же должность и потому знали иногда больше своих начальников
и пользовались вследствие этого большим значением *; кассиры
(tamiai) чиновников, глашатаи
(khrukeV), люди с громкими голосами
(их eufwnia испытывалась перед
вступлением в должность), которые были необходимы во многих
случаях по причине большого количества членов, участвовавших
в государственных и частных делах; они служили при Ареопаге,
совете, в народном собрании (см. выше гл. 21, § 2), при
судьях, на рынке и т. д.; prometrhtai,
которые мерили на рынке хлеб и прочие товары официальными
мерами за плату от покупателей (вероятно, они были служителями
при метрономах); часовые надзиратели в судах и многие другие
низшие служители при чиновниках, по большей части выбиравшиеся
из государственных рабов.
О военных и финансовых магистратах будет сказано ниже в
разд. III, гл. 24 и 25-й.
Об афинских магистратах вообще: К. Fr. Hermann, De iure
et auctoritate magistratuum Atheniensium, Heidelb. 1829;
Headlam, Election by lot at Athens, Cambr. 1891; В. Keil,
Athens Amtsjahre und Kalenderjahre im V Jahrh. Hermes 1894.
О докимасии: М. Frdnkel, Att. Geschworenen-gerichte, Berl.
1878 и статья в журн. Hermes т. XIII; Thalheim, статьи в
Hermes т. XIII и Jahrb. f. kl. Philol. 1879; Meier und Schoemann,
Att. Process bearb. von Lipsius, Leipz. 1886. Об epibolh:
Siegfried, De multa quae epibolh
dicitur, Berl. 1876
Об отдельных чиновниках: Н. Sauppe, De creatione archontum
Attic.,
Goetting. 1864; Л. Hauvette-Busnault, De archonte rege,
Par. 1884; Crome,
De undecimviris Atheniensium, Dusseld. 1828; R. Haderii,
Die Hellenischen
Astynomen und Agoranomen, vomehmlich im alten Athen, Jahrb.
f. kl. Philol.
Supplbd. 15 (1886).
|
|
__________
* Для того, чтобы по возможности ограничить влияние письмоводителей
на магистратов, было запрещено дважды служить письмоводителем при
одной и той же должности; но это, по-видимому, не всегда исполнялось.
В одной надписи (С. I. А. IV, 2, 614 с) восхваляется некий Дион,
неоднократно исполнявший обязанность секретаря у казначеев по закупке
хлеба и
государственных казначеев и снова избранный на такую же должность.
|
|
|
 |